Элективный курс "Физика в живой природе".
элективный курс по физике (9 класс)

Тематическое планирование для элективного курса в 9классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx23.74 КБ
Файл plan_12-13_uch.g.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс "Физика в живой природе".

                                                                Пояснительная записка                                                                                                                                                         /     Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов в качестве предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 35 ч. Содержание курса предполагает изучение и сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой природы. Иллюстрируются и доказываются общность и универсальность физических законов. Это дает учащимся возможность осознать место человека в окружающем мире, у них происходит формирование общей системы знаний о мире. отражающей взаимосвязь различных форм движения материи на основе межпредметных связей физики , медицины, биологии, техники при изучении электрических и механических явлений. Дается представление о современных медицинских диагностиках и терапевтических методиках, о явлении трения и его значение в жизни человека, в основе которых лежат достижения современной физики. Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением знаний по физике для понимания процессов , происходящих в человеческом организме. Данный элективный курс служит внутрипрофильной специализации обучения, позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию, физику) в будущем на профильном уровне. Здесь обучающиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в живом организме законами физики. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях и практических умений в области физики и биологии. Обучающиеся узнают, что в основе работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для сохранения своего здоровья. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии медицинского работника, физика, биолога.                                                                                                                                   Цели курса:

знакомство с основными методами применения физических законов в медицине, биологии, технике.

развитие познавательного интереса к современной медицинской технике;

создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения;

предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности.

установление межпредметных связей между физикой и биологией дающее больше возможности для формирования представлений о единстве материального мира;                            Задачи курса:

развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации;

способствовать приобретению коммуникативных умений;

научить: осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач ,выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;

воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, корректное отношение к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям;

развить интерес и учебную мотивацию к учебному предмету: физика и биология.

Основными методами обучения являются частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.

Ожидаемые результаты элективного курса являются:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;

приобретения опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, проекта.

После изучения курса учащиеся должны:                                                                                                                                                         Знать (на уровне воспроизведения) понятия: электрическое поля, электрический ток, напряженность, напряжение, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое сопротивление, сила трения, зависимость силы трения скольжения от силы давления.

Практическое применение названных понятий и законов в электронагревательных приборах.

понимать, что физика- ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы, физические методы воздействия(электрические и магнитные поля) и физические методы анализа (электронная микроскопия) стали широко внедряться во все науки естественного цикла уметь описывать и объяснять физические явления: электризацию тел,

взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, трение в технических устройствах, проблемы трения в живых организмах , работать со средствами информации, готовить сообщения, презентации, проекты, рефераты и выступать с ними, участвовать в дискуссиях, оформлять рефераты в письменном и электронном виде подбирать иллюстрированный материал и корректировать его. 

Учебно-методическое обеспечение.

1. Электив. Конструктор элективных курсов. Москва.2006.

2. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. " Электричество в живых организмах"-М; "Наука" 1988.

3. Кац Ц.Б. " Биофизика на уроках физике".- М; Просвещение.1988.

4. Соколова Н.Г., Соколова Т.В. "Физиотерапия"

5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика.- М; "Наука".1975.                                                                                                   6. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; "Вербум - М" 2002

Содержание программы курса "Физика в живой природе ".

Тема 1 "Все началось с янтаря"

Фалес из Милены. Что такое электричество? Электризация тел. Вопреки законам физики. Борьба со статическим электричеством. Антистатический агент. Реферат на тему: "Применение статического электричества".

Тема 2. Электрический ток.

Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Практическое применение электрических токов различных по напряжению, форме, частоте колебаний, направлению. От электронной теории к атомной теории материи. Презеньация на тему: "Электричество и жизнь".

Тема 3. Применение постоянного тока с лечебной целью.

Гальванизация. Прогрев тканей. Усиление кровообращение и лимфообращения.

Лечение артритов, бурситов. Экскурсия в физиотерапевтический кабинет.

Презентация : " Применение постоянного тока с лечебной целью "

Тема 4. Электричество в живых организмах.

Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. Электрические свойства тканей. Реферат на тему: "Электрические рыбы"

Тема 5. Электричество и растения.

Электрические явления в растениях. Влияние электричества на рост растений

Реферат на тему: "Растения - хищники".

Тема 6. Электрические явления в атмосфере.

Искровой разряд. Грозовая туча .Молния. Шаровая

молния. Электрический разряд и плодородие. Реферат на тему: "Природа шаровой молнии"

Тема 7. Магнит.

Китайский компас Открытие В. Гильберта. Природа магнетизма.

Магниты в медицине.

Реферат на тему: "Магниты в медицине"

Тема 8.Различные виды излучений в мире животных.

Эхолокация. Термолокация. Звуковые волны.

Тема 9. Круглый стол.

Защита учащимися зачетных работ: рефератов, исследовательских проектов, компьютерных презентаций (вид работы и форму ее представления выбирают сами).

Тема10 .Особенности движения живых организмов.

Кто самый быстрый. Реактивное движение.

Тема 11. Движение в мире растений.

 Скорость роста растений. Как расселяются растения по планете. Презентация «Рост растений»                                                                                                                                                              Тема 12. Сила. Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения.                                                      Трение и явления природы. Первые исследования трения. Причины трения. Нагревание тел  при трении.                                                                                                                                                            Тема 13. Трение в жизни человека. Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение. Движение крови по сосудистой системе. Тазобедренный сустав человека - естественный узел трения.

Тема 14. Учет и использование особенностей трения в быту.

Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения.

Тормозные устройства. Раздвижные двери. Трение в технических устройствах. Блокирование колес. Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. Смазка.

Тема 15. Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе. Движение судов, подводных лодок, самолетов, космических кораблей и их форма. Гидродинамический эффект. Вязкое трение. Льды и ледокол.

Тема 16. Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений.

Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Равномерное движение жидкостей по трубам. Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины. Растение перекати-поле. Способы передвижения животных. Органы движения у животных.              Тема 17. Если бы не было трения. Приливы: Солнце против Луны. Гоночные машины "в хвосте " друг друга.

Тематический план курса.

Наименование разделов и тем

Часы

1.Тема№ 1 Все началось с янтаря

2

2.Тема №2 Электрический ток

2

3. Тема №3 Применение постоянного тока лечебной целью

2

4.Тема№ 4 Электричество в живых организмах

2

5.Тема№5 Электричество и растения

2

6.Тема№6 Электрические явления в атмосфере

2

7.Тема№7 Магнит

2

8 Тема№ 8.Различные виды излучений в мире животных.

2

9 Круглый стол

2

10. Тема№10 .Особенности движения живых организмов.

2

11 Тема №11. Движение в мире растений.

2

12.Тема №12 Сила. Сила трения. Трение покоя ,скольжения, качения.

2

13Тема №13 Трение в жизни человека.

2

14 Тема № 14.Учет и использование особенностей трения в быту

2

15.Тема №15 Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе.

2

16.Тема№16.Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений.

2

17.Тема №17 Если бы не было трения.

2

18. Резервное время.

1

Итого

35

.



Предварительный просмотр:

Цели и задачи воспитательной работы

классного руководителя

на 2012-20123уч. год

Цель:

 Помощь обучающимся в определении жизненных и профессиональных перспектив через самопознание и создание ситуаций выбора.

Воспитание образованной, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению

Задачи:

Развивать познавательную активность учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.

Предоставлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации.

Развивать у учащихся чувство долга и ответственности перед окружающими и Отечеством.

Формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.

 Продолжить формировать навыки здорового образа жизни.

Направления воспитательной работы в 2012-2013 учебном году.

Направление 1. «Формирование здорового образа жизни».

Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

      Задачи работы: 1.Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих  поколений по   ….сохранению физического и психического здоровья нации;

2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Направление 2. «Интеллектуальное развитие».

Цель работы: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи работы: 1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.

2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

4.Психологическая подготовка учащихся ответственно отнестись к сдаче экзаменов.

Направление 3. «Духовно- нравственное и таприотическое воспитание»

       Цель работы: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования,  …..ценности      своего существования, ценности существования других людей.

Задачи работы: 1.Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

     2. Формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в ….нем.

Направление 4. «Эстетическое воспитание».

Цель работы: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи работы: 1. Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.

      2.Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом   . .       …..возрастных особенностей учащихся.

     3. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной ….деятельности.

4. Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

Направление 5. «Семейное воспитание».

Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи работы: 1.Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

2.Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

Направление 6 . «Профориентация».

Цель работы: Информирование обучающихся и их родителей о системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Задачиработы:1. Проведение тестирование с целью выявления способностей к различным видам деятельности.

     2.Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблеме предпрофильной   ….подготовки и профильного обучения.

    3.Проведение классных часов по профориентации.

    4.Проведение виртуальных экскурсий в вузы  сузы Московской области.

    5.Изучение спроса на профессии.

Расписание занятий

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

2

3

4

5

6

7

План работы с родителями

     

Консультирование родителей

Родительские собрания

1. Консультация «Профилактика вредных привычек у школьников».

1. Родительское собрание «Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей.»

2. Консультация «Как помочь подростку успешно учиться?».

2. Родительское собрание «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы».

3. Консультация «Компьютер в доме: польза или вред».

3. Родительское собрание «Итоговая аттестация выпускников основной школы. Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?»

4. Консультация «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних».

4. Родительское собрание «Организация праздника «Последний звонок»

Сведения о занятости учащихсяво внеурочное время

(кружки, секции, факультативы) 

ФИО уч-ся

В школе

Вне школы

1

Адайкин Игорь

Александрович

2

Адайкин Кирилл Александрович

3

Арефьева Светлана

Викторовна

4

Дубинин Владислав

Сергеевич

5

Зинина Елизавета

Сергеевна

6

Иванова Алина

Александровна

7

Кудряшов Сергей

Алексеевич

8

Новикова Валентина Владимировна

9

Колызина Арина

Владимировна

10

Кузнецова Янина

Олеговна

11

Офицерова Анастасия Николаевна

12

Оськина Дарья

Николаевна

13

Присяжной Максим Николаевич

14

Семенов Николай

 Павлович

15

Соколов Иван

Андреевич

16

Фомин Илья

Павлович

17

Халиуллин  Раиль

 Рамилевич

18

Яшунин Денис

Игоревич

19

Кузьмин Дмитрия Михайловича

     

Участие в смотрах, конкурсах, олимпиадах

ФИ

Мероприятия

Результат

Адайкин Игорь

Александрович

Адайкин Кирилл Александрович

Арефьева Светлана

Викторовна

Дубинин Владислав

Сергеевич

Зинина Елизавета

Сергеевна

Иванова Алина

Александровна

Кудряшов Сергей

Алексеевич

Новикова Валентина Владимировна

Колызина Арина

Владимировна

Кузнецова Янина

Олеговна

Офицерова Анастасия Николаевна

Оськина Дарья

Николаевна

Присяжной Максим Николаевич

Семенов Николай

 Павлович

Соколов Иван

Андреевич

Фомин Илья

Павлович

Халиуллин  Раиль

 Рамилевич

Яшунин Денис

Игоревич

Кузьмин Дмитрия Михайловича

План воспитательной работы  в 9 классе на 2012-2013учебный год.

Программное направление

Мероприятие

Срок исполнения

Участники

Ответственный

Сентябрь

Сплочение классного коллектива

День знаний.

1 сентября

Весь класс, родители.

Кл. руководитель.

Формирование здорового образа жизни

Беседа по профилактике травматизма на дорогах.  Т.Б. в школе и дома.

3 сентября

                                                                                Весь класс.

Кл. руководитель.

Духовно- нравственное.

Выбор актива класса, распределение обязанностей.

2 неделя  сентября

Весь класс

Кл. руководитель

Формирование здорового образа жизни.

Единый день здоровья.

8 сентября

Весь класс.

Воронита Т, П.

Формирование здорового образа жизни.

Вахта «Чистый двор»

сентябрь

Весь класс.

Кл. руководитель

.

Патриотическое направление

Кл. час на тему "Недаром помнит вся Россия»

 4 неделя сентября.

Весь класс.

Кл. руководитель

Октябрь

Формирование здорового образа жизни.

Участие в спортивных соревнованиях по мини-футболу

октябрь

Мальчики класса

Воронина Т.П.

Духовно- нравственное воспитание.

Участие в подготовке к мероприятию «День учителя»

1-3октября

Весь класс.

Кл. руководитель, актив класса.

Интеллектуальное развитие

Участие в школьных олимпиадах

октябрь

Весь класс

Актив класса, учителя предметники

Профориентация.

Беседа « Что такое профессия»

2 неделя  октября

2 неделя  октября

Эстетическое воспитание

«Осенний бал»

4 неделя октября

Весь класс

Актив,

Кл. руководитель

Духовно- нравственное воспитание

Работа с подшефными

октябрь

Отв. За шефскую работу

Актив, Отв. За шефскую работу

Формирование здорового образа жизни.

Беседа « Техника пожарной безопасности, безопасность на дорогах, на водоемах»

Перед каникулами

Весь класс

Кл руководитель.

Ноябрь

Семейное воспитание

Кл. час на тему «Семья в жизни человека»

3неделя октября

Весь класс

Кл. Руководитель

Родители.

Формирование здорового образа жизни.

Участие в соревнованиях по баскетболу- мальчики

ноябрь

Класс

Спортивный сектор

Воронина Т. П.

Профориентация.

Тестирование « Кем мне лучше стать»

4 неделя

Кл. руководитель. Психолог

Профориентация.

Обсуждение итогов тестирования.

Декабрь

Формирование здорового образа жизни.

Беседа «Курение, наркотики, алкоголизм и развивающийся организм».

1 неделя  декабря

Весь класс

Кл. руководитель.

Профориентация.

Интеллектуальное развитие.

Кл. час на тему

«Моя будущая жизнь и нынешняя учёба».

2 неделя  октября

Весь класс

Кл. руководитель.

Актив класса

Эстетическое воспитание

Участие в новогоднем вечере.

Весь класс

Актив класса

Трудовое воспитание

Уборка класса

23-28 декабря

Весь класс

Отв. За трудовые дела

Духовно- нравственное

 Диспут «По каким критериям судят о воспитанности человека?».

Кл. руководитель. Актив класса.

Январь

Формирование здорового образа жизни.

Беседа  «Компьютер – друг или враг?».

3 неделя января

Весь класс

Кл руководитель.

Формирование здорового образа жизни.

«Час здоровья»

Класс

Спортивный сектор

Воронина Т. П.

Эстетическое

Виртуальная экскурсия «По музеям мира».

январь

Весь класс

Кл. руководитель

Семейное воспитание

История моей семьи: вчера, сегодня, завтра».

Февраль

Формирование здорового образа жизни.

Беседа «Как успешно сдать экзамены?»

Весь класс

Кл. руководитель

Эстетическое воспитание

Участие в мероприятии посв. Дню влюбленных

  февраля

Актив класса

Отв. за культмассовую работу

Формирование здорового образа жизни

Игра «Зарница»

февраль

Весь класс

Актив,

тв за спорт. работу.

Патриотическое воспитание

Диспут . «Поговорим о службе в армии »

4 неделя февраля.

Весь класс

Актив класса

Отв. за культмассовую работу

Духовно- нравственное воспитание

Работа с подшефными

февраль

Отв. За шефскую работу

Актив, Отв. за шефскую работу

Профориентация

Знакомства с учебными заведениями Московской области.

3 неделя

Весь класс

Кл. руководитель.

 Март

Эстетическое воспитание

Участие в конкурсе поздравительных открыток.

1-6 марта

Редколлегия

Актив класса

Эстетическое воспитание

Участие в концерте, посвящ. 8 марта.

1-6 марта

Актив класса, культмассовый сектор

Формирование здорового образа жизни.

Участие в соревновании по волейболу

март

Класс

Спортивный сектор

Воронина Т. П.

Духовно- нравственное воспитан

Работа с подшефными

март

Отв. за шефскую работу

Актив, Отв. за шефскую работу

Формирование здорового образа жизни.

Беседа  «О вреде сотовых телефонов.»

2 неделя марта

Весь класс

Кл. руковод.

Актив

Профориентация

Встреча с людьми разных профессий

4 неделя марта

Весь класс

Кл. руководитель. Родители

Апрель

Экологическое воспитание

 Участие в экологической акции «День Земли»

апрель

Весь класс

Кл. руководитель.

Актив класса

Формирование здорового образа жизни

Участие в дне здоровья

апрель

Весь класс

отв за спорт. Работу

Воронина Т. П.

Духовно- нравственное воспит.

Работа с подшефными

апрель

Отв. за шефскую работу

Актив, Отв. за шефскую работу

Трудовое воспитание

Трудовой десант «Чистый школьный двор»

По погоде

Весь класс

Кл руков.

Актив класса

Интелектуальное развитие.

Беседа « Как  морально подготовится к экзаменам»

Весь класс

Психолог Кл. руководитель

Май

Патриотическое воспитание

Участие в конкурсе поздравительных открыток к 9 мая.

3-7 мая

редколегия

Актив класса

Патриотическое воспитание

Участие  в митинге, посвящ. Дню победы.

9 мая

Весь класс

Кл. руков.

Актив класса

Формирование здорового образа жизни

Соревнование по лапте.

май

Весь класс

отв за спорт. Работу

Воронина Т. П.

Трудовое воспитание

Уборка территории и  класса

4 неделя мая

Весь класс

Отв. За трудовые дела

Эстетическое воспитание

 Праздник «Последнего  звонка»

Весь класс

Актив класса

родители

 Кл. руководитель              / Дюмина Е. Ф /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование элективного курса "Царства живой природы"

Программа элективного курса "Царства живой природы"  предназначена для подготовки обучающихся к сдачи ЕГЭ и ГИА. В ней предусмотрено повторение особенностей строения и  жизнедеятельности пре...

Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности живой природы» 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности живой природы»9 класс...

Программа элективного курса профильного обучения «Физика и живая природа»

программа составлена на межпредметной основе и включает в себя 3 основные части: теоретические знания и практические умения в области физике, теоретитческие знания и практические умения в области биол...

Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....

Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)

Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Программа элективного курса для 10 класса "История взаимодействия общества и живой природы"

Данная авторская разработка представляет собой интегрированный элективный курс на основе материала истории, обществознания, географии и экологии....