Организация исследовательской работы учащихся средствами СДО
презентация к уроку по естествознанию

Чулочникова Оксана Викторовна

В данной практике представлены способы организации исследовательской деятельности обучающихся средствами Способа диалектического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_sdo.pptx373.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чулочникова О. В., учитель химии Формирование естественнонаучной грамотности через организацию исследовательской работы учащихся средствами СДО

Слайд 2

Исследовательская деятельность при изучении естественных наук – своеобразное звено, связующее теорию и практику, являющееся неотъемлемой частью формирования естественно-научной грамотности обучающихся, их активной жизненной позиции, готовности в решении проблем, связанных с естественными науками.

Слайд 3

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазии, сказка. За ним шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль». Константин Циолковский

Слайд 4

Этапы исследования

Слайд 5

Выбор проблемы Средства СДО Пример Учебные действия Карточка №1 (вопросы-понятия) Карточка №2 (вопросы-суждения) В каком случае токсичность пластиковых бутылок выше при их выбрасывании или сжигании? Вследствие чего пластиковые бутылки при сжигании токсичны для окружающей среды? Почему пластиковые бутылки наносят вред окружающей среде при выбрасывании? - постановка проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Проблема исследования как категория – это исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность.

Слайд 6

Определение темы Средства СДО Пример Учебные действия Формулирование суждений с ссылкой на опорные понятия, раскрываемые в работе. Через формулировку проблемного вопроса «Сравнение токсичности пластиковых бутылок для окружающей среды после выбрасывания и сжигания» «Каким образом получить мыльные пузыри в домашних условиях?» ПУУД поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Тема отражает проблему в её характерных черта, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Слайд 7

Актуальность темы Средства СДО Пример Учебные действия Карточка №2 (вопросы-суждения) Когда…? Почему…? Вследствие чего…? Каким образом…? В каком случае…? Пластиковые бутылки стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем их, не задумываясь о том, каким образом утилизировать пластик, чтобы нанести меньший вред окружающей среде. Решила узнать всё о хлебе: почему хлеб должен быть в рационе человека, каким образом его приготавливают? - определение основной и второстепенной информации; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

Слайд 8

Гипотеза исследования Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений . В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается. Средства СДО Пример Учебные действия Карточка №4 (противоречие ) Если…, то… Чем…, тем… …не только… Кроме…, ещё… Если определить рациональные способы утилизации пластиковых бутылок, то снизиться загрязнение окружающей среды… Размеры мыльного пузыря зависят не только от состава мыльного раствора, но и от инструмента для выдувания. выдвижение гипотез и их обоснование - формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 9

Первая глава (теоретическая) Первая глава обычно целиком строится на основе анализа научной литературы, раскрываются основные термины, определения понятий, история вопроса. Средства СДО Пример Учебные действия Карточка №1 (вопросы-понятия) Рекомендуется использовать как определения понятий из разных источников, так и разные виды определения одного и того же понятия: структурное генетическое -функциональное В толковом словаре русского языка Дмитриев Д. В. [1] определяет понятие «пластик» так: 1. Пластиком называют … 2. Пластиком называют … Советский химик, профессор Е. Б. Тростянская [5] определение трактует так: Пластмассы - … Наиболее верное понятие, с точки зрения формальной логики приводится в учебнике химии 11 класса автора Габриеляна О. С [2]: Пластик – это материал, содержащий полимер, способный приобретать заданную форму при нагревании сохранять ее после охлаждения. -Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - Синтез как составление целого из частей - Подведение под понятие

Слайд 10

Первая глава (теоретическая) Средства СДО Пример Учебные действия Логические схемы – способ структурирования предметного содержания Пластмасса ( по характеру процессов, сопутствующих формованию изделий) термопласт реактопласт пластмасса, которая - пластмасса, которая твердеет обратимо твердеет необратимо и сохраняет способность за счет образования сетчатого переходить в вязкотекучее полимера утрачивая состояние способность размягчаться . полиэтилен, полистирол фенолформальдегидная смола, полиэфир силикон -Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - Синтез как составление целого из частей - Подведение под понятие

Слайд 11

Глава вторая (практическая ) Во второй главе приводится описание исследования, применение методик исследования, формулируются выводы. Средства СДО Пример Учебные действия Карточка №2 (вопросы-суждения) Почему…? Вследствие чего…? Каким образом…? В каком случае…? Социологический опрос жителей посёлка Танзыбей по двум вопросам: - Какие виды мусора преобладают в вашей семье? - Каким образом Вы утилизируете мусор Вашей семьи? поиск и выделение необходимой информации выбор оснований и критериев для сравнения, сериации , классифи­кации объектов формулирование проблемы

Слайд 12

Глава вторая (практическая ) Средства СДО Пример Учебные действия Карточка №3 (сравнение) По сравнению с… Так же, как и … Сравнивая…, можно сказать… В отличие от… Не только, а и… . Сравнивая пластик от бутылок ПЭТФ разного цвета, можно сказать он имеет длительный срок разложения под действием факторов окружающей среды независимо от цвета. .В отличие от газетной бумаги, которая изготовлена из целлюлозы, разлагающейся под действием кислот, пластик от бутылок ПЭТФ разного цвета, не разрушается в кислой среде. поиск и выделение необходимой информации выбор оснований и критериев для сравнения, сериации , классифи­кации объектов формулирование проблемы Анализ экспериментальных данных завершается выводами . .

Слайд 13

Заключение Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования . Средства СДО Пример Учебные действия Карточка №6 ( умозакдючение ) Поскольку…, а …., следовательно… Поскольку полиэтилентерефталат (ПЭТ) – это линейный термопластичный полимер, обладающий прозрачностью, высокой ударопрочностью , хорошей пластичностью, химической стойкостью, а пластиковые бутылки изготовлены из полиэтилентерефталата, следовательно бутылки ПЭТ имеют высокую ударостойкость, механическую прочность, устойчивость к деформациям, при попадании в землю не разлагаются и не перегнивают, а только захламляют окружающую среду. Установление причинно- следст -венных связей построение логической цепи рассуждений, доказательство выдвижение гипотез, их обоснование

Слайд 14

Исследовательская работа, реализуемая на основе технологии СДО, направлена на достижение высоких метапредметных и личностных результатов школьников в соответствии с ФГОС :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Организация исследовательской работы учащихся 8 класса по изучению топонимики

Выступление на межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (31.10-02.11.2012г.). Секция "Русский язык в аспекте преподавания...

Организация исследовательской работы учащихся по биологии

Выступление на школьном методическом объединении учителей....

Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку.

В статье изложены возможные способы организации  исследовательской работы учащихся по русскому языку....

Фрегин И.Н. Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.

Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.Перспективы развития науки на современном этапе непосредственно связаны с привлечением к научным исследованиям мотивир...

Организация исследовательской работы учащихся

Последнее время, когда наше образование находится в стадии реформирования, а новых подходов к его результатам вместе с диаметрально противоположными оценками оных появляется великое множество, как и с...