В стране шахматных чудес
методическая разработка на тему

Мокшанова Алла Бенедиктасовна

«В стране шахматных чудес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_shahmatnyh_chudes.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМЕНИ А.П. ГАЙДАРА»

«В стране шахматных чудес»

(Лекция для родителей)

                                                                                                                Составитель –                                                                                                                 педагог дополнительного образования                                                                                                                Мокшанова Алла Бенедиктасовна

                                                Москва 2016 г.

                                               Когда меня научили играть в шахматы, они  

                                     мне казались волшебным, сказочным миром.

                                  Затем я серьёзно занялась шахматами, но

                                         волшебными они так для меня и остались.                            

        Майя Чибурданидзе

         Шахматы с полным правом можно называть великой игрой. Сколько веков люди ведут в бой маленькие фигурки, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщаться к многовековой человеческой культуре. В шахматах никому не удаётся избежать ошибок, достичь совершенства, и вместе с тем каждый может попробовать свои силы в этом увлекательном интеллектуальном спорте, каждый в состоянии разобраться в не таких уже сложных правилах игры, заглянуть в обширную шахматную теорию.

            С чего следует начинать обучение шахматной игре? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, товарищей, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребёнка.  И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой – либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать.

         Существует много разнообразных приёмов, с помощью которых возможно добиться успешного освоения детьми правил шахматной игры. С чего начать? Наверное, с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребёнком начальную позицию шахматной и тут же объяснять , как ходят фигуры. Дети в дошкольном возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуем начать играть, например, в «ладью». Рассказываем о ней сказку, показываем на шахматной доске, где её «домик», наряжаем её, начинаем за ней охотиться – и ребёнок быстро овладевает правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами.  Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Сказки, истории можно придумать самим, здесь не нужны литературные шедевры. Не очень складный, зато яркий, образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение «официальных» правил. Обязательно необходимо придумать для ребёнка какие – то «околошахматные» игры, типа лото, пряток, можно сделать  вместе с детьми простейшие, но занятные рисунки. Главное, чтобы все эти игры шли непринуждённо, ребёнок не должен замечать, что его обучают.

     Постепенно малыш заинтересуется шахматами, наступает новый этап – от азов к основам теории. Оказывать помощь в игре малышам следует тактично, не назойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам : от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.

     Учитывая возрастные и индивидуальные особенности  детей, степень усвоения  шахматного материала на разных этапах обучения, методику постоянно меняют. Наибольшего эффекта удаётся достичь, когда вся группа детей делится на 2 подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, примерно играющие одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.

     В начале обучения преобладающим способом сообщения новых знаний будет чтение сказок, рассказов, загадывание загадок, рассматривание рисунков и т.д.  Объяснения должны быть доступными, лаконичными.

      Однако не следует считать шахматы каким – то чудодейственным средством воспитания, лекарством от всех недостатков. Чрезмерное и одностороннее увлечение этой игрой может принести нашим детям больше вреда, чем пользы. Мы, взрослые, должны следить, чтобы занятия шахматами не наносили ущерб здоровью и общему развитию ребёнка. Необходимо сочетать шахматы с подвижными играми на свежем воздухе, чтением художественной литературы, посещением музеев, походами.

      Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребёнку следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Шахматы не для людей слабых духом» - говорил первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц.

Литература

  1. В. Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» М.,1991 г.
  2. И.Весела  «Шахматный букварь» М..,1983 г.
  3. А. и Н. Костенюк 2Как научить шахматам» М., 2008 г.
  4. В. В. Костров «Первые шаги» ., 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Занятие в "Шахматной стране" в 1 классе

Учимся играть в шахматы...

Открытое мероприятие "В стране шахматного короля"

Особенностью данного мероприятия является применение игровых технологий в процессе знакомства с шахматами. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка...

Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения). Тема. «В стране шахматного королевства».

Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы....

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...

Программа деятельности театральной студии "Страна чудес" "Лето в стране чудес"

В летний период продолжается образовательно-воспитательная работа с воспитанниками всех групп театральной студии «Страна чудес». Целью этой работы, как и  во время учебного года, явля...