Формирование исследовательского компонента в естественно-научном образовании детей с ОВЗ посредством мобильной естественно – научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»
методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему

Петрова Ольга Геннадьевна

рабочая программа предназначена для обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issledovatelskogo_komponenta_v_estestvenno.docx59.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательского компонента в естественно-научном образовании детей с ОВЗ посредством мобильной естественно – научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»

В настоящее время в обществе сложились представления о кризисе в образовании. Для понимания природы кризиса необходимо сказать о том, что социум находится на этапе вхождения в глобальное информационное общество, что требует взаимодействия трех составляющих – образования, исследования, инноваций. Таким образом, современное образование перестраивается для решения поставленных социальных задач.

Наиболее остро стоит проблема обучения детей с ОВЗ. Формирование системной работы по социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ имеет актуальное значение для воспитания подрастающего поколения и связано с необходимостью реализации комплекса мер государственной и общественной поддержки. Среди основных мер по созданию пространства социализации личности с ОВЗ в системе образования можно выделить следующие направления деятельности:

  1. Разработка методологии и технологий построения эффективной социально-педагогической деятельности, интегрирующей ресурсы образовательной системы на решение актуальных задач личностного развития.
  2. Стимулирование работы с данной категорией детей в образовательных учреждениях для осуществления систематической реабилитационной работы, обобщения и распространения имеющегося опыта.
  3. Организация педагогических структур, оперативно реагирующих на возникающие у воспитанников жизненные ситуации, оказывающие поддержку в разрешении внутренних, межличностных конфликтах, помогающие адаптироваться к условиям общественной жизни, самореализоваться через общение и созидательную деятельность.
  4. Разработка целевых программ и проектов, направленных на систематическую и планомерную работу с данной категорией детей, апробацию механизма поддержки воспитанников, определения перспектив их развития как будущих специалистов в различных областях социально-экономической сферы.

Актуальным направлением выступает материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса, разработка методических материалов, пособий для групповой и индивидуальной работы, самостоятельной деятельности в рамках развития собственных личностных и субъектно-деятельностных новообразований. Подобным примером может служить использование при работе с детьми с ОВЗ переносных естественно - научных лабораторий.

Главная идея использования естественно - научных лабораторий заключается в привнесении в современное школьное образование духа свободного исследования и творческого эксперимента, формирования у учащихся пытливой заинтересованности постижений (конструировании своих знаний). Исходным является представление, что учение особенно усиленно, когда ученик максимально вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта.

Организация работы с переносными лабораториями

  1. позволяет ученикам знакомиться с окружающим миром путём практических опытов, что способствует успешному усвоению материала и повышению качества образования;
  2. создает фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии;
  3. помогает понять широкую панораму природных явлений, как компонентов единого мира во времени, пространстве и взаимодействии.

Стимулирование исследовательской деятельности, поддержка любознательности, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя при работе с естественно - научной лабораторией в условиях внедрения ФГОС.

Полноценным итогом обучения в рамках внедрения ФГОС становится появление желания и становление умения учиться, развитие учебного  сотрудничества, а также формирование понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

Занятия с применением естественно - научной лаборатории ориентированы на:

  1. Активизацию процессов самостоятельного мышления и обучение через открытия;
  2. Предоставление возможностей детям с ограниченными возможностями здоровья в полной мере раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал;
  3. Обеспечение активного обучения посредством мотивированной постановки вопросов и создания побуждающей учебной среды с возможностями самостоятельной работы;
  4. Решение заданий в виде осмысленных и ориентированных на  практическое применение взаимосвязей, которые интересны детям в повседневной жизни;
  5. Поощрение совместного обдумывания и обсуждения проблем в группах и всем классом;
  6. Заинтересованность учащихся общими темами и конкретными проблемами;
  7. Развитие аналитических процессов и творческих способностей школьников с ОВЗ.

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

Обучение в области естественных наук не должно быть направлено на то, чтобы дать детям как можно больше знаний, на передний план выходит обучение естественнонаучному мышлению на содержательных примерах, интересных и важных для учащихся.

Использование естественно-научных лабораторий помогают понять, например, как летает шарик, как функционирует присоска, систематизировать знания учащихся о понятии «погода», получить представление о принципах работы рычажных и пружинных весов, почему появляется звук, какие бывают звуки, и т.д.

Переносная лаборатория «ЛабДиск ГЛОМИР» оснащена:

  1. Мультисенсорный регистратор данных ЛабДиск ГЛОМИР - полноценная беспроводная цифровая лаборатория с 7 датчиками:

http://petr-olga-1975.ucoz.net/_pu/0/s28180029.jpg

  1. Датчик частоты сердечных сокращений (0 – 200 уд/мин).
  2. Датчик освещенности (0 – 55 000 лк).
  3. Датчик температуры исследуемой среды. (-25…+110) + зонд датчика температуры (разъем зонда под кнопкой  датчика).
  4. Датчик температуры окружающей среды (-10…+50) .
  5. Датчик громкости звука (под кнопкой микрофонный датчик 58 – 93 дБ).
  6. Датчик расстояния. (0,4-10м).
  7. GPS-приемник. Регистрирует одновременно долготу, широту, направление, скорость, дату, время.

Три кнопки: ВКЛЮЧИТЬ, ПРОКРУТКА, ВЫБОР.

Главная особенность ЛабДиска – минимум действий. Датчики не требуют настройки и калибровки.

  1. Программное обеспечение GlobiWorld с семью «Научно-тематическим паркам». Чтобы войти в любой парк, надо щелкнуть на его анимированном изображении:
  1. Парк «Окружающая среда». Здесь можно познакомиться с  воздействием различных физических факторов на экологическую ситуацию.
  2. Парк «Электричество». Здесь можно познакомиться с понятием электричества и его ролью в повседневной жизни.
  3. Парк «Погода». В этом парке можно узнать о фактах, формирующих погоду,  о методах измерения ее параметров – температуры, влажности, давления.
  4. Парк «Движение». Здесь ученики знакомятся с понятием расстояния, скорости, силы тяжести, особое внимание уделяется устройству Солнечной системы.
  5. Парк «Человек». В этом парке особое внимание уделяется вопросам  анатомии и физиологии человека, здоровому образу жизни, пользе занятий спортом.
  6. Парк «Растения». Парк посвящен жизни растений - рассматривает широкий круг вопросов: от внутренних обменных процессов до влияния деревьев в лесу на земную жизнь в целом.
  7. Парк «Химия». Тематика парка: состав, поведение, строение и свойства веществ и их превращения в ходе химических реакций.

Предполагается с помощью данной лаборатории работа в сетевом сообществе ГлобалЛаб. «Глобальная школьная лаборатория» - это международный проект, объединяющий учеников разных городов. Ученики исследуют окружающий мир по одинаковым методикам, чтобы можно было сравнить результаты. Для сравнения результатов школьники могут разместить отчеты о своих исследованиях на сайте ГлобалЛаб www.globallab.ru

Приобщение детей к основам научно-исследовательской и проектной деятельности с помощью естественнонаучных лабораторий позволяет наиболее полно выявлять, а затем и развивать интеллектуальные  и творческие способности детей.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 г .Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Формирование исследовательского компонента

в естественно-научном образовании детей с ОВЗ посредством мобильной естественно – научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»

(наименование учебного предмета/курса)

уровень основного общего образования, 5 класс

 (уровень, ступень образования)

2015 – 2016 ГОД

 (срок реализации программы)

Справочное пособие

«Мобильная естественно-научная лаборатория

с мультисенсорным регистратором данных «ЛабДиск ГЛОМИР»

(наименование источника)

С. Н. Карпачев и др.

(автор)

Петрова О.Г.

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

г. Холмск

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы состоит в том, что работа в лаборатории позволяет обучающимся почувствовать вкус к научно-исследовательской деятельности, тем самым подготовить себя к инновационной творческой деятельности. Например, ученого в стратегически важных для развития нашей страны областях. В Программе запланированы мероприятия, направленные на развитие  важных для современного человека качеств: умение ясно и четко формулировать вопросы, задачи, идеи, нестандартно подходить к решению проблемных задач. Особое внимание уделяется межпредметной коммуникации в учебной и творческой деятельности.

Данная программа составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 "Об образовании в РФ";
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271);
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
  • Устав школы.

Цель: формирование и развитие исследовательского компонента у детей с ОВЗ посредством использования мобильной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»

Задачи:

Научное направление:

  • предоставить дополнительные образовательные возможности обучающимся, интересующимся естественными науками;
  • формировать у обучающихся ценности интеллектуального творчества и мотивации к научно-исследовательской работе;
  • оказать помощь обучающимся с ОВЗ, заинтересованным в получении углублённых знаний;
  • ознакомить обучающихся с проектной и исследовательской деятельностью;
  • ознакомить с приемами работы мобильной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»

Адаптация

  • отработать новые педагогические технологии;
  • создать образовательную среду, способствующую продуктивному общению обучающихся;
  • организовать коммуникативное пространство для обучения азам научного мышления, общения, культуре выступлений и проведения дискуссий.

Профориентационная работа

  • проводить профориентационную работу среди обучающихся;
  • обучит основам проектной деятельности посредством проведения мозгового штурма; индивидуальной и групповой работы над проектами, демонстрации лучших проектов обучающихся, победивших в различных конкурсах;
  • подготовить обучающихся к самостоятельной работе над проектами.

Развитие личности

  • обучить обучающихся жизни и деятельности в коллективе;
  • создать образовательную среду, обеспечивающую условия для гармоничного развития обучающихся и совершенствования их способностей;
  • формировать культуру мышления;

 

Предполагаемые результаты реализации программы

  • ·углубление знаний и умений по предметам естественно-научной лаборатории «ЛабДиск»
  • ·динамика успешности обучающихся на учебных предметах базового школьного курса, измеряемую через контрольные работы, результативность обучающихся на олимпиадах и конкурсах, конференциях и выставках;
  • ·повышение уровня мотивации и познавательного интереса к научно-исследовательской деятельности, а так же предметам естественно - научного профиля;
  • ·формирование культуры научно-исследовательского мышления;
  • ·обобщение и внедрение успешного опыта реализации Программы на площадках образовательных организаций;
  • ·освоение и проявление лидерских качеств и навыков коллективной работы;
  • ·формирование здорового образа жизни;
  • ·развитие толерантности у обучающихся;
  • ·расширение знаний о правилах поведения в природе, обществе, профилактика вредных привычек.

Практическая работа с ЛабДиском способствует формированию универсальных учебных действий.

В первую очередь - это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов замеров.

Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли.

Регулятивные УУД – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы. Самый большой плюс от работы с Лабдиском заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики получают возможность получать более глубокие знания.

 

Ресурсная обеспеченность программы

Кабинет, аудио- и видео техника, интерактивная доска, компьютер, мобильный класс, мобильная лаборатория «ЛабДиск ГЛОМИР».

Основными методами организации деятельности являются:

  • практические занятия в естественно - научной лаборатории
  • ·коллективная мыслительная деятельность (КМД)
  • ·игра (сюжетно-ролевые, интеллектуально-познавательные)
  • ·проектная деятельность

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

ТЕМА

Кол-во часов

теория

практика

1

1

Знакомство с комплектом мобильной лаборатории «ЛабДиск»

20 мин (0,2 ч)

25 мин (0,25 ч.)

2

2

Знакомство с научными парками

140мин

(2ч 20мин)

175мин

(2ч 55мин)

2.1

Парк «Окружающая среда»

20мин

25 мин

2.2

3

Парк «Электричество»

20мин

25 мин

2.3

4

Парк «Погода»

20мин

25 мин

2.4

5

Парк «Движение»

20мин

25 мин

2.5

6

Парк «Человек»

20мин

25 мин

2.6

7

Парк «Растения»

20мин

25 мин

2.7

8

Парк «Химия»

20мин

25 мин

3

Практические занятия с использованием лаборатории

95 мин

 (1ч 35мин)

390 мин

 (6ч 30мин)

3.1

9

Измеряем свой пульс

10мин

35мин

3.2

10

Измерение размеров класса

10мин

35мин

3.3

11

Скорость и расстояние

10мин

35мин

3.4

12

Температура вокруг нас

10мин

35мин

3.5

13

Отражение света

10мин

35мин

3.6

14

Зависимость освещенности от расстояния

10мин

35мин

3.7

15

День и ночь

10мин

35мин

3.8

16

Громкость звука

10мин

35мин

3.9

17

Идем в парк

10мин

35мин

3.10

18

Протокол путешествия (пример проекта)

5мин

40мин

4

19-20

Мониторинг пришкольного участка

45 мин

45мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"

Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.Цель мастер-класса:  создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-к...

Организация учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Творческая лаборатория с педагогами дополнительного образования на тему "Организация учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования"...

Формирование экологической компетентности обучающихся естественно-научного профиля

Из опыта работы по формированию экологической компетенции...

"Туристская работа, как способ развития географического образования среди обучающихся, в рамках реализации естественно-научной направленности"

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения географии, вопросы и методы изучения географии и географического образования, понимания роли и места географии в современном обществе и ее сознани...

Проектные технологии - инструмент для исследовательской деятельности обучающихся в дополнительном образовании детей.

Проектная технология максимально развивает коммуникативность, умение решать проблемы, учит ответственности, не бояться трудностей.Этот метод опирается на путь преодоления затруднений, поисков решения ...