Учение с увлечением на уроках физики.
статья (физика) по теме

Рослова Тамара Анатольевна

Физика формирует творческие способности учеников, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. В этой статье описано проведение трёх нестандартных урока, повышающих интерес учащихся к урокам физики.

На уроках физики ведущую роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учеников играют физические задачи. Здесь показаны алгоритмический и эвристический подходы к обучению решению задач и учёт возрастных особенностей учащихся при выборе формы урока решения задач и подборе их содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnostyu_vsyo.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учение с увлечением  на уроках физики.

Содержание

                                                                                                     Стр.

Введение……………………………………………………………………………………... 1

  • Нестандартные уроки:

1.Урок-путешествие в 7 классе…………………………………………… ………………...3

2.Урок-исследование «Эврика!»……………………………………………………………..6

3.Урок-тренинг по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории»….9

  • Решение задач:

1.Алгоритмический метод решения задач…………………………………………………12

2.Эвристический метод решения задач…………………………………………………..   15

3.Учёт возрастных особенностей учащихся при выборе формы урока решения задач и подборе их содержания ……………………………………………………………………..20

Заключение…………………………………………………………………………………

                                                 Введение.

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к физике. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь современные дети о многом имеют представления, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и значительно расширяющие и обогащающие мой  методический арсенал.

 Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с жизнью невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.

  Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего проводятся уроки-исследования, уроки-соревнования, уроки-конференции, урок-аукцион графиков и формул, работа на личный и групповой рейтинг, викторины, конкурсы, нетрадиционные формы уроков решения задач.

Среди различных путей воспитания интереса к учению у учащихся одним из наиболее эффективных выступает организация их игровой деятельности.

Игра, учение, труд – основные виды деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка, как к учению, так и к труду, сама являясь и учением, и трудом. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в которую вступают ученики.

 К организации игр в школе можно предъявить определённые требования:

  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся. Это  не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что часто ученики относятся к этим  обязанностям серьёзнее, с чувством большей ответственности, чем в учебной или трудовой деятельности.
  • Другим отличием игры является активная творческая форма деятельности учеников. Различные формы работы учащегося на уроке, конечно, тоже не лишены творчества, но в игре творчество учащихся необходимо.
  • Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры – достижимой, а оформление – красочным и разнообразным.
  • Обязательный элемент игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  • В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к чёткому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

  Обучение физике в школе может быть признано успешным только в том случае, если учебный курс  включает в себя систематическое решение задач. Данное условие является необходимым для овладения школьниками умениями применять знания, что, в конечном счёте, определяет эффективность физического образования.

  На уроках физики ведущую роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учеников играют именно физические задачи, и требуется уделять большее внимание выработке умений их решать.

  Чтобы урок обучения решению задач был интересен учащимся и по форме и по содержанию, необходимо создать ситуацию, в которой ученик не только активно участвовал бы в деятельности, не испытывая страха и дискомфорта от того, что не может решить задачу или не знает с чего начать, но и получил бы моральное удовлетворение. Для этого необходимо, чтобы задания, которые ученик выполняет самостоятельно, были посильны, интересны и разнообразны по содержанию, но при этом общий уровень требований к сложности задач должен оставаться достаточно высоким.

  Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт учащихся представление о научной картине мира. Физика формирует творческие способности учеников, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию нравственной личности. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Цель: Способствовать росту творческого потенциала учителей, развитию интеллекта и самостоятельности учащихся, формировать их познавательную активность, пробуждать интерес учащихся к занятиям по физике.

Задачи: 1.Обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка.

   2. Сформировать интерес  учащихся к физике.

   3. Сформировать умение решать задачи.

Урок-путешествие в 7 классе.

Цель урока: Повторить материал о движении и взаимодействии тел, продолжить формирование умения измерять массу на рычажных весах, закрепить навыки перевода единиц физических величин в СИ.

Организация урока: Урок строится как мысленное путешествие на электропоезде «Познание» с остановками на 4 станциях. На каждой станции ученики сходят с поезда и либо отвечают на вопросы, либо выполняют практические задания, за что могут получить  оценку в виде билета. В конце путешествия они предъявляют билеты к контролю и получают отметку в тетрадь и журнал.

Оборудование: эпидиаскоп, весы и разновесы (на каждую парту), тела различной массы, карточки с заданиями, большой рисунок электропоезда «Познание», магнитофон.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами совершим мысленное путешествие на электропоезде «Познание» с остановками на 4 станциях. На каждой станции вы будете выполнять различные задания. В конце урока все получат оценки.

  Итак, в путь!

Включается запись на магнитофоне: « Наш электропоезд приближается к станции №1 «Инертная». Стоянка поезда 5 минут».

На этой станции отвечаем на вопросы:

1.Что характеризует масса тела?

2.Какие тела называют более инертными?

3.Приведите примеры тел, обладающих большой инертностью.

4. Посмотрите опыт и объясните его: на стакане лежит открытка, а на ней монета. Резко щёлкаю пальцем по торцу открытки. Она улетает, а монета падает в стакан.

5.Как определяется скорость при равномерном движении?

6.Как находится пройденный путь, если известны скорость и время движения?

7. Как находится время движения, если известны путь и скорость движения?

8.Как находится средняя скорость?

Получив ответы на эти вопросы, включить запись на магнитофоне: »Пассажиров просят войти в вагон. Осторожно, двери закрываются! Следующая станция »Весовая».

Учитель: Пока наш электропоезд движется к этой станции, мы с вами вспомним правила взвешивания. (Можно учителю напомнить правила, или дети сами могут их прочитать в учебнике.)

Включается новая запись: «Станция «Весовая». Стоянка поезда 12 минут».

На этой станции вы выполните лабораторную работу «Измерение массы тела на рычажных весах». (Лабораторная работа в учебнике.)

Запишите полученные данные в таблицу. Выразите массу тел в граммах, а потом в килограммах.

№ опыта

Взвешиваемое тело

Масса тела

 г

кг

1.

2.

3.

Металлический цилиндр

Деревянный брусок

Кусок мела

Магнитофонная запись. «Пассажиров прошу войти в вагон. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Рыболовная».

Учитель. Ребята! На станции, к которой мы приближаемся, вам придётся удить рыбу. Заранее решите, какую рыбу будете ловить: большую, среднюю или  мелкую. Чем крупнее рыбу вы зацепите, тем сложнее задачу вам надо будет решить, чтобы вытащить на берег свою добычу и получить оценку.

Магнитофонная запись. «Станция «Рыболовная», стоянка поезда 10 минут.

На магнитной доске – пруд с рыбками, к обратной стороне которых прикреплены карточки с заданиями по кинематике. Ребята по очереди подходят к пруду и удочкой вылавливают из пруда рыбу, размер которой соответствует знаниям каждого.

Задачи на «3» .

1.Рассчитайте скорость самолёта ИЛ-62 М, если путь 1740 км он пролетел с постоянной скоростью за 2 часа. Ответ запишите в км/ч.

2.Поезд движется со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 1,5 ч? Ответ запишите в км, потом в единицах СИ.

3.За какое время конькобежец, движущийся со скоростью 13 м/с, пробежит дистанцию 500м?

4. Выразите:

а) в кг массу: 4000г; 120 г; 4 т; 25 ц;

б) в м/с скорость: 72 км/ч;

в) в секундах время: 5 мин.; 1 ч; 1 ч 15 мин.

Задачи на «4».

1.Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Черепановыми - Ефимом Александровичем и Мироном Ефимовичем – в 1833-1834 годах. Протяжённость железной дороги составляла 860 м. Вычислите скорость, развиваемую паровозом, и выразите её в км/ч, зная, что паровоз проходил весь путь за 3,5 мин.

2. Какое расстояние (в км) проедет поезд метро за 2,5 мин, если его скорость на середине перегона равна 40 м/с?

3. Средняя скорость движения Луны вокруг Земли 1000 м/с. Какое расстояние (в км) она «пролетает» за 15 мин?

4. Через 5 с после вспышки молнии наблюдатель услышал раскаты грома. На каком расстоянии (в м) от него произошёл грозовой разряд, если скорость звука 0,34 км/с?

Задачи на «5».

1.Туристы прошли первый километр за 12 мин, следующий километр – за 13 мин, и ещё один километр – за 15 мин 20с. Вычислите среднюю скорость туристов.

2.Скорость магнитофонной ленты в магнитофоне 0,095 м/с. Сколько мин потребуется для воспроизведения записи на ленте длиной 200 м?

3. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга около 720 км. Какое время требуется радиосигналу для прохождения этого расстояния, если его скорость 300 000 м/с ?

4.За какое время (в минутах) свет от Солнца доходит до Земли, если расстояние от Солнца до Земли 150 000 000 км, скорость света – 300 000 000 м/с?

Магнитофонная запись: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Кроссвордная» Стоянка поезда 10 минут.

Учитель раздаёт карточки с кроссвордом.

1

2

3

4

5

6

7


Вопросы по горизонтали:

1.Физическая величина, введённая для характеристики быстроты движения.

2.Единицы пути в СИ.

3.Линия, вдоль которой движется тело.

4.Длина линии, вдоль которой движется тело.

5.Свойство тела, для описания которого введена физическая величина «масса».

6.Изменение положения тела относительно другого тела.

7.Единица масса в СИ.

По вертикали в выделенном столбце – единица времени в СИ.

 Пока ученики решают задачи и отгадывают кроссворды, учитель проверяет тетради, полученные при отъезде со станции «Весовая».

Решения задач и кроссворд помогает проверять лаборант. Решения записаны на листках.

Последняя магнитофонная запись: «Уважаемые господа! Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что вам было интересно. Хочется думать, что, путешествуя, вы не только отдохнули, но и не плохо поработали, выполняя разные задания. Жду вас на следующую поездку».

 Временная «раскладка» урока:

1.Вступление – 1 мин.

2.Стоянка на станции «Инертная» - 5 мин.

3.В пути – 2 мин.

4. Стоянка на станции «Весовая» - 12 мин.

5.В пути – 2 мин.

6.стоянка на станции «Рыболовная» - 10 мин.

7. В пути –1 мин.

8.Стоянка на станции «Кроссвордная» - 10 мин.

9.Объявление результатов – 2мин.

Урок-исследование «Эврика!» (2часа)

по теме  «Действие жидкости на погружённое тело».

Цели: Изучить действие жидкости на погружённое тело, экспериментально выяснить зависимость выталкивающей силы от других физических величин, развивать навыки самостоятельной работы.

Эпиграф: Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта.

                                                                                                                                                                                                                    Кант Иммануил

                                                     (Немецкий философ, 1724-1804гг.)

Оборудование. На каждом столе приготовлены: рычаг, укреплённый на штативе, два стакана с водой, тела одного объёма, но разной массы, поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объёма (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанная ниткой).

Ход урока.

  • Вступительное слово учителя.

 Уважаемые коллеги!

Нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погружённое в неё тело. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев (написано на доске):

Исходные факты                                

                        

Гипотеза                                

                        

Следствия                        

Эксперимент                        

Исходные факты                        

Всё это звенья процесса научного познания, и мы сегодня в таком процессе поучаствуем.

Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погружённое тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287 году до нашей эры. Нам предстоит сегодня «переоткрыть» его закон. Итак, в путь! «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью», - советовал Аристотель. Прислушаемся к его совету.

  • Работа с учащимися по теме.

1).Демонстрация.

Учитель демонстрирует опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Начинается научное  исследование, но сначала ребята самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов (физических величин) зависит выталкивающая сила. Цель записывается  в тетрадь.

2).Выдвижение гипотез.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит:

от объёма погружённого тела,

его веса (или массы);

плотности жидкости;

глубины погружения тела.

Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке.

Все гипотезы записываются в тетрадь.

3).Экспериментальная работа.

Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.

а) Проверка зависимости F выт. от V тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объёма (цилиндр из алюминия и картофелина), добиваются его равновесия, а затем погружают в воду. Наблюдают нарушение равновесия, делают вывод о зависимости F выт. от объёма тела, причём эта зависимость – прямая пропорциональность. Делают соответствующие записи в тетради.

б) Проверка зависимости F выт. от веса  (или массы) тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объёма, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают: равновесие не нарушилось, следовательно, выталкивающая сила от массы тела (или его веса) не зависит. Результаты отражают в тетради.

в) Проверка зависимости F выт. от глубины погружения тела в жидкость.

Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину. Наблюдают: равновесие не нарушилось, делают вывод о независимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость. Делают соответствующие записи в тетради.

г) Проверка зависимости F выт. от формы тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два  тела одинакового объёма, но разной формы, добиваются равновесия и погружают тела в воду. Наблюдают: равновесие не нарушилось. Делают вывод о независимости выталкивающей силы от формы тела, делают записи в тетради.

д) Проверка зависимости F выт. от плотности жидкости.

Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а второе  - в насыщенный раствор поваренной соли. Наблюдают:  равновесие нарушилось. В растворе соли выталкивающая сила больше. Делают вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости. Характер зависимости – прямая пропорциональность.

После экспериментальной проверки всех гипотез учащиеся формулируют вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и объёма тела.

4) Вывод формулы выталкивающей силы.

Учитель теоретически выводит на доске формулу выталкивающей силы и обращает внимание учащихся на физические величины, входящие в неё, учащиеся отмечают полное соответствие теоретических выкладок с результатами только что проведённых экспериментов.

5) Закрепление.

-Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и «переоткрыли» уже известный и открытый закон Архимеда. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

А теперь попробуйте ответить на весёлые вопросы Григория Остера из его книги «Физика:

1.Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала  в шею?

2.Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?

3.Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?

4.Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковороде?

6) Это интересно!

 Рассказывают, что Архимед лежал в ванне и размышлял о том, как узнать, есть ли примесь другого металла в золотой короне. Выталкивающую силу человек отчётливо ощущает, принимая ванну. Закон неожиданно открылся Архимеду, представился в своей замечательной простоте. С возгласом «Эврика!» (что значит «нашёл») Архимед выскочил из ванны и побежал в комнату за драгоценной короной, чтобы немедленно определить потерю её веса в воде.

 Учитель вместе с учащимися вспоминает об интересных фактах, касающихся изученной темы. Например, существует море, в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мёртвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Утонуть в такой жидкости нельзя.

 Закон Архимеда помогает поднимать затонувшие суда. Один из самых больших ледоколов «Садко», по халатности капитана затонувший в Белом море в 1916 году, пролежал на морском дне 17 лет, затем его подняли понтонами, и он снова вступил в строй.

 Оказывается, тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогичной силы, действующей на тонну железа, в силу разности их объёмов. Следовательно, истинный вес дерева равен 1 тонне F выт. плюс дерева; истинный вес железа равен 1 тонне плюс F выт. железа.

Заключение.

-Спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее наше научное исследование и мы ещё не раз, подобно Архимеду, прокричим:  «Эврика!»

Урок-тренинг

по теме «Основные положения Молекулярно-кинетической теории».

(2 ч)

Эпиграфы:   Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.)

      Упражнение, друзья, даёт больше, чем хорошее природное дарование.

                Протагор.

Цели: повторение, систематизация знаний по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории», формирование навыка решения типовых задач по данной теме, расширение кругозора учащихся.

Ход урока.

  • .Вступительное слово учителя.

Учитель оглашает эпиграфы, комментирует их, озвучивает цели урока.

У учащихся на столе тексты задач к уроку, у каждого рейтинговая карта.

Учитель. Наш урок сегодня пройдёт несколько необычно, каждый из вас сегодня будет работать на свой рейтинг, фиксируя свои успехи в специальной рейтинговой карте. Она должна быть именной (предлагается учащимся подписать её). Каждый правильный ответ – 1 балл в вашей карте, правильно решённая задача – 3 балла, если решаете задачу самостоятельно – это надо делать в самой рейтинговой карте и самостоятельно себя оценить. В конце урока карты сдаются учителю. И ещё одно правило нашего урока: сегодня мы неоднократно будем пользоваться таблицей Д.И.Менделеева и давайте договоримся, что при каждом обращении к этой таблице мы будем называть какое-нибудь достижение Дмитрия Ивановича перед наукой, и не только химией. Ведь наш великий соотечественник прославился своими открытиями и в физике! Не знали? Об этом мы тоже будем говорить сегодня.

  • Вопросы, вопросы, вопросы

(Фронтальный теоретический опрос.)

За каждый правильный ответ – 1 балл в карту.

1.Кому принадлежат слова: «Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме…».

«Различия всех предметов зависят от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке».

Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства, Всё прочее есть мнение».

(Автор этих слов – древнегреческий учёный Демокрит, живший в 5 веке до нашей эры.)

2.Назовите основные положения молекулярно-кинетической теории.

На доске схематично фиксируется:

        Молекулы

                                                 существу                       движутся                           взаимодействуют

3.Какие опытные данные подтверждают эти положения?

1 положение

2 положение

3 положение

1.Наблюдение молекул с помощью ионного проектора, электронного микроскопа.

2.Явление диффузии.

1.Броуновское движение.

2.Диффузия.

3.Давление газа на стенки сосуда.

4. стремление газа занять любой объём.

1.Сохранение формы твёрдых тел.

2.Оказание сопротивления сжатию тел.

  • Калейдоскоп формул, величин, определений.

Учащимся предлагается дать определение следующих физических величин ( на доске записываются обозначения и единицы измерения величины и формула, её описывающая).

  • относительная молекулярная масса Мr
  • количество вещества  (моль)
  • число Авогадро а= 6·10231/моль
  • молярная масса М (кг/моль)

Калейдоскоп формул:

N= m/M·NA=vNA;        v=m/M=N/NA;

mO=M/NA;          m   =p V;     Mr=m0/1/12m0c.

  • Найди ошибку!

Учащимся предлагаются ошибочные ответы абитуриентов на вступительных экзаменах, необходимо объяснить, в чём ошибка, и дать правильный ответ.

1.Броуновское движение – это движение молекул, которое впервые наблюдал в микроскоп английский учёный Р.Броун. (Суть броуновского движения состоит в том, что достаточно мелкие твёрдые частицы, взвешенные в жидкости, совершают беспорядочное движение. Броун в 1827 г. Впервые наблюдал в микроскоп движение этих частиц, а не молекул, не видимых в микроскоп. Броуновское движение является следствием хаотического движения молекул жидкости или газа, оно явилось одним из важнейших обоснований МКТ.)

2.Относительная молекулярная масса – это масса одной молекулы данного вещества.(Относительная  молекулярная масса Mr – величина безразмерная, масса молекулы –m0(кг,г). Относительная молекулярная масса численно равна молярной массе, выраженной в граммах на моль:

Mr=M(г/моль)

m0= M/NA)

  • «Вихрь задач».

–На доске решаем  задачи с нечётными номерами, в рейтинговых карточках – самостоятельно задачи с чётными номерами, оцениваем себя по 3-бальной шкале. Решающий у доски тоже самостоятельно оценивает свою работу и заносит баллы в свою рейтинговую карту с пометкой «работа у доски».

Задачи к уроку-тренингу «Основные положения молекулярно-кинетической теории»:

1.В сосуде находится 3 моль кислорода. Сколько примерно атомов кислорода в сосуде?

2.Какое количество вещества составляют 5·1026 молекул?

3.Какова масса 4 моль кислорода (О2), выраженная в килограммах?

4.Масса капельки воды равна 10-13 кг. Из скольких молекул она состоит?

5.Сколько молекул содержится в 1 кг водорода (Н2)?

6.Чему равна масса молекулы водорода (Н2)?

7.Чему равна масса молекулы кислорода (О2)?

8.какое количество вещества составляют 1,204·1024 молекул?

9.Определите количество вещества в 6 кг водорода (Н2).

10.Сколько молекул содержится в 1 г кислорода (О2)?

11.Какую массу имеют 2·1023 молекул азота?

12.Сколько атомов содержится в 8 г гелия?

13.Сколько атомов содержится в 1 м3 алюминия?

14.Сколько молекул воды содержится в 2 м3 льда?

15.какова масса изделия из золота, содержащего =1,2·1021 атомов?

Научные достижения Д.И.Менделеева (о них говорили при каждом обращении к периодической системе элементов):

-всемирная слава пришла к Менделееву после создания им периодической системы элементов;

-предсказал детально физические и химические свойства нескольких ещё неизвестных элементов, которым присвоил название экаалюминий, экабор, экакремний;

-предсказал существование критической температуры, получил общее уравнение состояние идеального газа;

-ему принадлежит конструкция барометра;

-в 1887 году осуществил полёт на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоёв атмосферы;

-большую роль сыграл в организации метрологической службы;

-разработал физическую теорию весов, точные приёмы взвешивания;

-много времени уделял переплётному делу и изготовлению чемоданов.

Сам Д.И.Менделеев писал так о своих  заслугах перед наукой: «Всего более четыре предмета составили мне имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциаций, «Основы химии». Тут всё моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столько же, как и детьми».

  • Подведение  итогов.

Подсчёт личного рейтингового балла, выявление лучшего знатока МКТ с вручением медали «Влюблённый в МКТ».

На медали слова М.В.Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай – берегут.

Решение задач.

Решение задач – один из наиболее сложных и наиболее важных видов деятельности учащихся на уроке и дома. Опыт показывает, что многие учащиеся и выпускники школы испытывают большие трудности в решении даже стандартных задач. Отсутствие умения  решать задачи (даже типовые, стандартные) создаёт у учащихся отрицательное отношение к физике, разрушает интерес. Подрывает веру в собственные силы. А это приводит к тому, что школьники не учатся методам решения задач, а пытаются их решить методом проб и ошибок, стремясь найти подходящую формулу, ведущую к ответу.

Для успешного проведения уроков решения задач учителю необходимо иметь совершенно чёткое представление о психологических и педагогических особенностях процесса обучения решению задач. Какие же это особенности?

Во-первых, это особенности самой физической задачи и процесса её решения.

Во-вторых, это психологические особенности формирования умственных действий, знание и учёт которых позволяет превратить учебную задачу в задачу для данного ученика, т.е. превратить решение задач в очень интересное и увлекательное для него дело.

В-третьих, это представления о подходах, способах и методах решения задач и их использование в обучении.

В-четвёртых, это учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также профиля класса при выборе форме урока решения задач и материала его проведения.

Понятие «учебная задача» является более узким, чем «физическая задача». Под учебной задачей понимают ситуацию, позволяющую ученику непосредственно овладеть некоторым процессом, способом, принципом или «механизмом» выполнения каких-либо действий. Её характерная особенность – новизна для учащегося. Результаты решения учебной задачи не являются чем-то неизвестным для науки, их новизна субъективна, поэтому её основное назначение – усвоение определённых действий. Однако следует различать учебную задачу и упражнение. Упражнение – это задания на повторное выполнение какой-либо деятельности по известному образцу и способам действий, направленным на совершенствование имеющихся у учащихся умений и навыков с целью окончательного их закрепления или повышения качества. Уже решённая задача перестаёт быть учебной, так как утрачивает элемент новизны, поэтому аналогичные ей задания являются упражнениями. Важно отметить, что упражнения не должны быть однотипными. Нужно, чтобы новое упражнение вносило небольшое, но существенное изменение в рассматриваемую ситуацию, выявляло разные стороны физического явления. 

Существует два основных метода решения задач: алгоритмический и эвристический. Эти методы являются способами мыслительной деятельности человека вообще, а для учителя они определяют способы организации рассуждений учащихся на уроках и управление их деятельностью.

Алгоритмический метод решения задач.

 Алгоритм – это последовательность действий, всегда приводящая к решению любой задачи определённого вида. Алгоритмический подход предполагает обучение учащихся некоторым алгоритмам решения задач. Он более удобен и эффективен для внешнего руководства деятельностью учеников; позволяет учить решать типовые задачи всех учащихся, а не избранных; создаёт у обучаемых уверенность в своих силах и способностях, формирует положительную мотивацию учения.

Недостаток алгоритмического подхода заключается, прежде всего, в том, что решение не всех задач можно уложить в рамки общих алгоритмов. Но для каждой творческой или нестандартной задач алгоритм решения будет свой, количество таких алгоритмов будет велико, а область их применения ограничена. Кроме того, необходимость жёсткой фиксации всех действий и их последовательности ведёт к громоздкости описаний и приучает действовать по образцу.

Легче всего алгоритмизируются методы решения задач следующих разделов: «Кинематика материальной точки»; «Динамика материальной точки»; «Статика»; «Закон сохранения импульса»; «Закон сохранения ме6ханической энергии»; «Расчёт электрических цепей»;  «Газовые законы»; «Электростатика»; «Геометрическая оптика»; «Ядерная физика».

Алгоритм решения кинематических задач.

Выбрать систему отсчёта.

Изобразить на рисунке: тела, направления скоростей тел, оси координат.

Записать уравнения движения для каждого тела в проекциях на выбранные оси координат:

x=x0+v0xt+axt2/2                 vx=v0x+ax t

                                  y=y0+v0yt+ayt2/2                              vy=v0y+ayt                                            

Подставить в эти уравнения начальные условия и записать их для конкретных моментов времени, упомянутых в задаче (для разных участков движения)

Дополнить систему уравнений дополнительными условиями задачи.

                                                                        

Кинематические связи:                                Встреча двух тел                                          

                                                                В момент встречи тела

1)сравнить перемещения тел                                имеют один

за один и тот же                                                                одинаковые координаты

промежуток времени;                                x1(tВ)=x2(tВ)

2) определить соотношение скоростей                y1(tВ)=y2(tВ)

и ускорений тел.

                                                        ↓

Решить уравнение (систему уравнений)

относительно искомой величины.

Задача.

        Свободно падающее без начальной скорости тело спустя некоторое время после начала падения находилось на высоте h1 = 1100 м, а ещё через время  t = 10 с на высоте h2 = 120 м над поверхностью земли. С какой высоты падало тело?

Решение.

  • Свяжем систему отсчёта с Землёй.
  • Пренебрегая сопротивлением воздуха, будем считать движение тела равноускоренным:

y=y0+v0yt + ayt2/2

  • c учётом начальных условий y0 = H  v0y  = 0   ay = -g  уравнение движения тела принимает вид

y = H – gt2/2

  • запишем это уравнение для моментов времени t1 и  t2 = t1+∆t :

y(t1) = h1 = H – gt12/2

y(t2) = h2 = H – gt12/2

  • Получаем систему из двух уравнений:

h1 =H –gt12/2

h2 =H – g(t1+ t)2/2

H = h1+gt12/2

h1 – h2 =g(t1+ t)2/2 – gt12/2

H =h1+gt2/2

h1 – h2= g/2(2t1 t+ t2)

t1= h1-h2/g t – t/2

H=h1+g/2(h1-h2/g t –t/2)2

  • Вычисления:

H = 1100  + 9,8/2((1100-120)/(9,8·10)-10/2)2 =1178(м)

          Ответ: тело падало с высоты 1178 м.

Алгоритм решения задач

на теплообмен.

О каких телах идёт речь в задаче?

Какие из них участвуют в теплообмене?

Какие процессы происходят с каждым из этих тел?

Какие отдают тепло, а какие получают?

                                                        ↓

ДА.        Есть ли потери энергии?                НЕТ

              ↓                                                                        ↓                

Составить уравнение:                Составить уравнение

                теплового баланса:

η =│Qполученное| / |Qотданное|                                        │Qполученное| = |Qотданное|        

                                                        ↓

Записать формулы для расчёта

количества теплоты

в каждом тепловом процессе,

вспомогательные формулы.

                                                                

Подставить выражения

физических величин

в уравнение теплового баланса.

Решить полученные уравнения.

Задача.

В калориметр, теплоёмкостью которого можно пренебречь, брошен кусок льда массой 20 г при температуре t1= -15ºC. Затем в калориметр наливают воду при температуре t2=70ºC. Окончательная температура, которая устанавливается в калориметре, равна  t=10ºC. Сколько воды было в калориметре?

Решение.

Применим алгоритм.

  • Рассматривается три объекта: калориметр, лёд, вода.
  •  В теплообмене участвуют только два – лёд и вода. Теплоёмкостью калориметра пренебрегаем.
  • Вода остывает и отдаёт тепло:

|Q|=c вm в(t1-t).

4.Лёд получает тепло и:

а) нагревается до t0=0ºC:  |Q1|=cлmл(t0-t1);

б) плавится:  |Q2|=λлmл;

в) образовавшаяся вода нагревается до температуры t=10ºC:

        |Q3|=свmв(t-t0);

                |Qл|=|Q1|+|Q2|+|Q3|.

Схематические процессы 3-4 можно изобразить так:

        -Qв

Вода → вода   отдаёт тепло;

 t2                       t

      +Q1       +Q2            +Q3

лёд  → лёд → вода → вода     получает тепло.

 t1          t0          t0              t

5.По условию потерями энергии можно пренебречь:

|Qв|=|Qл|;

cвmв(t2-t) =( cлmл(t0-t1)+λ лmлвmв(t-t0))/cв(t2 – t)

Проверив размерность полученной величины и подставив числовые значения, получаем ответ: mв = 0,033 кг.

Эвристический метод решения задач.

Другой подход к решению задач – эвристический. Человек может решать задачи, не зная, как это происходит. Это особенность эвристических методов, отличающихся тем, что процесс решения происходит в области подсознания. Решения, полученные таким способом, называют интуитивными. В интуитивном мышлении отсутствуют чётко определённые этапы. Человек достигает ответа, не осознавая при этом того процесса, посредством которого этот ответ был получен. Более того, даже материал задачи отражается в этом случае неосознанно. Сам процесс мышления осуществляется в виде скачков, быстрых переходов, с пропусками отдельных звеньев.

Эвристические приёмы представляют собой некоторые не вполне точные методы решения задач, с помощью которых можно прийти, а можно и не прийти к нужному результату. Эвристические приёмы решения задач незаменимы тогда, когда алгоритм решения (как чёткая последовательность действий) неизвестен. Это одно из преимуществ данного метода.

Другим достоинством эвристического метода является возможность получать более быстрое и простое решение некоторых задач, имеющих известный алгоритм решения. Эвристический метод решения задач является личным, усвоенным, самостоятельным способом деятельности учащегося. Он менее упорядочен и менее подходит для внешнего руководства, но применим к значительно  большему числу задач.

Решению задач эвристическим методом необходимо обучать школьников, но делать это весьма сложно. Общепризнанных методик обучения эвристическому методу решения задач не существует. Рекомендации по применению этого метода носят довольно общий характер.

Известный американский математик  Д.Пойа даёт некоторые рекомендации по применению эвристического метода. Он заметил, что, стараясь оказать ученику действенную, естественную, но не назойливую помощь, учитель вынужден задавать ему одни и те же вопросы. Вопросы и советы учителя имеют одну цель – вызвать у ученика определённый мыслительный процесс. Ниже приведена таблица, состоящая из таких вопросов и советов, с помощью которых перечисляются типичные мыслительные процессы, приносящие пользу при решении задач.

1.Понимание постановки задачи.

Нужно ясно понять задачу.

Что неизвестно? Что дано? В чём состоит условие?

Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Сделайте чертёж. Введите подходящие обозначения. Разделите условие на части. Постарайтесь их записать.

2.Составление плана решения.

Нужно найти связь между данными и неизвестными, рассмотрев в случае необходимости промежуточные задачи (анализ).

 Нельзя ли сформулировать задачу иначе? Известна ли вам какая-нибудь уже решённая родственная задача? Или решающаяся проще? Или решающаяся сразу? Нельзя ли воспользоваться их результатом или методом решения?

Все ли данные вами использованы?

Сформулируйте отношение между неизвестными  данными.

Преобразуйте неизвестные. Попытайтесь ввести новые неизвестные, более близкие к данным задачи.

Преобразуйте данные, пытаясь получить новые элементы, более близкие к искомым.

Решите только часть задачи.

Рассмотрите частные случаи. Примените аналогию.

3.Осуществление плана.

Реализовать найденный план решения (синтез).

Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг, обосновывая его правильность.

4.Взгляд назад.

Нужно изучить найденное решение.

Правдоподобен ли результат?

Нельзя ли проверить результат? Ход решения? Нельзя ли получить тот же результат другим способом? Нельзя ли усмотреть его с одного взгляда? Какие ещё результаты можно получить на том же пути?

Пример применения этого метода.

Задача.

Снаряд, летящий горизонтально со скоростью 12 м/с, разорвался на две части, массы которых 10 и 5 кг. Скорость большего осколка равна 25 м/с, направлена вниз под углом 30º к горизонту. Найти величину и направление скорости меньшего осколка.

Решение.

Эта задача не вполне укладывается в алгоритм, так как для точного выполнения рисунка требуется провести предварительные оценочные вычисления.

До разрыва                                                        После разрыва

1.По закону сохранения импульса  р=р12.

2.Вычислим: px=(m1+m2)υ;  рx =( 10 кг+5 кг)12 м/с = 180 кг·м/с;

 р1x = m1υ1cosα;  р1x = 10кг·25 м/с·cos30º ≈218кг·м/с.

р1xx, следовательно, чертёж должен иметь вид:

         р2

              β                А

                О                          х

                        р1

                              В

3.Применим теорему косинусов к треугольнику ОАВ:

   р2 =√(180 кг∙м/с)2+ (250 кг∙м/с)2 - 2∙180 кг∙м/с ∙250кг∙м/с∙√3/2 ≈236кг∙м/с;

υ2 =р2/m2;  υ2 = (236 кг∙м/с)/5 кг≈47 м/с.

4.Найдём направление скорости меньшего осколка.

В проекции на ось Х закон сохранения импульса примет вид:

р1 соsα – р2соsβ = р:

соsβ = (р1соsα  - р)/р2;

соsβ  = -( (250 кг∙м/с)∙√3/2 –180 кг∙м/с)/236 кг∙м/с≈0,16;

β = 81º.

Ответ: скорость меньшего осколка равна 47 м/с и направлена под углом 810 к горизонту в сторону, противоположную направлению первоначального движения.

Как видно из приведённых примеров, оба способа – алгоритмический и эвристический – взаимно дополняют друг друга. Чтобы решить задачу алгоритмическим путём, нужно распознать её вид, выбрать нужный алгоритм и реализовать его. Суть этих действий – поиск подходящего элемента из предше6ствующего опыта – эвристическая. С другой стороны при решении задач неалгоритмического характера используются алгоритмические элементы.

        Следовательно, чтобы учащиеся могли справляться с решением различных задач, их нужно вооружить алгоритмами и помочь накопить достаточный опыт. Как это сделать? Возможный путь решения проблемы заключается в том, что учащихся учат не решению отдельной конкретной задачи, а элементам решения задач и умению находить и применять знакомые приёмы в незнакомой ситуации.

        «Процесс решения задачи подобен строительству дома, - писал Д.Пойа. – Сначала нужно собрать необходимый материал, чего само по себе ещё недостаточно: куча камней – это ещё не дом. Чтобы построить дом или решение, надо сложить части вместе и организовать их в целое, к которому мы стремимся».

        Причём обучение элементам решения задач целесообразно вести алгоритмическим способом, так как число шагов в таком алгоритме не будет большим и его легко запомнить, а навык его реализации довести до автоматизма. Например, можно предложить алгоритм анализа условия задачи, алгоритм анализа уравнения движения, алгоритм чтения графиков, алгоритм поиска физического закона, на основе которого будет решаться задача и др.

Учёт возрастных особенностей учащихся при выборе формы урока решения задач и подборе их содержания.

        В реальном процессе обучения часто отсутствует связь между требованиями программы к результатам обучения и психологическими особенностями учащихся, связанными  с их возрастом.

        В 7-8 классах подросткам свойственно стремление к необычности, романтике, расширению сферы интересов, не связанных с учебным предметом, стремлению к общению со сверстниками. Учёт этих черт личности диктует необходимость разнообразия форм урока по решению задач.

        На начальном этапе обучения решению задач учёт указанных особенностей подросткового возраста выражается в использовании задач с занимательными сюжетами. Как правило, операционная сторона их решения не сложна. Задачи подобного типа целесообразно решать на уроках, образовательная цель которых заключается в формировании навыка решения задач по образцу, например:

  • Пассажирский реактивный самолёт Ту-154 пролетел над лесом за 1 мин. Определите протяжённость леса в направлении полёта самолёта, если его скорость 850 км/ч.
  • В подрывной технике употребляют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбежать на расстояние 300 м после того как его зажгут? Скорость бега 5 м/с, а пламя по шнуру распространяется со скоростью 0,8 см/с.

Дидактическая ценность этих задач заключается в том, что в их условиях по сути варьируются несущественные признаки изучаемого понятия или явления. Необходимость варьирования несущественных признаков, по утверждению психологов, является важнейшим этапом формирования глубоких знаний.

        На таких уроках эффективна и организация решения задач в форме соревнования. Как показывают наблюдения и собеседования с учащимися, данные уроки вызывают интерес школьников, поскольку в подавляющем большинстве они испытывают радость от собственных знаний, сообразительности, победы в соревновании. Немаловажно и то, что успех подкрепляется стремлением подростка к решению более сложных по операционной структуре задач, вселяет уверенность в собственных силах. Однако нельзя ограничиваться лишь указанными формами работы, так как они не учитывают таких возрастных новообразований, как начинающееся осознание необходимости самообразования, без развития которого невозможно дальнейшее продвижение в учёбе.

Эти новообразования связаны с осознанием подростками внутренней стороны учения,

его сущности, требует таких учебных заданий, которые предполагают осмысление основных этапов решения задач. Данное требование успешно реализуется  в случае, если учитель предлагает своим учащимся составить задачи по изучаемому материалу. В таких задачах учащиеся получают возможность проявить уже сложившиеся интересы к различным областям знаний и человеческой деятельности, определённым образом утвердить себя в коллективе сверстников.

В 7-8 классах учащиеся воспринимают физику, прежде всего как экспериментальную науку. Этому способствует программа курсов физики 7-8 классов, содержащая большое количество демонстрационных и фронтальных опытов, лабораторных работ. Экспериментальный характер физики как учебного предмета интересен подросткам, прежде всего своей новизной (таких экспериментальных предметов они ещё не изучали). Кроме того, эксперимент обладает притягательной силой и потому, что может наглядно доказать правильность того или иного решения. Поэтому учащимися всегда с интересом воспринимаются задачи, условия которых вытекают из анализа эксперимента, и задачи, решение которых можно проверить в классе простым опытом. Включение таких задач в учебный процесс необходимо и потому, что их решение способствует формированию экспериментальных умений у учащихся, готовит школьников к работам физического практикума в старших классах. Чрезвычайно важно сформировать навык решения таких задач, которые вызывают трудности у многих учащихся. С этой целью целесообразно организовать на уроке решения задач групповую работу. Напряжённость, вызванная трудностью задач, снижается свойственным подростку стремлением к общению со сверстниками. В ходе групповой работы и обсуждения задачи учащиеся не стесняются задавать вопросы, просить объяснить непонятное.

В 9-10 классах формы организации урока решения задач должны меняться. Некоторые из них сохраняются, например, групповое решение задач, составление задач учащимися, решение экспериментальных задач, некоторые, такие, как уроки-соревнования – исчезают, появляются новые формы.

Одна из основных форм проведения уроков решения задач в 9-10 классах – организация решения задач различной степени сложности по выбору учащихся. Новым в старших классах становится систематический разбор на уроках творческих задач.

Если в 7-8 классах главным было занимательное введение в задачу, то в 9-11 классах целесообразно использовать занимательные задачи, способные пробудить эмоциональное отношение, заинтересованность в их физической сути.

Интересны для учащихся старших классов являются количественные и качественные задачи, содержащие вопросы типа «Как следует понимать выражение?..», «Правильно ли начать вопрос словами?..», «Можно ли охарактеризовать явление следующими словами?..» и т.д.

Чтобы процесс обучения решению задач максимально соответствовал наиболее значимым мотивам учебной деятельности того или иного возраста и учитывал основные новообразования последующего возрастного периода, учитель должен обращать внимание и на содержание учебного материала, и на формы организации преподавания учения, и на методы обучения решению задач. Что касается последних, то в основной школе наиболее целесообразным и соответствующим возрасту учащихся является поэлементное обучение компонентам деятельности по решению задач с использованием алгоритмических и эвристических подходов. В старшей школе основное внимание следует уделять реализации трёхуровневого методологического подхода, отдавая предпочтение эвристическим методам.

Учащихся необходимо научить не решению какой-либо конкретной задачи или уроке освоить все необходимые умения навыки невозможно, поэтому процесс обучения решению конкретного типа задач, а умению самостоятельно осуществлять  каждый из этих этапов. На одном задач не может проводиться стихийно. В каждый конкретный момент времени учитель должен совершенно чётко представлять, какой именно элемент знаний  или умений формирует он своими действиями. Для этого среди них необходимо выделить самые важные элементы для данной темы и на них обращать наибольшее внимание. Временной фактор, т.е. в какой момент времени необходимо формировать эти элементы, будет определяться возрастными особенностями  учащихся, специализацией класса, уровнем подготовки и индивидуальными особенностями учащихся.

 Приведу примерную схему поэтапного формирования умения решать физические задачи.

Класс

Умения, на формирование которых обращается наибольшее внимание.

7

Анализ условия задачи (выделение главного объекта, явления).

Краткая запись условия.

Система единиц измерения и перевод величин из одной системы в другую.

Эвристический способ рассуждения.

Выделение существенных и несущественных  признаков явления при решении качественных задач.

8

Чтение и построение графиков.

Применение алгоритма решения задач на теплообмен.

Проверка размерности физических величин.

9

Действия по алгоритму.

Применение сочетания эвристических и алгоритмических методов.

Рациональный выбор системы отсчёта.

Решение задачи в общем виде.

Освоение различных способов решения физических задач (графический, аналитический, векторный и др.).

Применение фундаментальных физических законов.

10

Закрепление навыков, полученных в 9 классе.

Переход преимущественно к эвристическому методу рассуждения.

Широкое использование аналогий.

Применение фундаментальных физических законов и методологических принципов.

11

Закрепление и отработка полученных навыков.

Использование математического аппарата (дифференцирование, интегрирование, исследование функций).

Применение методологических принципов.

Урок решения задач помимо учебных целей (закрепить понятия, повторить законы, применить изученный материал и т.п.) должен содержать одну цель по обучению этапам решения задач.

Например, на первом в теме уроке решения задач учитель ставит цель научить детей анализировать условие задачи, поэтому основное внимание на этом уроке будет уделяться именно приёмам анализа условия, которые помогают осмыслить и понять физическую ситуацию, описанную в задаче. На втором уроке основной целью будет, например, отработка алгоритма решения определённого типа задач, на следующем – обучение математическому приёму и т.д. Если в программе отводится мало времени на проведение уроков решения задач, то аналогично следует планировать фрагменты уроков с применением данного метода.

Уроки-соревнования по решению задач.

С целью активизации работы учащихся на уроках закрепления умений решать задачи можно организовать соревнование учащихся по командам, в которых выбираются капитаны. Для определения звена победителя выбирают жюри. Между членами жюри заранее распределяются обязанности.

Учителю необходимо помнить, что занимательная форма урока не должна заслонять серьёзного отношения учащихся к его содержанию, поэтому в структуру урока следует включать его обычные элементы (решение качественных, количественных и экспериментальных задач; самостоятельную работу учащихся и фронтальное выполнение заданий).

Структура урока.

1.Разминка – решение качественных задач и их экспериментальная проверка. Способ проверки знаний учащихся – фронтальный опрос.

2.Конкурс капитанов – решение экспериментальных задач. Способ проверки знаний – ответы учащихся у доски.

3.Конкурс команд – самостоятельная работа учащихся по решению расчётных задач. Способ проверки знаний – проверка собранных у учащихся тетрадей (листков) членами жюри.

4.Конкурс команд – задания, определяющие развитие учащихся (составление рассказа по рисунку, составление задач и т.д.)

Тема «Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел».

  • Учитель предлагает учащимся объяснить опыты, подготовленные заранее на демонстрационном столе.

Опыт 1. Почему в одном из сосудов с водой картофель плавает, а в другом – утонул?

Опыт 2. Как долго будет плавать в сосуде с водой горящая свеча?

Опыт 3. Два товарища из 7 класса поспорили о том, какая из выталкивающих сил больше – действующая на шар или на цилиндр, если объёмы этих тел равны, и они погружены в один и тот же сосуд с водой.

  • Капитану каждой команды выдаётся экспериментальное задание, на решение которого отводится 7-10 минут. В помощь капитанам выделяется один из членов жюри, заранее подготовленный к своим обязанностям. Выполнив задание, каждый капитан оформляет решение на доске.

Задания капитанам:

1.В мензурке с водой плавает пробирка с песком. Определите вес и массу песка в пробирке.

2.Определить вес куска парафина, используя мензурку с водой. Проверить ответ с помощью весов или динамометра.

  3.Как, имея стакан с водой узнать, у какого из двух деревянных кубиков плотность больше?

  • Во время работы капитанов все остальные учащиеся решают на заранее приготовленных листах задачу:

Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 60 кг и объёмом 0,023 м3?

На решение отводится 5-7 минут. Затем листки собираются, а в оставшиеся 2-3 минуты обсуждают у доски решение задачи. Члены жюри проверяют решение каждого участника и выставляют оценки – индивидуальные и командные.

После проверки на доске решения общей задачи, отчитываются капитаны команд. Желательно, чтобы все учащиеся сделали в тетрадях рисунки и записали решение.

Если позволит время, можно предложить для самостоятельной работы в классе более сложную задачу:

Вес  тела в воде в 3 раза меньше, чем в воздухе. Чему равна плотность тела?

Тема урока «Повторение материала после изучения основ теории строения вещества»

Основное содержание урока составляет решение качественных и экспериментальных задач. Необходимо, чтобы перед уроком, заранее были созданы команды учащихся и представлено жюри.

Урок состоит из нескольких частей:

  • Разминка.
  •  Различные соревнования.
  • Подведение итогов и награждение победителей.

Разминка. Каждая команда получает свой вопрос, остальные команды имеют право дополнить ответ только после того, как высказались все желающие из команды, отвечающей на вопрос. Способ проверки знаний – фронтальный опрос учащихся.

Вопрос 1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц очень малых размеров?

Вопрос 2. Как доказать, что между частицами есть промежутки?

Вопрос 3. Доказать, что между молекулами вещества действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.

Конкурсы. Проводятся между физиками-экспериментаторами, математиками, физиками-теоретиками, историками.

Каждая команда выделяет по одному человеку для каждого конкурса, карточки с заданиями разыгрываются, и учащиеся приступают к выполнению задания. Форма проверки знаний – ответы учащихся у доски.

Конкурс физиков-экспериментаторов.

На демонстрационном столе разложено множество приборов, оборудование и материалы, которые могут пригодиться для выполнения задания, а также предметы, которые могут не понадобиться.

Задания:

  • Найдите на столе всё необходимое для опытов, которые доказывают, что вещество делимо на части. Объясните наблюдаемое явление.
  • То же для доказательства расширения газов при нагревании.
  • То же для доказательства наличия промежутков между молекулами.

Конкурс математиков.

Для каждого ученика подготовлены измерительные инструменты, необходимое оборудование, бумага для подсчётов, доска для оформления задания.

Задания.

  • Найдите как можно точнее объём одного жёлудя. Оборудование: 18-20 желудей, мензурка  с водой.
  •  Найдите площадь школьной доски в м2, дм2, см2,мм2.Оборудование: измерительная линейка.
  • Найдите объём коробки в м3, дм3, см3, мм3.Оборудование: измерительная линейка, коробка.

После подготовки каждый из выполняющих задание отчитывается, а все остальные записывают задание и его решение в тетради, поверяют, исправляют, дополняют.

Конкурс физиков-теоретиков.

Конкурс проводится во время подготовки экспериментаторов и математиков для всех оставшихся команд. Задания конкурса – качественные задачи. Форма проверки знаний – фронтальный опрос. Ведущий задаёт вопросы:

  • Назовите несколько физических тел, состоящих из одного и того же вещества.
  • Какие из перечисленных ниже явлений физические:

1) школьный мелок упал и раскололся;

2) в печи догорели дрова:

3) прозвучал звонок на урок;

4) закипела вода в чайнике;

5) стальной гвоздь заржавел;

6) солнечный луч отразился от зеркала;

7) булавка притягивается к намагниченным ножницам;

8) молоко прокисло.

3.В закупоренную бутылку наполовину налита вода. Можно ли утверждать, что воды нет в  верхней части бутылки?

4.Изменится ли вместимость сосудов при изменении их температуры?

5.Почему для сварки металлов нужны очень большие температуры?

Конкурс историков.

Для каждой команды предлагается отдельное задание: рассказать об известных фактах из истории физики. Форма проверки знаний – фронтальный опрос. Этот конкурс используется как дополнительный, если для него остаётся время.

После того как прошли все конкурсы, жюри подводит итоги в командном и личном первенстве. Называются команда-победительница и лучшие физики. Победителям вручаются награды.

Заключение.

Во время проведения нетрадиционных уроков по физике повышается интерес учащихся к уроку, их активность, создаются условия для творческого труда с максимально возможной производительностью. На таких уроках лучше закрепляются знания и формируются навыки решения задач. На протяжении всего урока у учащихся поддерживается внимание, они не отвлекаются и не утомляются, обеспечивается лучший конечный результат. При этом органично и действенно организуется мыслительная деятельность учащихся, осуществляется процесс их обучения, развития и воспитания.

Литература.

1.  Боброва С. Нетрадиционные уроки. Волгоград: «Учитель», 2005.

2. Боброва С. Нестандартные уроки. Волгоград: «Учитель», 2003.

3. Гринченко Б.И. Как решать задачи по физике (Школьный курс физики в задачах и решениях). СПб., 2000.

4. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Теория и методика обучения физике в школе. М., 2000.

5.  Ланина И.Я.,  Ларченкова Л.А. Учение с увлечением на уроках решения задач по физике.  СПб.: ООО «Миралл», 2005.

6. Ланина И.Я.100 игр по физике. М.: Просвещение. 1995.

7. Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.1976.

8.Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Книга вторая. М: Знание, 1986.

9.Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников

Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...

Учение с увлечением

Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...

Учение с увлечением

Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...

Учение с увлечением

Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...

"Учение с увлечением"

Книга для чтения...

Инновационный проект "Учение с увлечением"

Тема проекта: "Учение с увлечением: методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства".Основная идея  проекта заключается в создании проблемных ситуаций  ...

физико-математическая викторина "Ученье с увлечением"

Викторина проводится как внеклассное межпредметное мероприятие. Также данная викторина может проводиться в рамках предметной недели....