Рабочая программа учебного предмета "Физика" на уровень основного общего обоазования.2022г
рабочая программа по естествознанию

Уначева Анжелика Каральбиевна

 

Рабочая программа. Естественные науки. Физика.Основное общее образование

2022-2023 учебный год

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7-9_osnovnaya_shkola_2022-23.docx48.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им.Л.Ю. Лермонтова»

 г. Баксана»

Рабочая программа

 Естественные науки

(образовательная область)

Физика

( наименование учебного предмета, курса)

Основное общее образование

(уровень образования)

 

2022-2023 учебный год

(срок реализации программы)

2022 г.

                                                           

Рабочая программа

учебного предмета «Физика»

на уровень основного общего образования

1.Пояснительная записка

 Рабочая программа по физике на уровень основного общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы  по предмету и реализуется на базе следующих учебников:

1. 1.2.4.1.6.1. УМК Перышкина А.В., Физика  7класс, издательство - ООО «Дрофа»            

1. 1.2.4.1.6.2. УМК Перышкина  А.В.,Физика 8 класс, издательство -ООО «Дрофа»

1.1.2.4.1.6.3. УМК Перышкина А.В., Гутник Е.М, Физика 9 класс, издательство - ООО «Дрофа»

Нормативные документы для составления рабочей программы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).

- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ООО» от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями).

- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»  от 22 марта 2021 г. N 115

- приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 г. N 254

Основными целями и задачами изучения физики в основной школе являются:

Цели:

  1. Освоение знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных. квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  1. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  2. использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Задачи:

  1. Привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
  2. создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности.
  3. обеспечить усвоение учащимися знаний основ физики: важнейших факторов понятий, физических законов, языка науки, доступных обобщений мировоззрения в соответствии со стандартом физического образования.
  4. способствовать формированию предметных навыков и умений: работать с оборудованием в кабинете, наблюдать и описывать физические явления, сравнивать их, выполнять лабораторные работы.

II. Планируемые результаты   освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся ;убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять  эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  •  формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

III. Содержание учебного предмета

Физика 7 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

 Введение.

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа.  

          №1. Определение цены деления прибора

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений

Физические приборы

Первоначальные сведения о строении вещества.

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.  

Лабораторная работа.

№2. Измерение размеров малых тел.

  Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель броуновского движения

Сцепление свинцовых цилиндров

Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы.  Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

№3. Измерение массы тела на рычажных весах.

№4. Измерение объема твердого тела.

№5. Измерение плотности твердого тела.

№6. Градуирование пружины.

№7. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное  движение

Относительность движения

Явление инерции

Взаимодействие тел

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сила трения

Давление твердых тел, газов, жидкостей.

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

№.8 Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Демонстрации:

Зависимость давления твердого   тела  от площади  опоры и  приложенной силы

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс

Работа и мощность. Энергия.

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

 «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

№10. Выяснение условия равновесия рычага

Демонстрации:

Простые механизмы

Превращение механической энергии из одной формы в другую

Физика 8 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тепловые явления

        Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

          Преобразование энергии в  тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

            Демонстрации:принцип действия термометра,теплопроводность различных материалов,    конвекция в жидкостях и газах, теплопередача путем излучения, явление испарения, постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении,  понижение температуры кипения жидкости при понижении давления,наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом

           Эксперименты

   -  исследование изменения со временем температуры остывания воды

   -  изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды

   -  измерение влажности воздуха         

.  Лабораторная работа №1.Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

    Лабораторная работа №2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

    Лабораторная работа№3. Измерение  влажности воздуха.

Электрические явления

                 Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

                Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.         

Демонстрации: электризация тел, два рода электрических зарядов , устройство и действие электроскопа ,закон сохранения электрических зарядов, проводники и изоляторы, источники постоянного тока, измерение силы тока амперметром, измерение напряжения вольтметром ,реостат и магазин сопротивлений , свойства полупроводников.

        Эксперименты:

   -   объяснить , что это? ( нуклон, аккумулятор, диэлектрик, потенциал, манганин.

   -   исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения

   -  изучение последовательного соединения проводников

   -  изучение параллельного соединения проводников

   -  регулирование силы тока реостатом

   -  измерение электрического сопротивления проводника

   -  измерение мощности электрического тока

Лабораторная работа№4.Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках.

Лабораторная работа №5. Сборка электрической цепи и измерение напряжения.

Лабораторная работа№6. Измерение мощности и работы тока.

Магнитные явления

            Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током

            Электродвигатель постоянного тока

          Демонстрации

     -  Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.  Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя

       

    Лабораторная работа№7. Изучение принципа действия электродвигателя.

Световые явления

           Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света

          Демонстрации

    Прямолинейное распространение света ,отражение света,  преломление света,  ход лучей в собирающей линзе,  ход лучей в рассеивающей линзе,  построение изображений с помощью линз        

   Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов

         

   Лабораторная работа№8. Построение изображения в линзах.

Физика 9 класс

(68 часа,2 часа в неделю)

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.  

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

5.  Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Итоговое повторение 2 часа

IV.Тематическое планирование

7 класс

Разделы

Общее кол-во часов

Лабораторных работ

Контрольных

работ

Электронные ресурсы

7 класс

Введение

4

1

-

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

1

1.https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5Nrh_hup5VFilNvUXbppF_8Oq

2. https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass

3. https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-7/type-55

Взаимодействия тел

21

5

2

1.https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5Nrh_hup5VFilNvUXbppF_8Oq

2. https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass

3. https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-7/type-55

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

2

2

1.https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5Nrh_hup5VFilNvUXbppF_8Oq

2. https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass

3. https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-7/type-55

Работа и мощность. Энергия

13

1

1

1.https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5Nrh_hup5VFilNvUXbppF_8Oq

2. https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass

3. https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-7/type-55

Повторение

2

ИТОГО

88

10

6

8 класс

Разделы

Количество часов

Лабораторных работ

Контрольн

работ

Электро

ресурсы

8 класс

Тепловые явления

13

3

1

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass

2.https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-8

3.https://resh.edu.ru/subject/28/8/

Изменение агрегатных состояний вещества

12

1

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass

2.https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-8

3.https://resh.edu.ru/subject/28/8/

Электрические явления

31

3

3

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass

2.https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-8

3.https://resh.edu.ru/subject/28/8/

Электромагнитные явления

5

1

1

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass

2.https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-8

3.https://resh.edu.ru/subject/28/8/

Световые явления

8

1

1

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass

2.https://infourok.ru/biblioteka/fizika/klass-8

3.https://resh.edu.ru/subject/28/8/

Повторение

1

ИТОГО

70

8

7

                                                                             

9 класс

Главы

Количество часов

Лабораторная работа

Контрольная

работа

Электронные ресурсы

9 класс

Законы взаимодействия и движения тел

27

2

2

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass

2. https://infourok.ru/biblioteka/fizika/

klass-9

3. https://resh.edu.ru/subject/28/9/

Механические колебания и волны. Звук

11

1

1

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass

2. https://infourok.ru/biblioteka/fizika/

klass-9

3. https://resh.edu.ru/subject/28/9/

Электромагнитное поле

14

1

1

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass

2. https://infourok.ru/biblioteka/fizika/

klass-9

3. https://resh.edu.ru/subject/28/9/

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

14

2

1

1.https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass

2. https://infourok.ru/biblioteka/fizika/

klass-9

3. https://resh.edu.ru/subject/28/9/

Повторение

2

ИТОГО

68

6

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень).

1.       Рабочая программа учебного  предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень)....

Рабочая программа по географии.Уровень основное общее образование

. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем с примерным распределением учебных часов по основным разделам; тематический план с распределением учебных часов по...

Рабочая программа учебного предмета «История » основного общего образования (5-9 классы)

Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного про...

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Алгебра» основное общее образование (7-9 классы)

Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе по математике для 7-9 класса, которая разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной...

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Геометрия» основное общее образование (7-9 классы)

Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе по геометрии для 7-9 класса, которая разработана на основе требований к результатам освоения основной...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» . Основное общее образование. ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверж...

Рабочая программа МАТЕМАТИКА на уровень основного общего образования

Рабочая программа МАТЕМАТИКА  на уровень основного общего образования...