Разработки уроков по физике 8 класс 4 папка. Учитель: Загидуллин Нурсиль Нурисламович.
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

Разработки уроков по физике 8 класс 4 папка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov_po_fizike_8_klass_4_papka4.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

МБОУ «Мало-Лызинская СОШ»

Учитель физики и информатики

Физика

8 класс

        «Строение атома»

Урок

Тема урока: Строение атома

Цель урока: познакомить учащихся с планетарной моделью атома Резерфорда; формировать умение объяснить процесс электризации тел; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

1. Для чего применяется электроскоп?

2. Как устроен электроскоп?

3. Объясните принцип действия прибора.

4. Отличается ли пространство, окружающее электрически заряженное тело от обычного пространства?

5. Опишите процесс взаимодействия электрических зарядов помощью понятия об электрическом поле.

6. Что называется электрической силой?

7. Докажите экспериментальным путем, что электрический заряд можно разделить на части.

8. Какой электрический заряд называется элементарным?

Решение качественных, задач

Учащиеся работают в парах, обсуждают задачу 2-3 минуты, формулируют правильный ответ.

1. Почему заряженный электроскоп разрядится быстрее, если он покрыт пылью?

2. На стержни двух электроскопов насадили металлические полые шары, В один из них поместили эбонитовый стержень, обернутый мехом. Стержень вынули (мех оставили в шаре,) и поместили в шар другого электроскопа. Листочки обоих электроскопов разошлись. Объясните почему

3. Заряды какого знака приобрели электроскопы. Как это проверить?

4. Если потереть стержень электроскопа наэлектризованной эбонитовой палочкой, то стрелка электроскопа отклоняется, обнаруживая заряд. Почему?

   II.       Изучение нового материала.

1. Исторические сведения

В 1903-1904г. английский ученый Дж. Томпсон выдвинул гипотезу о том, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые называли эту модель «булочкой с изюмом».

В 1911г. Э. Резерфорд экспериментально обосновал планетарную модель атома: в центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг движутся электроны.

В 1919г. Резерфорд получил неопровержимые доказательства тому, что ядро — сложное образование, содержащее положительно заряженную частицу — протон.

В 1932г. д. Чедвик (английский ученый) обнаружил частицы, по массе и размерам похожих на протоны, но не имеющие заряда. Эти частицы были названы нейтронами

2. Знакомство с опытами Резерфорда и, неожиданными результатами: отброс а- частиц в противоположном направлении.

Из воспоминаний Резерфорда: «Это было, пожалуй, невероятным событием, которое я когда-либо переживал в моей жизни. Это было столь же неправдоподобным как если бы вы произвели выстрел по обрывку папиросной бумаги пятнадцатидюймовым снарядом, а он вернулся бы назад и угодил бы в вас !.

Экспериментальная установка по изучению рассеяния а- частиц в тонких слоях вещества.

2. Знакомство с планетарной моделью атома, его основными характеристиками: заряд, масса, размеры ядра и атома, состав ядра.

Находясь под впечатлениями удивительных открытий физиками, В. Брюсов писал:

Быть может, эти электроны -

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом — Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

З. Обсуждение вопросов:

1) На каком основании из опыта Резерфорда был сделан вывод, что в атомах есть пустоты — места, не заполненные частицами вещества?

2) Как объяснить тот факт, что часть а- частиц испытывала небольшое отклонение при прохождении через пластину?

З) Почему некоторые а- частицы при столкновении с фольгой отбрасывались назад?

4) На каком основании можно сделать вывод, что вся масса атома сосредоточена в ядре?

5) Почему ядро — положительно заряженная часть атома?

6) Почему атом в целом электрически нейтрален?

7) Из каких частиц состоит ядро?

8) Изобразите модель атома гелия.

4. Формирование понятий положительный ион и отрицательный нон.

   III.     Самостоятельная работа.

1. Изобразите схематично модель атома лития Li.

2. Напишите названия частиц, входящих в состав атома.

3. Зная, что атом, присоединивший к себе лишний электрон или потерявший один или несколько электронов, называется ионом, определите, в положительный или отрицательный ион превратится атом лития, если он:

а) потеряет один электрон;

б) присоединит.

    IV.     Итоги урока.

    V.       Задание на дом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...