ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
статья по физике по теме

 

Современный учебный процесс необходимо построить таким образом, чтобы обеспечить наиболее интенсивное формирование и развитие знаний, самостоятельности, не допуская при этом перегрузки учащихся. В данной статье сделана попытка отыскать один из ключей к решению этого вопроса.

Необходимо также развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnye_momenty.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Дунай В.Л.

МКОУ «СОШ №2» г. Изобильный

Воспитательные моменты на уроках физики

Современный учебный процесс необходимо построить таким образом, чтобы обеспечить наиболее интенсивное формирование и развитие знаний, самостоятельности, не допуская при этом перегрузки учащихся. В данной статье сделана попытка отыскать один из ключей к решению этого вопроса.

Необходимо также развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе таких технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Чтобы достичь этого, учитель должен уметь создать благоприятный психологический климат на уроке, любить детей, предлагать им для разрешения интересные и посильные задачи, разнообразить методы работы, поощрять успехи и поддерживать в каждом мотивацию учебной деятельности. Без мотива деятельность школьников будет происходить «из-под палки», она не будет эффективной и не поможет сохранить психику учеников.

Один из видов мотивации в значительной степени зависит от уровня постоянного интереса учеников к обсуждаемому учебному материалу и желания познать новое.

В современных условиях формированию познавательного интереса учащихся к физике в большой мере способствуют следующие факторы:

— использование содержания учебного материала для объяснения природных явлений,

— решение практически важных задач на основе изученных явлений и закономерностей,

— применение в учебном процессе значительного числа самостоятельных работ,

— внедрение информационных технологий.

Начинается все с любопытства, которое должно перерасти в любознательность с определенной установкой на познание. Стадию любознательности характеризует стремление учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать о нем. На этой стадии ребята много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на возникшие вопросы. Необходимо организовать преподавание так, чтобы обеспечить стадии любопытства и любознательности, поддержать стремление узнать новое и обязательно испытать чувство радости от процесса познания.

Интересное преподавание приводит к интересному учению, а оно — к сохранению психического, нравственного и эмоционального здоровья школьников.

Все вышесказанное приводит к необходимости еще раз исследовать «интересное учение». Рассмотрим критерии интересности изучаемого содержания:

• новизна учебного материала, неожиданность выводов и законов;

• изучение известного школьникам материала под новым углом зрения;

• использование на уроках сведений из истории физики, особенно показ трудного и длительного пути науки к истине, которая может быть сформулирована в виде короткого правила, уравнения или закона;

• жизненная значимость физических знаний;

• приобщение учащихся к современным научным достижениям. Опыт работы в школе показывает, что учащиеся, особенно старших классов, проявляют большой интерес к современному состоянию науки и техники.

Формирование у ребят привычки аккуратного и бережного отношения к приборам, которыми они пользуются при выполнении лабораторных работ и работ физического практикума, — одна из важных воспитательных задач. Она имеет значение не только для сохранности оборудования, но главным образом для воспитания должного взгляда на общественную и частную собственность, который так необходим для дальнейшей трудовой деятельности в любой сфере производства и обслуживания. Учитель физики может кое-что сделать в этом направлении.

Прежде всего, следует систематически знакомить учащихся с принципом действия, устройством и применением приборов. Такое изучение проводится обычно поэтапно. В результате ученики получат необходимый минимум знаний.

Перед проведением каждой лабораторной работы нужно напомнить правила эксплуатации оборудования, используемого в ней, т.е. рассказать о том, как следует располагать приборы на рабочем месте, в каком виде их надо сдать после выполнения задания, каковы меры предосторожности, несоблюдение которых приводит к поломке приборов. Например, при выполнении лабораторной работы "Наблюдение за плавлением парафина и построение графика зависимости температуры от времени" полезно продемонстрировать пробирку с парафином, в который "вморожен" термометр; учащихся нужно предупредить, что попытка вытащить его из парафина приведет к поломке термометра.

Если в процессе выполнения лабораторных работ педагог видит, что учащиеся допускают типичные ошибки при использовании приборов, необходимо разъяснить всему классу, как надо правильно обращаться с оборудованием и избежать ошибок.

В работах физического практикума используются более сложные приборы, и возможность их поломки возрастает. Учитывая это, следует особое внимание уделить предварительному ознакомлению учащихся с оборудованием: выпрямителями переменного тока, усилителями низкой частоты, регуляторами напряжения, трансформаторами, техническими электроизмерительными приборами и т.д.; конечно, это ознакомление нужно вести с учетом того, что принцип действия данных приборов уже знаком учащимся из ранее изученного материала. В письменных инструкциях к работам практикума следует давать краткую характеристику наиболее сложных приборов и правила их эксплуатации, а иногда и прикладывать технические паспорта, с которыми выпускают приборы заводы-изготовители.

Большое воспитывающее воздействие оказывает на учащихся хорошо оборудованный кабинет физики, строгость и продуманность его оформления, наличие в нем технических средств обучения, множества разных физических приборов. Все это повышает интерес к изучению физики, понуждает быть внимательными и аккуратными в обращении с приборами.

Немаловажный фактор – пример самого учителя физики, его бережное отношение к материальным ценностям физического кабинета. Эффективный метод воспитания бережного отношения к физическим приборам – привлечение учащихся к работе, связанной с изготовлением самодельного оборудования, с ремонтом наглядных пособий, улучшением условий их хранения, с поддержанием чистоты и порядка в кабинете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок физики в 7классе "Момент силы"

На уроке разрешается проблема: как сформулировать условие равновесия рычага, если на него действует больше двух сил. Закрепляется урок практическими заданиями - 8 разных заданий, каждое выполняется дв...

Игровые моменты на уроках физики 7 – 11 классы

Представленный ресурс поможет учащимся  развивать мыслительную деятельность путем нахождения правильных ответов, распознавания ошибок, учителю – очень быстро проверить знания учащихся....

Игровые моменты на уроке физики

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей, принятия навыков са...

Воспитательные моменты на уроке

Важные воспитательные моменты на уроке...

Воспитательный момент на уроке

Важные воспитательные моменты на уроках...

Воспитательные аспекты современного урока физики

Воспитывающий потенциал урока очень высок. И учебный процесс тем более эффективен, чем он более насыщен воспитанием....

Воспитательные моменты современного урока физики.

Воспитательные цели определялись на уроках всегда. Современный ФГОС тоже требует повысить внимание учителя к реализации воспитательного аспекта урока наряду с образовательным и развивающим аспектами. ...