Спецификация диагностической работы по физике для 7-х классов общеобразовательных учреждений
методическая разработка по естествознанию (7 класс)

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 7-х классов по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnost_rab_kirasirova_m.d.docx314.87 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация диагностической  работы  по физике

для 7-х классов общеобразовательных учреждений

Составитель: учитель физики МБОУСОШ №1 с.Средняя Елюзань

                         Городищенского  района   Кирасирова Мярьям Давлетшиновна

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 7-х классов по физике.

2. Документы, определяющие содержание и характеристики диагностической работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. 

1089). 

О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122). 

3. Условия проведения диагностической работы

При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение технологии независимой диагностики.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Ответы на задания учащиеся указывают сначала в тексте работы, а затем записывают в бланк тестирования.

4. Время выполнения работы

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.

5. Содержание и структура диагностической работы

Каждый вариант диагностической работы состоит из 14 заданий: 3 задания с выбором одного правильного ответа, 10 заданий с кратким ответом и одно задание с развёрнутым ответом.

В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).

       Содержание диагностической работы охватывает основные элементы курса физики первых трёх четвертей 7класса. Работа может использоваться для контроля знаний по учебно-методическому  комплекту автора А.В.Перышкина.

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1:

Таблица 1

Содержательные блоки

Число

п/п

заданий

в варианте

1

Физические понятия

2

2

Первоначальные сведения о строении вещества

2

3

Взаимодействие тел

5

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

5

Всего:

14

Перечень проверяемых умений представлен в таблице 2:

Таблица 2

Проверяемые умения

п/п

1

Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

2

Знание и понимание смысла физических законов

3

Знание и понимание смысла физических величин

4

Умение описывать и объяснять физические явления

5

Умение интерпретировать графическую информацию, представленную: в виде

графиков, таблиц, диаграмм, схематических рисунков

6

Владение основами знаний о методах научного познания

7

Решение задач различного типа и уровня сложности

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За правильное выполнение каждого из заданий 1; 4–8, 10, 11 ставится 1 балл. За выполнение заданий 2; 3, 9, 12, 13 ставятся 2 балла, если все элементы ответа верны; 1 балл, если допущена ошибка в одном элементе ответа и 0 баллов в остальных случаях. Задание 14 оценивается в соответствии с приведенными критериями. Максимальный балл за задание 14 – 3, за всю работу – 21.

В Приложении 1  приведен примерный план диагностической  работы. 

В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант работы.

Приложение 1 

Примерный план диагностической работы

по физике в 7 классах

Используются следующие условные обозначения:

ВО  задание с выбором ответа, КО  задание с кратким ответом, РО  задание с развёрнутым ответом

№ задания

Тип задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

1

ВО

Владение основами     знаний о методах научного познания.

Умение понимать и объяснять методы исследования

2

КО

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Анализ процессов.

Умение  описывать и объяснять физические явления

3

КО

Агрегатные состояния вещества.

Умение сравнивать объекты на основе известных характерных свойств

4

КО

Равномерное прямолинейное движение.

Решение задач различного типа и  уровня сложности

5

КО

Масса. Сила тяжести.

Знание и понимание смысла физических величин

6

КО

Плотность вещества.

Решение задач различного типа и  уровня сложности

7

КО

Гидравлический пресс.

Решение задач различного типа и  уровня сложности

8

КО

Равномерное прямолинейное движение. Анализ графиков движения.

Умение интерпретировать графическую информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, схематических рисунков

9

КО

Сила трения.

Умение  описывать и объяснять физические явления

10

ВО

Архимедова сила. Плавание тел.

Умение  описывать и объяснять физические явления

11

ВО

Атмосферное давление на различных высотах.

Знание и понимание смысла физических величин

12

КО

Архимедова сила. Анализ графиков.

Умение интерпретировать графическую информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, схематических рисунков

13

КО

Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения.

Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

14

РО

Расчетная задача на  давление твердых тел.

Решение задач различного типа и  уровня сложности

Приложение 2

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

                  диагностической работы по ФИЗИКЕ для 7 класса

При выполнении заданий 1, 10 и 11 обведите номер правильного ответа и перенесите его в бланк тестирования справа от номера задания. Ответы на остальные задания запишите в указанном месте в тесте, а затем впишите в бланк тестирования справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с образцом.

  1. Цена деления и предел измерения динамометра (смотри рисунок) равны соответственно

1)   1 Н, 4 Н                                                  

2)  4 Н, 1 Н

3)  0,5 Н, 4 Н

               4)  0,5 Н, 5 Н                                        

                                                       https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1045

  1. В два одинаковых сосуда налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх налили воду (рис. 1). Один из сосудов оставили при комнатной температуре, а второй поставили в холодильник. Через несколько дней сравнили растворы и отметили, что граница двух жидкостей гораздо заметнее размыта в сосуде, который находился при комнатной температуре (рис. 2 и 3).

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1047

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

 

1) Процесс диффузии можно наблюдать в жидкостях.

2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

3) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.

4) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.

5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

           

Ответ:

  1. Установите соответствие между агрегатным состоянием вещества и свойствами,  проявляющимися в этом состоянии.

АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ                                         СВОЙСТВА

А) жидкости                                                1) сохраняют свой объем

Б) газы                                                          2) полностью занимают предоставленный им объем

Ответ:

А

Б

             

               В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их  

               запятыми.

  1. За какое время луч света пройдет 150 млн км от Солнца до Земли, если скорость распространения света 300 000 000 м/с?

Ответ: ___ ________ с

 

В бланк запишите только число (без указания размерности).

  1. Первоклассник собрал портфель для занятий в школе. Какую силу ему необходимо приложить, чтобы портфель массой 700 г, если в нем лежат учебники «Математика» массой 230 г, «Окружающий мир» массой 270 г и пенал массой 200 г? Постоянная величина g=10H/кг

Ответ: ___________  Н

 В бланк запишите только число (без указания размерности).

  1. Объем мраморной плиты равен 2м3. Определите ее массу. Плотность мрамора 2700 кг/м3.

Ответ: ___________  кг

В бланк запишите только число (без указания размерности).

  1. Какой выигрыш в силе можно получить с помощью гидравлического пресса, если площадь малого поршня равна 1, 4 см2, а площадь большего поршня составляет 280 см2?

Ответ: ___________

               В бланк запишите только число.

  1. По  графику  определите, сколько времени тело находилось в покое.  

               Ответ: ___________ с

В бланк запишите только число (без указания размерности).

       

  1. Учитель на уроке последовательно провёл опыты по измерению силы трения скольжения при равномерном движении бруска с грузом по двум разным горизонтальным поверхностям (см. рисунок)

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=14046

Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.

 

  1) Сила трения зависит от массы бруска с грузом

  2) Сила трения зависит от скорости перемещения бруска

  3) Сила трения зависит от угла наклона плоскости перемещения

  4) Сила трения зависит от поверхности, по которой движется брусок

  5) Трение скольжения для второй поверхности больше

Ответ:  

         

         В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в ответе, не разделяя их  

        запятыми.

  1. На рисунке изображена пробирка с песком, погруженная в молоко, и действующая на нее силы. Эта пробирка …., так как архимедова сила ….  силы тяжести.

  1. утонет … больше                                                                                                                  
  2. утонет … меньше
  3. всплывет … больше
  4. всплывет … меньше

                                                                       

  1.  У подножия горы атмосферное давление нормальное, а на вершине – 700 мм рт. ст. Какова высота горы?

Нормальное атмосферное давление р=760 мм рт. ст. =105 Па.

  1. 440 м
  2. 320 м
  3. 720 м
  4. 740 м

  1.  Установите соответствие между алгебраической зависимостью одной физической величины от другой и ее наиболее правильным графическим представлением.

ЗАВИСИМОСТЬ                                                                                ГРАФИК

А)  силы Архимеда от объема тела,                                        

      погруженного в жидкость                                                                      

             

               Б)   силы Архимеда от глубины погружения

                     тела в жидкость

А

Б

                  Ответ:

     

В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они

 идут в таблице, не разделяя их  запятыми.

  1. Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют.

       ПРИБОР                                                                ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

  А)  спидометр                                                1) плотность

  Б)   мензурка                                                  2) давление внутри газа (жидкости)

  В)  термометр                                                3) температура

                                                                          4) объем жидкостей и твердых тел

                                                                          5) скорость

Ответ:  

А

Б

В

         В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их  запятыми.

 

         

             Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования.

  1. Бак кубической формы и объемом  1м3 доверху наполнен керосином. Какое давление оказывает этот бак на грунт под собой? Плотность керосина 800 кг/м3, постоянная величина g=10H/кг.

На обороте бланка тестирования запишите решение в общем виде, сделайте расчет и запишите ответ.

Система оценивания

диагностической работы по физике

                       Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа.

Номер

задания

Ответ

Балл

1

1

1

2

12 или 21

2

3

12

2

4

500

1

5

14

1

6

5400

1

7

200

1

8

15

1

9

45 или 54

2

10

1

1

11

3

1

12

32

2

13

543

2

Критерии оценки выполнения задания  14

   

Дано:

V = 1 м3

S = 1 м2

ρ = 800 кг/м3

Решение:

р = F/S

F = mg

m = ρV

p =(ρVg)/S

p =(800м3•1м3•10Н/кг)/1 м2

р = 8000Па = 8 кПа

р – ?

Ответ: р =8 кПа

Содержание критерия

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – формулы для давления твёрдого тела, силы тяжести,

массы тела через плотность и объём, понимание, что при объёме 1м3 площадь грани куба будет 1м2);

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными

вычислениями).

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи

краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным

критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Максимальный балл

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабоча программа по математике по учебникам: : Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010; Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.

Основные цели курса: 1.овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе ...

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений

Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...

Рабочая программа по английскому на 2015-2016 год для 5 класса.В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, И. П. Костина, О. В. Дуванова, Е. В. Кузнецова; учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012г.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по английскому языку 2012г....

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...