Формирование экологической компетентности обучающихся естественно-научного профиля
консультация по биологии (10 класс)

 Из опыта работы по формированию экологической компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_praktiko.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

            Региональный практико-ориентированный семинар

                    по предметам      естественно-научного цикла

«Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся по предметам естественно-научного цикла как важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса».

       Формирование экологической             компетенции учащихся классов естественно-научного профиля.

                                                              Подготовила

                                                    учитель биологии и химии

                                                              Батова Л.Б.

                                             

                             

                                               Можайск 2020г.

Скажи мне - и я         забуду,                                                                                                                   

 Покажи мне -  и я запомню,                                                                                                                 

Вовлеки меня - и я научусь» 

В процессе формирования экологической компетенции одаренных учащихся   при изучении химии и биологии я использую следующие методы обучения:                       

1). Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором я организую относительно самостоятельную поисковую деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.   При этом структура обучения следующая: создание проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких; опытная проверка принятых гипотез; обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и на практике. Проблемное обучение на уроках биологии и химии для формирования экологической компетентности  провожу через решение экологических задач. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа.

Пример экологической задачи:  Какая  масса водорослей необходима для существования пары скоп(рыбоядные птицы). Масса каждой птицы  составляет  около 3.5 кг

          

 2) Метод проектов я использую на уроках химии и биологии и во внеурочное время для формирования экологической  компетентности.  Использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом    

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам экологического содержания – это межпредметные проекты.

Проектный урок я использую  на заключительных  уроках при изучении большой темы.          

Например при изучении  темы «Роль воды в биосфере»,Соли и почва как абиотические факторы» на уроках естествознания в10 классе,  учащиеся делали свои проекты:»Изучение экологических характеристик почв и влияние антропогенных факторов на ее формирование», «Свойства воды, загрязнения и методы очистки» и представляли проект-презентацию.

Огромное значение  в формировании экологической компетенции учащихся имеет наш учебно-полевой лагерь» Радужный» на его базе мы проводим исследовательские уроки. Так,например я разработала и провела интегрированный исследовательский урок « Изучение древостя смешанного леса.»Это изучение видового разнообразия древесных пород определенного участка, а затем исследование на присутствие ионов тяжелых металлов.                 

   3) Организация научно-исследовательской деятельности осу-ществляется во внеурочное время с использованием индивидуального подхода к одаренным учащимся. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.  В школе ребята под моим руководством занимаются научно-исследовательской деятельностью по формированию экологи-ческой компетентности в течение  многих лет.  Например исследовательские проекты»Исследование плесени»,»Фитотерапия и фармокология» ученики проводили исследования и сравнивали результаты

     

В научно-исследовательской работе  содержатся обязательные элементы научного исследования – постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность   учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала.  Результат работы – победы моих ребят с научно-исследовательскими работами в муниципальных, зональных и региональных научно-практических конференциях.                                                                                                                                   
        В результате моего  опыта работы по развитию  экологической компетентности одаренных учащихся при изучении химии и биологии  делаю следующие выводы:  

1. Необходимость применения проблемного обучения, проектной методики, научно-исследовательской работы  в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности одаренного учащегося, его подготовки к самореализации  в экологической деятельности.                               
  2. Формирование экологической компетентности  находит все более широкое применение при обучении одаренных учащихся химии и биологии, что   обусловлено  характерными особенностями, описанными выше.                                                                                                            
3. Предложенная модель формирования экологической компетентности ориентирует  не столько на формирование экологических знаний, но и на  развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность

Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию  нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием лично...

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

Доклад-презентация ""Формирование экологических компетентностей обучаемых, через содержание естественно - научного образования"

Данная работа является творческим отчетом учителя биологии, потому что общеобразовательная школа является начальным звеном в развитии компетентностей обучающихся, где одной из главных является экологи...

Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся

В работе раскрывается  экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии основной школы и даётся её обоснование. Отдельно рассматриваются элементы новизны в методике органи...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Задания по формированию у обучающихся естественно-научной грамотности

Задания по формированию у обучающихся естественно-научной грамотности . можно применять на уроке по теме: "Фотосинтез" как в 10 -ом классе так и в 6-ом классе. задания нацелены для развития ...