Научно-практическая конференция Если хочешь быть здоров. Человек и пчелы
творческая работа учащихся по естествознанию (8 класс)

Якупова Асия Искяндяровна

Научно-практическая конференция Если хочешь быть здоров. Человек и пчелы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с.Средняя Елюзань Городищенского района

Районная научно-практическая конференция
«Старт в науку»




Исследовательская работа на тему:
Если хочешь быть здоров. Человек и пчелы

Секция «Обществознание»

Автор: Тюгаева Айгуль Алиевна
учащаяся 8Б класса
МБОУСОШ№1
с.Средняя Елюзань

 Научный руководитель:

Якупова Асия Искяндяровна,учитель изобразительного искусства

Консультант: Богдалов И.М.

2021

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

  1. Цели  и задачи исследовательской  работы …………………………................4

  1.  Исследование жизни пчел в улье……………………………………………….5
  2. Проведение наблюдения за труженицей (медоносной) пчелой………………9

  1. Продукты пчеловодства………………………………………………………..10
  2. Заключение……………………………………………………………………...11
  3. Список использованной литературы и источников………………………………. 11

                                                  ВВЕДЕНИЕ

Кто их знал, кто их любил, тому лето без пчел покажется таким же жалким, таким же несовершенным, как если бы оно было без птиц и без цветов!

 М.Метерлинк

Каждому человеку  хочется  отдыхать  на свежем воздухе поближе, где лес. Особенно мы столкнулись с этой проблемой  в период пандемии, когда был страх заболеть. Мой научный руководитель - дочь пчеловода. Летом с родителями мы часто ездили к ним на пасеку. Здесь я увидела эти прекрасные создания. Июнь месяц-разгар лета. Наблюдая за пчелами, я перед собой поставила цель, исследовать уникальных насекомых. Ведь продуктами пчеловодства можно укрепить  иммунитет  человека. Искяндяр  Мурадымович нас проконсультировал и показал нам, где собирается в улье пыльца, прополис. Сколько продукции в этих ульях. Я была  удивлена. Мы попробовали натуральный мед.

Пчелы привлекали внимание человека на протяжении веков. Любительская пасека – это надежный источник мёда; здесь пчеловод-любитель получит заряд здоровья, радость от общения с природой. Искяндяр Мурадымович увлекается пчеловодством, он знающий, хорошо подготовленный специалист.

 Народная медицина применяет мёд для лечения различных недугов. В меду, говорили в старину, - сто лек. Прописывали его больным и классики  нашей отечественной медицины. Известно немало примеров, когда люди, постоянно употребляющие мёд, отличались завидным долголетием и здоровьем, сохраняли бодрость даже в глубокой старости.

 Великий Гиппократ советовал есть мёд для продления жизни.  Но и это ещё не всё. Пчелы обладают ботаническим чутьём и цветочным постоянством, помогая перекрёстному опылению цветков. Люди получают дополнительно большое количество зерна гречихи, семян подсолнечника и кормовых культур, фруктов, овощей и ягод благодаря тому, что пчёлы в период цветения работают в садах, на полях и огородах. Образно говоря, урожай многих культур лежит на крыле пчелы.  Пчелы – это теперь не только мёд, но и урожайное поле, плодоносящий сад, цветущий луг и здоровый лес. Промыслу способствовала сама природа. Будто золото рассыпано по земле, когда цветет  одуванчик – надежный пыльценос. И пчелы охотно посещают эти цветы. Без пчел люди никогда не знали бы меда, бесценные дары цветковых растений не были бы известны человеку. Каждый из нас хоть раз пробовал пчелиный мед. Многие из нас ощущали на себе и укусы пчел. Все знают поговорку «Трудиться, как пчелка». А многое ли мы знаем о пчелиной жизни? Кто может представить, какой труд возлагается на столь маленькое существо? Пчелу знают абсолютно все, потому как обитает она на всех материках, исключая только самые холодные регионы. Это трудолюбивое насекомое часто ставится в пример людям. Пчелы собирают для нас мед  не подозревая об этом. Они приносят столько пользы для человека, что ее трудно переоценить.

1. Цели и задачи исследовательской работы:

  1. Изучить  жизнь  пчёл.
  2. Познакомиться с правильным подбором продуктов пчеловодства, сформировать заботу и бережное отношение к ним. Выяснить технологию правильного подхода  к  пчелам и создание условий для их развития.
  3. Наблюдение за  полетом  пчел. Экскурсия по пасеке.  
  4. Беседа с  пчеловодом   с. Средняя Елюзань,  Городищенского района Богдаловым Искандяром  Мурадымовичем.

Задачи.

1.Изучить историю пчел.

2.Собрать информацию о жизни пчел.

3.Выяснить: как работает пчелиная семья, какие продукты пчеловодства получают от пчел.

 4.Вести дневник наблюдений и оформить проект.

Для решения поставленных задач я определила пути исследования:

1. Изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернет.

2. Наблюдение.

2. Исследование жизни пчел в улье.

Исследовать эти удивительные создания, которые живут рядом с нами - это непередаваемое ощущение. Ведь это огромная терапия, когда работаешь в улье и ощущаешь запах прополиса, меда. Каждый посещенный день и встреча с ними такое чудо. Узнаешь, как взаимосвязана природа с пчелами и как человек ухаживает за ними. Я начала свою работу с поиска информации в различных источниках: энциклопедиях, справочной и художественной литературе, Интернете. Попыталась найти ответы на такие вопросы, как: в чем различие матки, трутня и рабочей пчелы? Как распределяется работа между пчелами? Как происходит сбор корма? Куда деваются пчелы зимой?

Содержание пчёл на самом деле довольно непростое занятие, необходимо иметь достаточно знаний и упорства, для того чтобы жизнь пчёл была приятной, а разведение пчёл успешным.   

Так и мой руководитель с большой заботой и любовью относится к этим маленьким трудягам.      

На пасеке проводятся весенние работы: это подготовка к роению пчёл, летом подготовка к медокачке, а осенью идёт подготовка к зимовке (опрыскивание лекарством и утепление ульев). Растения медоносы: лопух, расторопша, донник, разнотравье, акация, плодовые деревья. Пчёлы кроме мёда дают пчелиный яд, прополис, маточное молочко.

Человеку свойственно бояться пчел. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела. Ведь почти все знают, что для борьбы с наиболее опасными врагами природа наделила пчел грозным оружием - жалом. Только от одного укуса пчелы погибают любые насекомые и мелкие животные – грызуны. Однако если ближе познакомиться с жизнью этих удивительных насекомых, то нам откроется много тайного и загадочного.

Матка - главнейшая особь пчелиной семьи, ее сердце. От нее зависят не только население улья, его численность и сила, но и ритм работ и энергия жизни. Она как бы управляет всем сообществом. Матка больше и почти в 3 раза тяжелее рабочей пчелы. Брюшко у нее длинное, полное, яйцевидной формы, чуть более половины прикрытое крыльями. В зависимости от природы она бывает окрашена иначе, чем рабочая пчела, в более светлые, приятные тона или, наоборот, в темно-коричневые. Движения матки медленные, величественные. Находится она всегда на сотах, свободных от корма, в которые может откладывать яйца. Их два вида. Из одних развиваются женские особи (рабочие пчелы и матки), из других - мужские (трутни). И хотя матка имеет способность откладывать огромное количество яиц, она совершенно утратила чисто материнские свойства: выкармливать свое потомство и заботиться о нем. Живут пчелиные матки до 5 лет.  Когда матка здоровая, семья процветает. Но стоит ей заболеть - пчел охватывает тревога за свое существование, они торопятся вывести себе новую, молодую матку. Смерть матки - катастрофа для семьи. Наступает полное расстройство ее жизнедеятельности. Если обстоятельства складываются таким образом, что пчелы не могут вывести новую матку, семья обречена на гибель.

Подавляющее большинство особей в пчелиной семье - это рабочие пчелы - самки. Они утратили способность к размножению, а значит, и продолжать род. Однако пчелы сохранили инстинкт материнства, выражающийся в заботе о потомстве. Вместе с ним у них появились и сильно развились биологические свойства, чрезвычайно важные для жизни семьи: сообща они стали  строить  себе  гнезда, заготавливать впрок пищу, выкармливать в большом количестве расплод (личинок), создавать тепло и поддерживать его на нужном им уровне, охранять гнездо от врагов и вредителей, то есть выполнять буквально все работы, связанные с жизнью и деятельностью сообщества.

Поведение рабочих пчел определяется их возрастом и теми условиями, которые складываются в гнезде и природе. Молодые пчелы в первые два дня жизни никаких работ не выполняют. Они еще очень слабы и сами нуждаются в уходе. В возрасте 3-4 суток приступают к чистке ячеек, по мере развития молочных желез - к кормлению личинок, а с начала функционирования восковых желез (от 5 суток жизни), особенно когда они действуют в полную силу (в двенадцатидневном возрасте), - к строительству сотов. На сбор меда пчелы переключаются обычно в возрасте 18-20 суток. Перед этим они несут службу по охране гнезда. В последние дни жизни пчелы носят воду и далеко от своего жилища не отлетают.

Трутни - мужские особи, без них вид медоносных пчел размножаться не может. Пчелы не жалеют на них корма, на каждого расходуя его столько, столько идет на выращивание пяти-шести рабочих пчел. Никаких работ в семье трутни не выполняют и не приспособлены к ним. У них нет рабочих органов. Даже хоботок укорочен. Если вдруг в гнезде не станет меда, а вокруг цветки будут обильно выделять нектар, то они погибнут от голода — не смогут сами достать нектар, не сумеют собрать пыльцу. Они поедают корм, заготовленный пчелами. Трутни не принимают участие и в защите гнезда. Они лишены жала. Даже за себя не могут постоять. Их задача одна - продолжить пчелиный род.

Срок жизни пчел очень короткий. Он обусловливается временем их рождения, условиями жизни, затратами энергии. Пчелы, выведенные весной и летом, живут всего 40 - 60 дней. Они выполняют самые тяжелые работы сезона: выращивают потомство, строят соты, собирают корм. От слишком большой нагрузки они довольно быстро растрачивают свой жизненный лимит, раньше времени стареют и умирают. Однако благодаря исключительно высокой плодовитости матки, а она в сутки может отложить до двух тысяч яичек, в гнезде накапливаются резервы молодых пчел и расплода, из которых семья постепенно восстанавливает свои потери и снова продолжает расти и жить. Пчелы, родившиеся осенью, которым не пришлось выполнять никаких работ, живут в несколько раз дольше (до десяти месяцев), но прежде чем умереть весной, они успевают вырастить не одно поколение пчел, приступая к воспитанию их еще в зимовке. 

Пчелиный дом.

На пасеках медоносные пчелы живут в ульях - домах для пчелиных семей, сделанных людьми. Гнезда в них пчелы строят не произвольно, как в дупле, а на вощине, которую изготовляют специальной машиной и дают им в рамках. Соты на ней отстраиваются более прочными.

Пчелиные соты состоят из многих тысяч ячеек, скрепленных между собой общими стенками и донышками. Такая конструкция позволяет пчелам экономно расходовать строительный материал и рабочую энергию. От естественных жилищ ульи отличаются тем, что размыкаются на части, позволяют разбирать само гнездо, определять качество семьи, ее состояние. Корпус улья, как правило,  состоит из двух половин. В верхней части – магазине, во время обильного медосбора, пчелы складывают мед. Во второй половине - нижней части улья, на гнездовых рамках, мед занимает лишь верхние части рамок. В центральной и нижней частях рамки находится расплод – личинки, из которых вызревают молодые пчелки. Благодаря этому свойству рамочного улья открылась возможность изучить биологию пчел, активно вмешиваться в их жизнь, заменять старые, негодные соты на молодые, свежие; давать корм пчелам, когда его мало или он плохой, и брать излишки меда.

Пчелиная семья — высокоорганизованное сообщество насекомых. Каждая из ее многочисленных особей выполняет работу, необходимую всей семье. Одни пчелы с утра до вечера вылетают из своего жилища на добычу корма и делают это изо дня в день, другие выкармливают потомство, строят соты, вырабатывают тепло, охраняют гнездо и т. п. Работа в семье не прекращается ни днем, ни ночью, не затихает ни на минуту. Казалось бы, каждая особь выполняет свою работу самостоятельно, независимо от других, но именно из этих отдельных действий и складывается общая гармония семьи как целого организма.

Как же все-таки поддерживается такой высокий уровень организованности в семье пчел - огромном, многотысячном скоплении насекомых? Ведь буквально в считанные минуты семья способна отреагировать на воздействие внешней среды. Кто же подает такие сигналы? Теперь в какой-то степени уже расшифрован сложный язык медоносных пчел. Это язык звуков, жестов, запахов.

У пчел удивительно тонкое и острое обоняние. Каждая семья имеет свой специфический фамильный запах — своеобразный эталон, по которому пчелы мгновенно отличают своих от чужих, родную матку от неродной. В природе они постоянно сталкиваются с тысячами самых разнообразных запахов цветков одновременно цветущих растений. И из этого множества запахов они умеют выделять запахи тех растений, которые дают им пищу. Воспринимают они их во время полета за сотни метров.

С помощью языка жестов пчелы-разведчицы способны указать не только место расположения источника корма, но и сообщить расстояние до него и обилие сбора. Круговой, напоминающий букву О, стремительный, с быстрыми поворотами, показывает небольшое расстояние до медоноса, до 100 м, и обильное нектаровыделение; виляющий в виде цифры 8 и медленный — дальше и более слабое выделение нектара.

3. Проведение наблюдения за труженицей (медоносной) пчелой.  Медоносные пчелы - одна из удивительных и неповторимых форм органической жизни на земле. Медоносная пчела в природе приносит нам в 50 раз больше пользы, опыляя культурные растения, чем производя мед и воск.

4.Продукты пчеловодства

  Помимо основного своего природного предназначения – опыления растений, пчелы способны производить массу полезных продуктов, нашедших широчайшее применение в жизнедеятельности человека. Пчелиные продукты с давних пор удовлетворяют пищевые, лечебные, косметические и другие потребности человека. Ценные качества и сравнительно легкое получение этих продуктов определило их широкую популярность и спрос. Основными продуктами пчеловодства являются: 

 - пчелиный мед – очень полезный и вкусный пчелиный продукт. Тысячелетний опыт народной медицины и современные клинические наблюдения позволяют причислить его к природным продуктам с лечебным действием;

- пчелиный яд обладает болеутоляющим действием, уменьшает вязкость и свертываемость крови, понижает содержание в ней холестерина и повышает  гемоглобин, снижает артериальное давление, чем и объясняется его лечебные свойства при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;

- прополис, или пчелиный клей, - это клейкое смолистое вещество, собранное пчелами с растений разных видов и обработанное секретом их желез. Прополис является активным биостимулятором. Это проявляется в улучшении общего состояния организма, увеличении веса, нормализации обмена веществ;

- воск – продукт жизнедеятельности пчел, его употребление полезно в питании и восстановлении тканей, главным образом кожных, а также при воспалительных процессах слизистой оболочки ротовой полости в сочетании с другими медикаментозными средствами. Его широко используют при изготовлении мазей, пластырей, свечей, лечебных и  косметических кремов, румян, губной помады, дезодорантов;

- цветочная пыльца и перга – продукты переработки, на их основе обеспечивают противовоспалительное и ранозаживляющее воздействие на организм;

- маточное молочко - активно влияет на обмен веществ, стимулирует деятельность центральной нервной системы, повышает работоспособность и уменьшает утомляемость, увеличивает массу тела, ускоряет рост, улучшает аппетит. О исключительно высоких питательных свойствах молочка говорит темп роста личинки. За первые шесть дней жизни она увеличивается в массе более чем в 1300 раз.

5. Заключение

При подготовке к работе был собран большой объем информации о медоносных пчелах. В моей работе я использовала сведения из жизненного опыта пчеловода и полученного лично мною, проводя наблюдения за пчелами, сведения о жизни пчел из литературных и других информационных источниках. Я узнала, что пчелы - удивительные насекомые, вероятно самые полезные насекомые на нашей Земле. Иметь пчёл и ухаживать за ними – одно наслаждение. Чем больше узнаёшь, тем интереснее с ними работать.  Общение с пчёлами вызывает массу радостных эмоций, позволяет лучше узнать живую природу, вырабатывает наблюдательность, пытливость, стремление глубже познать жизнь этих насекомых.

Социальная жизнь пчел очень многогранна и не уступает по сложности  взаимоотношений людей в современном мире. А трудолюбие пчел известно всем и может послужить примером для человека. Побывав на пасеке, пробовали вкус меда. Я убедилась, что пчелиная продукция очень полезна для здоровья человека. Я считаю, что моя исследовательская работа актуальна.

Пчела - самое  полезное насекомое для человека. Они лечат нас , продуктами пчеловодства можно укрепить  иммунитет  человека, они дают нам вкусную пищу –мед, в котором вся сила растения. Мы обязаны ухаживать за ними и   защищать  их  от различных опрыскиваний полей. Пчелка трудится каждый день, умирая в полете .Она  заботится о людях, а мы нет. За последние 100 лет исчезло больше половины видов пчел.

Как в крохотной капле росы отражается солнце, так и в пчелиной семье проявляется совершенство и мудрость вечно живой природы. Пчелы никогда не перестанут восхищать людей!

6. Список использованной литературы и источников

1. А.А. Комаров  «Пособие пчеловода-любителя», Цитадель, 2006 – 558с.

2. В.С. Орлов   «Самоучитель пчеловода», Краснодар - издательство «Когорта», 2007 - 64с.

 3. С. А. Рублев «Пчелы и пчеловодство.  Справочное издание» Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2010 – 215с.

4. Детская энциклопедия  «Всё обо всём», издательство «АСТ», 2010-512с.

5. Информационные материалы интернет-ресурса.

6.Москва ВО «Агропромиздат» 1989 И.А.Шабаршов В стране медоносных пчел.

7.   Москва АСТ Астрель  Азбука пчеловодства.

8.   Москва ВО «Агропромиздат» 1988 В.В. Родионов, И. А. Шабаршов.

9 .  Журнал «Пчеловод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Если хочешь быть здоров..."

Данную игру можно использовать на уроках технологии при прохождении раздела "Кулинария".Играть могут от двух учениц и более. Нужны кубик ,фишки и ...как в старые добрые времена игра захватывает всех у...

Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился

Простые советы, которые помогут справиться с простудой....

«Если хочешь быть здоров»

Беседа для начальной  коррекционной школы....

Телемост "Если хочешь быть здоров..."

7 апреля – Всемирный день здоровья. К этой дате во всех школах запланированы мероприятия. Как интересно и в необычной форме провести классный час? Я выбрала форму: телемост. Этому мероприятию пр...

Если хочешь быть здоров...

Обеспечение обучающихся воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходи...

«Если хочешь быть здоров…»

Изменилось общество, изменился и его запрос на его образование подрастающего поколения. Стране нужны активные деятели, творцы которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Этим обус...

"Человек и его здоровье" (Если хочешь быть здоров...) программа элективного курса

Забота   о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность ОУ, педагога и самого ребенка. Данный курс  познакомит учащихся  с научно- обоснованными правилами сохранения и укре...