Урок физики в 10 классе "Газовые законы. Изопроцессы"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Обобщающий урок физики по изопроцессам. Представлен полный конспект урока со всеми приложениями, которые можно использовать как раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon газовые законы 10.doc508 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Газовые законы».

Цели урока: 

Образовательная: формировать навыки работы с графикам;

Развивающая: развивать навыки логического мышления, самостоятельный исследовательской работы, внимательность, умение сравнивать и анализировать, находить закономерности, рассуждать, делать вывод;

Воспитательная: воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственное отношение к труду.

Эпиграф урока: “Всякая физическая теория должна быть математически красивой” - М.Дирак.

Структура урока: 

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Повторение газовых законов (3 мин.)
  3. Постановка проблемы (2 мин.)
  4. Решение графических задач (20 мин.)
  5. Самостоятельная работа (5 мин.)
  6. Подведение итогов, оценки за урок (3 мин.)
  7. Домашнее задание (5 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодняшний наш урок мы посветим решению задач по теме: “Газовые законы”. Цель нашего урока закрепить знания газовых законов и научиться правильно изображать графики изопроцессов.

  1. Повторение газовых законов.

Поработаем устно. Какие изопроцессы вы знаете и какой газовый закон лежит в основе этих процессов.

Заполним таблицу №1 Ваших опорных листов. Каждый ряд получает задание построить изотерму в трех различных системах координат pV – pT – VT. По одному человеку от каждого ряда выходят к доске и заполняют свою часть таблицы (на доске плакат с системами координат, в которых изображаются данные графики, прил.1).

 

       3. Постановка проблемы.

А теперь творческое задание для всех: сравните свои графики с графиками на доске и в последней четвертой колонке изобразите варианты замкнутых циклов, содержащих три изопроцесса в каждой системе координат. Это поможет Вам в дальнейшем для изображения перевода цикла из одной системы координат – в другую. (проверка на доске 3 учеников)

      4. Решение графических задач.

Укажите, какой график, из приведенных на таблице (на доске новая таблица состоящая из 4-х графиков, прил. 2) лишний?

Устно. Усложним задание: теперь на таблице представлено 6 графиков. Нужно определить какой из них соответствует изохорному нагреванию (прил.3).

В это время 2 ученика работают по карточкам (прил.4).

На доске появляется таблица, изображающая циклический процесс (задание 2 опорного листа). Рассмотрите данный цикл и укажите как изменялось давление при каждом переходе из одного состояния в другое. Учащиеся работают на опорных листах, а один ученик у доски. (опрос учащегося, все проверяют и учитель оценивает учащегося.)

Ответ.Переход 1-2 идет с постоянным давлением, 2-3 – давление увеличивается, так как увеличивается температура. Для того чтобы определить, как изменилось давление в следующем переходе необходимо сделать дополнительное построение: провести две изобары через точки 3 и 4. Таким образом, получается, что при переходе 3-4 давление увеличивается., так как объем уменьшается. И последний переход 4-1 - давление уменьшается.

 А теперь устный счет (прил.5). Определите по графику чему стала равна температура газа в точке 2, если в точке 1 она была Т?

Ответ.Так как переход из точки 1 в точку 2 осуществляется ступенчато, то и температура будет изменяться последовательно: сначала увеличится в 3 раза (так как увеличилось в три раза объем), а потом еще в 2 раза (так как увеличился давление). Таким образом, температура в точке 2 будет в 6 раз больше температуры в точке 1 : 2*3 =6.

Пока учащиеся определяют по графику изменение температуры, три человека из класса решают тестовые задания (прил.6).

Сдайте тестовые задания и приготовьтесь к физическому диктанту.

       5.Физический диктант.

В координатах pV изобразите замкнутый цикл, состоящий из трех изопроцессов: 1-2 – изохорное охлаждение, 2-3 – изобарное расширение, 3-1 – изотермическое сжатие. А теперь опишите изменение температуры при каждом переходе.

Чтобы проверить и оценить данную работу учащихся, предлагается обменяться опорными листами с соседом по парте и выставить оценки по соответствующей схеме: верный график – 3 балла, верное описание – 5 баллов. Если есть недочеты – 4 балла.

Таким образом, каждый учащийся получает оценку за урок.

       6. Подведение итогов и домашнее задание.

Домашнее задание. Еще раз дома повторите тему “Газовые законы” и решите задачи из сборника под редакцией Рымкевича: №536-540

   

   p        p                                           V        p

                                                   

                     V        T        T                                                V           

                          Прил.2

Прил. 6

Опорный лист

                     V1=V2                          m1= m2                           P1=P2

                     m1…m2                                   T1…T2                                        m1…m2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.

При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....

Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.

Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....

Урок физики по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс"

Урок+презентация по физике в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи"....

Презентация к уроку физики по теме "Закон сохранения и превращения механической энергии"

Задачи урока:• Ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы.•Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения энергии, научить школьников записывать уравнение зако...

Урок физики по теме "Закон сохранения энергии" 9 -10 класс

Данная разработка может быть использована в 9 или 10 классе для повторения и обобщения темы. Урок сопровождается презентацией....

Урок физики на тему "Закон Архимеда"

Цель урока:  сформировать понятие Архимедовой силы, изучить действие жидкости  на погруженное    в них тело, экспериментально исследовав зависимость выталкивающей силы от друг...

Методическая разработка урока физики по теме "Закон Ома для участка цепи" для 8 класса

Получить  экспериментально зависимости: 1) силы тока от напряжения на концах проводника, если при  этом сопротивление проводника не меняется; 2) силы тока от сопротивления участка цепи...