Главные вкладки

    Инновационный проект практико-ориентированного типа
    проект по естествознанию

    Хрущева Альбина Ринадовна

    Проект посвящен развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе с помощью эвристического обучения, которое сочетает в себе творческую и познавательную деятельность, учитель не дает ученику готовые знания, он предлагает ему объект для изучения.

    Основой практико-ориентированного проекта "Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» являются сборник проектно-исследовательских работ учащихся, сборник эвристических задач и эвристический дневник. Разработанные материалы позволяют учителю реализовать идеи развивающего эвристического обучения, а ученику выстраивать траекторию своего образования, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, способы освоения изучаемых тем и формы представления образовательных результатов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Челябинская область

    Златоустовский городской округ

    МКУ Управление образования и молодёжной политики  

    Златоустовского городского округа

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 4»

    456217, Челябинская область,  г. Златоуст, ул. им. И.И. Шишкина, дом 20

    т/факс 8(3513)79-12-17

    E-mail: zlatoustschool4@rambler.ru официальный сайт http://74205s4.edusite.ru

     

    Инновационный проект

     практико-ориентированного типа

    по теме:

    “Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности”

                                                                 

                                                                   

                                                     Выполнила:

                                                                            Хрущева Альбина Ринадовна,

                                                                  учитель физики

                                                                  МАОУ СОШ №4 г. Златоуста

    Златоуст

    2019


    Содержание

    1. Аннотация проекта
    2. Обоснование необходимости инновационного проекта
    3. Цели и задачи проекта
    4. Основное содержание проекта
    5. Ресурсы
    6. Партнеры
    7. Целевая аудитория
    8. План реализации проекта
    9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
    10. Перспективы дальнейшего развития проекта
    11. Литература
    12. Приложение
    1. Сборник проектно-исследовательских работ учеников Научного общества школьников «Открытие»
    2. Сборник эвристических задач по физике для учителей и учащихся
    3. Эвристический дневник


    Аннотация

    Проект посвящен развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе с помощью эвристического обучения, которое сочетает в себе творческую и познавательную деятельность, учитель не дает ученику готовые знания, он предлагает ему объект для изучения.

    Основой практико-ориентированного проекта "Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» являются сборник проектно-исследовательских работ учащихся, сборник эвристических задач и эвристический дневник. Разработанные материалы позволяют учителю реализовать идеи развивающего эвристического обучения, а ученику выстраивать траекторию своего образования, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, способы освоения изучаемых тем и формы представления образовательных результатов.

    Обоснование необходимости инновационного проекта

    Идеал современного общества -  неординарная творческая личность, способная к самостоятельному решению сложных задач и созданию нового в разных сферах общественной деятельности.  

    Цель современного образования - воспитание такой личности; развитие тех способностей, которые востребованы самой  личностью и обществом.

    Задача  педагога - создать условия,  способствующие индивидуальному развитию и личностному росту ученика, раскрытию его потенциальных возможностей. Эти условия предполагают такую организацию образовательной деятельности, в которой  активизировался бы творческий потенциал,  пробуждалось стремление к познанию, исключалось бы пассивное восприятие готовых знаний и выводов.

    Однако на пути достижения этой цели существует много препятствий, преодолеть которые отнюдь нелегко.

    В первую очередь, это «широкие возможности» глобального информационного пространства.  Популярные в среде учащихся готовые домашние задания (ГДЗ) формируют лишь способность бездумного переписывания от задач и рефератов до контрольных работ и проектов, тем самым снижается интерес к учебе, развивается клиповое мышление и появляется проблема мотивации учащихся [4, 73].

    Во-вторых, преобладающие в практике школьного обучения упражнения тестового характера призваны, лишь быстро проверить знания по теме и разделу, развивая шаблонное мышление, но в меньшей степени способствуют развитию и раскрытию их творческого потенциала.

    Традиционно школьники считают, что предмет «физика» – сложный предмет, в котором только формулы и задачи, а проектно-исследовательская деятельность по этому предмету - «совсем не разобрать».

    Таким образом, возникает противоречие между потребностями и существующими тенденциями. Необходимость в разрешении данного противоречия обусловливает актуальность предлагаемого проекта, призванного ответить на вопросы: «Как воспитать креативную личность? Как превратить проектно-исследовательскую деятельность в интересный процесс? Как научить без принуждения? Как научить самостоятельно принимать решения?»

    В этой связи имеет смысл говорить об эвристическом методе обучения – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской) [11, с. 18]. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). Внимание указанного направления обращено на творческое развивающее современное образование, основной целью которого является воспитание ученика, овладевшего не только определённой суммой знаний, умений, навыков, но способного к саморазвитию, самореализации, созданию нового в себе и в своей деятельности.

    В разное время вопросы эвристического обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие различные  школы и направления: Сократ, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я. А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А. В. Хуторского, А. И. Андреева, М. М. Левиной и многих других. Сам же термин «эвристика» впервые появился в трудах греческого математика Паппа Александрийского [2, с. 29].

    При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между кажущимся обилием научного материала по этой тематике и отсутствием конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение по эвристической технологии в образовательном процессе.

    Предлагаемый проект «Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» - это попытка обобщить личный опыт в области обучения с использованием данного метода, заинтересовать ученика проектно-исследовательской деятельностью, показать широкие возможности предмета для раскрытия творческих способностей ученика, то есть представить свой взгляд на эвристический метод обучение. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

    Наше обращение к эвристическому методу, как к технологии раскрытия творческого потенциала объясняется ее отличительной чертой - универсальностью, т.е. приложением к любому предмету.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

    Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

    Авторская «Образовательная программа комбинаторного типа по общей физической подготовке «Путешественник», утверждена решением районного Экспертного совета по инновационной деятельности (протокол №37 от 17.03.2010 года).

    Комплексная образовательная программа разработана Леонтьевой С.А., учителем физической культуры высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовате...

    Авторская «Образовательная программа комбинаторного типа по общей физической подготовке «Путешественник», утверждена решением районного Экспертного совета по инновационной деятельности (протокол №37 от 17.03.2010 года).

    Комплексная образовательная программа разработана Леонтьевой С.А., учителем физической культуры высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовате...

    Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)

    Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года об...

    Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"

    В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...

    Презентация к профориентационному занятию "Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка"

    Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. СамооценкаЦели:Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».Познакомить учащихся  с типами нервной системы и их различиям...