Рабочая программа по предмету "естествознание"
рабочая программа по естествознанию (11 класс)
Данная программа предназначена для образовательных учреждений среднего профессионального образования. Включает в себя материал по предметам Физика, биология, экология, химия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 152 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета протокол №___ от «____» _______________2016 года | УТВЕРЖДАЮ Председатель Педагогического совета Директор СПБ ГБП ОУ «ИПЛ» ____________________ А.В. Пашкин «___» __________________ 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 Естествознание
по специальности среднего профессионального образования
43.02.02 Парикмахерское искусство
(программа базовой подготовки)
Квалификация специалиста – технолог
На базе основного общего образования
Срок обучения – 2 года 10 мес.
Санкт-Петербург 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» разработана на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089 с изменениями на 23 июня 2015 г.).
Рабочая программа предназначена для реализации среднего общего образования в пределах основной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм,
43.02.02 Парикмахерское искусство
Организация-разработчик: СПб ГБП ОУ «ИПЛ»
Разработчики:
Алдошина Л.С., Вилкова И.Э., преподаватели СПб ГБП ОУ «ИПЛ»
Рассмотрено на заседании методического объединения
общеобразовательных дисциплин
протокол №____
«___» ____________ 20 г.
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании Методического Совета
протокол №____
«___» ____________ 20 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в качестве важнейших требований выдвигается формирование у обучающихся готовности и способности выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и действия; способности совершать самостоятельные поступки. Эти поступки и действия человек совершает на основе естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве, так как природа, общество и человек представляют собой целостную взаимосвязанную систему. В достижении этих требований большую роль играет естествознание, которое призвано формировать у обучающихся не фрагментарное, а целостное восприятие окружающего мира.
Целью изучения дисциплины «Естествознание» является создание на основе современных естественнонаучных знаний качественно нового системного подхода к познанию природы, столь необходимого для современного научного видения мира.
Она предусматривает:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Нормативная основа программы
Естествознание изучается как базовый учебный предмет в учреждениях СПО – в объеме 117 часов (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 и от 30.08.2010 г. № 889).
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и на основании нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089) с изменениями от 23 июня 2015 г. пр.№609.
- Приказ Минобрнауки России от 09.04.2015 № 390 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (зарегистрированного в Минюсте России 08.05.2015 № 37199).
- Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
- Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования – М.: «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г.
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»/ Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
- Рабочий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена СПб ГБПОУ «ИПЛ» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство, 2016 г.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая учебная программа дисциплины разработана на основании Федерального компонента государственного образовательного стандарта по естествознанию и примерной программы разработанной Федеральным институтом развития образования, составленной для изучения дисциплины «Естествознание» (базовый уровень)
/Авторы: Пентин А.Ю., Боровских Т.А., Рохлов В.С./
Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (социально-экономический профиль).
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования базового уровня. Примерная программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по специальности социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования и позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.
В рабочей программе учтены познавательные, возрастные возможности обучающихся, базовые знания, полученные за курс основной школы. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше.
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Естествознание»
В тематическом планировании предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателям включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал. Рабочая учебная программа предусматривает изучение дисциплины с учётом профессиональной направленности.
При разработке поурочного планирования следует связать материал по изучению:
- законов постоянного тока при работе электроприборов парикмахерских салонов (электрощипцов, фенов, сушуаров);
- химических свойств с профессиональной деятельностью;
- химических превращении с работой парикмахера;
- свойств неорганических веществ при различных способах обработки кожи и волос;
- свойств органических соединений при химической завивке и окраске волос;
- изменений, происходящих с белковыми молекулами при термической обработке;
-надорганизменных систем с влиянием профессиональной деятельности на окружающую среду.
Место курса в учебном плане
«Естествознание» является обязательной частью базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего образования и изучается как базовый учебный предмет при освоении специальностей социально-экономического профиля в учреждениях СПО – в объеме 117 часов.
Программа учебной дисциплины «Естествознание» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство» и входит в состав общеобразовательного цикла.
Количество часов, отведенное на освоение программы:
максимальная учебная нагрузка – 175 часов
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 117 часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 58 часов;
лабораторные и практические работы – 26 часов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Естествознание» предназначено для изучения в учреждениях, непрофильных по отношению к естественно-научным дисциплинам, в первую очередь в профилях гуманитарной и социально-экономической направленности. Введение «Естествознания» позволяет значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого целесообразнее использовать на расширение и углубление профильных учебных предметов, а также профессиональных модулей. Программой дисциплины «Естествознание» предусматривается формирование у обучающихся единой естественно-научной картины природы, сравнение её с другими способами видения мира и освоения методов познания природы, разработанных наукой.
В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше.
Концепция курса состоит в рассмотрении объектов и явлений естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, астрономии и экологии. Соответственно в основу курса положены не логика и структура частных естественно-научных дисциплин, а идея антропоцентризма, т. е. построение курса в логике и структуре восприятия обучающимся естественного мира в синтезе физических, химических и биологических представлений.
В курсе естествознания представлены важнейшие понятия, законы и теории частных учебных дисциплин, которые обобщены в естественно-научные понятия, законы и теории, а также важнейшие прикладные аспекты, связь изучаемого материала с жизнью, знакомство с важнейшими достижениями современного научно-технического прогресса (биотехнологии, нанотехнологии и др.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов | ||
Всего | Лабораторные работы | Практические занятия | |
Введение | 2 | ||
Раздел 1. Физика | 49 | 5 | 8 |
Тема 1.1. Механика | 11 | 1 | 3 |
Тема 1.2. Тепловые явления | 16 | 2 | 2 |
Тема 1.3. Электромагнитные явления | 12 | 2 | 3 |
Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика | 9 | ||
Раздел 2. Химия с элементами экологии | 26 | 3 | 3 |
Тема 2.1 Вода, растворы | 9 | 2 | 1 |
Тема 2.2 Химические процессы в атмосфере | 8 | 1 | |
Тема 2.3 Химия и организм человека | 9 | 2 | |
Раздел 3 Биология с элементами экологии | 40 | 3 | 4 |
Тема 3.1 Наиболее общие представления о жизни | 13 | 1 | |
Тема 3.2 Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности | 18 | 2 | 2 |
Тема 3.3 Человек и окружающая среда | 9 | 2 | |
Итого | 117 | 11 | 15 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
Раздел I. ФИЗИКА
Тема 1.1. Механика
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Демонстрации
Относительность движения.
Инертность тела.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты.
Изменение энергии при совершении работы.
Свободные и вынужденные колебания.
Образование и распространение волн.
Колеблющееся тело как источник звука.
Лабораторная работа №1:
«Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»
Виды самостоятельной работы:
Составление презентаций или докладов «Механическое движение» в моей будущей профессии.
Тема 1.2. Тепловые явления
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
Демонстрации
Движение броуновских частиц. Диффузия.
Модель хаотического движения молекул.
Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.
Испарение различных жидкостей.
Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа №2:
Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний.
Лабораторная работа №3:
Определение количества теплоты, выделившегося при остывании воды.
Виды самостоятельной работы:
Составление презентаций или докладов «Термодинамика» в моей будущей профессии
1. Движение броуновских частиц. Диффузия. Модель хаотического движения молекул.
2. Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела. Испарение различных жидкостей. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Контрольная работа №1
Тема 1.3. Электромагнитные явления
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля - Ленца.
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.
Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
Демонстрации
Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Нагревание проводников с током.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Взаимодействие проводников с токами.
Явление электромагнитной индукции.
Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция света.
Лабораторная работа №4: Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
Лабораторная работа №5: Наблюдение явления электромагнитной индукции
Виды самостоятельной работы:
Составление презентаций или докладов «Электрическое поле», «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.
Действие законов постоянного тока при работе электроприборов парикмахерских салонов (электрощипцов, фенов, сушуаров).
Разработка презентации по теме «Электромагнитное волны и их влияние на человека»
Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Счетчик ионизирующих излучений.
Виды самостоятельной работы:
Составление опорного конспекта «Строение атома»
Подготовка реферата по теме «Атомная энергетика: за и против»
Контрольная работа по разделу №2
Раздел 2. ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
Тема 2.1 Вода, растворы
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.
Лабораторная работа №7. Определение жесткости воды
Виды самостоятельной работы
Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды.
Сообщение на тему: «Влияние состава и качества воды на состояние кожи и волос».
Тема 2.2 Химические процессы в атмосфере
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.
Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.
Демонстрации
Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.
Лабораторная работа №8
Изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.
Виды самостоятельной работы:
Подготовить сообщение на тему: «Озоновый щит планеты», «Парниковый эффект и его возможные последствия».
Презентация: «Влияние химического состава воздуха и атмосферных осадков на состояние волос и кожи».
Тема 2.3 Химия и организм человека
Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Виды самостоятельной работы:
Составление таблиц
Свойства неорганических веществ, используемых при обработке кожи и волос.
Свойства органических соединений, содержащихся в средствах для химической завивки и окраски волос.
Изменения, происходящие с белковыми молекулами при термической обработке.
Контрольная работа №3
Раздел 3 БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
Тема 3.1 Наиболее общие представления о жизни
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
Демонстрации
Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.
Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторная работа №9 «Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом».
Виды самостоятельной работы:
1. Сообщение на тему: «Клеточная теория, ее значение для развития науки»
2. Рассмотреть схему скрещивания по Г. Менделю, выучить генетическую символику и терминологию.
Тема 3.2 Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности
Ткани, органы и системы органов человека.
Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.
Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.
Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.
Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
Демонстрации
Действие желудочного сока на белки.
Измерение жизненной емкости легких спирометром.
Лабораторная работа № 10:
Действие кислотно-щелочной среды организма человека на питательные вещества.
Лабораторная работа № 11:
Утомление при статической и динамической работе.
Виды самостоятельной работы:
Подготовка сообщений по теме: «СПИД – чума 20 века», «Болезни передающиеся половым путём», «Курение и здоровье», «Мышечная дистрофия».
Сочинение по теме: « Биологические основы алкогольной и наркотической зависимости».
Тема 3.3 Человек и окружающая среда
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.
Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.
Антропогенное воздействие на окружающую среду.
Виды самостоятельной работы:
Исследовательские проекты
Влияние профессиональной деятельности парикмахера на окружающую среду.
Комплекс экологических факторов на рабочем месте парикмахера, профилактика профессиональных заболеваний.
Презентация: Охраняемые виды животных и растений Ленинградской области.
Контрольная работа №4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка устных ответов обучающихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.
Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для обучающихся:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С., Сладков С.А., Сивоглазов В.И. Естествознание.10 класс. М.: Дрофа, 2014
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С., Сладков С.А., Сивоглазов В.И. Естествознание.11 класс. М.: Дрофа, 2014
3. Беляев Д.К., Общая биология. М.: Просвещение, 2014
4. Дмитриева В.Ф., Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования. М.: Академия, 2011.
Для преподавателей:
Физика. 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие (В. А. Касьянов) М.: Дрофа, 2015
Физика. 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие (В. А. Касьянов) М.: Дрофа, 2015
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2014.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
Кузьмина И.Д. Биология. Человек. Методическое пособие. – М., 2003.
Интернет-источники
http://studyport.ru/estestvennyie-nauki/obschaya-biologiya-uchebnoe-posobie-dlya-10-11-klassov http://www.e-anatomy.ru/
http://www.hemi.nsu.ru/text123.htm http://phys.fobr.ru/index.php?dn=article&to=art&id=33 http://0qm.ru/kuhnya/elmag.html
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов: физики, химии, биологии
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места учащихся;
рабочее место преподавателя;
рабочая доска;
наглядные пособия (учебники, к-т таблиц, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
ПК, видеопроектор, проекционный экран, принтер.
ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Изучение дисциплины «Естествознания» строится с учётом реализации на учебных занятиях принципов дидактики: систематичности и последовательности, научности и прочности, наглядности, доступности и посильности, сознательности и активности, связи теории с практикой.
Форма изучения дисциплины – теоретические, практические и лабораторные занятия, которые проводятся в кабинете – лаборатории. Теоретические занятия проводятся в форме лекции, семинара, конференции.
С целью закрепления теоретических знаний, программой предусмотрены лабораторные и практические занятия. Такие научные методы познания, как наблюдения, эксперимент, сравнение и измерение применяются к одной из сторон предмета (явления, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же к определенному приему исследования (анализ, синтез).
Практические занятия могут проводиться в форме решения разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), защита проектов, деловых игр и др.
При изучении дисциплины используются словесный, наглядный, практический, проблемный, исследовательский и другие методы.
Программой предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Темы предстоящих самостоятельных работ объявляются заранее, и каждому обучающемуся предоставляется возможность выполнить её. В качестве самостоятельных работ можно предлагать работу с Интернет-ресурсами, учебной и справочной литературой, решение вариативных задач, разработка электронных учебных пособий и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен
-знать/понимать:
- смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
- вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
-уметь:
- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
