Способы оценки результатов и качества образования Бушмакина Е. С.
статья по физике по теме

В статье представлены материалы, демонстрирующие способы оценки результатов качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы оценки результатов и качества образования

Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы российской Федерации. Общая черта системных изменений в образовании как на федеральном, так и на региональных уровнях – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы его оценки, приведение в соответствие с требованиями общества. О том, что общество волнуют вопросы эффективности работы учителей и результативность деятельности образовательных учреждений, свидетельствует, например, активное обсуждение в СМИ единого государственного экзамена. В настоящее время формируется общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО), в которой фактически различают три уровня оценки. Первый – это независимая оценка индивидуальных достижений обучающихся выпускников образовательных учреждений. Второй – это оценка образовательного учреждения, т. е. оценка качества образования учащихся, которое оно обеспечивает. Третий – это оценка качества образования, которое обеспечивает система на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Таким образом, система оценки качества  образования по своей структуре является иерархической. Ее  нижним (базовым) уровнем выступает оценка учащегося в системе среднего общего образования, на которой остановлюсь подробней. В седьмом классе, когда учащиеся начинают изучать физику по программе Перышкина, оцениваю готовность детей к обучению этому предмету. Под готовностью понимается такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность систематического обучения. Для этого проверяются ключевые компетенции (интеллектуальные и личностные) посредством психологического тестирования, также индивидуальные образовательные достижения по математике. Все учителя физики знают, что одной из причин снижения уровня физического образования и потери интереса к изучению физики у учащихся средних школ является недостаточность математических знаний и неумение применять их на уроках физики.

Для диагностики обученности учащихся по математике, приготовлены специальные карточки, с заданиями на перевод единиц измерения, вычисления с десятичными дробями, округление чисел, изображение чисел на числовой прямой, выражение величины из формулы, решение линейного уравнения, нахождение неизвестного члена пропорции. В нашей школе необходимость мониторинга ключевых компетенции и образовательных достижении по математике диктуется также наличием классов общеобразовательных, профильных и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Только после подобной диагностики возможен правильный подбор образовательных технологий для групповой и индивидуальной работы на уроках и коррекции математических знаний. Сложность решения этой задачи этой задачи состоит в том, что на уроках физики нет времени вспоминать математические понятия и знания, поэтому приходится искать пути организации самостоятельной работы учащихся. Одним из этих путей является работа с коррекционными карточками, например, в карточке дается правило, как найти неизвестный множитель, затем образец, а затем задания – выразить физическую величину, которая является неизвестным множителем из формулы.

В настоящее время существует достаточно большое число тестов по физике. Целью большинства является оценка умений учащихся решать физические задачи, т. е. применять приобретенные знания. Но обнаруживается недостаток комплекса вопросов для оценки теоретических знаний  по физике. В своей работе применяю разного типа  тестовые  задания – тесты: 1) дополнения; 2) напоминания; 3) альтернативные; 4) выбора; 5) сличения; 6) ранжирования; 7) комбинированные; 8) профнаправленные.

Тест дополнения представляет собой задание в виде предложения с пропуском слова или сочетания слов, цифр или формул, отмеченных точками. Тест напоминания представляет собой прямой вопрос, требующий только односложного ответа в виде слова, числа, формулы, изображения. Альтернативный тест составляю из предложений, содержащих какие- либо утверждения, правильность или неправильность которых должен «определить» учащийся, ответы он дает словами «правильно» или «неправильно», «да» или «нет».  Тест выбора состоит из начала фразы и серии ее окончаний, играющих роль ответов. Окончания приведены как правильные, так и неправильные. Учащийся должен сделать выбор, выделив верные. Тест ранжирования представляет собой  задание, а также перечень объектов, явлений, величин, характеристик, которые должны быть расположены по порядку, т. е. по степени значимости, размеру и т.п. Этот перечень-база для построения ответа. Комбинированный тест содержит задания разных типов. Ответы на него учащиеся выбирают из данных. Профнаправленный тест содержит кроме вопроса или утверждения ещё и информацию, связанную с темой курса и какой либо профессией. Все перечисленные виды тестов используются не только для оценки результатов и качества обучения, но и для подготовки к ЕГЭ.

В старшей школе в отличие от основной, приоритетной является задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников  ситуациях учебно-научного общения. Особое внимание уделяется целенаправленному развитию таких умении и навыков, которые необходимы для обучения  в ВУЗе и будущей профессиональной деятельности выпускников: навыков чтения различных видов учебно-научных текстов, навыков создания учебно-научных текстов. Современная жизнь ориентирует школу не столько на знания, сколько на компетенцию, на органическую увязку «знаю что» со «знаю как». Требуется также достаточно высокая культура выбора, самостоятельность и независимость мышления, умение ясно и убедительно выражать свои взгляды, инициативные и активные действия. Всё это, на мой взгляд, формируется в проектной и исследовательской деятельности.

Анализ структуры научного текста, написание докладов, рефератов, для уроков- семинаров, конференций, создание проектов и их защита- всё это и есть способы проверки коммуникативных компетенций, оценки уровня сформированности компонентов мышления и понимания, а не результатов многократного воспроизведения действии по образцу без понимания способов действия.

Мною перечисленны лишь некоторые способы оценки результатов качества обучения, в дальнейшем я планирую эту тему взять в качестве темы самообразования, так как она является одной из самых актуальных. Основным фактором, который способствовал интересу общества к ней, является рыночная экономика, превращение образования в сферу образовательных услуг. Потребители этих услуг (учащиеся, абитуриенты, родители и д.р.) на практике установили зависимость качества жизни от качества получаемого образования.