Главные вкладки

    Урок "Механическая работа" Физика 7 класс
    план-конспект урока физики (7 класс) по теме

    Матросова Галина Николаевна

    Урок позволяет ввести понятие о механической работе постоянной силы, рассмотреть условия совершения механической работы, ввести единицу работы, сформировать умение решать простейшие задачи на формулу А= ±F×S.

     Предназначен для учащихся классов КРО, содержит развивающие элементы: формирование мыслительных операций: сравнение, установление причинно-следственных связей; развитие речи, внимания, представлений об окружающем мире; развитие познавательных, эмоциональных и социальных мотивов обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_mehrabota.doc184.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Конспект урока по  

      физике  7 класса

       Учитель высшей категории

       Матросова Г.Н.

            Школа №19

            2011 год

    Цели урока:

    1.Обучающая: ввести понятие о механической работе постоянной силы, рассмотреть условия совершения механической работы, ввести единицу работы, сформировать умение решать простейшие задачи на формулу А= ± FS .

    2. Развивающая: продолжить формирование мыслительных операций: сравнение, установление причинно-следственных связей; развитие речи, внимания, представлений об окружающем мире; развитие познавательных, эмоциональных и социальных мотивов обучения.

    3. Воспитательная: воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, трудолюбия и стремления к получению новых знаний.  

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Подготовка к восприятию нового материала.
    3. Объяснение нового материала.
    4. Закрепление.
    5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    Оборудование и материалы:

    1. Картинки примеров механической и немеханической работы.
    2. Репродукции картин Репина «Бурлаки на Волге», басни И. Крылова «Лебедь, щука и рак».
    3. Текст басни И. Крылова «Лебедь, щука и рак».
    4. Кубик  и карточки с латинскими буквами.
    5. Гантель.
    6. Карточки с самостоятельной работой.

    Ход урока.

            I.Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала.

    1. Тема урока «Механическая работа». Понятие работы встречается в жизни очень часто и чаще всего мы под этим понятием понимаем труд человека.

    Задание: по картинкам составить таблицу.

    Работа в жизни человека

    Работа механическая

       

    2.        Басня И. Крылова «Лебедь, щука и рак» (читаем отрывок).

    Однажды Лебедь, Рак да Щука

    Везти с поклажей воз взялись.

    И вместе трое все в него впряглись;

    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

    Поклажа бы для них казалась и легка:

    Да Лебедь рвется в облака,

    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

    Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

    Да только воз и ныне там.

    Попробуем изобразить басню на языке физики. Каждый герой басни прикладывает силу, силы мы умеем изображать. Вызываю ученика он рисует схему:

    Л

    Р

    Щ

            Совершают ли работу наши герои?        Мы не можем сказать, попробуем разобраться. Итак, что же такое работа?

    Объяснение нового материала.

    1. Понселе, французский ученый в 1826г. ввел понятие работы предложил способ расчета работы.

    v

    F

     Тело движется А= - FS

    А= + FS

    v

    F

    v

    F

    А= 0

    (по движению тела)       (против движения)          (перпендикулярно

            движению).

    Вывод: для совершения работы необходимы 3 условия:

    1. К телу должна быть приложена сила.

    2. Тело должно двигаться.

    3. Вектора силы и скорости не должны быть перпендикулярны.

      Итак, вернемся к басне. Все ли условия выполняются? Совершается ли работа? Конечно, нет.  

    ( Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет,

      И выйдет из него не дело, только мука).

    2. А теперь посмотрите на известную вам картину И. Репина

    « Бурлаки на Волге». Совершается ли работа в этом случае? ( Да. Сила приложена, баржа движется, сила направлена по движению баржи).

    3. Посмотрим от чего зависит работа.

    А) В каком случае работа совершается больше, когда груз надо довести от Костромы до Астрахани или от Костромы до Нижнего Новгорода?

    Б)Картинки: на санках один человек и на санках трое. В каком случае мальчик совершает большую работу?

    4. В каких единицах измеряется работа? Пусть у нас есть груз массой 100г, каков его вес? 1Н. Надо поднять этот груз на высоту 1м. Вычислим работу: А=1Н  1м=1Дж

    Работа измеряется в Дж.

    1 кДж = 1000 Дж.

    III. Закрепление.

    1. Назовите примеры работы в бытом смысле; примеры механической работы.
    2. По какой формуле находят работу?
    3.  Игра с буквами (с помощью кубика).
    4. В каком случае работа является положительной? Отрицательной?
    5. Будем учиться определять знак работы.

    Задание1. Стрела летит вверх. Какую работу совершает сила тяжести?   Задание2. Камень падает вниз. Какую работу совершает сила тяжести?

    Задание 3. Спутник вращается вокруг Земли.   Какую работу совершает сила тяжести?

    2.

    3.

    1.

    v

    Fтяж

    А = 0

    v

    Fтяж

    А=+FS

    v

    Fтяж

    А=-FS

     

    1. «Хитрая задача». Вовочке с другом Сашей поручили выкачать бочку воды ведром до самого дна. Вовочка решил схитрить и предложил Саше выкачивать воду первым. Когда бочка опустела наполовину, стал работать Вовочка. Выкачав несколько ведер воды, он сказал: «Какой же я глупый, надо было качать первому!». Почему так решил Вовочка?
    2. Практическая задача. Гантель массой 7 кг даю подержать на вытянутых руках мальчику. Совершается ли при этом механическая работа? (Нет, сокращаются только мышцы). Прошу поднять гантель вверх. Совершается ли при этом механическая работа? Прошу мальчика поднять гантель сколько сможет раз. Предлагаю рассчитать какую работу совершил ученик. ( А=mgSn , где n – число раз).
    3. «Хитрая задача». У царя Авгия конюшни стояли у подножия горы, рядом протекали 2 горные речки. Конюшни были столь запущены, что в них скопилось огромное количество навоза, который никто не хотел убирать. Почему? Много работы. С этой задачей справился Геракл, совершив тем самым свой шестой подвиг. Он нашел простое решение, стоя на берегу одной из речек. Как Геракл очистил Авгиевы конюшни? (Создал запруды на реках, затем открыл их и вода хлынула вниз, смыв всю грязь и навоз из конюшен).

    1. Самостоятельная работа по карточкам. Выполнить 1-ое задание.

    На санках сидит девочка, которую брат равномерно тащит в гору, действуя с постоянной силой.

    1.Определить работу, совершаемую мальчиком.

    2. Определить КПД наклонной плоскости, если масса девочки 40 кг.

    Гора и измерительная лента представлены в одном масштабе.        

    IV. Итог урока.

    Диагностика мотивации учения. Ответьте на вопросы:

    1. Был ли интересен материал урока?

    2.Что больше всего понравилось? Запомнилось?

    1. Пригодятся ли полученные знания на других предметах, в жизни?

    4. Может быть сегодня вы по-другому посмотрели на известные картины, басни?

    1. Довольны ли вы свое работой на уроке?

            5. Какую бы поставили себе оценку?                                        

    Подвожу итоги урока. Выставляю оценки за работу на уроке.

    Домашнее задание: п.18., №58, нарисовать рисунки по теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

    "Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

    Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

    Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

    Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

    Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

    Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

    Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

    Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...