Открытое мероприятие "В стране шахматного короля"
методическая разработка по теме

Куканова Татьяна Валентиновна

 Особенностью данного мероприятия является применение игровых технологий в процессе знакомства с шахматами. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре, выявление уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_shakhmatnogo_korolya.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательный потенциал шахматной игры»

Каждый из нас мечтает о том, чтобы наши дети выросли умными, самостоятельными, чтобы в будущем сумели занять достойное место в жизни общества. Антон Семёнович Макаренко говорил: «Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому нередко подчёркивается, что игра – дело серьёзное. Интерес, удовольствие, развитие – это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой деятельности. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры. А они огромны: игры развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; тренируют наблюдательность и ум; развивают творческие способности детей; формируют эмоционально – чувственную сферу личности; способствуют познанию ребёнком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

 Наши дети любят играть. Об этом помнит педагог при подготовке и проведении учебных занятий. Игровые ситуации на занятиях – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения.

Научите детей играть в шахматы. Они  развивают воображение, аналитичность, особые формы мышления  и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения, творческого общения и обособления, а также формируют самостоятельность творчества и его активный характер, чувство времени,  ответственность за свои действия, целеустремлённость, настойчивость, терпение, интенсивно воздействуют на вешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, воспитывают эстетический вкус , и т. п., то есть, шахматы обладают уникальными педагогическими возможностями.

Нами разработано внеклассное мероприятие, которое является подведением итогов первого года обучения шахматам детей 7 – 10 лет. Его особенностью является применение игровых технологий в процессе знакомства с шахматами. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре, выявление уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.

Открытое занятие «В стране шахматного                           короля»

Цель: ознакомить с историей происхождения шахмат, с историей появления их в России, закрепить знания названий фигур, их игровых возможностей, развивать логическое мышление, прививать интерес к игре в шахматы, способствовать популяризации шахмат.

  Оборудование: 2 шахматных набора, изображение шахматной доски и шахматных  фигур, высказывания о шахматах знаменитых людей, 2 скакалки, 2 шарфа, ребусы, канат, 2 набора шахматного лото, памятные сувениры в виде шахматных фигур для награждения, костюм шахматного короля для ведущего.

 Ход программы:

  Ведущий (в костюме шахматного короля): - Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня я приглашаю Вас в волшебную страну шахматного короля, где мы будем отгадывать загадки и играть в игры. Послушайте сначала рассказ о том, как появилась игра в шахматы.

   2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах. Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое–нибудь развлечение. Через некоторое время мудрецы пришли к нему и стали развлекать танцами, музыкой, фокусами. Но скоро и это надоело их хозяину. И вот один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые очень были похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Это оказалось интересно и не так – то просто! С тех пор  все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.

   А ещё через несколько столетий русские купцы приплыли на кораблях – ладьях в Индию, чтобы поторговать. Они продавали свой товар и покупали товар, которого не было в России. И среди разных изысканных вещей попались и шахматы. Так они и приплыли к нам в страну и стали распространяться с невиданной скоростью.

    В шахматы любили играть многие знаменитые люди: писатели, полководцы, художники, политики. Давайте прочитаем несколько вывешенных высказываний о шахматах: «Шахматы, этот чудесный дар Востока, не только являются благороднейшей и прекраснейшей из всех игр, но и способны доставить величайшее духовное наслаждение, будучи расположенными на стыке игры, искусства и науки» Зигберт Тарраш. «…Мы, военные, высоко ценим шахматы за то, что они дисциплинируют человека, способствуют воспитанию воли, развивают память, быстроту сообразительности, приучают логично мыслить…» Родион Малиновский, маршал СССР [1]. Что вы узнали из них?

- Посмотрите. Это изображение шахматной доски и фигур. Назовите, какие фигуры вы знаете. Молодцы. Одной из самых подвижных фигур является конь. Он, в отличии от других фигур, может перескакивать через препятствия.

1 конкурс «Скачки». Воспитанникам предлагается разделиться на 2 команды и построиться в колонну. Затем они делятся на пары. Одного человека в паре запрягают, используя скакалку, как коня, а второй человек в паре будет наездником, который держит в руках края скакалки. Так они по команде бегут до указанного места, разворачиваются и возвращаются к команде, где запрягают следующего игрока. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит передвижение всех пар.

2 конкурс «Ребусы». Каждой команде предлагаются ребусы, в которых зашифрованы названия шахматных фигур. Даётся 5 минут на их отгадывание. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно отгадает ребусы (приложение 1).

3 конкурс «Жмурки». – Есть такая дорогая фигура – ферзь. Дорогая, потому что ни одна фигура не может ходить так, как она. А ходит ферзь в любом направлении и на любое расстояние.

  В каждой команде выбирается «ферзь». Ему завязывают глаза. Игроки команды-противника становятся вокруг него. По команде ведущего дети разбегаются по залу, хлопая в ладоши, а «ферзь» должен их ловить. Игроки из команды «ферзя» могут с мест подсказывать направление движения. Выигрывает та команда, чей «ферзь» «больше срубит фигур».

4 конкурс «Самые внимательные».  Перед каждой командой стоит шахматный набор. Необходимо расставить чёрные и белые фигуры, используя образец. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит фигуры на доске.

5 конкурс «Перетягивание каната». – Вы заметили, каких шахмат больше всего в игре? Верно, пешек. Это обыкновенные солдаты, которых даже фигурами не называют. Чтобы получить звание фигуры, пешка должна добраться до противоположного края доски. Тогда она может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Хорошей защитой от противника является пешечная цепь. Это позиция, когда пешки выстраиваются в колонну по диагонали. Сейчас мы представим себя пешками, и каждая команда выстроится в колонну для перетягивания каната. Побеждает команда, которая перетянула канат на свою сторону.

 6 конкурс «Король едет на слоне». – Когда-то у этой фигуры был хобот, но он всё время перевешивал набок, и слон падал. Однажды при падении хобот отвалился, а название фигуры осталось. Посмотрите, как выглядит  и как ходит слон. (Показ на образце шахматной доски). В Индии каждый богатый человек имел слона, на котором выезжал на прогулки. Вот и наши короли хотят отправиться погулять. Игроки каждой команды делятся на тройки. Двое игроков скрещивают руки, сцепляются ладонями, на которые садится третий игрок. Его надо донести до отметки  впереди, а назад вернуться бегом без сцепки. Побеждает команда, которая не уронит короля и раньше вернётся на место.

7 конкурс «Шахматное лото». Каждой команде предлагается набор шахматного лото. Под изображением каждой фигуры надо положить её название и подпись с направлением хода. Побеждает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием (приложение 2).

Подведение итогов. Победители награждаются призами, участникам вручаются памятные сувениры.

Приложение 1 к сценарию внеклассного мероприятия «Путешествие в страну шахматного короля».

Ребусы.

                                , ,

  1. КОРО (ВА) – ВА + СОЛЬ

  1. ЬЛДАЯ

  1. ПЕШКА

  1. КО (ШКА) + (ЛАДО) НЬ

  1. С,,, ОН

                       

                   6.

                         

Приложение 2 к сценарию внеклассного мероприятия «Путешествие в страну шахматного короля».

Шахматное лото.

 Задание: к изображению каждой фигуры подберите правильное название и выберите направления её ходов.

Король

Ферзь

Слон

Конь

Ладья

Пешка

Лошадь

Дама

     

                       

                        ходит по горизонтали и вертикали по прямой

ходит буквой г, перепрыгивает через фигуры

ходит в любом направлении, но только на одно поле

ходит только вперёд по прямой, а берёт фигуры по диагонали

ходит в любом направлении на любое расстояние

ходит по диагонали только белого или только чёрного цвета

Список литературы:

  1. Костров В.В., Давлетов Д.А.Шахматный учебник для детей и родителей.- В двух частях.-2 часть.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.-128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Разработка открытого мероприятия "Путешествие в страну здоровья"

Устный журнал«Путешествие в страну Здоровья!»Разработано социальным педагогом МКОУ «СОШ№8»ИМРСК Голлоевой М.С....

Фотоальбом к открытому мероприятию по теме "Точность - вежливость королей"

Воспитанный человек должен быть точным. Вообще, точность является важным штрихом в портрете любого человека. Её невозможно потрогать, увидеть, сфотографировать, но она есть....

Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения). Тема. «В стране шахматного королевства».

Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы....

В стране шахматных чудес

laquo;В стране шахматных чудес»...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...

Открытое мероприятие в группе воспитанников 5-6 классов. Проведения шахматного турнира, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне «ШАХМАТЫ В СТРОЮ»

Игра – форма культурно-досуговой работы, представляет собой основанное на интересе занятие, учащиеся для развлечения, отдыха, соревнования....