Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»
план-конспект урока по теме

Олзобоева Эльвира Дашиевна

 

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.

В игре участвуют сборные команды начальных классов. Состав команды: 2 родителя, 5 учеников.

План игры:

  1. Визитная карточка команд
  2. Разминка
  3.  «Волшебная доска» 
  4. «Город чемпионов»
  5. «Шахматное лото»
  6. «Заколдованный город»
  7.   Подведение итогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-puteshestvie_v_stranu_shahmatnyh_chudes.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игра–путешествие  «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.

В игре участвуют сборные команды начальных классов. Состав команды: 2 родителя, 5 учеников.

План игры:

  1. Визитная карточка команд
  2. Разминка
  3.  «Волшебная доска»  
  4. «Город чемпионов»
  5. «Шахматное лото»
  6. «Заколдованный город»
  7.   Подведение итогов

Ход игры:

Добрый день, дорогие ребята  и родители!

Ребята, вы познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному  миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов.  И я  надеюсь, что вы пронесете эту любовь и привязанность через всю жизнь.

            И только мудрость шахмат даст ответ

            Твоей душе на множество вопросов,    

            Ведь «игрока» средь шахматистов нет,

            А есть боец, художник и философ.

Вы любите путешествовать?  А вам нравятся играть в шахматы? Тогда мы отправимся в путешествие в страну шахматных чудес.

И кто же собирается в страну шахматных чудес? Начинаем знакомство с командами.

Слово команде «Золотая пешка»:

В шахматной учусь я школе,

 Строгий тренер мной доволен.

Проиграть я не боюсь:

Все умнее становлюсь.

Я пока и не гроссмейстер,

 И не чемпион страны,

Но играю каждый день,

Заниматься мне не лень.

О себе расскажет пешка:           Мы шахматные Пешки,

                                            в бою не любим спешки,

                                            шагаем лишь вперед,

                                            назад не знаем ход.

А теперь познакомимся с командой «Индийский слон»

В шахматной учусь я школе,

Тренирую память, волю:

 В дождь, и в ветер, и в мороз

Выхожу я бегать кросс.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть —

Сильным шахматистом можно стать!

Сейчас о себе расскажет Слон:     Я смел, силен, достаточно высок.

                                 Предпочитаю, и ходить и бить

                                 Всегда по-своему: наискосок!

 

А теперь представится команда    «Неутомимые кони»                                

              Вся в квадратах — белых, черных —

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных —

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют —

Гениальная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Здесь герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски воевать и побеждать!

О себе расскажет Конь:

Прыгнет Конь. Подковы звяк!

 Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг!

И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнет из-за спины.

А оценивать наши знания будет жюри в составе:

1.

2.

3.

В стране шахматных чудес очень много городов.

1. Шахматная шкатулка

2. Город чемпионов

3. Заколдованный город

4. Город знатоков

5. Шахматное лото

Для того чтобы попасть в эту страну, нам необходимо все знать о ней.

Разминка:

 «Шахматная шкатулка».

Каждый правильный ответ оценивается  в одну пешку.

Капитаны команд вытаскивает из шкатулки  номер вопроса.

1. Является ли пешка фигурой?

2. По каким линиям ходит пешка?

3. Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?

4. Во сколько очков оценивается ладья по своей силе?

5. Что особенно любит ладья?

6. Какие  слоны никогда не столкнуться?

7. Какое количество полей может контролировать  слон?

8. В чем заключается сила ферзя?

9. Чем конь отличается от всех остальных фигур?

Молодцы, справились с вопросами «Шахматной шкатулки».

И сейчас можно отправляться в путешествие в страну шахматных чудес.

Если сравнить шахматную игру  со сражением, то доска – это поле боя.  И каждый генерал должен знать поле боя как свои пять пальцев.

Начало путешествия- город «Волшебная доска»

I.  «Волшебная доска»  

Я раздам каждой команде карточки с заданиями.  

Задание: посчитать, сколько возможных ходов есть у каждой фигуры. И ответить на вопрос:  Какой из этих фигур лучше позиция? И почему?

Правильный ответ оценивается в один слон.

При неправильном ответе детей, родители могут придти на помощь.    

                   Карточка №1:         К а8,  К е5, К с1.

                                                   Фh1, Фd4, Фe1

                                                   С а1, С а5, С f5. У какой фигуры лучше положение, и  

                                                   почему?

Ответы детей.

Вывод: Когда фигуры стоят в центре они бьют много полей, становится сильнее.

II. Город чемпионов 

А теперь отправимся в «Город чемпионов».

 В этом городе живут чемпионы и чемпионки  мира по шахматам, лучшие шахматисты Бурятии, Курумканского района и даже вашей школы.

Команды по очереди называют  жителей этого города.

Каждый правильный ответ оценивается  в одну пешку.

IV. «Заколдованный город»

В этом городе все фигуры заколдованы, кроме одной.  При этом эта фигура не имеет права становиться на поля, битые фигурами противоположного цвета.  А задание такое:

Необходимо найти кратчайший путь к заранее заданной цели.  Правильный ответ оценивается в «ферзя».

V. Город знатоков

Сейчас я задам вопросы родителям  участников команд. Каждый ответ оценивается в одну пешку.

 (вывешиваются вопросы  за неделю до игры):

1.        Родина шахмат — Индия. Кто стал первым чемпионом мира среди
юношей и первым гроссмейстером по шахматам за всю ее историю?

(18-летний юноша из Мадраса Висванатан Ананд, в 1988 г.)

2.        Венгерская сборная команда шахматисток (впервые в своей истории)
стала первой на всемирной Олимпиаде в Греции в 1988 г. Кто из ее состава
в возрасте 4 лет занял 1-е место по шахматам среди школьников г. Буда
пешта?

(Жужа Полгар)

3.        «Шахматы — это спорт, борьба, а в борьбе выигрывать без риска
трудно и, главное, скучно». Кому принадлежат эти слова?

(Н. Гаприндашвили)

4.        «Шахматы — это не просто спорт, не просто отдых и развлечение.
Занятия ими развивают логическое и творческое мышление, приучают ана
лизировать и решать проблемы, а все это пригодится будущему специалисту
в любой области. Так что шахматы — дело серьезное, и приучать к ним де
тей, поддерживать возникшую у них любовь к этой игре — важная задача
взрослых». Слова эти принадлежат летчику-космонавту, почетному пред
седателю шахматной федерации СССР. Кто он?

(В. Севастьянов)

5.        Индийская пословица о шахматах?

(«Шахматы игра тысячи радостей»)

6.        В сборной олимпийской команде 1988 г. в г. Салониках самая млад
шая Юдит Полгар удостоилась за выдающиеся успехи звания международ
ного гроссмейстера среди женщин и одновременно международного масте
ра среди мужчин. Сколько очков она набрала? Ее возраст?

(12,5 очков из 13. Возраст 12 лет)

7.        «Нужно дорожить не выигрышем, а интересными комбинациями».
Это слова гениального русского писателя, партнера по шахматам И. С. Тур
генева. Чьи?

(Л. Н. Толстого)

8.        «Научиться играть в шахматы — легко, но трудно научиться играть
хорошо»,— подметил 3-й чемпион мира по шахматам. Кто он?

(Кубинец Хосе Рауль Капабланка)

VI. «Шахматное лото»

А сейчас, устав изрядно,

Наши  войска захотели поразмяться.

Покажут сноровку свою наглядно:

 В смекалке и беге будут состязаться.

Команды готовятся  к «шахматной эстафете». Дети строятся в  шеренги. На одинаковых расстояниях от команд  ставится шахматная доска. По моему сигналу вы поочередно подбегаете к столу и ставите бочонок шахматного лото на доску и бегом возвращаетесь к своей команде и обязательно салите следующего играющего, затем садитесь на свое место. Побеждает та команда, быстрее и правильнее расставившие бочонки и совершившие меньше ошибок при осаливании.  Команда занявшее I – получает «ферзя»,              II место-«ладью»; III- «слона».

Пока жюри подводит итоги, давайте послушаем сочинения. Был объявлен конкурс на лучшее  сочинение.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "В стране шахматного короля"

Особенностью данного мероприятия является применение игровых технологий в процессе знакомства с шахматами. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка...

Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения). Тема. «В стране шахматного королевства».

Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы....

Сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир природы"

Цель игры: Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с жи...

В стране шахматных чудес

laquo;В стране шахматных чудес»...

Игра-путешествие «Путешествие по стране Православия»

В ходе игры-путешествия  «Путешествие по стране Православия»  у обучающихся  эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие...

Игра-путешествие "Путешествие по стране Светофории"

Развивает у ребят внимание, наблюдательность, качества необходимые для безопасного поведения на улице. Появляется  познавательный интерес обучающихся к изучению ПДД. Воспитывается чувство о...