календарно-тематическое планирование элективного курса "Царства живой природы"
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме
Программа элективного курса "Царства живой природы" предназначена для подготовки обучающихся к сдачи ЕГЭ и ГИА. В ней предусмотрено повторение особенностей строения и жизнедеятельности представителей разных царств живых организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_tsarstva_zhivoy_prirody.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данный элективный курс для учащихся биологического профиля «Основные царства живого мира» составлен мною и утвержден на методическом совете Профильной сети района адаптирован к условиям данной школы.
Как правило, курс биологии растений, или ботаники в школе изучают в 6 – 7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знания которых являются обязательными для абитуриентов, поступающих в биологические вузы, рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к ЕГЭ представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения корня и стебля, циклов размножения растений. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. Задания части части «В» , «С» изобилую вариантами заданиями, где ученик должен хорошо разбираться и в циклах развития растений и особенностях жизнедеятельности разных групп животных.
В старших классах учащиеся уже обладают достаточным кругом биологических знаний. Что позволяет изучить биологию растений, грибов и лишайников на более глубоком и детальном уровне.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, проектов. Применение разнообразных форм учебно – познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Элективный курс предусматривает практические и лабораторные работы по морфологии и анатомии растений. Разнообразие лабораторных работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.
Изучение материала курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в вузы биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 68 часа учебных занятий в 10-11 классах.
Цель курса.
Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов и лишайников, животных.Понимания роли живых организмов организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.
Задачи курса.
- Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных царств живой природы.
- Сформировать понятия циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.
- Ознакомить с характеристикой царства бактерий, их происхождением и экологической ролью.
- Ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением и экологической ролью.
- Ознакомить с характеристикой различных систематических групп грибов, их происхождением и экологической ролью.
- Ознакомить с характеристикой различных систематических групп животных, их происхождением и экологической ролью.
- Развить умения анализировать. Сравнивать, обобщать, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- Классификацию растений, животных, бактерий и грибов.
- Особенности строения клеток растений,животных, бактерий и грибов.
- Разнообразие тканей, особенности их строения и функционирования.
- Особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений.
- Морфологическое разнообразие и особенности размножения представителей разных царств.
- Характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных.
- Многообразие и распространение основных групп живых организмов.
- Происхождение основных групп живых организмов.
Учащиеся должны уметь:
- Сравнивать строение клеток бактерий, растений, животных, грибов.
- Сравнивать общие черты организации. Строение и циклы развития водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, грибов и лишайников, делать выводы на основе сравнения.
- Распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, животных, грибахна гербарном и живом материал, схемах и таблицах.
- Схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных.
- Характеризовать роль бактерий, растений, грибов и лишайников и животных в биогеоценозах.
- Изучать биологические объекты, ставить эксперименты, проводить опыты, лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов.
- Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет.
- Составлять краткие сообщения и рефераты по интересующим темам, представлять их аудитории.
В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о строении, жизненных функциях и многообразии бактерий, растений, животных,грибов и лишайников. Важнейшим итогом проведенных занятий станет сдача учащимися итогового зачета, в форме ЕГЭ, который выявит западающие темы и позволит учащимся скорректировать дальнейшую учебную деятельность по овладению данным материалом.
Содержание элективного курса:
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека.
Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Понятие о тканях. Растение - многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характерситика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание.
Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Основные группы членистоногих.Распространение членистоногих их значение в природе.
Тип Хордовые
Краткая характеристика типа хордовых. Основные классы, их разнообразие.
Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.
Класс Земноводные, или Амфибии
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Происхождение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения . Размножение и развитие. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Класс Птицы
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц.
Класс Млекопитающие
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основные царства живого мира»
№ | Тема | Вид деятельности | часы |
1 | Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. | 1 | |
2 | Строение бактериальной клетки. Особенности царства Бактерий. Значение их в природе и жизни человека. | Тест «Строения клетки прокариот» | 1 |
3 | Царство Грибов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. | Задания выбери правильное утверждение | 1 |
4 | Царство Растений. Особенности строения растительной клетки. Типы растительных тканей. | Заполнение таблицы «Ткани растений» | 2 |
5 | Низшие растения. Водоросли общая характеристика. | 1 | |
6 | Мохообразные, их строение. | Составление цикла развития мхов. | 1 |
7 | Отдел Папоротникообразных и Голосеменных общая характеристика и особенности строения. | Решения задач «С» части по циклам развития | 2 |
8 | Отделы Мохообразных, Папоротникообразных и Голосемянных, их цикл развития. Сравнение эти групп растений. | Заполнение таблицы «Основные ароморфозы растений» | 2 |
9 | Отдел Покрытосеменных. Характеристика строения и особенностей жизнедеятельности. | Решение заданий части «В» | 2 |
10 | Класс Двудольных растений. Семейства Розоцветных, Крестоцветных, Пасленовых, Мотыльковых, Сложноцветных. | Составление схемы «Хар-ные черты семейств» | 1 |
11 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные, Злаковые. | Итоговое тестирование | 1 |
12 | Царство Животных. Общая характеристика животной клетки и тканей. | Выявление основных признаков клеток разных царств. | 2 |
13 | Подцарство Простейшие. Общая характеристика и особенности строения. | Решение тестовых заданий | 1 |
14 | Тип Кишечнополостных - первые многоклеточные животные. | Составление теста по данной теме | 1 |
15 | Тип Плоские и Круглые черви и Кольчатые. Общая характеристика и особенности строения. Значение в природе и жизни человека. | Заполнение таблицы «Типы червей и их хар-ные черты» | 2 |
16 | Тип Моллюски. Общая характеристика и особенности строения. Значение в природе и жизни человека. | Заполнение таблицы «Класс моллюсков и их хар-ные черты» | 1 |
17 | Тип Членистоногих. Общая характеристика, многообразие и значение в природе. | Заполнение таблицы «Классы членистоногих и их хар-ные черты» Решение теста «А» | 2 |
18 | Тип Хордовых. Классификация и многообразие. Особенности строения. | Заполнение таблицы «Основные ароморфозы животных» | 2 |
19 | Класс Рыб и Земноводных. Строение и образ жизни связанный со средой обитания. | Выявление связи строения и среды обитания | 2 |
20 | Класс Пресмыкающихся и Птиц. Усложнение строения и поведения. Особенности размножения. | Выявление связи строения и среды обитания | 2 |
21 | Класс Млекопитающие. Многообразие в природе, основные таксономические группы млекопитающих. | Выявление связи строения и среды обитания | 2 |
22 | Итоговое тестирование. Выполнения заданий части «А» ЕГЭ | Разбор заданий разного уровня по разным темам | 2 |
23 | Выполнения заданий части «В» ЕГЭ | Разбор типовых заданий части «В» | 2 |
24 | Выполнения заданий части «С» ЕГЭ | Разбор типовых заданий части «С» | 2 |