ФИЗИКА НА КУХНЕ.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Труфанова Ольга Николаевна

 

Урок обобщения по темам:

 «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества»

8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_na_kuhne.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Труфанова Ольга Николаевна,

учитель физики

муниципального бюджетного образовательного учреждения

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

ФИЗИКА НА КУХНЕ.

Урок обобщения по темам:

 «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества»

8 класс.

Цель урока – создать условия для обобщения и систематиззации знаний обучающихся по темам курса физики 8 класса  «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества».

Образовательные задачи урока представлены совокупностью действий ученика и учителя, направленных на:

формирование умения находить проявление тепловых явлений: теплопроводности, конвекции, излучения, фазовых переходов в практической жизни;

формирование умений и навыков применять полученные знания для объяснения тепловых явлений, встречающихся в быту, для объяснения принципа действия технических устройств, бытовых предметов;

решение практических задач повседневной жизни.

Развивающие задачи урока представлены совокупностью действий ученика и учителя, направленных на:

развитие умения обобщать изученные факты

развитие познавательного интереса через организацию игровых, соревновательных ситуаций.

Воспитательные задачи урока представлены совокупностью действий ученика и учителя, направленных на

показ практической значимости тепловых явлений и процессов в быту;

формирование убеждённости в возможности познания явлений природы;

формирование умений работать в группе, представлять свои доводы и объяснения, вести дискуссию.

Ход урока:

Организационный этап.(2 минуты).

Кухня – самое уютное и функциональное помещение в доме: там хранятся продукты, готовится еда, там мы завтракаем и обедаем, там ведутся беседы и делятся секретами…

Вместе с тем кухонные приборы и принадлежности постоянно модернизируются, хотя кухня самая древняя часть жилища. Как это объяснить? Я предлагаю рассмотреть этот вопрос с позиции физика и дать на него ответ в конце урока.

На столе у учителя предметы кухонной утвари. На слайде:

Какие физические процессы и явления можно

обнаружить на кухне?

Начнём рассуждать.

        2.Основная часть.(37 минут).

1 этап беседы (до 8 минут). На слайде вопрос: «Какая разница?» 

Всегда ли мы задумываемся как правильнее или эффективнее использовать предметы быта?

Какой чайник остывает быстрее, алюминиевый матовый или хромированный блестящий?

Термосы делают с колбой покрытой пенопластом и с вакуумной прослойкой. Какой тип термоса эффективнее?

Почему при варке варенья используются деревянные ложки, а не металлические?

В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него холодное молоко сразу или спустя некоторое время?

В какой чашке, тёмной или белой, вода остынет быстрее?

Вам необходимо остудить воду. Что вы сделаете – поставите кастрюлю на лед или положите лед на крышку, прилегающую к воде? Почему?

Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячую воду. Какой стакан скорее треснет, граненый или гладкий?

Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай?

 Зачем бороться с накипью в чайнике? Какая разница: есть накипь или нет?

Подводим итог.

2 этап беседы (10 минут). На слайде вопрос: «Как это работает?»

В каждой ли семье используются эти устройства? Как они работают? Для чего нужны?

Учениками класса заранее подготовлены мини-сообщения по каждому из устройств, приспособлений. Звучит просьба к докладчикам доказать необходимость их использования.

На слайдах картинки:   1. КУХОННАЯ ВЫТЯЖКА.

2. СКОРОВАРКА.

3.КУХОННЫЕ «БЕЗДЕЛУШКИ»: Подставка под горячее, прихватка (рукавица), «грелка» на чайник (кастрюлю). Что их объединяет?

Подводим итог.

3 этап беседы (до 9 минут). На слайде: «О продуктах и их приготовлении»

Можно ли применять физические знания при приготовлении блюд?

Для быстроты приготовления супа, какую кастрюлю вы выберите?

(Анализируют каждый выбранный вариант командами)

От чего крышка кастрюли может прыгать при кипении воды?

Почему суп при варке перемешивать не обязательно, а манную кашу необходимо перемешивать постоянно?

Почему в воде картошка варится дольше, чем в пароварке с паром при той же температуре?

Раз прокипяченная вода кипит не так бурно, как сырая. Почему?

Почему не обжигает руки вынутое из крутого кипятка яйцо?

От чего молоко скисает?

Почему продолжительность варки мяса до готовности не зависит от того, на сильном или слабом огне кипит бульон?

Почему иногда пенится сливочное масло, когда его хотят растопить на горячей сковородке?

Чтобы приготовить сухарики, хлеб нарезают тонкими ломтиками или небольшими кубиками, кладут на слегка нагреваемую сковородку или на противень и ставят в духовку. Почему делают именно так?

Подводим итог.

4 этап беседы (10 минут). На слайде: «Составим меню»

Творческое задание.

Работая, вы растрачиваете вашу внутреннюю энергию. А как вы ее пополняете?

Ребята объединяются в группы по 4 человека. На работу над заданием группе отводится 5 минут. Оформляют меню и режим дня на листах формата А1. Затем проводится «защита» меню каждой группой. (Листы крепятся к магнитной доске).

                Пользуясь двумя таблицами: затрат энергии и калорийности пищевых продуктов, составьте меню ученика на 1 день. Условия режима дня выберите сами. В конце работы ответьте на вопрос: «Восполнит ли питание затраты энергии за день?».

(Ученикам предлагается таблица расхода энергии. Примерное содержание: (за 1 час на 1кг массы человека) при подготовке уроков – 9000 Дж; при зарядке – 16000Дж; при лежании - 4000Дж; при плавании – 30000Дж; во время сна – 4000Дж; при ходьбе – 15000 Дж.

Предлагается таблица калорийности продуктов питания. Для удобства единицы измерения энергии ккал заранее следует заранее перевести в Дж/г. Например: хлеб – 9000Дж/г; сахар – 17150 Дж/г; молоко – 3000Дж/г; мясо – 7500Дж/г; картофель – 4000Дж/г; масло – 33000Дж/г; овощи и фрукты – 600 – 2000Дж/г; яйца – 7000Дж/г).

Подводим итог.

        3.Обобщение, подведение итогов работы, домашнее задание (6 минут).

Ключевой вопрос: «Что вы взяли для себя на заметку с урока? Чем занят человек на кухне? Почему кухонные приборы и принадлежности постоянно модернизируются, хотя кухня самая древняя часть жилища?»

Домашнее задание: Проведите самостоятельное теоретическое или практическое исследование на тему: «Кипит ли вода в трубчатых макаронах при варке?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика на кухне

Презентация "Физика на кухне"...

Внеклассное мероприятие по физике: «Физика на кухне»

В настоящее время, в столовых общественного питания, кафе, ресторанах, используется современное оборудование: холодильники, конвектоматы,  жарочные шкафы, современные электрические плиты и СВЧ пе...

Аэрогриль.(Презентация из конференции "Физика на кухне" для кулинарного лицея)

Представлена история создания, принцып действия и применение аэрогриля....

Разработка урока "Физика на кухне"

В материале представлен конкуспект урока на тему "Физика на кухне" для учащихся 7 класса...

Проект "Физика на кухне"

Исследовательский проект...

Открытый урок по физике "Физика на кухне"

Урок по физике для группы поваров - кондитеров в 10 классе....