Внеклассные мероприятия по физике
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Koshka_i_fizika.doc111.13 КБ
Microsoft Office document icon Sud_nad_inerciey.doc53.77 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Кошка и физика»

«Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир»

А. Вознесенский

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. обнаружить известные физические явления, объекты и закономерности в
    поведении кошки и тем самым расширить и углубить свои знания по физике;
  1. творчески подойти к раскрытию темы и увлечь ею других;
  1. продемонстрировать любовь к животным, ко всему, что нас окружает.

Программа мероприятия:

/ Вступление — слово учителя.

II        Сообщения учащихся «Физика в кошкиной судьбе»:

  1. немножко о кошках;
  1. кошачья походка;
  1. кошка в падении;
  1. температура тела кошки;
  1. электричество и кошка;
  1. как видит кошка;
  1. существо с шестым чувством;
  1. резервная система ориентации.

III        Кошка в искусстве:

  1. Сообщения учащихся;
  1. Конкурсы сочинений и рисунков «Моя любимая киска».

Оформление доски:

  1. тема мероприятия, программа с указанием сообщений учащихся,
    эпиграф.
  1. лучшие работы учащихся (рисунки, сочинения)
  1. некоторые факты о физических явлениях в кошкиной судьбе.

В ходе конкурсов работало жюри.

Использованная литература:

  1. Перельман Я.И. «Занимательная физика» 1979 г.
  1. Журнал "Физика в школе" №3, 1997 г.
  1. Мартынова A.M. Потешки, считалки, небылицы. 1989 г.
  1. Асадов Э. Сборник стихов 1971 г.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ:

I.        1. Слово учителя.

Физика - наука о природе. Мы, как и "братья наши меньшие" -домашние животные, частицы этой природы, значит все законы физики должны найти и в нас, и в них свое проявление.

Сообщаются цели и программа мероприятий.

Помогают нам сегодня члены жюри (назвать), присутствуют классные руководители 7-8 классов и главный гость - очаровательный кот "Пушок".

Цель нашего мероприятия будет достигнута, если по окончании нашей
встречи мы все станем на капельку добрее, внимательнее ко всему, что и кто,
нас окружает; пусть в природе будет больше добра, чем зла и
тогда мир во круг
нас станет краше
 .        *

Кошка - грациозная и загадочная, интересная и малоизученная представительница класса домашних животных. Сегодня говорим о ней и о физике в ее жизни.

II.        2. Немножко о кошках

Первые представители кошачьего семейства появились около 50 млн. лет назад. Это были хищные животные, похожие на горностая. Из них путем эволюции и последующего одомашнивания и возникла современная кошка. Биологи отмечают, что духовный мир кошек утончен, но вместе с тем и дик. Зверек не раскрывает его перед людьми, навязывающими ему свою любовь; кошка различает интонации человеческого голоса; делит ощущения на приятные и неприятные; умеет выражать удовольствие и неудовольствие, радость, печаль, страх, гнев.

3.   Кошачья походка.

Кошка ходит на цыпочках. Основания лап у нее круглые, и след она оставляет круглый. На бегу она втягивает когти и ступает на мягкие толстые подушечки пальцев. У кошки необычная походка: ее движения похожи на колебательные; они быстры и грациозны. Кошка движется отталкиваясь от опоры. При этом внешние силы - силы тяжести, сила трения, сопротивление среды вступают во взаимодействие с внутренними силами организма (напряжение мышц).

Движение приходит благодаря совместной деятельности всех мышц и силе трения покоя.

При беге кошка может развить скорость до 50 км/час.

4. Кошка в падении.

Перед полетами в космос ученые искали способы правильной ориентировки космонавтов в пространстве, лишенном действия силы тяжести.


При поиске ответа они обратили внимание на удивительные способности кошки при падении: из любого положения она приземляется всегда на все 4 лапы. Изучение показало, что во время приземления особую роль играет хвост и лапы - они были как амортизаторы. Космонавту были предложены соответствующие вращательные движения ног. Падение кошки подчиняется закону сохранения моменту количества движения.

5.        Температура тела кошки.

В нормальном состоянии она колеблется в пределах 38 - 39,5 °С, у котят - более высокая. Температура зависит от физической и психической активности кошки. Частота ее дыхания 20 - 30 дыхательных движений в минуту. При повышении температуры окружающей среды кошки начинают дышать с открытым ртом, что усиливает теплообмен,    i

Потовые железы у кошки находятся только на лапах, на теле их нет, чтобы ее не заметили по запаху.

Большую роль в тепловом обмене играет шерсть, она задерживает тепло, создается плотная воздушная оболочка вокруг туловища.

Когда холодно кошка свертывается в клубок. При этом свободная поверхность меньше и меньше теплообмен: меньшее охлаждение.

6.        Электричество и кошка.

Когда гладят кошку по шерсти, то в сухую погоду или в сухом помещении ее шерсть от трения электризуется. Если гладить быстро и энергично, то может произойти сильная электризация: на поверхности ее тела скопиться большой заряд и как следствие возникает разряд - искра. Поэтому кошки не всегда любят эти поглаживания, т.к. создается электрическое поле и искорки вызывают у нее неприятные ощущения. Кошка может выдержать гораздо большее электрическое напряжение, чем человек.

Интересный факт: для горения электрической лампы 15 Вт. Надо было бы одновременно гладить 1,5 млрд. кошек!

7.        Как видит кошка.

Устройство глаза похоже на строение глаза человека. Но зрачок не круглый, а вертикально - овальный, щелевидный, что дает большую остроту зрения, она способна видеть и в полумраке.

Глаза - ее важнейший инструмент, т.к. в жизни кошка в основном полагается на зрение. Угол зрения каждого ее глаза около 205 °, что помогает ей точно оценить расстояние, форму и взаимное расположение предметов.

В отличии от человека у кошки есть третье веко, известное как мигательная перепонка. Она помогает ей уменьшить интенсивность очень яркого света и предохраняет глаза от травм.

Глаза кошки обладают удивительным свойством - они светятся в темноте. Это свечение - физическое явление - фотолюминесценция зеленой части спектра.


8.        Существо с шестым чувством.

Долгое время люди не представляли на сколько сложна деятельность органов чувств кошки. Всем известна их легендарная способность находить обратный путь как бы далеко их не увозили от дома. Эксперименты дали и совсем неожиданные результаты: кошка возвращается домой по более короткому пути, чем тот, по которому ее увозили от дома. Каким же образом?

Американский ученый исследовал нервную систему кошки электронным методом. Оказалось, что даже в полной темноте ее нервные клетки мозга реагируют на ультразвуковые сигналы в диапазоне от 20 - 50 кГц., т.е. кошка обладает повышенной акустической чувствительностью. При отыскании дороги домой она ориентируется на звуки, характерные для данной местности. Уши кошки работают как радары самолета, которые помогают правильно зайти на посадку. Способность улавливать ультразвуки дает возможность чувствовать приближение землетрясения за 2 - 3 дня до него. Она начинает беспокоиться, убегает из дома, прячет котят, взъерошивает шерсть, и громко кричит.

9.        Резервная система ориентации.

Запасная система ориентации кошки включает в себя длинные и упругие усы, брови и небольшие волоски на задней стороне передних лап.

Был поставлен эксперимент: кошек запускали в сложный темный лабиринт. И они неизменно находили выход, но лишь до тех пор, пока у них не отрезали усы. Может быть, усы кошки - это своеобразные антенны, улавливающие звуки разной частоты? На этот вопрос пока ответа нет.

Ряд ученых считают, что кошка чувствительна к магнитному полю Земли.

Кошка обладает и своим биополем, которое вступает во взаимодействие с биополем человека. Возможно благодаря этому свойству кошка безошибочно находит хозяина и приходит ему на помощь. Неоспоримым является факт благотворного влияния кошки на состояние человека: снимается стресс, успокаивает, нормализуется давление.

III.        Кошка в искусстве.

Учащиеся сообщают пословицы, поговорки, исторические справки, произведения художников, стихи, содержащие материалы о кошке.

IV.        Подведение итогов

Жюри сообщает свое мнение о данном мероприятии, подводит итоги по конкурсу рисунков и сочинений.



Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ -

ИГРА

"Суд над инерцией" VII кл.


Творческая игра

"Суд над инерцией"

Цель:

обучающая

развивающая

воспитывающая

 повторить физическое явление - инерцию, ее положительные и отрицательные стороны, проявление в быту, технике, спорте; формировать познавательный интерес к предмету, творческие способности учащихся;

развитие чувства ответственности, самостоятельности.

*

Действующие лица:

Главный судья Заседатели Обвинитель Защитник

 Подсудимая Свидетели защиты Свидетели обвинения Стражник

 - Инерция


Стражник Главный судья

Инерция Главный судья Инерция Заседатель 1 Инерция Заседатель 2 Инерция

Главный судья Инерция

Главный судья Обвинитель Главный судья Защитник

Главный судья

Заседатель 1 Инерция Заседатель 2 Инерция Главный судья

 

  1. Встать! Суд идет!
  2. Сегодня слушается дело по обвинению Инерции. Она обвиняется в
    том, что по ее вине происходит масса транспортных катастроф и
    других  бед.   Мы  призываем  внимательно  выслушать  показания
    свидетелей и вынести справедливый приговор. Ввести подсудимую!
  3. Не виновата я, не виновата!
  4. Установим личность подсудимой. Ваши фамилия, имя?
  5. Инерция Физическая.
  6. Ваши родители?
  7. Галилео Галилей и Исаак Ньютон.
  8. Ваша биография?

  1. Древнегреческий ученый Аристотель считал, что движение тела
    должно само собой прекратиться, якобы всем телам свойственно
    стремление к покою. Он поражался, почему камень, выпущенный из
    его руки, продолжает двигаться. Ответ на этот вопрос был дан моим
    рождением спустя 2000 лет в Италии великим ученым Галилео
    Галилеем,  а  позже в   1678г.  его  точнее  сформулировал  Исаак
    Ньютон. Теперь об этом должен знать любой семиклассник.
  2. Что вы собой представляете?
  1. -        Свойство  тел  сохранять  состояние  покоя  или  равномерного
    движения, когда на тело не действуют другие тела.
  1. Есть ли вопросы у обвинителя?
    -Нет.
  2. Есть ли вопросы у защитника?
  3. У меня есть вопрос к суду: будет ли приниматься во внимание тот
    факт, что родители Инерции были такие великие люди?
  1. -        Суд учитывает все факты. Есть ли вопросы к подсудимой у
    заседателей?
  1. Кому вы принадлежите?
  2. Абсолютно всем телам.
  3. Область применения ваших сил?
  4. Физика, техника, жизнь.
  5. В распоряжение суда поступили телеграммы, прошу секретаря их
    зачитать.

  1. Секретарь
  1. Главный судья
  1.  -        Телеграмма первая.
  1. "Я, Галилео Галилей, великий физик средних веков, приветствую ваш суд. Кто стремится постичь тайны природы достоин уважения. Пусть наука даст вам мужества устоять перед пытками мерзкой инквизиции. Успеха вам, друзья и коллеги!"
  1. -        Телеграмма вторая.
  1. "Я, Сэр , Исаак Ньютон, английский физик и математик, рад, что законы природы не оставили ваши души равнодушными. Спорьте. Вскоре родится истина, и если вы ее отыщете, то I закон механики, закон инерции, откроет вам двери в чудесный мир науки."
  1. -        Теперь   переходим   к   заслушиванию   показаний   свидетелей.
    Вызывается первый свидетель.
  1. Каждый свидетель, подходя к столу, кладет руки на учебник физики и произносит клятву: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу!"
  1. Первый свидетель - (дает клятву, а потом говорит). Я очень люблю спорт и часто смотрю по телевизору спортивные передачи. Недавно показывали велогонки. Один велосипедист, натолкнувшись на камень, перелетел через руль и упал, остальные гонщики, не сумев затормозить из-за Инерции, налетели на него. Гонки были сорваны.
  1. Обвинитель
  1. Второй свидетель
  1. Третий свидетель
  1.  
  1. Я прошу всех сидящих в зале вспомнить факты, изобличающие эту
    преступницу.
  2. (после клятвы). Я ехала в автобусе. Вдруг он внезапно остановился,
    а люди по инерции продолжали двигаться и многие из них уда
    рились. Я тоже не удержалась, налетела на мужчину, наступила ему
    на ногу. Он ругал меня, а виновата во всем Инерция!
  3. (дает клятву). Меня мама попросила накрыть на стол перед обедом.
    Я поставила тарелку с супом на стол, а суп по инерции выплеснулся
    на скатерть. Мама меня ругала, но ведь я не виновата, виновата
    Инерция.

Четвертый свидетель - Моя сестра лежит в больнице со сломанной ногой. Она шла по дороге, а дорога была скользкой. Ноги у сестры поехали вперед, а сома она из-за инерции не могла так быстро двигаться, упала и повредила ногу.

Обвинитель

Защитник

Свидетель пятый

 -        Уважаемые судья, заседатели и все присутствующие! Я считаю, что
Инерция - лишнее явление и ее надо исключить из нашей жизни!

  1. Почтенные члены суда! Я не согласен с обвинителем. Можно
    привести много фактов, доказывающих, что Инерция - явление
    полезное.    Я    прошу    заслушать    свидетелей,    которые    могут
    подтвердить мои слова.
  2. Мой отец - столяр. И мне много раз приходилось наблюдать, как
    он насаживает молоток на ручку. Он ударяет ручкой по столу

  1. (демонстрирует), а молоток по инерции продолжает двигаться и насаживается прочно на рукоятку.
  1. Свидетель шестой - Меня мама попросила вытряхнуть ковер. Я палкой ударяла по ковру, он отходил в сторону, а пыль из-за инерции оставалась на месте. Благодаря Инерции я вычистила ковер.
  1. Свидетель седьмой - Я - за Инерцию! Моя мама врач, и она не может обойтись без термометра. А в работе термометра участвует Инерция: встряхнул прибор и резко его остановил, ртуть по инерции опускается вниз.
  1. Свидетель восьмой - Мой старший брат - шофер и ему помогает Инерция сэкономить
    топливо, при выключении двигателя машина может еще двигаться
    по инерции. Инерция помогает нам при катании на самокатах,
    санках, коньках, велосипеде. Набрав скорость, можно ехать, не
    работая ногами.        *
  1. Свидетель девятый - Инерция помогает и в спорте: толкание ядра, бросание мяча,
  1. метание гранаты, стрельба из лука, прыжки в длину и в высоту, все это благодаря Инерции. А какую положительную роль Инерция играет в космонавтике. Ведь после выхода на орбиту корабль может двигаться, если выключить двигатель, по инерции.
  1. Главный судья Инерция
  1. Главный судья
  1. Стражник
  1.  
  1. А что вы можете сказать, подсудимая?
  2. (всхлипывая). Не виновата я! Я - явление природы, а у природы
    свои законы. И только тем я приношу беду, кто не знает этих
    законов.
  1. -Выслушав свидетелей, мы выяснили, что по вине Инерции про исходят недоразумения и беды, приносящие ущерб, но, с другой сто роны, приводимые доводы говорят о положительной роли Инерции. Таким образом, ее поведение двояко - и хорошее и плохое, поэтому судьба Инерции зависит от решения суда.
  1. -        Суд удаляется на совещание!
  1. Пауза
  1. Стражник Главный судья
  1.  
  1. Встать! Суд идет!
  2. Рассмотрев дело подсудимой, суд учел и положительные и отри-
    цательные ее проявления. За все ущербы Инерцию следовало бы
    казнить, но учитывая, что она облегчает труд, приносит спортивные
    рекорды, экономит топливо, суд решил - наказание не применять.
    Природа мстит нам, когда мы действуем наперекор ее законам или
    не учитываем их. Но и помогает нам, когда мы ставим их на службу
    человеку.

Заседание суда считаю законченным.

Литература.     1. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике,

М., "Просвещение", 1977г. 2. Журнал "Физика в школе", № 4, 1978г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"

Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...

Внеклассное мероприятие по физике. "А ну-ка, физики!"

Внеклассное мероприятие по физике. Проводится в виде соревнования двух команд (10-ого и 11-ого классов). Формирует познавательный интерес к изучению физики....

Внеклассное мероприятие по физике "А, ну-ка, физики"

Обучаю      В данном материале разработка внеклассного мероприятия для учащихся седьмого класса,направленная на закрепление знаний, формирование навыков коллективной...

Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...

Внеклассное мероприятие по физике игра "Мир физики" для 9 класса

В разработке есть кроссворды, загадки, ребусы, головоломки...

Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы

На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся;  Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;   Поднять ...

Заочная викторина по физике (внеклассное мероприятие по физике)

Заочная викторина по физике (внеклассное мероприятие по физике) ...