Урок физики в 10 классе по теме "Термодинамика"
план-конспект урока физики (10 класс) по теме

Представлен план-конспект урока-обобщения в 10 классе по теме "Термодинамика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_TERMODINAMIKA_10kl_Gorbunova_M._A..doc176 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБОБЩЕНИЯ

 ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ

(ПО УЧЕБНИКУ Мякишева и Буховцева) 

НА ТЕМУ «ТЕРМОДИНАМИКА»

СОСТАВИТЕЛЬ: учитель физики МОУ «Алманчиковская СОШ» Батыревского района  М. А. Горбунова

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В зависимости от того, насколько владеет учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно написать как на доске, так и оформить в виде презентации.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Подготовка доклада одним из учеников на тему «Строение вещества».
  2. На доске начерчен кроссворд «Термодинамика», записаны философские вопросы.
  3. Учащиеся заранее ознакомлены с философскими вопросами.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

дата

урока

ОБОБЩЕНИЕ

1

т

2

е

3

р

4

м

5

о

6

д

7

и

8

н

9

а

10

м

11

и

12

к

13

а

        В ходе урока на доске будут записываться ответы на кроссворд.

ХОД УРОКА

        - Приветствие учителя.

        - Сегодня у нас урок обобщения по разделу «Термодинамика». Урок не совсем обычный: физико-философский. И название урока глубокое: «Жизнь. Смерть. Бессмертие…»

        - Открываем тетради. Записываем дату урока и «Обобщение».

        - Наш урок будет состоять из двух этапов. На первом этапе урока отгадаем кроссворд «Термодинамика». Ответы на кроссворд будете записывать в тетрадях. По ходу повторения будут заданы вопросы кроссворда.

        - Мы живем в сложном мире, где все взаимосвязано, в мире неустойчивости и необратимости, эволюции и катастроф, хаоса. Короче говоря, нас окружает мир, далекий от равновесия. В поисках простых представлений ученые выявили несколько фундаментальных законов. Один из них характеризует … Далее вопрос №2. Способность тела совершать работу. (энергия)

        - Правильно. Сформулируем закон сохранения энергии.

        - Дети формулируют закон.    

- Энергия тесно связана с физической величиной … далее вопрос №4, являющейся мерой средней кинетической энергии молекул. (температура) 

- Большое значение имеет в термодинамике основная физическая величина – внутренняя энергия, которая представляет собой сумму кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. А есть только два способа изменения внутренней энергии. Они являются ответами на вопросы №3 и №5. (работа и теплопередача)

        - Еще в 8 классе мы с вами рассматривали теплообмен. Он бывает трех видов. Вам нужно их вспомнить и вписать в кроссворд как ответы на вопросы №7,8 и 12. (излучение, теплопроводность, конвекция)(даются определения этих терминов учащимися).

        - Для различных агрегатных состояний характерны свои виды теплообмена. Почему же одни из них возможны, а другие нет в том или ином состоянии, нам поможет разобраться строение вещества.

- Доклад ученика на тему «Строение вещества».

- Теперь нам будет легко ответить на три следующих вопроса.

- №13. Тепловой процесс, сопровождающийся повышением температуры. (нагревание)

- Следующий вопрос №11. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (испарение)

- И вопрос №9. Переход вещества из твердого состояния в жидкое. (плавление)

- Мы с вами изучали несколько видов изопроцессов. Вспомните, как называется изопроцесс, происходящий при постоянной температуре. Вопрос №10. (изотермный)

- Законы изопроцессов используются в тепловых двигателях. А как называется физическая величина, характеризующая эффективность тепловых двигателей. Это ответ на вопрос №6. (КПД)

- КПД тепловых двигателей обычно не более 30-40%. Плохо же решается энергетическая проблема. Как можно заметить, человек очень расточительно использует энергию, преобразуемую тепловыми двигателями. Что же является энергией для тепловых двигателей? Вопрос №1. (топливо)

- Мы с вами повторили всю термодинамику вкратце, но объемно. Переходим к следующему этапу урока – философскому.

- Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплатною игрой, -

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа

Лежит вокруг, вздыхая тяжело,

И не мила ей дикая свобода,

Где от добра не отделимо зло.

- Здесь мы сталкиваемся с так называемыми полярными категориями добра и зла, жизни и смерти. Так что же принесли в мир создатели тепловых машин – добро или зло? Об этом вы должны были подумать. Теперь поговорим. А поможет нам в этом ответы на вопросы, которые на доске перед вами.

Далее идет разговор, спор с учащимися по вопросам, написанным на доске.

1. Дать определение понятию жизнь. Это случайность или необходимость?

2. В чем вы видите смысл жизни?

3. Что такое смерть по-вашему?

4. Возможна ли смерть без жизни? Существуют ли эти понятия раздельно?

5. Возможно ли достигнуть бессмертия? В чем для вас заключается бессмертие?

6. Существует ли добро отдельно от зла? Что по-вашему есть добро? Зло?

7. В чем для вас заключаются высшие человеческие ценности?

8. Технический прогресс, по-вашему, благо или несчастье человечества? (на примере тепловых двигателей)

9. Гениальность, по-вашему, врожденный дар или приобретенное качество?

10. Человек, по-вашему, царь природы или неотъемлемая ее часть?

- Спасибо вам за урок. За вашу откровенность, потому что на эти вопросы можно отвечать только откровенно.

- (если останется время, стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю фатального исхода…»)

        

Разгаданный кроссворд

1

т

о

п

л

и

в

о

2

э

н

е

р

г

и

я

3

р

а

б

о

т

а

4

т

е

м

п

е

р

а

т

у

р

а

5

т

е

п

л

о

п

е

р

е

д

а

ч

а

6

к

п

д

7

и

з

л

у

ч

е

н

и

е

8

т

е

п

л

о

п

р

о

в

о

д

н

о

с

т

ь

9

п

л

а

в

л

е

н

и

е

10

и

з

о

т

е

р

м

н

ы

й

11

и

с

п

а

р

е

н

и

е

12

к

о

н

в

е

к

ц

и

я

13

н

а

г

р

е

в

а

н

и

е

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"

Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...