Программа элективного курса «Исследовательский практикум по разделу «Тепловые явления» с экологической направленностью» 8 класс
элективный курс по физике (8 класс) по теме

Балаева Ольга Владимировна

На занятиях используется компьютерный измерительный блок " L - Микро" для проведения экспериментальных работ.

Данный элективный курс рассчитан на 17 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_8.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41»

Рассмотрено и одобрена на                                                    «Утверждаю»                                                                          

на заседании методического                                                  директор МОУ «СОШ №41»                                                

объединения        _________/_Терёхин В. В../    

Председатель МО _________        «__» _________2012г.

/ Балаева О. В./        

«__»________2012г.        

                                                                                                                                                                

Программа элективного курса

«Исследовательский практикум  по разделу «Тепловые явления»

 с экологической направленностью»

8 класс

(17 ч.)

Составитель: Балаева Ольга Владимировна,

                                                                                  Учитель физики

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Исследовательский практикум  по разделу «Тепловые явления» с экологической направленностью» составлена на основе элективного курса «Физика и экология» ( Автор О. С. Сазонова. (Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов/ сост. В. А. Попова.- Волгоград: Учитель, 2007)).

Программа элективного курса предназначена для учащихся 8 классов предпрофильной школы, рассчитана на 17 часов.

Цель программы: расширить физико-экологические знания учащихся и облегчить выбор профильного обучения.

Содержание элективного курса позволяет формировать у учащихся современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса (остановить который, конечно, нельзя, но можно ограничить и свести к неопасному минимуму его негативные последствия), показать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия деятельности человека на природу. Это соответствует задачам экологического воспитания – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, воспитать личность, готовую к практической деятельности. К пропаганде экологических идей, к защите и изучению окружающей среды.

Задачи данного курса помогают связать приобретённые теоретические знания, полученные из государственной программы, с экологическими проблемами.

Содержание курса предполагает умение работать с разными источниками физико-экологических знаний, обсуждать поставленные вопросы на уроках-диалогах, семинарах и практических занятий исследовательского характера. Построить работу так, чтобы проявилось творчество учащихся, привлекать их к решению проблемных ситуаций, выполнению различных по форме и содержанию заданий. Содержание данного элективного курса включает в себя самостоятельную работу (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

Содержание программы

Вводное занятие.

Экологические аспекты физики. Экологические проблемы. Задачи и содержание работы элективного курса. Безопасность труда и правила техники безопасности.

Практическая работа: предложите несколько проектов экологически чистых энергетических установок, работающих на возобновимых источниках энергии. Ответ поясните рисунками.

Конвекция в природе и технике.

Конвекция. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Образование конвекционных потоков в промышленных зонах. Тяга. Механизм рассеяния выбросов с помощью высоких труб. Особенности рассеяния при циклонах и антициклонах. Нарушение конвекции в случае ядерной войны и наступления «ядерной зимы». Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов.

Исследовательская работа: конвекция в жидкости и газе.

Водяное отопление. Теплопроводность.

Отопление и охлаждение жилых помещений. Экологические аспекты водяного отопления (загрязнение от ТЭЦ). Борьба за чистоту воздуха. Источники загрязнения. Системы контроля воздуха. Физико-химические способы уменьшения вредных выбросов.

Исследовательская работа: теплопроводность.

Излучение.

Парниковый эффект на Земле и возможные его усиления. Перспективы его усиления. Перспективы использования экологически чистой энергии Солнца.

Исследовательская работа: перенос тепла излучением.

Удельная теплоёмкость.

Нарушение природно-климатических условий при осуществлении естественных и создании искусственных водоёмов. Широкое применение воды во всех сферах производства. Ограниченность запасов пресной воды.

Исследовательская работа: количество теплоты и теплоёмкость.

Теплота сгорания топлива.

Органическое топливо как основной источник энергии на современном этапе. Ограниченность запасов органического топлива, загрязнение атмосферы продуктами его сгорания. Сравнение эффективности и экологической безопасности различных видов топлива (газ, жидкое топливо, твёрдое топливо). Необходимость перехода автотранспорта на газовое топливо.

Исследовательская работа: теплота сгорания топлива.

Агрегатное состояние вещества.

Агрегатное состояние вещества. Круговорот воды в природе. Явление испарения с поверхности морей и океанов и его влияние на климат Земли. Проблемы Мирового океана.

Практическая работа: определение вида местной эрозии почвы и пути её ликвидации.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Плавление. Кристаллизация. Влияние засоленности волы на температуру льдообразования. Экологические аспекты литейного производства.

Исследовательская работа: плавление и отвердевание тел.

Испарение и конденсация.

Испарение. Конденсация. Образование кислотных дождей. Опасность накопления в атмосфере фреона и аммиака для жизни на Земле.

Исследовательская работа: Испарение вещества; зависимость температуры кипения от давления.

Тепловые двигатели. ДВС. Паровая турбина.

Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными водами. Кислотные дожди. Гибель водоёмов, растительности, разрушение архитектурных сооружений, коррозия металлов. Меры снижения вредных выбросов. Контроль за выхлопными газами. Сравнение тепловых двигателей по их влиянию на экологическую обстановку. Совершенствование тепловых двигателей с целью охраны природы.

Исследовательская работа: теплота сгорания топлива.

 Физические методы очистки воды.

Проблема чистой воды. Местные источники загрязнения воды. Очистные сооружения. Проблема очистки сточных вод.

 Заключительное занятие.

Учебная конференция. Защита проектов учащихся.

Тематическое планирование


п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

занятия

Семин. занятия

Практ. занятия

1

Вводное занятие

1

0,5

-

0,5

2

Конвекция в природе и технике

2

1

-

1

3

Водяное отопление

1

0,5

-

0,5

4

Излучение

1

0,5

-

0,5

5

Удельная теплоёмкость

2

0,5

1

0,5

6

Теплота сгорания топлива

1

0,5

-

0,5

7

Агрегатные состояния вещества

1

0,5

-

0,5

8

Плавление и отвердевание кристаллических тел

2

0,5

0,5

1

9

Испарение и конденсация. Холодильник

2

1

-

1

10

Тепловые двигатели. ДВС. Паровая турбина

1

0,5

-

0,5

11

Физические методы очистки воды

1

0,5

0,5

-

12

Заключительное занятие

2

2

Итого:

17

6,5

4

6,5

Оборудование и приборы.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран

Таблицы по физике

Компьютерный измерительный блок

Демонстрационный комплект оборудования по разделу «Тепловые явления»

Литература

Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11 кл./сост. О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов.-М.:Просвещение, 1995.

Методика преподавания физики 6-7 кл./сост. В. П. Орехова, А. В. Усова.- М.: Просвещение, 1976.

Программы для общеобразовательных учреждений/ сост.  Ю. И. Дик, В. А. Коровин- М.: Дрофа, 2001

Физика и экология.7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/сост. Г. А. Фадеева, В. А. Попова.- Волгоград: Учитель, 2003.

Энциклопедический словарь юного техника/сост. Б. В. Зубков, С. В. Чумаков –М: Педагогика, 1987

Темы проектов по элективному курсу «Тепловые явления»

Конвекция в природе и технике.

1.Конвекция. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане.

2. Образование конвекционных потоков в промышленных зонах.

3.Тяга. Механизм рассеяния выбросов с помощью высоких труб. Особенности рассеяния при циклонах и антициклонах.

4. Нарушение конвекции в случае ядерной войны и наступления «ядерной зимы». 5.Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов.

Водяное отопление. Теплопроводность.

6. Отопление и охлаждение жилых помещений. Экологические аспекты водяного отопления (загрязнение от ТЭЦ). Борьба за чистоту воздуха. Источники загрязнения. Системы контроля воздуха. Физико-химические способы уменьшения вредных выбросов.

Излучение.

7.Парниковый эффект на Земле и возможные его усиления. Перспективы его усиления.

8. Перспективы использования экологически чистой энергии Солнца.

Удельная теплоёмкость.

9. Нарушение природно-климатических условий при осуществлении естественных и создании искусственных водоёмов.

10.  Широкое применение воды во всех сферах производства. Ограниченность запасов пресной воды.

Теплота сгорания топлива.

11. Органическое топливо как основной источник энергии на современном этапе. Ограниченность запасов органического топлива, загрязнение атмосферы продуктами его сгорания.

12. Сравнение эффективности и экологической безопасности различных видов топлива (газ, жидкое топливо, твёрдое топливо). Необходимость перехода автотранспорта на газовое топливо.

Агрегатное состояние вещества.

13. Агрегатное состояние вещества. Круговорот воды в природе.

14.  Явление испарения с поверхности морей и океанов и его влияние на климат Земли. Проблемы Мирового океана.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

15. Плавление. Кристаллизация. Влияние засоленности волы на температуру льдообразования.

16. Экологические аспекты литейного производства.

Испарение и конденсация.

17. Испарение. Конденсация. Образование кислотных дождей.

18. Опасность накопления в атмосфере фреона и аммиака для жизни на Земле.

Тепловые двигатели. ДВС. Паровая турбина.

19. Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными водами. Кислотные дожди. Гибель водоёмов, растительности, разрушение архитектурных сооружений, коррозия металлов. Меры снижения вредных выбросов. Контроль за выхлопными газами.

20.Сравнение тепловых двигателей по их влиянию на экологическую обстановку. Совершенствование тепловых двигателей с целью охраны природы.

Физические методы очистки воды.

21. Проблема чистой воды. Местные источники загрязнения воды. Очистные сооружения. Проблема очистки сточных вод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов

Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...

Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)

Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...

Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его  основная цель познакомить учащихся с некоторыми  методами и приемами  решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса

Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...

Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче­ские понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опас­ных ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...