Игровые моменты на уроке физики
занимательные факты по физике (7 класс)

 С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

             Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igovye_tehnologii_na_uroke.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Поиграйте в  ,,крестики – нолики”, покажите выигрышный путь, который составляют названия:               а) тел:

Вилка

Пластмасса

Воск

Линейка

Свеча

Капля

Воздух

Соты

Железо

                        б) веществ:

Глина

Полиэтилен

Снежинка

Мяч

Свинец

Стакан

Книга

Чугун

Стол

2. Подчеркните те фразы, в которых говорится о физическом явлении. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название самого твердого в природе вещества.

а) падение капель дождя                                                                А

б) гниение картофеля                                                                            Б

в) слышны раскаты грома                                                                    Л

г) в бидоне прокисло молоко                                                                    О

д) в бидоне с молоком отстоялись сливки                                                          М

е) таяние льда                                                                                          А

ж) азот не имеет запаха                                                                            Р

      з) эхо                                                                                            З

  1. Составьте таблицу по схеме:

г

гекто

100 или 102

   к

М

Д

деци

0, 1 или 10-1

с

м

         4. Соотнесите название физической величины с единицей ее измерения, вы составите название известного вам вещества

     Единица физической

                     величины

Физическая величина

с

м/с

м3

М

кг

м2

длина

А

Г

Е

Д

Н

С

масса

Ж

К

Л

И

У

Т

объем

Ч

Б

В

Ш

Ф

У

скорость

И

З

Г

Ю

Ц

Р

время

О

Ж

Ф

С

Т

Ч

площадь

К

Е

М

Н

П

Х

          5.  Выберите правильные дополнения предложений (правильный путь укажите стрелочкой).

1) Все молекулы одного                                                            а )  не отличаются друг от

и того же вещества …                                                                друга.

Молекулы различных                                                                б ) отличаются друг от 

 веществ …                                                                                 друга.

2) При нагревании воздуха,                                                       а) не изменяется

воды, металлов их объём …                                                      б) увеличивается

                                                                                                      в) уменьшается.

3) При нагревании вещества,                                                    а) уменьшаются

промежутки между частицами …                                            б) увеличиваются

                 в) не изменяются.

         6. Подчеркните те фразы, которые являются верными. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название физической величины.  

*Между молекулами существует взаимное притяжение                                                                        В

*Взаимное притяжение существует только между молекулами твердых тел                                      О

*Притяжение между молекулами становится заметным лишь на расстояниях, которые  

сравнимы  с размерами самих молекул                                                                                                    Р              

*Между молекулами нет промежутков                                                                                                    А

*Между молекулами существует взаимное отталкивание                                                                     Е

*Притяжение и отталкивание действуют одновременно                                                                      М

*Явление смачивания объясняется отталкиванием  молекул                                                                У

*Явление смачивания объясняется притяжением молекул друг к другу                                             Я

7.   Укажите, какие из перечисленных свойств, каким состояниям вещества принадлежат. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из металлов.  

Свойства вещества

Состояние вещества

Твердое тело

жидкость

газообразное

Сохранять постоянство

 формы

С

Р

Б

Сохранять объем

Т

А

Г

Принимать форму сосуда

в котором находится

Д

Л

Ж

Занимать весь предоставленный объем

К

Ш

Ь

        8. Найдите фразы, которые правильно отражают понятия силы тяжести, веса, определения единицы измерения силы. Из букв, соответствующих правильным изречениям, составьте слово, часто употребляемое при изучении сил

1) Сила – причина движения тел                                                                                       А

2) Сила – причина изменения скорости тел                                                                           В

3) Сила тяжести не зависит от массы тела                                                                           Г            4) Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела                                                                   Е

5) Сила  тяжести действует на опору или подвес                                                                               Д

6) Сила тяжести действует на само тело                                                                                   К

7) Вес тела действует на опору или подвес                                                                           Р

8) За единицу силы принимают килограмм. Сокращенно – кг                                                               Л

9) За единицу силы принят ньютон. Сокращенное обозначение Н                                                       Т

10) Ньютон – это сила, которая за 1с изменяет скорость тела на 1м/с                                                       Х

11) Ньютон – это сила, которая за 1с сообщает телу массой 1кг

  скорость 1м/с                                                                                               О

   9. Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют единицы измерения давления.

   

Н

Н/см2

м2

кг/м3

Па

кг

км/ч

Н/м2

м/с

       10. Выберите правильные, с вашей точки зрения, варианты ответов на поставленные вопросы. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите название одного из физических терминов.  

Вопрос

Ответы

1. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией?

Д.  Сжатый воздух в тормозной

 системе автобуса.

Б.  Мяч, лежащий на земле.

Е.  Натянутая тетива лука.

2.Каким из указанных способов можно увеличить потенциальную энергию тела, поднятого над Землей?

Ф.  Увеличить массу тела.

О.  Увеличить высоту подъема тела.

Ж. Привести это тело в движение, не

 меняя его высоты над Землей.

3. Как увеличить потенциальную энергию сжатого газа, находящегося под поршнем в цилиндрическом сосуде?

Р.  Уменьшить объем газа, опустив  

 поршень.

Л.  Увеличить объем газа, подняв

 поршень.

4. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией?

М.  Летящий самолет.

Т. Камень, поднятый над Землей.

А.   Катящийся по земле шар.

Н.   Растянутая неподвижная

  пружина.

5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной и кинетической энергией одновременно?

П.   Вертолет, зависший в воздухе.

Ц.   Падающая на землю капля

  дождя.

С.   Находящийся на  стоянке

  автомобиль.

6. Каким из перечисленных способов можно увеличить кинетическую энергию тела?

И.  Увеличить массу тела.

У.  Увеличить высоту подъема тела

 над Землей.

Я.  Увеличить скорость движения  

 тела.  

        При обобщении и повторении блока тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» (индивидуальная оценка) или «Брейн-ринг» (командный зачет). Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

        Вопросы для проведения игры «Самый умный» после изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

Цель игры:  поддержание и усиление значения полученной информации о диффузии в жидкостях и газах,  различиях между агрегатными состояниями вещества; стимулирование мотивации и интереса в изучении физики; развитие навыков критического мышления.

  1. Объем воздуха в сосуде можно уменьшить путем сжатия. На что это указывает?
  2. Газы легко сжимаются. Можно ли газ сжать до сколь угодно малого объема?
  3. Лед и вода находятся при 0о С. Что можно сказать о массах молекул льда и воды? Что можно сказать о расстояниях между молекулами?
  4. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул теплой воды?
  5. Вода испарилась. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
  6. Объясните, почему газы можно сжать больше, чем жидкости?
  7. Газ находится в закрытом сосуде объемом 2 л. Может ли этот газ заполнить другой сосуд объемом 4 л?
  8. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?
  9. Почему трудно снять мокрые перчатки?
  10.  Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
  11.  Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
  12.  Какие опытные факты свидетельствуют о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, невидимых невооруженным глазом?
  13.  Молекулы газа движутся со скоростями порядка нескольких сот метров в секунду. Почему запах пролитого около нас бензина мы не чувствуем мгновенно?
  14.  Детский резиновый шарик, наполненный водородом, через несколько часов становится слабо надутым. Почему?
  15.  Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает?
  16.  Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив их друг к другу?

В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Первый, правильно ответивший, получает жетон (1 балл).

Вопросы для проведения блиц-турнира по теме

«Изменение агрегатных состояний вещества»  (8 класс)

  1. Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче,

     называют…

  1. Количество теплоты измеряют в …
  2. Вода чаще всего используется в системе отопления, т. к  она обладает…
  3. В пустынях днем жарко, а ночью температура опускается ниже 0оС т.к….
  4. При помощи одной спички древесную лучину зажечь можно, а полено нельзя т. к. …
  5. Раскаленный уголь, положенный на металлическую пластину гаснет быстро, а на деревянной доске продолжает гореть т. к. …
  6. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют …
  7. Температуру, при  которой вещество плавится, называют …
  8. Для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют спиртовые термометры т. к. …

    10) При плавлении кристаллического вещества его температура …

    11) Испарением называют …

   12) Внутренняя энергия жидкости при испарении…

   13) При какой температуре происходит испарение?

   14) Конденсацией называется …

   15) Быстрота испарения зависит от…

   16) Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит …

   17) Чем меньше площадь свободной поверхности жидкости, тем

          испарение происходит …

   18) На чердаках белье медленнее высыхает, чем на открытом воздухе т. к

   19) Водой можно погасить костер т. к. …

   20) Чайник «шумит» перед закипанием воды в нем т. к. …

   21) Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью

         называют …

   22) Явление превращения пара в жидкость называют …

   23) Температуру, при которой  пар, находящийся в воздухе, становится

          насыщенным, называют …

   24) Гигрометр и психрометр – это …

Пять верных ответов – оценка «5» в журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов на уроках биологии.

Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Буд...

«Система игровых моментов на уроках русского языка и литературы»

Использование игровых технологии на уроке...

Игровые моменты на уроках русского языка

Творческие уроки русского языка. Уроки - игры....

Игровые моменты на уроках физики 7 – 11 классы

Представленный ресурс поможет учащимся  развивать мыслительную деятельность путем нахождения правильных ответов, распознавания ошибок, учителю – очень быстро проверить знания учащихся....

Доклад на тему: «Педагогическое моделирование фрагментов урока: Игровые моменты на уроке музыки: «Игра везде и всюду»

Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра заним...

Роль игровых моментов на уроках математики и физики для развития интереса к предмету

Сообщение об использовании различных игровых приемов для развития интереса к предметам....

Роль игровых моментов при изучении физики.

Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль учащегося в умении делать самостоятельный и осо...