Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Рекомендации учителю: анализ урока с точки зрения здоровьесбережения
Перечень нормативных документов по проблеме "Образование и здоровье"
Утренняя гимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_uchitelyu.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций.
1. Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций
• Краткая общая характеристика урока.
Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.
- Характеристика класса. Нарушение здоровья, физические и психические
отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам
детей с нарушениями здоровья, учёт этих рекомендаций. - Учёт возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся
на уроке. - Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять
элементарную коррекцию. - Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.
- Соблюдение психогигиенических требований при определении места урока в
расписании. - Наличие и предупреждение перегрузки учащихся.
2. Оценка санитарно-гигиенических условий урока в примерной схеме полного
анализа урока.
• Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
- Соответствие мебели возрасту ребёнка.
- Уровень освещённости, чистота помещения.
- Размещение учащихся в учебном помещении с учётом их особенностей здоровья.
- Приёмы и методы работы над осанкой учащихся.
• Режим проветривания, проведение физминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
• Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет,
чёткость написания).
• Наличие отвлекающего от темы урока.
• Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих
уроках.
3. Экология урока в схеме анализа личностно ориентированного урока.
Состояние здоровья учащихся класса и его учёт на уроке.
• Какое настроение было у детей на уроке, не возникали ли состояния
подавленности, агрессии, неудовлетворённости, пассивности, нежелания
работать? Что было причиной подобных состояний?
• Не переутомились ли дети? Достаточно ли были загружены все учащиеся, и не было ли перегрузки учебным материалом?
• Пережили ли дети радостное чувство успеха?
• Условия (внешние, материальные) обучения в данном помещении.
- Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимопонимание и взаимная
забота учителя и учащихся, в чём они проявлялись?
С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?
Рекомендации учителю
по проведения урока с позиции здоровьесбережения
При проведении урока необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) обстановку и гигиенические условия кабинете:
температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма смены видов деятельности 4—7 за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
З) средняя продолжительность частоты чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма — 7—10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма — не менее трех);
5) чередование видов преподавания: норма — не позже чем через 10—15 минут;
б) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);
7) место и длительность применения ТСО: умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз: наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание к продолжительность: норма — на 15—20 минут урока по 1 минуте из З-х легких упражнений
10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу: норма — не менее 60% и не более 75—80%;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25—30 минут в начальной школе; 35—40 минут в среднем и старшем звене.
16)темп и особенности окончания урока:
— быстрый темп, скомканность, нет времени на вопросы учащихся; быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов) «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...
Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)
Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...