Конспект занятия «Голубой цвет в природе» (дополнительная общеразвивающая программа "Экоберегоша")
план-конспект по естествознанию на тему

Гутникова Татьяна Юрьевна

Конспект занятий по экологии для обучающихся 5-7 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goluboy_tsvet_v_prirode.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Голубой цвет в природе»

Материалы и оборудование: Глобус, настольная лампа, яблоко, картинки (изображающие разные агрегатные состояния воды.

Ход занятия:

Приветствие.

«Круг рукопожатий». Встаньте, дети, встаньте вкруг.

                                      Слева друг и справа друг.

                                      Все мы дружим меж собою и с природою родной.

Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, передайте друг другу хорошее настроение.

Основная часть. Педагог включает шум дождя. Предлагает детям закрыть глаза и представить себе, что идет дождь.

Педагог: Но вот дождь закончился, выглянуло солнышко, и на небе показалась разноцветная радуга – дуга. Какие цвета радуги вы знаете? Назовите их по порядку?

Педагог: С каким цветом мы познакомились на прошлом занятии?  Что бывает зеленого цвета?

Педагог: Ребята, а сегодня я хочу пригласить вас в голубую страну:

А я рано утором залез на сосну,

Я увидел вдали голубую страну,

Голубых людей, голубых лошадей,

Голубых-голубых индюков.

Педагог: давайте мы с вами тоже посмотрим на голубую страну.

Дети смотрят вокруг через голубую пленку.

Педагог: Какого цвета всё стало? (голубым)

Ребята, а что же в природе бывает голубого цвета? (вода)

Педагог показывает детям глобус.

Педагог: Что это такое?

Дети: Это глобус.

Педагог: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Педагог: А какой формы наша планета – Земля?

Дети: Круглая.

Педагог: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Педагог: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода (моря, реки, океаны).

Педагог: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Педагог: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

  Дети: Это тоже вода, но в виде льда.

Педагог: Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса?

     Педагог показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца - настольная лампа, в качестве Земли – глобус). Предстоит определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.

Педагог: А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети: В жидком, твёрдом и газообразном. Это свойства воды.

Физкультминутка:

Педагог: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Педагог: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар).

Педагог: у голубого цвета много оттенков, и свои названия они получили по тем предметам, которым принадлежат. Небесного цвета-небо, василькового-васильки, бирюзового - драгоценный камень-бирюза. Назовите оттенки голубого цвета (небесный, бирюзовый, незабудковый).

Педагог: А сейчас попробуем разложить листы голубого цвета от самого темного к самому светлому.

Педагог:  (показывает картинки с журнала) Ребята, а ещё голубой цвет используют для росписи посуды: Чашки с блюдцами, и вазы для фруктов и цветов, и большие блюда, и чайники, красивый молочник.

Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.

Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая сказка-легенда.

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица «Всему можно научиться — важно не лениться».

Мы с вами тоже попробуем научиться рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело!

Раскраски для гжели.

Подведение итогов.

Педагог:

  • Ребята, в какой стране мы сегодня с вами были?
  • Что в природе можно увидеть голубого цвета?
  • Какие оттенки голубого вам запомнились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Конспект занятия "Мир цветов"

Цель:  сформировать представления о цветах – символах разных стран и изготовить цветок ромашку как символ России в смешанной технике.      Задачи.Обучающие:·  ...

Конспект занятия "Гармоничная природа" (дополнительная общеразвивающая программа "Экоберегоша")

Конспект занятия по экологии для обучающихся 5-7 лет семейного клуба "Солнышко"...

Конспект занятия для одаренных детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный исследователь»

Тема занятия «Сыщик ищет». Цель: развивать интеллектуально-творческий потенциал учащегося путем стимулирования аналитической деятельности и наблюдательности.Задачи:Предметные (образов...