Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Плохих Людмила Александровна

Рекомендации учителю: анализ урока с точки зрения здоровьесбережения

Перечень нормативных документов по проблеме "Образование и здоровье"

Утренняя гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_uchitelyu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций.

1.        Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций

•        Краткая общая характеристика урока.

 Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.

  1. Характеристика    класса.    Нарушение    здоровья,    физические    и    психические
    отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам
    детей с нарушениями здоровья, учёт этих рекомендаций.
  2. Учёт возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся
    на уроке.
  3. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять
    элементарную коррекцию.
  4. Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.
  5. Соблюдение психогигиенических требований при определении места урока в
    расписании.
  6. Наличие и предупреждение перегрузки учащихся.

2.        Оценка санитарно-гигиенических условий урока в примерной схеме полного
анализа урока.

• Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

  1. Соответствие мебели возрасту ребёнка.
  2. Уровень освещённости, чистота помещения.
  3. Размещение учащихся в учебном помещении с учётом их особенностей здоровья.
  4. Приёмы и методы работы над осанкой учащихся.

• Режим проветривания, проведение физминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

•        Применение наглядности,  соответствующей нормам (величина букв,  их цвет,
чёткость написания).

•    Наличие    отвлекающего    от    темы    урока.

•        Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих
уроках.

3.        Экология урока в схеме анализа личностно ориентированного урока.

Состояние здоровья учащихся класса и его учёт на уроке.

•        Какое   настроение   было   у   детей   на   уроке,   не   возникали   ли   состояния
подавленности,    агрессии,       неудовлетворённости,    пассивности,    нежелания
работать? Что было причиной подобных состояний?

• Не переутомились ли дети? Достаточно ли были загружены все учащиеся, и не было ли перегрузки учебным материалом?

•        Пережили ли дети радостное чувство успеха?

•    Условия (внешние, материальные) обучения в данном помещении.

  1. Доброжелательность,  сердечность,  душевность,   взаимопонимание  и  взаимная
    забота учителя и учащихся, в чём они проявлялись?

С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?

Рекомендации учителю

по проведения урока с позиции   здоровьесбережения  

      При проведении урока необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1) обстановку и гигиенические условия кабинете:

температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма смены видов деятельности  4—7 за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача,  коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

З) средняя продолжительность  частоты чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма — 7—10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма — не менее трех);

5) чередование видов преподавания: норма — не позже чем через 10—15 минут;

б) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);

7) место и длительность применения ТСО:  умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз: наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание к продолжительность: норма — на 15—20 минут урока по 1 минуте из З-х легких упражнений

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу: норма — не менее 60% и не более 75—80%;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25—30 минут в начальной школе; 35—40 минут в среднем и старшем  звене.

16)темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, скомканность, нет времени на вопросы учащихся; быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).