Главные вкладки

    Статья по физике на тему:
    Требования к компетентностно-ориентированным заданиям.

    Дьякова Наталья Николаевна

    Каждый отдельный вопрос, как и при традиционном подходе, проверяет достаточно чёткий и ограниченный круг знаний и умений. Попытаться же оценить степень предметной компетентности учащихся можно лишь на основании каких-то интегральных характеристик по результатам выполнения достаточно большого числа заданий такого рода, которые характеризуются по следующим составляющим: контекст, содержательная принадлежность, деятельностная компонента.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trebovaniya_k_kompetentnostno-orientirovannym_zadaniyam..docx13.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Требования

    к компетентностно-ориентированным заданиям.

    Каждый отдельный вопрос, как и при традиционном подходе, проверяет достаточно чёткий и ограниченный круг знаний и умений. Попытаться же оценить степень предметной компетентности учащихся можно лишь на основании каких-то интегральных характеристик по результатам выполнения достаточно большого числа заданий такого рода.

    Компетентностно-ориентированные задания характеризуют по следующим составляющим:

    Контекст. «Жизненность» тематики является основной отличительной чертой компетентностно-ориентированных заданий. Это главный «камень преткновения» на пути их разработки и главное основание оценки на предметную компетентность. Содержание предмета «Физика» определяет возможный круг жизненных ситуаций и характер проблем, в рамках которых возможно формулирование компетентностно-ориентированных заданий. К ним можно отнести:

    – познание и объяснение явлений и процессов окружающей действительности, поддающихся объяснению при помощи физических моделей;

    – знакомство с современными научными исследованиями, расширяющими представления об окружающем мире и ведущие к изменению качества жизни;

    – освоение и использование современной техники и технологий; выполнение роли грамотного потребителя, обеспечение безопасного образа жизни (в рамках использования этой техники и различных технологий);

    Содержательная принадлежность. Имеется в виду тематическая принадлежность к тому или иному разделу школьного курса физики (механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика, элементы астрофизики), понятийного аппарата, который используется при формулировке заданий, и необходимого для их выполнения;

    Деятельностная компонента. Рассматриваются виды деятельности, на проверку которых направлено задание. Следует отметить, что комплексный характер компетентностно-ориентированного задания, как правило, требует использования с процессе его выполнения сразу нескольких видов деятельности, относящихся к различным из перечисленных ниже групп:

    Предметные умения. Использовать понятийный аппарат школьного курса физики для объяснения явлений и процессов окружающей действительности, подбирать адекватную физическую модель для описанного явления, выстраивать собственный алгоритм решения задачи (проблемы), применять при необходимости количественные расчёты с использованием соответствующих формул и законов, применять простейшие оценочные процедуры; решать проблемы (создание собственного алгоритма действий в ситуации множественного выбора с учётом различных ограничивающих условий);

    Умения работать с информацией физического содержания. Выделять главную мысль текста или его частей, понимать смысл использованных в тексте физических терминов (понятий, явлений, законов и т.п.); выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста); отвечать на вопросы, требующие использования информации из текста в другой ситуации); переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, график, диаграмма, рисунок); сравнивать, классифицировать описанные в тексте объекты; критически оценивать содержание информации, предлагать способы оценки её достоверности;

    Исследовательские (или методологические) умения. Различать вопросы, проблемы, которые могут быть решены научными методами, формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) описанного опыта или наблюдения; предлагать (выбирать) порядок проведения опыта или наблюдения в зависимости от поставленной цели; выбирать измерительные приборы и оборудование (по рисункам и фотографиям) для проведения исследования; понимать приблизительный характер измерений, оценивать абсолютные погрешности прямых измерений; понимать результаты исследований, представленные в виде таблицы, графика; делать выводы (анализировать, объяснять результаты на основе известных физических явлений, законов, теорий) из описанных опытов или наблюдений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приложение к компетентностно-ориентированному уроку _Работа сердца_

    Приложения № 1, 2, 4, 5 . Приложение № 3 (ЭОР для интерактивной доски)  выложить на сайт не представляется возможным из-за большого объема...

    Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) по музыке для 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО

    Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) по музыке для 2 класса, разработанное с пользованием показателей и критериев, соответствующих требованиям ФГОС НОО. Тестовое задание может быть использова...

    Основные требования к даче домашнего задания.

    Роль домашних заданий очень велика. Систематическое выполнение домашних заданий учащимися влияет на  результат своей деятельности. Но как не нагружать детей заданиями,если каждый учитель считает ...

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

    Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

    О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе

    Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по  русскому язык...