Игра – путешествие « Вы на карту посмотрите – полуостров наш - найдите»
методическая разработка на тему

Дякун Любовь Васильевна
Суровые условия Севера выработали и воспитали в коренных жителях такие качества, как: осторожность, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение. Они хорошо знают повадки зверей и птиц, имеют навыки ориентировки в самых разных условиях. Народные знания о сезонном развитии живой и неживой природы необычайно широки. Задача молодого поколения – сохранить культуру и обычаи своих предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vy_na_kartu_posmotrite.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мыскаменская   школа-интернат

           ЯНАО  Ямальский район   с. Мыс Каменный

    Игра – путешествие

« Вы на карту посмотрите –

полуостров наш - найдите»

 дд

 

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                               

                                                                                     Воспитатель:

Дякун Любовь Васильевна

                                                                         

 


Форма мероприятия: игра-путешествие

Цель: воспитание любви к малой родине.

Задачи: 

- развитие наблюдательности, расширение кругозора;

- пробуждение интереса к культуре коренных жителей Ямала;

- привитие уважения и  интереса к поэтам и композиторам Севера;

- формирование физических способностей во время проведения игр.

Подготовка к мероприятию: разучивание стихов и песни.

Реквизит: аркан к игре «Прыжки с тынзяном»; детские санки к игре «Прыжки через нарты»; бусы трёх цветов к игре «Сбор ягод»; палка к игре «Перетяни палку».  

1 Ведущий. Дорогие ребята,  мы начнём наше занятие с отгадывания загадки, которая вам подскажет, чем мы сегодня будем заниматься.                                

                                             На нём уместилась  

Вся наша земля:

моря, океаны,

леса и поля.

И Северный полюс

там тоже найдёшь,

а если захочешь –

в руках унесёшь. (Глобус).  

Конечно же, это глобус. И вы, наверное, догадались, что мы отправимся в путешествие. Наша планета Земля очень большая, и чтобы узнать маршрут нашего следования, мы снова обратимся к загадке.

                                                  Узнай меня.

Какой полуостров говорит сам о себе? (Ямал). 

2 Ведущий. Ямал - это центральная часть арктической зоны России. (2 слайд)  Более её половины расположено за полярным кругом. Девять месяцев здесь царит зима, ледяным панцирем сковывая землю. Север на каждого человека, попавшего сюда впервые, производит неизгладимое впечатление.  (3 слайд) Одно из чудес Ямала – потрясающе красивое сияние. Природу этого явления пытались найти, и нашли многие учёные. Но гораздо интереснее его объясняет датская легенда.

Лебединая стая улетела слишком далеко на север и застряла во льдах. Когда лебеди взмахивают крыльями, пытаясь взлететь, на небе вспыхивают огни.

Нельзя остаться равнодушным, когда смотришь на переливы  северного сияния.

Прекрасное стихотворение о северном сиянии написал Юван  Шесталов.  

                 

                 1Чтец.      Что за чудо - чудеса:

загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

над сверкающими льдами!

Ой, горит большой костёр,

Выше леса, выше гор!

Он горит,

А снег не тает,

Он блестит –

не согревает.

Мёрзнут горы и леса,

Коченеют небеса…

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Не живёт ли в вышине

Великан могучий?

Не печёт ли на огне

хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет,

не пекут там хлеба.

Это – свет,

холодный свет

северного неба.

1 Ведущий.  Пятидесятиградусные морозы, казалось бы, не допускают никаких проявлений жизни. Но это только на первый взгляд, в действительности белый полуостров полон ею.   Люди, животные и птицы живут в тундре, принимая трудные для существования условия.  (4 слайд) Человеку севера во всём помогает олень.

Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что олень для коренного населения – вдохновение и радость жизни, большой и верный друг.

Это жилище, транспорт, одежда, культура бытия, пища, лекарство. На севере богатым считается человек, у которого много оленей.

2  Ведущий. Оленье мясо, рыба, пушнина являлись обменными товарами между тундровиками с разными занятиями.  Домашние северные олени – самые дикие из всех прирученных животных – требуют от человека не только труда и терпения, но и особого дара понимать и чувствовать их.

Самым  крупным коренным северным народом России являются ненцы, которые ведут кочевой образ жизни. Постоянный тесный контакт с природой научил ненцев глубоко понимать её, уважать и любить.

(5 слайд)      В походке ненца всё есть: плавность,

И твёрдость, и гордость, и достоинство.

   …О мужчине судят по тому, как тот

  подпоясывается.  Если полы малицы ниже

  колен и мешают ходить, то охотник

  и мастер он неважный.

                                                                        Анна Неркаги.

1 Ведущий. А теперь мы побываем в гостях у оленеводов, которые очень гостеприимны. Мы уже говорили, что ненцы ведут кочевой образ жизни и поэтому оленеводам не нужен капитальный дом. (6 слайд) Чум – это временное их жилище и в то же время – это дом на века. Он устанавливается летом за полчаса, а зимой – примерно за час. У ненцев есть интересная загадка о чуме: «Старика волшебника одевают и раздевают». Ставят его обязательно женщины. Считается, что неженатый мужчина не может кочевать по тундре, потому что женскую работу он не может выполнить так же ловко, как жена.

                  «В тундре существует строгое распределение

                    обязанностей. Традиционные занятия мужчины –

                    оленеводство, охота, рыболовство…

                    Женщина является хранителем семейного очага

                    и создателем всего доброго и тёплого».

                                                                                   Елена  Сусой.

2 Ведущий. (7 слайд) О женщине в тундре судят по обшивке чума, одежде её детей, мужа и всех, кто носит вещи, изготовленные ею.  Женщины Севера – великие мастерицы в выделке шкур животных, изготовлении замши, использовании национальных орнаментов, мозаики из сукна и меха.

В каждом чуме вас тепло встретят, обогреют и накормят. Основной пищей ненцев является рыба и мясо. Особенно славится северное блюдо – строганина, которое готовят из свежемороженой  рыбы.

               2 Чтец.        Вы изведали хоть раз  (8  слайд)

Вкус морозной строганины?

Если нет – зову я вас

В наши снежные равнины.

А оттенков сколько есть

В нежном вкусе строганины.

Столько их, что за день счесть

Не смогу и половины.

Сколько их – не знаю сам,

Нет числа и нет конца им

Приезжайте в гости к нам

                                    Может, вместе сосчитаем.

               3 Чтец.       С перцем, с солью, ох и сласть! 

Ничего вкусней не надо.

Съел – и в теле разлилась

Молодящая прохлада.

Если угощают вас                                                          

                                    Жирной стружкой муксуна,

Расцветёт, ручаюсь тут

Самый хмурый и суровый.

                                        Роман Ругин

1 Ведущий. (9 слайд)  Для пришлых людей странно видеть, как ненцы едят сырое мясо, но жители тундры объясняют это так:

«…Надо свежее мясо есть, а то силы нет, мышцы болят, скоро работы будет много».

Такие слова прозвучали из воспоминаний о севере, доктора исторических наук Анатолия Мухачёва.  Далее он рассказывает о том, как он впервые ел сырое  мясо, запивая кровью: «А силы действительно стало больше, ведь свежая оленина богата витаминами, микроэлементами,  в тундре – это главный источник».

Весной природа просыпается, начинает оживать.

                4 Чтец.       Тундра проснулась, тундра проснулась!  

Солнце к ней тёплой рукой прикоснулась.

Слышите? Хватит спать лежебокам

В тёплых домах и под снегом глубоким.

Звоном ручьи заливаются в спешке,

Скачут бодрей молодые олешки.

                                                        М. Вальгирин.

2 Ведущий. Весна – яркое время года и поэтому в апреле проходит главный праздник оленеводов и охотников.

     5 Чтец.      Сегодня весны наступает пора,  (10 слайд)

на праздник торопятся люди с утра –

мужчины, и женщины, и детвора.

Для них эти гонки отнюдь не игра.

Из дальних становищ, из разных сторон

спешат пастухи под весёлый трезвон.

И вот уж по снегу слегка под уклон

Олени бегут, начиная разгон.

У нарт на сугробах опасный наклон,

Но каждый единым порывом зажжён.

Откинут соболий седой капюшон,

И взгляд седока лишь вперёд устремлён.

                           А финиш всё ближе. И скоро народ  

Узнает, кто истинный оленевод.

                                             Л. Лапцуй.

 

1 Ведущий. Ни один праздник не проходит без национальных игр, которые очень разнообразны. Многие из них связаны с прыжками. И если внимательно присмотреться к соревнующимся, то сразу можно заметить, что они прыгают совершенно необычным способом – каждый раз отталкиваются сразу двумя ногами. Но почему надо обязательно отталкиваться сразу двумя ногами? Почему при приземлении нельзя допускать отставания одной ступни от другой?

П. Явтысый писал, что ему как-то удалось услышать и записать «Легенду о трёх прыжках».

…Давно это было. Главным хозяином тундры был тогда волк. Он был смел и ничего не боялся: ни стрелы быстрой, ни копья-хорея, ни ножа охотничьего.

Ехал как-то кочевник по весенней тундре. Хорошо ехал. Песню пел. Вдруг упряжка резко рванулась в сторону и понеслась. Выпал из нарты пастух. А когда поднялся на ноги, увидел: прямо на него волки бегут. Что делать? Впереди – смерть от клыков хищников, за спиной-река Нерута. Перепрыгнуть невозможно, переплыть не сумеешь: вода студёная. А волки рядом…

Решил пастух попробовать свою жизнь спасти. Собрал все силы и прыгнул сразу двумя ногами на первый камень. А с него – на  другой. А со второго – на берег. Едва на ногах удержался. Смотрит пастух на волков и сам себе не верит, что живым остался. И через весеннюю Неруту перепрыгнул.

С тех пор ненцы и стали учиться прыгать тремя прыжками, отталкиваясь сразу двумя ногами.

2 Ведущий. Сегодня мы не только познакомимся с ненецкими  народными играми, но и поиграем.

Прыжки с хореем.

 На землю кладут самый длинный хорей (около пяти метров). Затем пастухи, один за другим, тремя прыжками пытаются прыгнуть от одного конца хорея до другого. Побеждает тот, кто прыгнет дальше.

Примечание: вместо хорея можно прочертить линию или положить длинную рейку.

Прыжки с тынзяном.

На земле растягивается тынзян (аркан). Правило игры не меняется. Задача: как можно дальше в три прыжка оказаться дальше всех. Это и есть тройной национальный прыжок.

( 11 слайд) Прыжки через нарты.

 Нарты расставляют в ряд на расстоянии 50 см друг от друга. При первом проведении игры используются 4 – 5 нарт. При повторении добавляются ещё трое нарт, и включаются элементы состязания.  Всего используют в игре 10 нарт.  

Правило игры: во время прыжка руки согнуты в локтях,  движутся вперёд – вверх. Колени подтягиваются к груди, туловище слегка наклоняется вперёд. При приземлении руки опускаются вниз и отводятся назад. Приземляются на носки.

Прыжки через нарты повторяются 3 – 4 раза.

Примечание: вместо нарт (для игры с детьми) можно использовать детские санки. А также изменить условие игры. Соревнуются по очереди несколько участников. Они должны как можно больше сделать прыжков через санки, разворачиваясь после каждого прыжка на 1800. Победителем становится тот участник, который сделает больше прыжков.

Кроме игр с прыжками существует много других интересных игр.

Метание  тынзяна на хорей.

В глубокий  снег ставят хорей, затем участники должны закинуть на него петлю из тынзяна.

(12 слайд)  Перетягивание палки.

Двое участников садятся друг против друга, соединив ступни ног, затем берутся руками за палку. Задача: перетянуть соперника на свою сторону.

2 Ведущий. Кроме этих игр на празднике участники соревнуются в борьбе.  Правило игры состоит в том, что соперники держат друг друга за пояс, пытаясь одержать победу, то есть свалить на землю.

(13 слайд) Так же проводятся гонки на буранах  (современный вид спорта) и бег на лыжах.

 (Проводятся игры  для детей по выбору).

1 Ведущий.  Все участники после проведения соревнований получают достойные награды.

- А сейчас наши девочки исполнят для вас ненецкий танец.

2 Ведущий. (14 слайд) Весна, короткое лето и осень укладываются в три месяца, поэтому тундра очень часто меняет свой наряд. Кто из нас не любовался великолепными закатами, не наблюдал  за движением солнца по кругу над горизонтом  белыми ночами, не восхищался разными красками летней и осенней тундры?

Летом Ямал покрывается густым ковром цветущих растений.

       6 Чтец.    Солнце сна лишилось.

Ночью, словно днём,

Тундру заливает

розовым огнём,

розовым, оранжевым,

золотисто-нежным…

Бродят чайки важные

По пескам прибрежным.

Солнце ярко светит,

Днём и ночью светит,

Чтоб росли быстрее

В тундре наши дети!

                                                               В. Ледков.

1 Ведущий.  Во второе воскресенье июля на Ямале отмечают один из долгожданных и любимых праздников – День рыбака. (15 слайд) Ямал испокон веков считался и считается рыбацким краем.

        Во всех муниципальных образованиях Ямала к празднику готовятся заранее: оборудуются площадки для проведения зрелищных массовых мероприятий, организуются ярмарки-выставки народных промыслов и продажи ямальского «живого серебра» то есть рыбы. В день всеобщего рыбацкого счастья проводятся и различные спортивные состязания, конкурсы детского и юношеского творчества, концерты и выступления творческих коллективов. По традиции праздник завершается бесплатным угощением – настоящей северной ухой.

-  Давайте представим, что мы находимся на этом празднике и послушаем в исполнении наших детей песню «Солнце над тундрой». Слова А. Марласова. Музыка С. Няруя.

2 Ведущий.  В конце июля – начале августа морошка меняет цвет, превращаясь из красной в янтарную. Будто щедрой рукой рассыпаны шарики черники и голубики. Начинается лесное пиршество. Олени приходят на мшистые поляны, заросшие морошкой, едят лакомство – грибы,  птицы клюют чернику.

-   А сейчас мы поиграем в игру «Сбор ягод».

                     Шла красавица – природа

По зелёной тундре.

Загляделась на озёра

Потеряла бусы.

                                    Соберите бусы, дети,

                                    И отгадку дайте.

                                    Как названье ягод этих?

                                    Быстрей собирайте.

По полу разбросаны бусы трёх цветов: красного, чёрного, голубого. Для участия в игре приглашаются трое детей.

Задача: Кто быстрей соберёт ягоды  (бусы).

1 Ведущий. Наше путешествие подошло к концу. Хочется закончить его словами Л. Лапцуя.

                           Кто не был в тундре нашего Ямала.

Я приглашаю вас сюда.

Сейчас Ямал не снежная пустыня…

Полюбите наш край наверняка.

Суров мой Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга,

В любой зайдите чум – вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга.

                                                            Л. Лапцуй.

Литература.

  1. Книга для чтения в  3 классе школ Крайнего Севера. Санкт-Петербург Отделение издательства «Просвещение» 1995.
  2. Мифология, фольклор и литература Ямала. Хрестоматия 5-7 кл. Составители Ю. И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. Тюмень. Издательство ИПОС СО РАН 2002.
  3. Этот удивительный Ямал: Фотоальбом. – Красноярск: ООО ИПК «Платина», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Урок игра "Путешествие по карте."

Урок -игра" Путешествие по карте",направлен на закрепление пройденного материала в 6 классе....

Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».

Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...

Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"

Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...

Игра Путешествие по картам

Урок практикум по теме географические координаты в 6 классе  в игровой форме. Содержит четыре блока заданий...