Программа дополнительного образования кружка «Юный химик» - "Вода знакомая и неизвестная"
рабочая программа по естествознанию (8 класс) на тему

Задорова Ольга Владимировна

 Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых вопросов. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем ее настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности она удивительна и необыкновенна. Вода - это подлинное чудо природы. Рассмотреть особые, уникальные свойства воды возможно только во внеурочной деятельности, на занятиях кружка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ ДО «Дом детского творчества р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

МОУ «СОШ №1 р.п.Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

Региональный этап ХIII Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ

«Вода знакомая и неизвестная»

Программа дополнительного образования

кружка «Юный химик»

Возраст обучающихся 12 – 14 лет

Срок реализации – 1 год

Автор - Задорова Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования,

 учитель химии высшей квалификационной

 категории

Новые Бурасы

2017 г.

Содержание

Пояснительная записка

3

Цели

4

Задачи

4

Методы и приемы работы

4

Виды занятий

4

Ожидаемые результаты

5

Формы организации итоговой аттестации

5

Содержание образовательной программы

6

Календарно-тематическое планирование

10

Литература

14

Интернет ресурсы

14

Приложения

14

Пояснительная записка

Автором накоплен богатый материал, рассматривающий уникальное природное соединение - воду с разных сторон, разработан дистанционный курс «Химия 8 класс»  (http://school.saratov-rcdo.ru/course/view.php?id=35#section-48 ), в который включены многие темы, предлагаемые данной программой, т.е. программа «Вода знакомая и неизвестная» предполагает возможность использования также и дистанционной формы обучения. Педагог имеет опыт работы с учащимися с ОВЗ в дистанционной форме, в течение 5 лет ведет преподавание химии, биологии и географии.

Срок реализации программы – 1 год, с учетом того, что целью изучения является поистине уникальное вещество – вода, которое является одновременно самым неизвестным; кроме того, программой предусматривается большое количество практических экспериментальных работ, подготовка и проведение театрализованных постановок, игровых мероприятий и т.д.

Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Содержание программы направлено на расширение и углубление знаний по теме «Вода», на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе; способствует проведению специализации в области защиты окружающей среды. Программа ориентирована на выбор естественно-научного, химико-биологического профилей обучения, обеспечивает возможность формирования у учащихся умений самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности в процессе изучения строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества.

 Изучение курса способствует реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём.

 Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых вопросов. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем ее настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности она удивительна и необыкновенна. Вода - это подлинное чудо природы. Рассмотреть особые, уникальные свойства воды возможно только во внеурочной деятельности, на занятиях кружка.

Программа основывается на межпредметных связях химии, биологии, природоведения, естествознания, экологии, физики, географии, литературы и искусства. Привлечение дополнительной информации дает возможность сформировать понимание значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

Изучение строения и свойств воды можно и необходимо использовать для формирования универсальных учебных действий учащихся, для повышения эффективности знаний школьников о законах и явлениях природы, умения обобщать и систематизировать их.

Работа по данной программе дает возможности для творчества обучающихся, они сочиняют рассказы, сказки, стихи о воде, готовят рефераты, доклады, буклеты, занимаются проектной деятельностью. Учащиеся проводят исследования свойств воды, принимают участие в конкурсах, конференциях различного уровня.

Данная программа дает возможность руководителю кружка и обучающимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам исследования свойств воды, значения воды для человека, влияния качества воды на здоровье человека.

Цели:

  • формирование познавательного интереса к химии, дисциплинам естественнонаучного цикла;

расширение и углубление знаний по теме «Вода»;

  • развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе;
  • отработка практических умений и навыков.

  Задачи: 

Образовательные:

  • совершенствовать навыки химического эксперимента;
  • подготовить учащихся к практической деятельности;
  • создать условия для совершенствования работы с компьютером, поиска необходимой информации, подготовки презентаций, защиты своих работ,
    проектов.

Воспитательные:

  • развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;
  • сформировать ответственное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы и творческие способности;
  • формировать научную картину мира.

Методы и приемы работы:

  • сенсорное восприятие (лекции, презентации, просмотр видеофильмов, СД);
  • практические (лабораторные работы, эксперименты);
  • коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры, совместная работа над проектами).

Виды занятий:

  • Комплексные занятия – лекции с демонстрационным экспериментом, сообщения учащихся
  • Практические занятия.

Проведение экспериментов помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.

  • Занятия с применением электронных презентаций, подготовленных педагогом и учащимися

Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

  • Акции.

Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как очистка родников. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

  • Коллективные творческие работы.

Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

  •   Праздники.  День воды, КВН, интеллектуальные мероприятия и др.
  •  Обобщающие занятия -  защита творческих работ, презентаций, проектов позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

Ожидаемые результаты

После изучения программы данного курса учащиеся должны научиться:

  • Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
  • Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях, в Интернет - источниках
  • проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно; 
  • работать в группах;
  • проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
  • писать рефераты, готовить презентации, в соответствии с требованиями.

Формы организации итоговой аттестации:

  • Защита творческих работ и проектов.
  • Интеллектуальная игра.
  • Соревнование.
  • Выступления в театрализованных мероприятиях.
  • Представление результатов исследований.
  • Подготовка моделей, поделок к выставкам.
  • Зачет.

        

Учебно-тематический план

 разделов

Название тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

Вода   на Земле

10

5

5

Вода за пределами Земли

1

1

Исторические факты, легенды и мифы

5

1

4

Состав   воды

14

5

9

Свойства  воды

11

1

10

Аномалии воды – «Почему лопнула бутылка?...»

8

4

4

Вода – растворитель

2

2

Вода в литературе и искусстве

8

4

4

Значение воды. Вода на службе человека.

6

2

4

Очистка  природной  воды

2

1

1

Охрана водных ресурсов

6

5

1

Итого

74

30

44

Содержание образовательной программы.

 (1 год обучения - 74 часа)

Тема 1. Вводное занятие.

 Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

Правила техники безопасности нахождения в кабинете химии, проведения экспериментов, работы с нагревательными приборами, с электрическим током, с реактивами

Тема 2. Вода   на Земле.

Вода -  самая важная в природе жидкость. Вода на земном шаре. Водная оболочка Земли. Появление воды на Земле. Круговорот воды. Вода морей и океанов. Вода ледников, айсбергов.

Практическая работа: Круговорот воды.

Сообщения учащихся: Вода морей и океанов. Вода ледников, айсбергов.

Тема 3. Вода за пределами Земли.

Вода  в Солнечной системе.    Жидкая вода в Солнечной системе и предположения о существовании внеземной жизни.

Тема 4. Исторические факты, легенды и мифы

Тема 5. Состав   воды.

Устойчивые изотопные разновидности воды. Вода -  простейшее устойчивое соединение водорода с кислородом. Вода легкая и тяжелая, нулевая, радиоактивная вода. Структурированная вода. Строение молекул воды. Примеси природной воды.

Тема 6. Свойства воды.

«Самый важный минерал на Земле, без которого нет жизни». Вода -  «жизненный» растворитель.

Практическая работа: Физические свойства воды.

Практическая работа: Химические   свойства   воды.

Взаимодействие воды с металлами и оксидами металлов. Взаимодействие воды с неметаллами. Гидролиз. Электролиз воды. Фотосинтез – важнейшая реакция на Земле.

Тема 7. Аномалии воды.

Аномалия поведения при охлаждении. Аномалия плотности. Аномалия теплоемкости. Поверхностное натяжение воды. Взаимодействие воды с фтором. Опыты Эмото Масару.

Вода в литературе и искусстве.

Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни. Невозможно не то, что исследовать – перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях.

Вода-река -  Вода для наших предков – необходимое условие существования. Селились по берегам рек, используя водные преграды для защиты от врага. И много веков назад, и сейчас плоды труда земледельца зависят от осадков, паводков. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…"

В литературе вода помогает представить смену времен года (особенно ярко в стихах Ф.И.Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления.

Вода в фольклоре.

Многие русские сказки начинает сказочный зачин: "На море – океане, на острове Буяне…"

Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька, студеная, ключевая – это все вода.

Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.

В сказках два вида воды: живая и мертвая. Без мертвой воды с одной живой не сможешь помочь ни Финисту Ясну Соколу, ни богатырям. Мертвая вода убирает раны, соединяет разрозненное, а живая только потом возвращает жизнь.

Очистка природной воды.

При несоответствии воды стандарту «Вода питьевая» возникает необходимость улучшения её качества. Способы и методы обработки воды на водопроводной станции, также, как и состав сооружений по водоочистке, зависят от свойств воды водоисточника. Под улучшением качества воды понимают комплекс мероприятий, направленных на осветление (устранение мутности воды), обесцвечивание (устранение цветности воды) и обеззараживание (освобождение воды от патогенных микроорганизмов).

   В отдельных случаях прибегают к использованию специальных методов обработки воды: опреснению, умягчению, обезжелезиванию, фторированию.

В зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод. Механическими методами удаляют грубые дисперсные примеси с помощью решеток, сит, фильтров, отстойников, нефтеловушек. Этими методами удаляют нерастворимые примеси из бытовых стоков – до 60%, из промышленных – 95%.  В настоящее время наибольшее распространение получили хлорирование, озонирование и облучение воды ультрафиолетовыми лучами.

Значение воды. Вода на службе человека.

Заселенная живыми организмами наружная оболочка нашей планеты – биосфера является вместилищем жизни на Земле. Её первоосновой, ее незаменимым компонентом является вода. Вода - это и строительный материал, который используется для создания всего живого, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма вредные для него вещества, и уникальный транспорт, снабжающий биологические структуры всем необходимым для нормального протекания в них сложнейших физико-химических процессов.

Водные растворы. Как приготовить раствор заданной концентрации?

Практическая работа «Приготовление растворов заданной концентрации»

Проблема пресной воды.

Пресная вода – один из наиболее важных для человека природных ресурсов. Возобновление пресных водных ресурсов происходит благодаря всем известному круговороту воды.

В год с поверхности земли испаряется приблизительно 525 тыс. куб. м. воды, причем большую часть водяного пара, а именно 86%, нам дают океаны и моря. На суше испарение жидкости достигает до 1250 мм в год. Но стоит отметить, что половина образуется в результате выделения излишков влаги растениями, так называемой транспирации. Эта естественная природная дистилляция использует 20% солнечной энергии. Водяной пар в виде осадков выпадает на землю и вновь пополняет океаны, моря, ледники, поверхностные и подземные воды.

Пресные воды, как ни странно, составляют лишь 2% гидросферы. Они способны постоянно возобновляться, что является очень хорошим показателем. Скорость возобновления пресных вод определяет доступность ресурсов человеку. 85% таких вод сосредоточено, конечно же, в ледниках. Скорость водообмена в них достигает до 8000 лет, это меньше, чем в самом океане.

Что касается же поверхностных вод суши, то они могут обновляться быстрее раз в 500, чем океанские. А вот обновление речных вод происходит всего лишь за 10, максимум за12 суток. Воды рек имеют для человека наибольшее практическое значение.

Один из важнейших источников пресной воды для человека – реки. Но на сегодняшний день мы все чаще и чаще сталкиваемся с проблемой пресной воды. Многие реки в настоящее время транспортируют промышленные отходы, которые, к сожалению, попадают в океаны и моря. Использованная пресная вода возвращается человеком в реки в качестве сточных вод. Рост очистных сооружений сегодня отстает от нормы потребления воды. Но это не самое страшное, все еще впереди!

Использованную в промышленности воду невозможно очистить до конца. Большинство растворенных неорганических соединений и около 10% органических вредных веществ оседают в чистых сточных водах. Такую воду можно будет потреблять только после неоднократного смешивания с чистой природной водой, поэтому тут важно соотношение количества сточных, даже очищенных, и речных вод.

Проблема пресной воды заключается в следующем: это, прежде всего, ухудшение ее качества. Вода становится непригодной для употребления, то есть приготовления пищи и питья.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Часы

Форма работы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Правила техники безопасности нахождения в кабинете химии

1

Изучение инструкции по технике безопасности

1

1

Вода   на Земле

Количество    воды    в   природе. Образование воды

1

Лекция-презентация, демонстрационный эксперимент

1

1

Откуда на Земле взялась вода?

1

Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент

1

1

Круговорот воды

1

Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент

1

1

Вода морей и океанов

1

Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент

1

1

Вода ледников, айсбергов

1

Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент

1

1

Искусственный   дождь

1

Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент

1

1

«Чудесные»   дожди

 

1

Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент

1

1

Как фактор окружающей среды

1

Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент

1

1

Влияние воды на формирование климата на планете Земля

 

1

Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент

1

1

Защита  проектов «Вода на земле»

1

Защита  проектов

1

1

Вода за пределами Земли

Вода в Солнечной системе.

1

Лекция-презентация,

1

1

Исторические факты, легенды и мифы

Водопровод Древнего Рима.

Подготовка театрализованного представления

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

Царь Дхатусена.

Подготовка театрализованного представления

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

Существуют ли русалки…..

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

Вода и «Золотое сечение».

Подготовка театрализованного представления

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

Театрализованное представление «Всегда и везде человек нуждается в воде»

1

Театрализованное представление

1

1

Состав   воды

Вода легкая и тяжелая, нулевая, радиоактивная вода

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

Структурированная вода.

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

Простая жидкость или сложное вещество. Строение молекул воды

1

Ученический эксперимент.

1

1

Примеси природной воды. Обнаружение   примесей   воды.

1

Ученический эксперимент.

1

1

Практическая работа «Определение жесткости воды».

1

Ученический эксперимент.

1

1

Практическая работа «Анализ воды».

1

Ученический эксперимент.

1

1

Практическая работа «Выявление химических загрязнений в воде».

1

Ученический эксперимент.

1

1

Газированные напитки – «пить или не пить?»

1

Лекция, ученический эксперимент

1

1

Продолжение эксперимента с газированной водой

1

Ученический эксперимент

1

1

Минеральные воды.  

1

Лекция, ученический эксперимент.

1

1

Живая вода

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

«Серебряная   вода», «Святая вода»

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

День Воды – проведение мероприятий для начальной школы

1

Проведение мероприятий для начальной школы

1

1

КВН – «Без воды и ни туды, и ни сюды»

1

КВН

1

1

Свойства  воды

Физические свойства воды

1

Ученический эксперимент.

1

1

Исследование физических свойств воды.

1

Ученический эксперимент.

1

1

Химические   свойства   воды.

1

Ученический эксперимент.

1

1

Взаимодействие воды с металлами и оксидами металлов.

1

Ученический эксперимент.

1

1

Взаимодействие воды с неметаллами и оксидами неметаллов. Вода — катализатор. Реакция алюминия с иодом.

1

Ученический эксперимент.

1

1

Гидролиз. Исследование рН растворов солей.

1

Ученический эксперимент.

1

1

Гидролиз бинарных соединений на примере карбидов

1

Ученический эксперимент.

1

1

Электролиз воды и водных растворов солей.

1

Ученический эксперимент.

1

Фотосинтез – важнейшая реакция на Земле. Опыты с растениями.

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Подготовка к проведению занимательных опытов с водой.

1

Ученический эксперимент

1

1

Познавательно-развлекательное мероприятие «Вода – источник жизни»

1

Познавательно-развлекательное мероприятие. Эксперимент.

1

1

Аномалии воды – «Почему лопнула бутылка?...»

Просмотр научно-популярного фильма «Вода».

1

Просмотр фильма

1

1

Почему вода –вода? Водородная связь.

1

Лекция-презентация.

1

1

Почему лед не тонет? Аномалия поведения при охлаждении. Аномалия плотности.

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Почему у воды самая большая теплоемкость? Аномалия теплоемкости.

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Почему водомерки бегают? Поверхностное натяжение воды.

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Может ли вода гореть? (взаимодействие воды с фтором, виртуальный опыт)

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Обладает ли вода памятью? Опыты Эмото Масару.

1

Лекция-презентация.

1

1

Интеллектуальная игра по химии: "Вода — самое удивительное вещество на Земле"

1

Проведение интеллектуальной игры

1

1

Вода – растворитель 

Водные растворы. Как приготовить раствор заданной концентрации?

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Практическая работа «Приготовление растворов заданной концентрации»

1

 Ученический эксперимент.

1

1

Вода в литературе и искусстве

Стихи о воде

1

Подборка и представление материала. Личные работы учащихся.

1

1

Пословицы и поговорки о воде

1

Подборка и представление материала. Личные работы учащихся.

1

1

Вода в сказках

1

Лекция-презентация. Подборка и представление материала. Личные работы учащихся.

1

1

Вода в живописи

1

Лекция-презентация. Подборка и представление материала. Личные работы учащихся.

1

1

Фонтаны Петергофа

1

Лекция-презентация, обсуждение

1

1

Вода в музыке

1

Лекция-презентация, обсуждение

1

1

Образы воды в христианском искусстве

1

Лекция-презентация, обсуждение

1

1

Просмотр фильма "Великая тайна воды"

1

Просмотр фильма

1

1

Значение воды. Вода на службе человека.

Вода, как основной компонент растительных и животных организмов

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Содержание и роль воды в организме человека.

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Физиологическое и гигиеническое значение воды

1

Лекция-презентация. Ученический эксперимент.

1

1

Использование воды в быту, промышленности, производстве электроэнергии

1

Лекция-презентация.

1

1

Использование воды, как эталона

1

Лекция-презентация.

1

1

«Бал королевы Воды» - праздник для кружковцев.

1

Праздник для кружковцев.

1

1

Очистка  природной  воды

Обеззараживание

1

Лекция-презентация.

1

1

Очистка воды

1

 Ученический эксперимент.

1

1

Охрана водных ресурсов

Проблема пресной воды.

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

Источники загрязнения воды.

1

Презентации, сообщения учащихся

1

1

Федеральное законодательство и охрана водных ресурсов

1

Лекция-презентация.

1

1

Зачет. «Так что же есть вода?.....»

1

Подведение итогов

1

1

Зачет. «И почему ее так ценят люди?....»

1

Подведение итогов

1

1

Подведение итогов

1

Подведение итогов

1

1

Литература для педагога:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 96с., ил.
  2. Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М. Дрофа – 2008
  3. Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Сивкова Г.А., Сладков С.А.  «Вода в нашей жизни» Учебно-методическое пособие к элективному курсу для 9 класса основной школы или 10–11 классов базового уровня средней школы
  4. Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины. Под ред. С.В. Маркевича и С.И. Маркевич. – Мн.: «Нар. Асвета», 1972. – 208 с. с илл.,
  5. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М. «Просвещение», 1986 г.
  6. Маленков Г.Г. Структура и динамика жидкой воды. Журнал структурной химии, 2006г., т.47, приложение, с.5-35.
  7. Масару Эмото. Послания воды (тайные коды кристаллов льда). - М.: София, 2005г.
  8. Николаев Л.А. Химия жизни. М, «Просвещение», 1986 г.
  9. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество. М., «Педагогика», 1987 г.
  10. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с. с ил.
  11. Химия. (Курсы по выбору в предпрофильной подготовке). – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2006 г., – 52 с.
  12. Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 184 с.

Литература для обучающихся:

  1. Андерсен Г.Х. «Капля воды»
  2.  Белянин В. С., Романова Е. Н. Жизнь, молекула воды и золотая пропорция // Наука и жизнь, 2004, № 10. Естествознание. Под ред. Суравегиной И.Т.  М. «Просвещение», 2000 г.
  3. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1/Сост.В.А. Крицман. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1993. – 192с., 8 л. Ил.
  4. Леенсон И.А. Удивительная химия. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 176 с. – (о чём умолчали учебники).
  5.  Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 112 с.: ил.
  6. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. Второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с.
  7. Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков: Научно-популярная лит-ра / Рис. Т. Коровиной и Е. Суматохина; фотогр. Л. Чистого. – М.: Дет. Лит., 1987. – 127 с., ил. – (Знай и умей).

Интернет ресурсы

  1. http://school.saratov-rcdo.ru/course/view.php?id=35#section-48 
  2. http://vodamama.com/
  3. http://www.watermap.ru/articles/fizicheskie-svojstva-vody
  4. http://www.o8ode.ru/article/water/udivit/waterubnormal.htm
  5. http://www.rosinka.vrn.ru/aqua/aqua/lit.html 
  6. file:///F:/%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%20(E)/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект»

Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообр...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования, кружка «Юный эколог »

Программа кружка «Юный эколог» предназначена для организации внеурочной деятельности по эколого-биологическому  и естественно–научному направлению и соответствует основному общему образованию/Цел...

Контрольные занятия по программе дополнительного образования кружка «Школа юного музееведа»

В процессе занятий по музееведению учащиеся знакомятся с различными терминами, связанными с данной дисциплиной, с правилами проведения экскурсий и с концепцией организации работы школьного музея. Знач...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный химик"

Пропедевтический курс предназначен для подготовки учащихся к изучению основного курса. Его появление отчасти вызвано тем, что согласно ФГОС, ученики начинают изучать проектные технологии уже в 5...