Главные вкладки

    " Путешествия. Посмотри вокруг"
    план-конспект урока по естествознанию

    Пчелкина Наталья Анатольевна

    Тема урока: « Путешествия. Посмотри вокруг»

    Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)  

    Цель: создать условие для формирования у учащихся умение ориентироваться на местности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл posmotri_vokrug_pchyolkina.docx244.38 КБ

    Предварительный просмотр:


    Тема урока: « Путешествия. Посмотри вокруг»

    Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)

    Цель: создать условие для формирования у учащихся умение ориентироваться на местности.

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные:

    Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

    Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

    Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.

    Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в учебнике.

    Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

    Развитие способностей к творческому мышлению.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

    Совместно договариваться о правилах работы  в паре.

    Умение слушать и понимать других.

    Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки. Карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, глобус.

    Приложение: презентация.

    Ход урока:

    1.Организационный момент

    - Здравствуйте ребята и наши гости!

    Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь!

    -Какое время года сейчас?(весна)

    -Какой период весны?(ранняя)

    -Каковы признаки ранней весны?

    -Соответствует ли погода за окном ранней весне?

    - Погода может быть разной, но творческий человек всегда найдёт себе по душе занятие в любую погоду и будет счастлив.

    2. Постановка темы и целей урока:

    Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.

    Посмотри, мой юный друг,

    Что находится вокруг?

    Небо светло-голубое,

    Солнце светит золотое.

    Ветер листьями играет.

    Тучка в небе проплывает.

    Поле, речка и трава,

    Птицы, звери и леса.

    Человек и время года.

    Это всё вокруг природа!

    - О чём мы будем говорить с вами на уроке? (об окружающем мире, о природе (живая и неживая).

    - Где находится природа живая и неживая? (вокруг нас).

    Вот мы и определили тему нашего урока: СЛАЙД № 2   - «Посмотри вокруг».

    -Как школьники могут добывают знания о природе? (из учебников, книг, интернета, походы, путешествия и т.д.)

    - Чтобы  поход  состоялся и был удачным, важно что…?(не заблудиться, не сбиться с пути, соблюдать правила в походе, беречь природу, дойти до нужной цели).

    -Молодцы! Вы правы.

    Задачи нашего урока СЛАЙД №3

    1.Что такое горизонт и линия горизонта?

    2.Основные и промежуточные стороны горизонта.

    3.Работа по новой теме

    - Ребята, внимательно послушайте загадку

    Планета голубая,
    Любимая, родная,
    Она твоя, она моя,
    А называется…(Земля)

    -На какой планете мы с вами живём?

    -Что вы знаете о нашей планете?

    Человечество существует многие тысячелетия. Древние жители нашей планеты не умели читать и писать. Но они знали местность, в которой жили, знали, где лес, где горы, водоёмы, трудно проходимые тропы, знали, куда пойти охотиться. Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей планете. И все свои знания передавали потомкам.

    СЛАЙД №4 Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля- это плоский остров, окружённый океаном, а над ним находится купол, по которому движутся солнце и луна.Так представляли Землю на трёх слонах другие жители планеты

    -Как вы думаете правы ли были мудрецы?

    СЛАЙД № 5 В том, что земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль.

    Т. О. Все ранние представления о Земле оказываются неверными.

    САЙД № 6 Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие.

    - Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны.

    - Что доказало это путешествие?  - Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара.

    Людям никогда и не удавалось добраться до края Земли. Вы увидите новые поверхности, но никогда не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно. 

    Учёные создали глобус - модель Земли.

    4. Проведение опыта.

    Проведём опыт: Какую форму имеет планета Земля?(глобус, человечек )

     Проводят два ученика. (один держит глобус, другой –  человечка)

    - Представьте, что вы стоите на планете Земля. Можно ли сразу увидеть всю поверхность планеты? (нет)

    - А что увидите? (только ту часть, которая находится с нашей стороны).  

    - Чтобы увидеть новые поверхности Земли, что нужно начать делать? (отправиться в путешествие)

     -Путешествуя по Земле, вы увидите новые поверхности суши и воды, но никогда не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.

    Давайте с Вами подготовимся к будущему походу. Потренируемся.

    5.ФИЗКУЛЬТПОХОД

    По дорожке шли, шли,

    Много камешков нашли.

    Нагнулись, присели,

    Собрали и дальше пошли.

    По дорожке, по дорожке

    Прыгаем на левой ножке,

    И по этой же дорожке

    Прыгаем на правой ножке.

    Побежали на лужайку.

    На лужайке, на лужайке

    Прыгаем как зайки.

    Стоп! Немножко отдохнем!

    И работать мы начнём

    Загадка:

    - Он и летом и зимой

    Между небом и землёй.

    Хоть всю жизнь к нему иди-

    Он всё будет впереди. (горизонт)

    - Подсказка - ребус (на доске)

    -По каким словам догадались, что это горизонт? (Между небом и землёй)

    5. Работа с учебником.

    - Откройте учебник на стр.70

    -Найдите информацию в тексте под фото  -Что же называют горизонтом и линией горизонта?

    Я за ним, а он вперед. Как суметь его догнать?

    Может, нужно побежать? Горизонт, какой смешной

    – Я назад, а он за мной! Я бегу, он по-пятам!

    Там где я, уже он там! Горизонт такой чудак

    Нам не встретиться никак.

    - А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй?

    - Рассмотрите фотографии в учебнике на с.70

    Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?(нет)

    7.Работа в парах.

    Давайте вспомним правила работы в парах:

    - Нужно советоваться друг с другом;

    - Высказывать своё мнение и слушать товарищей спокойно;

    - Не ссорится;

    Работа в парах на карточках Задание №1 «Соедини слово и его значение» (проверяем друг у друга) - Приложение 1

    -Кто из вас зачитает  правильное значение «Горизонта»? «Линия горизонта»?

    8. Работа по теме урока(продолжение)

    -Ребята, может кто-то из вас знает, где восходит солнце по утрам, где закатывается по вечерам? (из жизненного опыта)

    - Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.

    Посмотрите на схему (на доске «Роза ветров»)

    -Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.

    - Как вы думаете, какая сторона горизонта важнее? Не можете пока сказать, вам помогут разобраться ваши одноклассники. Посмотрите сказку.

    Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование сказки)  

    Сказка про Север, юг, Восток и Запад

    Ведущий (Маша): - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.

    Север (Леша): - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

    (ставит свою карточку на схему)

    Юг (Дима): - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.

    (ставит свою карточку на схему)

    Восток (Женя) : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!

    (ставит свою карточку на схему)

    Запад (Стас): - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!

    (ставит свою карточку на схему)

    Ведущий (Маша): - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:

    Солнце (Милана): - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!

    -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? (Они все важны)

    -Какие стороны горизонта вы знаете?

    -Зачем нужно их знать? 

    - А теперь я предлагаю всем вам встать. Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.

     - Почему вы затруднились выполнить мою просьбу? (Ответы детей).

     - Чтобы её выполнить, нужно знать, где они находятся.

    9. Первичное закрепление в виде игры-физминутки.

    -Ребята, для чего нам нужно знать стороны горизонта и уметь их определять(чтобы не заблудиться). Стена на которой дверь это –север, окна –юг, справа – восток, доска-запад.

    Проведём игру на внимание.

    - Встаньте. Вы стоите лицом на север (к двери).

    Повернитесь лицом на юг (к окну), восток (к стене), север (лицом к двери),

    запад (к доске).

    10.Завершение работы на карточках и на доске.

    Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. 

    Учебник с.72 (прочитайте первый абзац)

    -Подумайте вместе (в парах), какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?

    Приложение 2

    Ученик выходит к доске и вешает карточки на «Розу» с промежуточными сторонами света.   (СЗ – северо-запад,  ЮЗ - юго-запад,  СВ – северо-восток, ЮВ – юго-восток)

    - Пары, сверьте ваши задания с доской и если надо исправьте.

    -Это промежуточные стороны горизонта.

    11.Применение знаний в знакомой ситуации
    Индивидуальная работа. Практическая работа по ориентированию. 
    Возьмите листики на своих партах.

    Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. (Приложение 3)

    1 клеточка будет соответствовать 1дню.  За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы пошли на север. Во второй день - на запад. В третий - на запад. В третий на север. В четвертый, пятый и шестой шли на восток. В седьмой – на юг. В восьмой день – на запад. В девятый – на юг. В десятый - снова на запад.

    - Куда мы вернулись? (Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске.)

    Если вы двигались в правильном направлении, то у вас должен получиться тот вид транспорта, на котором  путешествовал Магеллан – корабль. Дорисуйте недостающие элементы.

    12.Закрепление:

    -Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется    … .

    - Воображаемая граница , где небо сходится с землёй, называется  …  .

    -Основные стороны горизонта  ….

    РЕЗЕРВ: -Человек ушёл на север в погоне за зверем. Куда ему следует возвращаться?(юг)

    -Бурей рыбаков унесло в море, несло всё время на восток. Куда им нужно возвращаться?(на запад)

    -Воины после боя много дней преследовали врагов на лошадях в направлении на юг. Куда они будут возвращаться? (на север)

    12.Итог урока

    -Подведем итог сегодняшней беседе.

    - С какими новыми словами познакомились на уроке?(горизонт, линия горизонта, стороны горизонта)

    - О каких знаниях и умениях, которые понадобятся в походе, говорили на уроке?

    -Что каждый из вас узнал сегодня на уроке?

    - Справились мы с целью урока, которую ставили в начале занятия?

    - А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом: Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? Как вы будете ориентироваться?

    - Вот на следующем уроке мы и узнаем, как это сделать.

    13. Домашнее задание: у вас есть на карточках,  которые можно забрать домой.Объяснить.

    14. Рефлексия: 

    У вас на партах лежат рисунки с изображением нашей планеты. Если на уроке вам было интересно, вы узнали что-то новое – покажите мне цветную планету. Если вам было неинтересно, вы ничего не узнали – покажите чёрно- белую планету.  Спасибо. Урок окончен!

    Приложение 1

    Задание: Соедини слово с его значением

    Горизонт

    Линия горизонта

    - граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью;

    - земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

    Приложение 2

    Работа в парах. Задание №2. Подпиши промежуточные стороны горизонта.

    hello_html_m5f8250cd.gif

    Приложение 3

    Тема урока: «Путешествия. Посмотри вокруг»

    3.                                                                 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00cc/0001d58b-db92120f/640/img6.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/229641/market_bPYrYNIXS-V4z-KpTjp3Tg/orig

    1 день - 1 клетка

    От точки О на запад 2 дня,  на северо-запад -2дня, потом на восток 8 дней, на юго-запад 2 дня и на запад 2 дня. Дорисуй недостающие элементы. Что у тебя получилось?

    Домашнее задание:

    Для тех, кто хочет получить «5»:

     - выполнить задания в р.т. с. 44-45,№ 3-5;

     - Сделать модель «стороны горизонта», используя пластилин и счётные палочки.

    Для тех, кого устроит  «4»:

    - повторить материал учебника. с. 70-71;

    - Сделать модель «стороны горизонта», используя пластилин и счётные палочки.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новогоднее путешествие "Вокруг света за 60 минут"

    Сценарий  для учащихся 5-6классов. Место проведения трамплин, база отдыха и т.д. Участвуют дети и родители. Путешествуют по станциям, где их ждут увлекательные игры, конкурсы, и много интересного...

    урок английского языка "Путешествие. Вокруг света за 40 минут."

    Разработка урока предназначена для 9 класса по учебнику Биболетовой по теме: "Путешествие". Также этот материал ожно использовать по данной теме в любом классе....

    Нетрадиционный урок в 6 классе на тему: Беседа - путешествие "Мир вокруг нас"

    Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Данный урок способствует формированию основ экологического обучения у учащихся с наруш...

    "Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

    Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

    путешествие вокруг света

    Программное содержание:Задачи: образовательные:-учить детей правильной посадке на мяч в прыжках на месте и в движении;-развивать  координацию движений и глазомер детей при прокатывании мяча...

    Игра – путешествие « Вы на карту посмотрите – полуостров наш - найдите»

    Суровые условия Севера выработали и воспитали в коренных жителях такие качества, как: осторожность, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение. Они хорошо знают повадки зверей и ...