Программа кружка для 10-11 класса "Физика в задачах"
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Рабочая программа кружка для 10-11 класса " Физика в зададачах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10-11 классаов обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.
Цели и задачи кружкового объединения «Физика в задачах»
Цели:
- Создание условий для развития личности ребенка.
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
- Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
- Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представителей о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдачи ЕГЭ по физике.
- Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач
- Занимательные опыты по разным разделам физики
- Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
- Применение ИКТ
- Занимательные экскурсии в область истории физики
- Применение физики в практической жизни
Форма проведения занятий кружка:
- Беседа
- Практикум
- Семинар
- Круглый стол
- Выпуск стенгазет
- Проектная работа
- Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
- Навыки к выполнению работ исследовательского характера
- Навыки решения разных типов задач
- Навыки постановки эксперимента
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
- Профессиональное самоопределение.
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | 1 | |
2 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. | 1 | |
3 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.» | 1 | |
4 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение движения тела с постоянным ускорением» | 1 | |
5 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Движение по окружности» | 1 | |
6 | Графическое решение кинематических задач. Чтение и построение графиков. | 1 | |
7 | Построение графиков кинематических величин с использованием компьютерных программ | 1 | |
8 | Аналитическое решение задач по теме «Свободное падение» | 1 | |
9 | Исследование параметров баллистического движения ( дальность полета, высота подъема, поражение цели). | 1 | |
10 | Экспериментальная проверка параметров баллистического движения. | 1 | |
11 | Люди науки, внесшие вклад в становление и развитии баллистики. Создание мултимедийных презентаций и проектов | 1 | |
12 | Решение и анализ олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике) | 3 | |
13 | Решение качественных задач по теме: «Законы Ньютона» | 1 | |
14 | Решение расчетных задач по теме: «Законы Ньютона» | 1 | |
15 | Аналитическое решение задач по теме: «Применение законов Ньютона» -движение в поле тяготения; -движение под действием силы упругости; -движение с учетом силы трения; -движение связанных тел; -движение по наклонной плоскости. | 5 | |
16 | Экспериментальные задачи по теме: «Применение законов Ньютона» | 3 | |
17 | Круглый стол по теме: «Законы Ньютона». Подведение итогов и рассмотрение результатов практической деятельности по данной теме. | 1 | |
18 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Равновесие тел» | 1 | |
19 | Практикум по расчету технических характеристик с использованием условий равновесия тел. | 2 | |
20 | Расчетные задачи по теме: «Законы сохранения» -работа и мощность; -закон сохранения импульса; -закон сохранения энергии. | 3 | |
21 | Решение экспериментальных задач на законы сохранения. | 1 | |
22 | Семинар по теме: «Практическое применение законов сохранения» | 1 | |
23 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» -решение качественных задач; -решение расчетных задач; -графическое решение задач. | 3 | |
24 | Решение задач по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» с использование компьютерных программ» | 1 | |
25 | Беседы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике. Создание мультимедийных презентаций. | 1 | |
26 | Экскурсии по теме: «Интересные явления в природе». Использование местного материала для создания задач с физическим материалом.» | 3 | |
27 | Подведение итогов за год. Выпуск стенгазеты о работе кружка за год. Создание мультимедийных презентаций. | 1 | |
28 | Общее количество | 42 |
ЛИТЕРАТУРА:
- «Физика 10»,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. М.: Просвещение, 2004.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Задачник 10-11 классы», М. Дрофа 2007г.
- Бендриков Г., Буховцев Б. «Сборник задач по физике» М., Айрис-пресс,2000г
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.
- Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.
- О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
- Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
- Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11
- Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-29379-1461520295.jpg)
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-269433-1383683238.jpg)
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-157006-1354546671.jpg)
Задачи бывают разные (программа кружка для учащихся, интересующихся химией)
Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов.На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих...
Программа кружка в 7 классе "Физика в задачах"
Программа кружка предусматривает проведение занятий по решению задач как особую форму самостоятельной работы учащихся.При решении задач главным образом используются ситуации, отличные от тех, которые ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-282777-1377420914.jpg)
Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"
Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет...
Рабочая программа кружка в 9 классе "Решение расчетных задач"
Решение задач разных типов по химии...