Главные вкладки

    Конкурсно-познавательная игра "Югра заповедная"
    методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему

    Габидуллина Зоя Никифоровна

     

    Конкурсно-познавательная игра «Югра заповедная» знакомит обучающихся 4-5 классов с особо охраняемыми территориями Нижневартовского района. Содержание направлено на формирование у обучающихся понимания важности охраны и сохранения природы, формирования ценностного отношения к ней. Команды решают кроссворд, составляют пословицы, правила поведения в лесу, изготавливают листовку, что в целом способствует развитию у обучающихся творческих способностей, коммуникативных качеств. Разработка может быть использована учителями на занятиях по биологии, экологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konkursno-poznavatelnaya_igra_yugra_zapovednaya.docx729.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конкурсно-познавательная игра «Югра заповедная»

    З.Н.Габидуллина,

    МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр», пгт.Излучинск, Нижневартовский район, ХМАО-Югра

    Аннотация

    Конкурсно-познавательная игра «Югра заповедная» знакомит обучающихся 4-5 классов с особо охраняемыми территориями Нижневартовского района. Содержание направлено на формирование у обучающихся понимания важности охраны и сохранения природы, формирования ценностного отношения к ней. Команды решают кроссворд, составляют пословицы, правила поведения в лесу, изготавливают листовку, что в целом способствует развитию у обучающихся творческих способностей, коммуникативных качеств. Разработка может быть использована учителями на занятиях по биологии, экологии.

             

    Пояснительная записка

    Цель занятия: формирование у обучающихся бережного, ценностного отношения к природе через организацию конкурсно-познавательной деятельности

    Задачи:

    1. Познакомить с особо охраняемыми территория Нижневартовского района.

    2.Развивать познавательный интерес к изучению природы родного края.

    3.Развивать у обучающихся коммуникативные способности (умение выслушать друг друга, доброжелательное общение, взаимопомощь).

    Возраст участников: обучающиеся 4-5 классов.

    Форма проведения: конкурсно-познавательная игра.

    Методы:

    по источнику передачи и восприятия знаний – практический;

    по характеру познавательной деятельности – творческий.

    Продолжительность занятия: 45 минут.

    Место проведение: актовый зал или кабинет.

    Оформление: по периметру помещения расположены названия станций, выставка «Югра заповедная», на которой размещена литература, информация о природном парке «Сибирские Увалы», изображения краснокнижных растений и животных.

    Оборудование: 5 столов, названия станций, для команд: фломастеры, клей, бланки ответов, ватманы формата А3.

    Подготовительная работа: обучающиеся делятся на 6 команды по 5 человек. Каждая команда придумывает название и девиз, выбирает капитана.

    План проведения

    1.Общая сбор. Приветствие и представление команд. Ознакомление с планом, условиями конкурсно-познавательной игры.(5 минут)

    2.Работа команд на станциях согласно маршрутным листам. Каждая команда получает маршрутный лист и выполняет задания на станциях: «По страницам Красной книги», «Болото», «Пословицы», «Лесные ягоды», «Правила поведения в лесу», «Творческая» (Приложение 1). Время работы команд на каждой станции до 5 минут.(30 минут)

    3. Сбор команд. Каждая команда демонстрирует полученный творческий продукт. Подведение итогов. Награждение команд.(10 минут)

    Сценарный ход

    Ведущий 1: Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу - Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти.

    Ведущий 2: Десятки лет в крае занимались добычей нефти и газа, порой не задумываясь о последствиях для природы. Поэтому сегодня экологические проблемы особенно актуальны. Особое внимание уделяется созданию особо охраняемых территорий и сохранению уникальных природных объектов.

    Ведущий 1: Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    Ведущий 2: Приветствуем участников конкурсно-познавательной игры «Югра заповедная».

    В конкурсно-познавательной игре «Югра заповедная» вам предстоит выполнить 6 заданий, за каждое задание вы получаете часть текста. Собрав, все части у вас получится названия 6 особо охраняемых территорий Нижневартовского района (Приложение 2).

    Капитан команды получает маршрутный лист, участники приступают к выполнению заданий.

    Ведущий 1: Работа команд на станциях завершена. Приглашаем всех участников представить свои творческие работы. (Команды поочередно демонстрируют информационные листовки в защиту природы).

    Ведущий 2: В Нижневартовском районе 6 особо охраняемых территорий, площадью 313581 га:

    1.Природный парк «Сибирские Увалы»

    2.Заказник «Аганский»

    3.Заказник «Кулуманский»

    4.Заказник «Верхне-Вахский»

    5.Остров «Овечий»

    6.Остров «Смольный»

    Ведущий 1: Природа нашего края прекрасна и хрупка. Благодаря особо охраняемым природным территориям мы имеем острова первозданной природы на планете.

    Ведущий 2: Наша встреча подошла к концу. Приглашаем команды познакомиться с выставкой «Югра заповедная».

    Ведущий 1: За активное участие в конкурсно-познавательной игре «Югра заповедная» команды награждаются дипломами.

    Литература:

    1.Заповедная Югра. Департамент экологии ХМАО-Югры, 2013.

    2.«Красная книга ХМАО-Югры», Екатеринбург, 2013 г

    3.Переясловец В.М., Переясловец Т.С., Байкалова А.С. Заповедник «Юганский» (фотоальбом)/ ОАО «ВНЕТОРГИЗДАТ».

    4.Региональный компонент содержания эколого-этнографического проекта «Дом» ч.2 «Птицы»: Мет. реком. к организации внеклассной работы младших школьников./ Составители Р.Р.Мухамедьярова, Е.А.Уколова – Нижневартовск: Приобье, 2001.

    5.Экологические акции и праздники (сборник мет разработок). – Сургут, 2002.

    6.http://edaplus.info/produce/strawberries.html 

    Приложение 1

    Задания командам

    Задание 1. «По страницам Красной книги»

    По описанию определить название  животного или растения. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    1.Крупная хищная птица – «рыболов-профессионал» - среди соколообразных птиц. Обитает вблизи богатых рыбой и чистых водоемов. Питается исключительно рыбой, которую выслеживает в полете над водой. (скопа).скопа

    2.В начале цветения, в апреле – мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик желтого или фиолетового цвета. Существует поверье, что растение обладает усыпляющим действием. (пострел раскрытый, сон-трава).прострел

    3.Этому растению в старину славяне приписывали чудодейственную силу, называли его одоленье-травой. Свое название растение получило в честь мифологических нимф. Растет в стоячих, медленно текучих водоемах, а сорванный цветок быстро закрывается и вянет. (кувшинка белая)кувшинка белая

    4.Редкий неизученный вид отряда насекомоядных.  Окраска иглистого панциря буроватая с беловатыми штрихами. Питается насекомыми и другими беспозвоночными, а также мелкими позвоночными – лягушками, ящерицами. Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. (еж обыкновенный)Eg_195

    5.Самый крупный грызун фауны ХМАО-Югры. Средняя масса тела составляет 19 кг. Основной тип жилищ – норы, редко сооружает плотины. Питается березой, осиной, ивой.(западносибирский речной бобр)bobri

    Задание 2. Кроссворд «Болото»

    1

    Б

    2

    О

    3

    5

    Л

    4

    О

    Т

    6

    О

    1. Эта птица имеет длинную красивую шею, белоснежные перья, величаво, медленно плавает  по воде.
    2. «Как бы мне пошла кар-р-р-рона!» - важно каркает…
    3. Плотник с острым долотом строит дом с одним окном.
    4. Как сажа черна, как сметана бела. Люблю всем в лесу рассказать, где была.
    5. Какая птица зимой в лесу выводит птенцов?
    6. Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет деревянный свой дворец, эта птичка – наш…

    Задание №3 Пословицы

    Составь пословицу

    1. Лес видит, а поле слышит.        

    2. Лес и вода – родные брат и сестра.

    3. Лес рубят – щепки летят.        

    4. В лесу дождь – дважды идёт.        

    5. По опушке – леса не узнаешь.        

    6. Лес точится   - червём изнутри.

    7. В лес с дровами – не ездят.        

    8. Чем дальше в лес – тем больше дров.

    9. За деревьями         - не видать леса.

    Задание №4 Лесные ягоды

    Даны карточки с изображением лесных ягод, напишите названия.

    C:\Users\1\Desktop\черника.jpg

    C:\Users\1\Desktop\земляника.jpg

    C:\Users\1\Desktop\малина.jpg

    C:\Users\1\Desktop\смородина.jpg

    C:\Users\1\Desktop\голубика.jpg

    C:\Users\1\Desktop\клюква.jpg

    C:\Users\1\Desktop\ежевика.jpg

    C:\Users\1\Desktop\морошка.jpg

    C:\Users\1\Desktop\шиповник.jpg

    1.Черника. 2. Земляника лесная. 3. Малина. 4. Смородина. 5. Голубика. 6. Клюква.

    7. Ежевика. 8. Морошка. 9. Шиповник.

    Задание №5 Правила поведения в лесу

    Составьте правила поведения в лесу в пожароопасный период.

    Внимание! В пожароопасный период воздержитесь от посещения леса! Если все-таки вы оказались в лесу, соблюдайте следующие правила. В пожароопасный период в лесу категорически запрещается:

    1. разводить костры, использовать мангалы, другие приспособления для приготовления пищи;
    2. курить, бросать горящие спички, окурки, вытряхивать из курительных трубок горячую золу;
    3. стрелять из оружия, использовать пиротехнические изделия;
    4. оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
    5. оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки, осколки стекла, другой мусор;
    6. выжигать траву, а также стерню на полях.

    Задание №6  «Творческий конкурс»

    Изготовить информационную листовку в защиту природы.

    Приложение 2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"

    Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....

    Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"

    Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....

    Конкурсно-познавательная программа «Путешествие на поезде здоровья»

    Сценарий позволяет изучить с детьми в игровой форме правила личной гигиены, познакомиться с понятием здорового образа жизни, с правилами составления режима дня....

    Конкурсно-познавательная программа "Сильные, смелые, умелые"

    Сначала уч-ся знакомятся с Защитниками Земли русской, потом идет конкурсная программа. Вся программа сопровождается презентацией, музыкально оформлена....

    Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"

    Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории  родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...

    Сценарий праздничной конкурсно-познавательной программы «Рыцари. Богатыри. Защитники.»

    В данной разработке представлен сценарий прадничной конкурсно-познавательной программы "Рыцари. Богатыри. Защитники.", посвящённой Дню Защитника Отечества....

    Методическая разработка «Конкурсно-познавательная программа «Берегись автомобиля»

    Конкурсно-познавательная программа "берегись автомобиля" проводится с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучащихся...