Урок физики в 8 классе "Тепловые явления"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Серебрякова Галина Валерьевна

Урок комплексного применения знаний в форме турнира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Тепловые явления»

Урок комплексного применения знаний в форме турнира.

Пусть кипит работа,

Кипит соревнование.

Успех решает не судьба,

Успех решают знания.

Цели урока:

Обучающая: закрепление умения решать расчетные, качественные, экспериментальные задачи;

Воспитательная: формирование навыков самостоятельной работы, развитие интереса к физике через игру, воспитание стремления к учению, формирование экологического мышления.

Развивающая: развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления, развивать познавательные и творческие способности.

Ход урока.

Приглашаю вас сразиться с формулами, задачами, каверзными вопросами. Пусть победит сильнейший!

  I «Экспресс- контроль» (за каждый верный ответ- 1 балл )

Самый  плохой проводник тепла? (Вакуум)

Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает ниже  температуры воздуха в комнате? (С поверхности  происходит постоянное испарение. Испаряются самые быстрые молекулы, поэтому средняя кинетическая энергия оставшихся уменьшается, и температура понижается.)

Какие единицы количества теплоты вы знаете?  ( Джоуль, калория.)

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? ( три рубашки,т.к. между ними воздух- плохой проводник тепла)

Зачем трубы теплосети обмазывают или обматывают толстым слоем асбеста? ( Асбест плохо проводит тепло,снижает интенсивность теплоотвода.)

Почему в сильный мороз палец примерзает к металлу, а к дереву не примерзает? (Из-за интенсивного отвода тепла металлом влага на пальце выстро замерзает. Дерево тепло отводит плохо, что позволяет долго держать теплый палец на холодной деревянной поверхности.)

В кипящей воде варятся макароны в виде трубочек. Кипит ли вода внутри  этих трубочек? ( Нет, эта вода не участвует в конвекции кипящей жидкости и поэтому не может получить от дна кастрюли- его температура выше 100 С – дополнительное тепло на парообразование.)

8.   Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? ( Чтобы 

       вода  успела растечься ровным слоем, прежде чем замерзнет.)          

 9.   Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку? (Белого,т.к.

       она лучше отражает тепло.)    

10.  Применяется ли воздух как строительный материал? (Да,его много в  

      пенопласте, бетоне.)

11. Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с

      окружающей средой? (Термос)

12. Температура плавления стали 1400 С, при сгорании пороха в канале

      ствола орудия температура достигает 3600 С. Почему же ствол орудия  

      не плавится при выстреле? (Сгорание пороха при выстреле

           происходит очень быстро, так что ствол орудия не успевает

      прогреться до температуры плавления.)

13. Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб.?

      ( Иней образуется за счет конденсации пара в выдыхаемом воздухе   и

      его замерзания. На щеках и лбу пар не конденсируется, потому что  

      они теплые.)

14. Почему нельзя расплавить дерево и бумагу? (Температуры плавления

      дерева и бумаги высокие)

II. Кроссворд « Знаете ли вы физические термины и понятия ?»

Учащиеся  получают сетку кроссворда с вопросами. В центре- ключевое слово « Теплопроводность»  ( см. приложение 1.)

« Тепловые процессы»

Учащиеся получают карточки с названиями тепловых процессов: испарение, кипение, конденсация, плавление, кристаллизация.

Отвечать начинает тот, кто первым поднимет руку.

IV « Лесенка»

За решение каждой задачи  на желтой карточке – 3 балла, на зеленой- 4

балла,  на  красной – 5 баллов.

Желтая карточка

Медную деталь объемом 200 см  нагрели от 10 до 50 С . Какую энергию на это затратили? Плотность меди 8900 кг м, удельная теплоемкость меди      380 Дж/ кг С.

Березовые  дрова объемом 400 см сгорают в печи. Сколько энергии при этом выделяется? Плотность березы 700 кг м, удельная теплота  сгорания 13 10 Дж кг.

Зеленая карточка

  1. Воду массой 2 кг, взятую при температуре 20 С, превратили в пар .      

 Какую энергию на это затратили? Удельная теплоемкость воды  

 4200 Дж / кг С, удельная теплота парообразования 2,3 10 Дж / кг

       2.  Лед массой 4 кг взяли при температуре – 20 С и превратили в воду при

            температуре 0 С. Какое  количество теплоты перешло во внутреннюю      

             энергию? Удельная теплота плавления 33 10  Дж/(кг С).

   Красная карточка.

На сколько градусов изменится температура воды массой 2 кг, если    

считать, что вся энергия, выделяемая при сгорании 10 г бензина,

идет на нагревание воды? Удельная теплоемкость воды 4200Дж/кг С,

удельная теплота сгорания бензина 46 10 Дж/кг.

Какую массу воды можно нагреть на 10 С, если считать, что вся

энергия, выделяющаяся при сжигании  10 г керосина, идет на

нагревание?

V. « Практический.»

Предлагается тем, кто справился с решением задач раньше других: определить цену деления термометра и с его помощью  измерить:

           а) температуру холодной воды в стакане;  

           б)  температуру льда;

           в) температуру смеси холодной и горячей воды;

           г) температуру горячей воды;

           д) составить ряд формул из символов: Q, c, m,  L, q, t,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс

Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...

Презентация к уроку физики по теме:" Явление электромагнитной индукции"

Явление электромагнитной индукции.1.Назовите источники электрического поля.2.Назовите источники магнитного поля.3.Чем создается магнитное поле?4.Чем создается поле постоянного магнита?5.Что является о...

Разработка урока физики по теме "Явление фотоэффекта" (10 кл.)

Цели урока: изучение явления внешнего фотоэффекта, отработка навыков практического применения знаний. Тип урока -  комбинированный. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, демонстрацией ...

Урок физики в 8 классе. Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».

Урок - деловая игра "Аттестация специалистов научно - технической лаборатории". На уроке учащиеся закрепят знание основных формул электричества, практически разавьют свои умения и навыки при сборке эл...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...

Урок физики "Конденсатор - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ"

Для накопления значительных разноименных электрических зарядов применяются конденсаторы. Конденсатор — это устройство для накопления заряда, состоящее из двух проводников (обкладок), р...