календарно-тематическое планирование элективного курса "Царства живой природы"
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме

Программа элективного курса "Царства живой природы"  предназначена для подготовки обучающихся к сдачи ЕГЭ и ГИА. В ней предусмотрено повторение особенностей строения и  жизнедеятельности представителей разных царств живых организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_tsarstva_zhivoy_prirody.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный элективный курс для учащихся биологического профиля  «Основные царства живого мира» составлен мною  и  утвержден на методическом совете Профильной сети района адаптирован к условиям данной школы.

Как правило, курс биологии растений, или ботаники в школе изучают в 6 – 7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знания которых являются обязательными для абитуриентов, поступающих в биологические вузы, рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к ЕГЭ представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения корня и стебля, циклов размножения растений. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. Задания части части «В» , «С» изобилую вариантами заданиями, где ученик должен хорошо разбираться и в циклах развития растений и особенностях жизнедеятельности разных групп животных.

В старших классах учащиеся уже обладают достаточным кругом  биологических знаний. Что позволяет изучить биологию растений, грибов и лишайников на более глубоком и детальном уровне.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, проектов. Применение разнообразных форм учебно – познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Элективный курс предусматривает практические и лабораторные работы по морфологии и анатомии растений. Разнообразие лабораторных работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

Изучение материала курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в вузы биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 68 часа учебных занятий в 10-11 классах.

Цель курса.

Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов и лишайников, животных.Понимания роли  живых организмов организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.

Задачи курса.

  1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных царств живой  природы.
  2. Сформировать понятия циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.
  3. Ознакомить с характеристикой царства бактерий, их происхождением и экологической ролью.
  4. Ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением и экологической ролью.
  5. Ознакомить с характеристикой различных систематических групп грибов, их происхождением и экологической ролью.
  6. Ознакомить с характеристикой различных систематических групп животных, их происхождением и экологической ролью.
  7. Развить умения анализировать. Сравнивать, обобщать, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  1. Классификацию растений, животных, бактерий и грибов.
  2. Особенности строения клеток растений,животных, бактерий и грибов.
  3. Разнообразие  тканей, особенности их строения и функционирования.
  4. Особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений.
  5. Морфологическое разнообразие и особенности размножения представителей разных царств.
  6. Характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных.
  7. Многообразие и распространение основных групп живых организмов.
  8. Происхождение основных групп живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

  1. Сравнивать строение клеток бактерий, растений, животных, грибов.
  2. Сравнивать общие черты организации. Строение и циклы развития водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, грибов и лишайников, делать выводы на основе сравнения.
  3. Распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, животных, грибахна гербарном и живом материал, схемах и таблицах.
  4. Схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных.
  5. Характеризовать роль бактерий, растений, грибов и лишайников и животных в биогеоценозах.
  6. Изучать биологические объекты, ставить эксперименты, проводить опыты, лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов.
  7. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет.
  8. Составлять краткие сообщения и рефераты по интересующим темам, представлять их аудитории.

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о строении, жизненных функциях и многообразии бактерий, растений,  животных,грибов и лишайников. Важнейшим итогом проведенных занятий станет сдача учащимися итогового зачета, в форме ЕГЭ, который выявит западающие темы и позволит учащимся скорректировать дальнейшую учебную деятельность по овладению данным материалом.

Содержание элективного курса:

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

      Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека.

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Понятие о тканях. Растение - многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов.

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характерситика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные 

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание.

    Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.

    Тип Моллюски

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов.

     Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Основные группы членистоногих.Распространение членистоногих их значение в природе.

    Тип Хордовые

Краткая характеристика типа хордовых. Основные классы, их разнообразие.

Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.

     Класс Земноводные, или Амфибии

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Происхождение земноводных.

      Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения . Размножение и развитие. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

      Класс Птицы

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц.

    Класс Млекопитающие

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основные царства живого мира»

Тема

Вид деятельности

часы

1

Особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

1

2

Строение бактериальной клетки. Особенности царства Бактерий. Значение их в природе и жизни человека.

Тест «Строения клетки прокариот»

1

3

Царство Грибов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов.

Задания выбери правильное утверждение

1

4

Царство Растений. Особенности строения растительной клетки. Типы растительных тканей.

Заполнение таблицы «Ткани растений»

2

5

Низшие растения. Водоросли общая характеристика.

1

6

Мохообразные, их строение.

Составление цикла развития мхов.

1

7

Отдел Папоротникообразных и Голосеменных общая характеристика и особенности строения.

Решения задач  «С» части по циклам развития

2

8

Отделы Мохообразных, Папоротникообразных и Голосемянных, их цикл развития. Сравнение эти групп растений.

Заполнение таблицы «Основные ароморфозы растений»

2

9

Отдел Покрытосеменных. Характеристика строения и особенностей жизнедеятельности.

Решение заданий части «В»

2

10

Класс Двудольных растений. Семейства Розоцветных, Крестоцветных, Пасленовых, Мотыльковых, Сложноцветных.

Составление схемы «Хар-ные черты семейств»

1

11

Класс Однодольные. Семейства Лилейные, Злаковые.

Итоговое тестирование

1

12

Царство Животных. Общая характеристика животной клетки и тканей.

Выявление основных признаков клеток разных царств.

2

13

Подцарство Простейшие. Общая характеристика и особенности строения.

Решение тестовых заданий

1

14

Тип Кишечнополостных - первые многоклеточные животные.

Составление теста по данной теме

1

15

Тип Плоские и Круглые черви и Кольчатые. Общая характеристика и особенности строения. Значение в природе и жизни человека.

Заполнение таблицы «Типы червей и их хар-ные черты»

2

16

Тип Моллюски. Общая характеристика и особенности строения. Значение в природе и жизни человека.

Заполнение таблицы «Класс моллюсков и их хар-ные черты»

1

17

Тип Членистоногих. Общая характеристика, многообразие и значение в природе.

Заполнение таблицы «Классы членистоногих и их хар-ные черты» Решение теста «А»

2

18

Тип Хордовых. Классификация и многообразие. Особенности строения.

Заполнение таблицы «Основные ароморфозы животных»

2

19

Класс Рыб и Земноводных. Строение и образ жизни связанный со средой обитания.

Выявление связи строения и среды обитания

2

20

Класс Пресмыкающихся и Птиц. Усложнение строения и поведения. Особенности размножения.

Выявление связи строения и среды обитания

2

21

Класс Млекопитающие. Многообразие в природе, основные таксономические группы млекопитающих.

Выявление связи строения и среды обитания

2

22

Итоговое тестирование. Выполнения заданий части «А» ЕГЭ

Разбор заданий  разного уровня по разным темам

2

23

Выполнения заданий части «В» ЕГЭ

Разбор типовых заданий части «В»

2

24

Выполнения заданий части «С» ЕГЭ

Разбор типовых заданий части «С»

2