Открытое мероприятие в группе воспитанников 5-6 классов. Проведения шахматного турнира, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне «ШАХМАТЫ В СТРОЮ»
материал (6 класс)

Игра – форма культурно-досуговой работы, представляет собой основанное на интересе занятие, учащиеся для развлечения, отдыха, соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryzhova_e.a._otkrytoe_meropriyatie_turnir.docx675.29 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                               « Средняя школа - интернат МИД России»

Открытое мероприятие в группе воспитанников 5-6 классов

Проведения шахматного турнира, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне «ШАХМАТЫ В СТРОЮ»

                                                               Подготовила и провела воспитатель:

                                                                                                Рыжова Е.А.

Силы и средства, привлекаемые для проведения шахматно-шашечного турнира: 

- организация турнира начинается с подбора учеников 5-6 классов для включения в состав участников;

 -учащиеся должны знать элементарные правила игры;

 - необходимо наличие соответствующего просторного помещения, чтобы каждая пара играла за отдельным столиком;

 - необходимо наличие столов, стульев;

 - количество шахмат (шашек), не менее 3 комплектов;

 - должно быть соблюдено одно из основных требований организации турниров – обеспечение тишины.

 Желательно, чтобы зрители наблюдали за игрой со стороны, участники турнира, закончив свои партии, тоже не должны мешать играющим.               Чтобы не возникали какие-либо споры, претензии со стороны участников, предварительно должно быть утверждено с воспитателем  о турнире (Приложение №1) регламентирующее порядок его проведения, определения Победителей и их поощрения

Метод проведения турнира – игровой. 

    Игра – форма культурно-досуговой работы, представляет собой основанное на интересе занятие, учащиеся для развлечения, отдыха, соревнования. Все игры проводятся с целью определить победителя. Игра – не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный развивающий и воспитательный инструмент. Занятия шахматами (шашками) имеют большое влияние для интеллектуального развития. Наверно, и шахматы и шашки имеют волшебное свойство. Игра в шашки – это «мать» шахматной игры. Игры в шашки или в шахматы совершенствуют психологические процессы и способности к творчеству. Это не просто игра – это спорт и искусство.                                                                                                  Игра в шахматы (шашки) развивает память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Несомненно, все эти качества будут помогать военнослужащим достигать успехов в боевой и военно-политической подготовке.                                                  

 Количество участников и система проведения турнира.                                Турниры с небольшим числом участников обычно проводятся по круговой системе, предусматривающей встречу всех участников. Количество участников в одном турнире должно быть таким, чтобы в течение отведенного времени можно было его закончить. То есть в одной группе максимум должны играть шесть игроков (т.е. три пары участников), тогда одному организатору - судье турнира легче следить за партиями. Если число желающих играть больше 6, то можно разбить их на 2-3 группы с последующей стыковкой 1-2 Победителей из каждой группы для выявления сильнейших.                                                                                                                     В любом случае надо стремиться к тому, чтобы в каждой группе было чётное количество участников, тогда во время туров не будет свободных игроков. После составления списка участников проводится жеребьевка, которая определяет, кто под каким номером будет играть и занесён в турнирную таблицу.                                                                                                           ЖЕРЕБЬЕВКА – каждый участник выбирает сложенный листочек или любой другой атрибут с номерком. В соответствии с полученными номерами составляется турнирная таблица, которая оформляется с указанием названия тура, места и даты его проведения.                                                                  Составление турнирного расписания.                                                                Имея номера всех участников можно составить полное расписание туров с указанием, в каком туре, кто с кем и каким цветом фигур играет. При проведение турнира нужно неуклонно придерживаться расписания туров. Учет результатов, определение Победителей.                                                                          Учет результатов игры производится судьей по очковой системе. За выигрыш партии, в соответствующую клетку турнирной таблицы вписывается: выигравшему - 1, проигравшему - 0, при ничьей по ½ очка обоим. Сумма очков проставляется на предпоследней колонке таблицы. В последний колонке представляется то место, которое занял участник. Победителям вручаются поощрительные призы. 

Положение о проведении шахматного турнира среди учащихся 5-6 классов. 

 Общие положения

 Отрытый шахматный (шашечный) турнир среди всех желающих, посвященный Победе в ВОВ

Фото турнира по шахматам  воспитанников 5-6 классов .

 Цели и задачи Турнира. 

Цели:

 формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности, дальнейшая популяризация и развитие шахмат.                                                     Задачи:                                                                                                                          - пропагандировать достижения шахмат среди школьников, привлечь их к систематическим занятиям шахматами;

 - выявить одаренных шахматистов.

. Правила проведения Соревнований

- Соревнования проводятся по существующим Правилам игры в шахматы.

- Места в Турнире определяются по количеству побед.

 Награждение

 Победитель, занявший І место в своей группе, награждается дипломом. Призеры, занявшие ІІ и ІІІ места, награждаются грамотами.

                                                      СЦЕНАРИЙ.

Проведения шахматного турнира, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне «ШАХМАТЫ В СТРОЮ»

Участники турнира: ученики 5-6 классов школы-интернат МИД

Цели и задачи:

 популяризация шахмат среди воспитанников,

 развитие творческих и интеллектуальных способностей ;

 воспитание воли к победе;

  развитие коммуникативных навыков;

 развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления и умения ориентироваться на плоскости;

 выявление сильнейших игроков;

 активизация мышления за счет решения шахматных задач,

 повышение интереса к игре в шахматы;

  воспитание патриотических чувств, любви к Родине;

 знакомство с жизнью шахматистов в годы войны; Оборудование:

  мультимедийное оборудование (ноутбук с интернетом, видеопроектор, экран т.п.);

  презентация слайдов;

  оформление комнаты информирования и досуга: стенд с фотографиями (копии) шахматистов, историей шахмат и проведении шахматных чемпионатов во время Великой Отечественный войны;

 столы, шахматные доски, шахматные часы;

  протоколы;

  наградной материал.

 Чтецы подбираются из числа учеников.

                                            ХОД МЕРОПРИЯТИЙ

Воспитатель:

 Уважаемые гости и участники шахматного турнира!                                                               Мы рады приветствовать Вас на шахматном турнире, посвященном Победы в Великой Отечественной войны. Учащиеся  расскажут нам о шахматистах (гроссмейстерах, мастерах и др.) военного времени, и мы узнаем какую роль в это трудное время для страны играли шахматы.                                                               К началу Великой Отечественной войны (1941-1945) советская шахматная организация превратилась в одну из крупнейших в мире по числу квалифицированных шахматистов: в её рядах насчитывалось 7 гроссмейстеров и 50 мастеров

Ученик 1

. 22 июня 1941 года нашей стране объявлена война, а в Ростове-на-Дону по инерции доигрывались начатые партии на первенство страны. Поединки заканчивались быстро и бескровно. Партнеры не просто пожимали руки после партии – они прощались.

Ученик 2

 На фронт пошли и мастера, и первокатегорники, и первые советские гроссмейстеры Вячеслав Рагозин, Александр Котов, Александр Толуш, Ратмир Холмов…

Ученик 1.

 Ноябрь 1941 года. Москва на осадном положении. В столице состоялся чемпионат города по шахматам. Он длился 42 дня, но в нем были сыграны все партии. От участников требовалось большое мужество. Игра не раз прерывалась сигналами воздушной тревоги. Но не было случая, чтобы партии не состоялись. Ведь каждая из них была ударом по врагу, не огневым, но моральным. О течении турнира сообщало радио, писали газеты. Звание чемпиона завоевал мастер И. Мазель – лейтенант Красной Армии. На туры он попадал прямо с передовой, которая тогда проходила совсем неподалеку.

Ученик 2

Московский турнир

Московской осенью холодной

Турнир объединяет нас.

Столица Родины свободной,

С тобой мы были в грозный час!

 Крепили дружно оборону,

 Копали насыпи и рвы.

 К победе воля непреклонна,

 - И враг бежал от стен Москвы.

 Теченье жизни неизменно,

Что ей фашистская орда?

 - И в дни героики военной

 Турнир проходит, как всегда.

 Участники чемпионата

 - Шестнадцать, все как на подбор,

 И Дуз, как дядька Черномор,

 Волненьем юности объятый.

 Попомните поэта слово,

Победа будет за Смысловым,

Ему поможет мастерство,

И юность тоже за него...

Нет Мазеля и Чистякова!

Былое мастерство свое

Забыли для войны суровой,

Сменили доску на ружье.

 Мы любим Родину и ценим,

 По зову первому страны

Мы шахматное поле сменим

На поле славы и войны.

Ученик 1

Мир с затаенным дыханием следит за гигантским сражением на Волге. В такой обстановке с 4 ноября до 4 декабря в Октябрьском зале Дома союзов протекал очередной чемпионат столицы. «В зале тишина. Многочисленные зрители – бойцы и командиры Красной Армии, рабочие, служащие, школьники с напряженным вниманием следят за игрой, шепотом обмениваются мнениями, предугадывают ход событий. Большой подъем чувствуется и у участников. ...вничью закончились только 26 партий из 120». Победу одержал В. Смыслов – самый молодой наш гроссмейстер.

Ученик 3                                                                                                                  «Советский Союз в довоенное время являлся, бесспорно, первой страной в мире как по распространению шахматной игры, так и по количеству высококвалифицированных шахматистов. Поэтому естественно было стремление в трудных военных условиях сохранить в основном эти кадры шахматистов высокой квалификации, которые выявились в нашей стране в результате многолетней упорной работы. В понятие сохранения кадров входило также и поддержание их спортивной формы. С этой целью был организован ряд всесоюзных соревнований…»                                                                       Тем не менее ведущим шахматистам (как и наиболее видным деятелям культуры и искусства) предоставили бронь, и они были эвакуированы в глубь страны.

Ученик 4

И все же «небоевые потери» среди мастеров оказались большими. «При эвакуации из осажденного Ленинграда, – пишет Авербах, – погиб под бомбежкой А.Ильин-Женевский, а в самом городе – В.Раузер. И.Рабинович, хотя и был вывезен из Ленинграда, но выжить уже не смог. В дни блокады погибли от голода А.Троицкий, Л.Куббель, И.Голубев, С.Вайнштейн. Из-за различных болезней, связанных с трудностями и тяготами военной жизни, умерли Н.Рюмин, И.Мазель, А.Рабинович». Весной 42-го удалось вывезти из Ленинграда Г.Лисицына, В.Чеховера и Г.Равинского, перевели в Свердловск с Ленинградского фронта лейтенанта В.Рагозина; через год был отозван оттуда же лейтенант А.Толуш. Пощадила война и старейших питерских мастеров Григория Левенфиша и Петра Романовского

 Ученик 3

1943 год. Чемпионаты Москвы военных лет приобрели всесоюзное значение. В разные годы в них участвовали чемпион Украины И. Болеславский, ленинградцы Г. Равинский, Г. Лисицын (они пережили блокадную зиму 1941- 1942 годов), В. Рагозин, А, Толуш, литовец В. Микенас. Особую значимость турниру – 43 (5 декабря 1943 года – 12 января 1944 года) придало выступление вне конкурса лидера советских шахмат М. Ботвинника. Он одержал блистательную победу, в стиле, в котором угадывался будущий чемпион мира. В. Смыслов был вторым.

Ученик 4

 1944 год. В Чемпионате Москвы, продолжавшемся с 10 декабря 1944 года по 10 января 1945 года, не было равных В. Смыслову. Самую высокую оценку игре гроссмейстера дал М. Ботвинник: «Чемпионат вновь показал, что Василий Смыслов – шахматист международного класса. Турнир он прошел без единого поражения и добился нового блестящего успеха».

Ученик 5

Притягательная сила шахмат такова, что в них играли не только в спокойных зрительных залах, но и в блиндажах, на аэродромах, в землянках, на кораблях. Нужно было лишь выкроить свободные минуты. В период войны проводились турниры в Свердловске (Рагозин) и Куйбышеве (Болеславский); первенство Ленинграда. Его участники вспоминали, что было нелегко. Рев рвущихся снарядов, звон разбитых оконных стекол, но все же шахматисты играли с большим удовольствием. Газеты находили место для сообщений о результатах игр. Даже в Сталинграде – крепости на Волге, игру не забросили. Играли фигурками изрядно потрепанными фабричными и самодельными. И уже в 1943 году, еще до полного снятия блокады Ленинграда, был организован прием школьников в детский шахматный клуб. Для юных шахматистов и для бойцов на фронте, на Ленинградском промкомбинате был налажен выпуск простейших картонных шахмат. (картонные кубики с разрисованными тушью шахматными фигурами).

Ученик 6

 С 1942 года лучших шахматистов страны стали беречь как национальное культурное достояние. Не только в столице, но и в Свердловске, Куйбышеве, Иванове шли показательные выступления мастеров шахмат. Опытные шахматисты, работавшие в тылу, создали бригады для работы с раненными и выздоравливающими бойцами и командирами Красной Армии. Ведущие шахматисты выступали в госпиталях перед ранеными красноармейцами, читали лекции, организовывали турниры, давали сеансы одновременной игры. Простая в освоении настольная игра стала важным стимулятором в арсенале медиков. Шахматы увлекали, побуждали к жизни, будоражили эмоции. Раненый больной говорил: «играя, я забываю о боли». Сохранились документы, в которых говорится, что только за год в центральном госпитале было проведено более 30 турниров, в которых 150 участников получили разряд. Там было проведено 60 занятий с разучиванием дебютов и более 100 сеансов одновременной игры. Единственная шахматная книга, вышедшая в военное время на дешевой тонкой бумаге – «Шахматы в госпитале».

Ученик 7

А в 1944 году колонный зал Дома Союзов принимал финалистов 13 Первенства страны. Самуил Яковлевич Маршак, приветствуя участников первого военного чемпионата, написал:

 Огнем прорвали мы в полях

 Ряды немецких линий.

Был на Днепре объявлен шах,

 И будет мат в Берлине.

Ученик 8

Совпал тринадцатый турнир

 С эпохою такою,

Когда следит в тревоге мир

За шахматной доскою.

 Огромна пестрая доска.

На ней гудят моторы,

 Живые движутся войска

 И танки, и линкоры.

 Плохой у Гитлера эндшпиль,

- Он не минует мата.

Ему за авантюрный стиль

 Грозит сейчас расплата.

 Фигур немало отдал он

 В своей атаке дерзкой.

Потерян итальянский слой,

 Подбит и конь венгерский.

 Качает утлую ладью,

 Которой правят финны,

И гибнут пешками в бою

Злосчастные румыны.

 Огнем прорвали мы в полях

 Ряды немецких линий.

 Был на Днепре объявлен шах,

И будет мат в Берлине.

 С Маршак

Ученик 6

 Лагерь смерти Бухенвальд. В лагере смерти Бухенвальде подпольщики решили организовать в одном из бараков, где находилось более 500 русских военнопленных, сеанс одновременной игры. Втайне от эсэсовцев-охранников заключенные, работавшие в деревообделочных мастерских, изготовили десятки комплектов шахмат.

Ученик 7

1945 год.                                                                                                                                 В мае 1945 года генерал армии Чуйков организовал в Германии уникальный шахматный матч между советскими и американскими группами войск. Играли на 10 досках. СССР победил со счетом 10:0. Генерал Чуйков был не единственным из командного состава, кто хорошо играл в шахматы. Хорошими шахматистами были – маршал Александр Василевский, маршал Рокосовский, легендарный летчик АС Александр Покрышкин  

Ученик 8

Через несколько недель после Победы лучшие представители советского шахматного искусства собрались на свой очередной смотр – XIV первенство СССР.                                                                                                                            Приветствуя участников XIV первенства комендант Москвы генераллейтенант К. Синилов, возглавлявший оргкомитет турнира, писал: «Москва радостно встречала мастеров шахматного искусства в грозные дни смертельной опасности 1941-42 годов. С еще большей радостью наша столица встречает участников Всесоюзного турнира в дни всенародного ликования, в исторические дни Победы над фашистской Германией».

Воспитатель

 После войны во всех городах нашей страны стало традицией проводить шахматные турниры, посвященные Победе нашего народа в ВОВ.                     Итак, продолжим прерванную традицию и проведем шахматный турнир, посвященный Победе в Великой Отечественной войне.

 - Жеребьевка участников турнира. 

- Игра парами (по сетке).

- Подведение итогов.

- Награждение победителей.

 Заключение (звучит  минусовка песни «День Победы»).

Ученик 1

Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!

Ученик 2

Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Далее все исполняют песню «День Победы!»


C:\Users\Алена\Desktop\images.jpg 

(Приложение №1)

            Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                         « Средняя школа - интернат МИД России»

                                       Воспитанники 5-6 классов 2020г.

                                         C:\Users\Алена\Desktop\шахматы турнир фото\DCVEE9225.JPG

C:\Users\Алена\Desktop\шахматы турнир фото\IMG_7675.JPGC:\Users\Алена\Desktop\шахматы турнир фото\IMG_8011.JPGC:\Users\Алена\Desktop\шахматы турнир фото\IMG_7629.JPG

C:\Users\Алена\Desktop\шахматы турнир фото\IMG_0231.JPG                    C:\Users\Алена\Desktop\шахматы турнир фото\IMG_7677.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне

Праздник, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне, на котором прозвуит много стихотворений, классических песен в сопровождении презентации...

Внеклассное мероприятие "И штыком, и пером мы разили врага...", посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие "И штыком, и пером мы разили врага...", посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Творческие работы учеников, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне.

Творческие работы "Подвиг Ленинграда", "Ах, война, что ты сделала подлая..." выполнены учениками 6 класса и посвящены подвигу советского народа в Великой Отечественной войне....

Положение о проведении Открытого лично-командного первенства по северному многоборью в честь «70-й годовщины Победы в Великой отечественной войне».

Цели и задачи проведения соревнований. Популяризации Северного многоборья среди населения города;Повышение спортивного мастерства, спортсменов занимающихся Северным многоборьем; Содействию м...

Открытое мероприятие в группе воспитанников 5-6 классов. « Давайте познакомимся»

Познакомиться с детьми, воспитателями, новыми предметами и учителями; формировать у детей положительную оценку своего коллектива; установить благоприятный психологический микроклимат в классе; напомни...

Внеклассное мероприятие, посвящённое победе в Великой Отечественной войне

Мероприятие, посвящённое победе в Великой Отечественной войне «Они сражались на войне, чтоб счастье дать моей семье». На сцену выходят два мальчика и девочка. Мальчик: Славн...