СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ
статья по физике по теме

Развитие современной школы наметило новые подходы к организации учебного процесса. В последние десятилетия в связи с развитием проблемно-поисковых методов в школе ослабилось внимание к сочетанию понимания учебного материала и его прочного запоминания.

Все большую популярность среди ученых-педагогов и учителей приобретает развивающее личностно ориентированное обучение. И вот почему. Многим становится ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovershenstvovanie_metodiki.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дунай В.Л.

МКОУ «СОШ №2», г. Изобильный

Совершенствование методики преподавания физики

Развитие современной школы наметило новые подходы к организации учебного процесса. Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании.

Ключевые слова: физика, викторина, методика преподавания, деятельностный подход.

Развитие современной школы наметило новые подходы к организации учебного процесса. В последние десятилетия в связи с развитием проблемно-поисковых методов в школе ослабилось внимание к сочетанию понимания учебного материала и его прочного запоминания.

Все большую популярность среди ученых-педагогов и учителей приобретает развивающее личностно ориентированное обучение. И вот почему. Многим становится ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика — научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развились из соответствующих разделов физики. Дальней шее развитие науки и техники приведет к еще большему проникно вению достижений физики в различные области техники.

В связи с возрастанием значения физики для естествознания и для развития техники знания физики становятся необходимыми каждому человеку современного общества. Сказанным объясняется то большое внимание, которое уделяется в советской школе изучению физики.

Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность, увеличи вая свою власть над природой. Все это имеет важное значение для формирования у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, научной картины мира.

Особой формой преподавания дисциплины является задачный подход в изучению физики. Ясно, чем больше задач учащийся решает сам, тем выше его успехи, поэтому я даю многовариантные контрольные работы. Их подготовка – процесс трудоёмкий, но результат оправдывает все затраты. Мои контрольные по любой теме имеют 30 вариантов по 4-5 задач. Для решения первой задачи требуется знание формул по теме и умение найти требуемую физическую величину непосредственно по ним. Для решения второй задачи требуется выполнить алгебраическое преобразование исходных формул или привлечь знания из изучаемой темы, не относящиеся к формуле или закону. Следующие 1-2 задачи являются качественными или на практическое моделирование и не требуют сложных расчётов. Последнюю, расчётную, задачу можно решить только с привлечением знания ранее изученного материала.

Первые три-четыре задания являются обязатель ными для зачёта (оценка «3», «4»). Сделав ещё и последнюю задачу, учащийся получает «5». Прове рять такие контрольные работы, конечно, труднее, чем КР на два варианта, но проверку можно поручить хорошо успевающим учащимся: они сверят от веты, учителю останется лишь бегло просмотреть и поставить оценки. К несомненным плюсам таких работ следует отнести: наличие индивидуального варианта развивает самостоятельность, при этом пропадает соблазн списывания, появляется возможность дать контрольную работу на дом; учитель из надсмотрщика, следящего за каждым движением учащихся, превращается в партнёра, готового прийти на помощь; оценка за такую работу оказывается более объективной.

Физические викторины в занимательной форме знакомят учащихся с явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики в технике, с интересными опытами. Физические викторины углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Готовясь к проведению викторины, нужно прежде всего наметить тему викторины, учитывая пройденный учебный материал и подготовку учащихся.

Вопросы и задачи викторины должны отличаться оригинальностью, необычностью, быть близкими к практическим приложениям или иметь парадоксальные решения.

Условия задач следует формулировать кратко и точно, решение их не должно требовать длительных сложных вычислений.

Приборы для викторины нужно подобрать и проверить заранее, а рисунки и схемы вычертить на больших листах бумаги. Можно также использовать рисунки из книг, проецируя их на экран.

Все методические приемы и средства, способствующие наглядности и выразительности демонстрируемых опытов (белые и черные экраны, теневое проецирование, подкрашивание жидкостей и т. д.), которые обычно используются на уроках, следует широко применять и при проведении викторины.

Необходимо также во время опытов строго соблюдать правила техники безопасности.

Очень важно, чтобы в подготовке и проведении викторины участвовали школьники. Всех учащихся надо заранее предупредить о сроке проведения викторины, познакомить с ее темой, а также рекомендовать для подготовки соответствующую литературу.

Примерный план проведения викторины может быть таким.

Учащихся класса делят на две равные группы, причем вопросы задают поочередно обеим группам. После ответа одной группы вторая исправляет и дополняет этот ответ; затем вторая группа отвечает и так далее. К участию в викторине можно привлечь также два параллельных класса.

Вопросы можно задавать по-разному:

1. Учитель объясняет устройство используемых прибо ров, затем демонстрирует опыт, и учащиеся его объясняют.

2. Учащихся знакомят только с внешним видом приборов, далее показывают опыт, а затем учащиеся должны отгадать «секрет» внутреннего устройства прибора, который обусловливает иногда совершенно неожиданный результат опыта.

3. После объяснения устройства приборов учитель предлагает учащимся предсказать и обосновать результат опыта, после чего правильность ответа проверяют опытом.

4. Учащиеся объясняют принцип действия какого-либо прибора по его схеме.

5. Учащимся предлагают найти принципиальную ошибку в проекте или схеме какой-либо  установки (например, «вечного двигателя») или решить вопрос о целесообразнос ти устройства какой-либо детали машины.

Каким способом задавать вопросы к той или иной задаче сборника, предоставляем решать самому учителю.

Каждый ответ нужно не только обосновывать, но и указывать, где данное физическое явление используется на практике.

После каждого ответа учитель оценивает его, если нужно, поясняет и дополняет ответы.

Ответы оцениваются по трехбалльной или пятибалльной системе. Выигравшей считается группа, получившая наибольшее число баллов.

Можно также организовать соревнование на личное первенство.

Ныне все большую популярность среди педагогов приобретает преподавание, ориентированное на развитие личности ученика. Оно теснейшим образом связано с психологией и опирается на ее достижения.

В число важнейших заповедей, образующих основу этой системы обучения, входят: обязательная разработка для каждого занятия совокупности мер, обеспечивающих возникновение у учащихся желания познать новое (мотивация учебной работы), такая организация учебных занятий, которая базируется на личной познавательной активности школьников (реализация деятельностного подхода), учет психических особенностей разных групп учеников: строения нервной системы (темперамента и др.), преимущественного развития правого или левого полушарий головного мозга, типа ведущего сенсорного канала, обеспечивающего получение максимума информации о внешнем мире.

В процессе изучения материала очень важно, чтобы учащиеся выдвигали гипотезы, обращались к своему практическому опыту и черпали из него примеры, делали выводы из фактов, проводили сравнение, вели теоретические рассуждения, опираясь на свои знания, и выводили формулы, обращались к учебнику и знаниям по математике, осмысливали свой путь познания, пройденный на уроке, суммировали знания, приобретенные за время занятия. Их участие в работе должно быть плодотворным, активным и разнообразным, что важно для получения прочных и осознанных представлений, поддержания интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методики преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения ИКТ

Читателю предлагается перечень форм работы с примепнением ИКТ для большей  эффективности учебного процесса...

Проект "Совершенствование содержания и методики преподавания физики через развитие творческих способностей учащихся и компетентностного подхода к образовательному процессу"

Как слезы Бога... в утренней росе!И ангелы их собирают....Чтобы напиться чистоты...И радости...А Вы...хотите испытать блаженство?Тогда-напейтесь утренней росы…...

Формирование гражданской ответственности и патриотизма (совершенствование методики преподавания уроков ОБЖ)

Методы обучения,  используемые на уроках ОБЖ.«Как сделать урок интересным»...

Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи

Представляю материал для педагогов по преподаванию первой медицинской помощи на уроках...

«Применение АМО (активных методов обучения) в целях совершенствования методики преподавания предмета «Информатика» в условиях реализации ФГОС, уровня педагогического мастерства педагога и формирование творческой инициативы учащихся».

Индивидуальный план самообразованияучителя «Информатики»   «Применение АМО (активных методов обучения) в целяхсовершенствования  методики преподавания предмета &l...

«Использование результатов оценочных процедур для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы»

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что данная проблема ...

Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства

Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства...