Обобщающий урок-игра по теме :"Колебания и волны"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме: «Колебания и волны»,совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся.
План урока.
1.Вопросы, задаваемые командами соперникам.
2.Конкурс демонстрационных опытов.
3.Конкурс газет.
4.Конкурс решения задач.
5.Игра со зрителями.
6. Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy___urok__po__teme.docx | 19.12 КБ |
obobshchayushchiy___urok__po__teme.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Колебания и волны»
Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме: «Колебания и волны»,совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся.
Оборудование: песочные часы, волчок, билетики с номерами, конверты с вопросами, лабораторное оборудование для демонстрации опытов, протоколы для жюри, эмблемы с названием команды, игровой стол, столы для зрителей и жюри.
Подготовка к уроку:
Перед началом игры оглашаются правила. Назначаются капитаны команд. Капитаны на листочках пишут список членов своей команды и проставляют любое трёхзначное число. Команда, обозначившая наименьшее число, начинает игру. Вопросы составляет сам учитель или совместно с активом старших учащихся. Каждый вопрос должен начинаться с одного из слов названия игры (что, где, когда, почему) и быть интересным, На все вопросы у ведущего заранее должны быть правильные ответы. Также заранее каждой из команд готовятся газеты по теме «Механические колебания и волны».
План урока.
1.Вопросы, задаваемые командами соперникам.
2.Конкурс демонстрационных опытов.
3.Конкурс газет.
4.Конкурс решения задач.
5.Игра со зрителями.
6. Подведение итогов.
Условия игры.
- На обдумывания вопроса 1 минута.
- Если команда, посовещавшись ,даёт правильный ответ, то каждый её участник получает одно очко ,а отвечавший- балл с «+».
- Высказываться могут все желающие ,единственное условие- не повторяться.
- Если команды не отвечают на вопросы, то он снимается и ведущий зачитывает правильный ответ.
- Команда может подряд отвечать не более чем на два вопроса.
- За оригинальное дополнение ,ведущий может дать говорившему поощрительное очко с «+».
- З подсказку, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники подвергаются штрафу. У них вычитают 1 балл.
- В конце игры участники, набравшие 14
И более очков, получают 2 «5», 12 очков- «5», 10 очков – «4». Право на оценку в журнале дают только очки с «+»,свидетельствующие о самостоятельной работе учащихся.
9.Во время игры можно пользоваться учебником или другой литературой.
Вопросы.
1.Вопросы, задаваемые соперникам:
Вопросы задаются поочерёдно одной и другой командой, если соперники не дают правильный ответ, предоставляется возможность ответа зрителям, а затем правильный ответ озвучивает сама команда(вопросы и ответы на них предоставляются в жюри заранее).
- Вопрос: Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.
Ответ. Закрытие двери и окно заглушают звуки потому, что значительная часть звуковых волн, подающих на их поверхность ,отражается назад и кол-во энергии подающей в комнату, значительно уменьшиться.
- Вопрос: что произойдёт , если, переключая проигрыватель, менять скорость вращения пластинки?
Ответ. проигрыватель будет издавать то нормальные, то визгливые звуки.
Т.к. при изменении частоты вращения пластинки увеличивается или уменьшается частота колебания игры и создаваемых иглой звуковых колебаний.
- Вопрос. Почему трубы отопления так хорошо предают звук?
Ответ: Причин -две.
1.Трубы твёрдые , металлические тела звук в таких средах распространяется с большей скоростью. Скорость звука в стали 5000-6100м/с, а в воздухе-340м/с.
2.Звук в металле- а это продольные волны затухает слабо.
- Вопрос :Почему кричат?
Ответ: Чёткость восприятия произнесённой речи обеспечивает попадание в ухо всего пакета произведённых звуковых колебаний. Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают: их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука :появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате всего этого в ухо поступает пакет колебаний отличающихся от испущенного т.е. весьма искажённый.И чем дольше приёмник звука находиться от источника, тем больше это искажение.
2.Конкурс «Демонстрационные опыты»
Из каждой команды вызывают по одному участнику. На демонстрационном столе предоставлено оборудование. Участники выбирают каждый по конверту с заданием. Цель участников: привести пример (опыт, эксперимент) который задан, с помощью предоставленного оборудования. Если участники команд не справляются можно воспользоваться помощью зрителей (группой поддержки команды).
Примеры:
1.Примеры колебательных движений.
2.Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити.
3.Образование и распространение поперечных и продольных волн.
4.Колеблющееся тело, как источник звука.
3.Конкурс газет по теме : «Колебания и волны»
В ходе этого конкурса «предоставляются» газеты сделанные командами. Оценивается тематика, оригинальность, содержание.
4.Конкурс решения задач.
Капитаны команд решают задачи, им отводиться 4-5 минут.
1.За 24 с. Первый маятник совершил 12 колебаний, а второй- 16.Каковы период и частота колебаний каждого маятника.(1.5с;0,67 Гц.2с,0,5 Гц)
2.Сейсмическая волна распространяется в гранитном массиве. При этом колебания от поперечной волны запаздывают по сравнению с колебаниями от продольной волны на 28с. Каково расстояние от сейсмографа до эпицентра землетрясения? Скорость продольной волны равна 5,4 км/ч , поперечной = 3,85 км/ч.
3.Лодка качается на морских волнах с периодом 2с.Определить длину волны, если она распространяется со скоростью 4 м/с.
4.Скорость распространения волны 6 м/с, расстояние между соседними гребнями волны 3м. Чему равна частота колебаний в этой волне?
5.Вопросы, задаваемые ведущими зрителям:
1.Могут ли вынужденные колебания происходить в колебательной системе?
2.Могут ли свободные колебания происходить в колебательной системе? в системе не являющиеся колебательной?
6.Подведение итогов игры:
Подводятся итоги, выставляются оценки
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Колебания и волны»
Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме: «Колебания и волны»,совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся.
Оборудование: песочные часы, волчок, билетики с номерами, конверты с вопросами, лабораторное оборудование для демонстрации опытов, протоколы для жюри, эмблемы с названием команды, игровой стол, столы для зрителей и жюри.
Подготовка к уроку:
Перед началом игры оглашаются правила. Назначаются капитаны команд. Капитаны на листочках пишут список членов своей команды и проставляют любое трёхзначное число. Команда, обозначившая наименьшее число, начинает игру. Вопросы составляет сам учитель или совместно с активом старших учащихся. Каждый вопрос должен начинаться с одного из слов названия игры (что, где, когда, почему) и быть интересным, На все вопросы у ведущего заранее должны быть правильные ответы. Также заранее каждой из команд готовятся газеты по теме «Механические колебания и волны».
План урока.
1.Вопросы, задаваемые командами соперникам.
2.Конкурс демонстрационных опытов.
3.Конкурс газет.
4.Конкурс решения задач.
5.Игра со зрителями.
6. Подведение итогов.
Условия игры.
- На обдумывания вопроса 1 минута.
- Если команда, посовещавшись ,даёт правильный ответ, то каждый её участник получает одно очко ,а отвечавший- балл с «+».
- Высказываться могут все желающие ,единственное условие- не повторяться.
- Если команды не отвечают на вопросы, то он снимается и ведущий зачитывает правильный ответ.
- Команда может подряд отвечать не более чем на два вопроса.
- За оригинальное дополнение ,ведущий может дать говорившему поощрительное очко с «+».
- З подсказку, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники подвергаются штрафу. У них вычитают 1 балл.
- В конце игры участники, набравшие 14
И более очков, получают 2 «5», 12 очков- «5», 10 очков – «4». Право на оценку в журнале дают только очки с «+»,свидетельствующие о самостоятельной работе учащихся.
9.Во время игры можно пользоваться учебником или другой литературой.
Вопросы.
1.Вопросы, задаваемые соперникам:
Вопросы задаются поочерёдно одной и другой командой, если соперники не дают правильный ответ, предоставляется возможность ответа зрителям, а затем правильный ответ озвучивает сама команда(вопросы и ответы на них предоставляются в жюри заранее).
- Вопрос: Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.
Ответ. Закрытие двери и окно заглушают звуки потому, что значительная часть звуковых волн, подающих на их поверхность ,отражается назад и кол-во энергии подающей в комнату, значительно уменьшиться.
- Вопрос: что произойдёт , если, переключая проигрыватель, менять скорость вращения пластинки?
Ответ. проигрыватель будет издавать то нормальные, то визгливые звуки.
Т.к. при изменении частоты вращения пластинки увеличивается или уменьшается частота колебания игры и создаваемых иглой звуковых колебаний.
- Вопрос. Почему трубы отопления так хорошо предают звук?
Ответ: Причин -две.
1.Трубы твёрдые , металлические тела звук в таких средах распространяется с большей скоростью. Скорость звука в стали 5000-6100м/с, а в воздухе-340м/с.
2.Звук в металле- а это продольные волны затухает слабо.
- Вопрос :Почему кричат?
Ответ: Чёткость восприятия произнесённой речи обеспечивает попадание в ухо всего пакета произведённых звуковых колебаний. Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают: их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука :появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате всего этого в ухо поступает пакет колебаний отличающихся от испущенного т.е. весьма искажённый.И чем дольше приёмник звука находиться от источника, тем больше это искажение.
2.Конкурс «Демонстрационные опыты»
Из каждой команды вызывают по одному участнику. На демонстрационном столе предоставлено оборудование. Участники выбирают каждый по конверту с заданием. Цель участников: привести пример (опыт, эксперимент) который задан, с помощью предоставленного оборудования. Если участники команд не справляются можно воспользоваться помощью зрителей (группой поддержки команды).
Примеры:
1.Примеры колебательных движений.
2.Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити.
3.Образование и распространение поперечных и продольных волн.
4.Колеблющееся тело, как источник звука.
3.Конкурс газет по теме : «Колебания и волны»
В ходе этого конкурса «предоставляются» газеты сделанные командами. Оценивается тематика, оригинальность, содержание.
4.Конкурс решения задач.
Капитаны команд решают задачи, им отводиться 4-5 минут.
1.За 24 с. Первый маятник совершил 12 колебаний, а второй- 16.Каковы период и частота колебаний каждого маятника.(1.5с;0,67 Гц.2с,0,5 Гц)
2.Сейсмическая волна распространяется в гранитном массиве. При этом колебания от поперечной волны запаздывают по сравнению с колебаниями от продольной волны на 28с. Каково расстояние от сейсмографа до эпицентра землетрясения? Скорость продольной волны равна 5,4 км/ч , поперечной = 3,85 км/ч.
3.Лодка качается на морских волнах с периодом 2с.Определить длину волны, если она распространяется со скоростью 4 м/с.
4.Скорость распространения волны 6 м/с, расстояние между соседними гребнями волны 3м. Чему равна частота колебаний в этой волне?
5.Вопросы, задаваемые ведущими зрителям:
1.Могут ли вынужденные колебания происходить в колебательной системе?
2.Могут ли свободные колебания происходить в колебательной системе? в системе не являющиеся колебательной?
6.Подведение итогов игры:
Подводятся итоги, выставляются оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Физика 8 класс.
Разаработка урока по физике 8 класса. Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Сопутствующая конспекту презентация, заинтересует ребят и настроит их на рабочий лад....
Мастер класс для учителей физики по теме Колебания и волны
В период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: се...
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЗУН УЧАЩИХСЯ в 8 классе по теме « КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»
Урок повторения и коррекции ЗУН рассматривается в главе «Колебания и волны» и предшествует контрольной работе по данной теме.Урок построен на выполнении усложняющихся заданий, охваты...
Контрольная работа по теме "Колебания и волны" 9 класс
\В данной контрольной работе предлагается выполнить задания на оценку "3", "4" или "5".. Ученик имет возможность оценить свои знания по данной теме....
Диктант по физике для 9 класса по теме: "Колебания и волны"
Тема: Колебания и волны....
обобщающий урок по физике в 9 классе по теме"Колебания и волны".
Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" в ходе которого учащиеся повторяют основные физические величины, формулы, решают качественные, г...
Урок- игра по теме "Колебания и волны", 11 класс
Урок - игра по теме "Колебания и волны" проводится в форме игры "Счастливый случай". Урок обобщения и закрепления знаний учащихся по теме. Выбирается две команды по 7 человек...