Разработка урока физики в 10 классе по теме:"Электроемкость. Конденсаторы"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Шуваева Ольга Алексеевна

Предложен урок с использованием видеофрагментов демонстрационных опытов из серии "Школьный физический эксперимент", которые наглядно и доступно раскрывают физический смысл процессов, происходящих в конденсаторах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektroemkost._kondensatory.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока физики в 10 классе по теме:

 Электроемкость.  Конденсаторы.

Шуваева О.А.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Ввести понятие электроёмкости. Дать понятие конденсатора, его схематическое обозначение. Ввести единицу электроемкости – фарад. Убедиться на опыте в зависимости электроемкости плоского конденсатора от его геометрических параметров.

Задачи:

образовательные: сформировать знания об электроемкости, установить опытным путем зависимость электроемкости от геометрических параметров плоского конденсатора. Сформировать знания об энергии заряженного конденсатора и их применении.

воспитательные: формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.

развивающие: развивать внимание, умение анализировать и объяснять  явления в конденсаторах; выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры;

ТСО : компьютер, медиа-проектор, экран, классная доска, электрометр,  эбонитовая палочка, кусочек меха.

Используемая литература:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.,  Физика, 10 класс, изд-во М., «Просвещение, 2011г.»

Волков В.А. , Поурочные разработки по физике, 10 класс, М. «Вако» 2009.

Перечень используемых  ЭОРов

ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Школьный физический эксперимент. Электростатика» СГУ ТВП.

информационный

видеофрагменты

диск

Этап урока

Наглядные пособия

Классная доска

Экран

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный этап

Тема урока на доске

Цель: обеспечить оптимальные условия для проведения урока.

Взаимное приветствие

Проверка готовности к уроку;

проверка отсутствующих;

Сообщение темы урока: Электроемкость. Единицы электроемкости.  Конденсаторы

Цель для учеников: Подготовиться к восприятию нового материала.

Ученики открывают тетрадь, записывают дату и тему урока с доски

2

2

Актуализация знаний и проверка домашнего задания

ЭОР №1

Демонстрация однородного электростатического поля.

Свойство силовых линий.

(1 мин 20 сек.)

Цель:  проверить подготовку учеников к уроку, подготовить к восприятию нового материала.

Какие способы электризации тел вы можете назвать? (Трением эбонитовой палочки о шерсть,  электростатической машиной, с помощью гальванического элемента).

Как можно объяснить явление электризации?

Электрическое поле, его характеристики?

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент об электрическом поле.

Объясните действие электроскопа.

Цель для учеников: продемонстрировать готовность к уроку и выполнение домашнего задания.

Отвечают на вопросы

Смотрят видеофрагменты.

Ученик выходит, заряжает электроскоп и объясняет принцип его действия.

5

3

Изучение нового материала

ЭОР №1 зависимость электроемкости плоского конденсатора от расстояния между пластинами, от площади пластин, от диэлектрической проницаемости среды.

(2 мин. 40 сек.)

(1 мин. 40 сек.)

Цели для учителя:

Образовательные

Продолжить формировать знания об электростатическом поле. Сформировать знания об электроемкости, конденсаторах. Продемонстрировать зависимость электроемкости конденсатора от его геометрических размеров. Дать понятие об энергии конденсаторов и их применении.

Развивающие

Научить применять теоретические знания для объяснения практических опытов

Развивать логическое мышление и устную речь

Воспитательные

Показать роль эксперимента в изучении физики

Учитель  демонстрирует электроскоп, подключенный к электрофорной  машине, и показывает на опыте зависимость напряжения от величины заряда.

 Введем понятие электроемкости: C = q/U

 Единица электроемкости в системе СИ – фарад  1Ф = 1Кл/1B.  1Ф -  это очень большая величина.

Введем понятие плоского конденсатора.

Выясним ,от чего зависит электроемкость плоского конденсатора.

Смотрим видеофрагмент (зависимость электроемкости плоского конденсатора от расстояния между пластинами, от площади пластин, от диэлектрической проницаемости среды).

Запишем формулу: C = ɛ ɛ0S/d

Для сильных учеников: вывод формулы рассмотрим на факультативном занятии или д.з.: учебник  Касьянова 10 класс.

Введем понятие энергии заряженного конденсатора: W = qU/2

Применение конденсаторов: клавиатура компьютеров, радиотехника, фотовспышка.

Смотрим видеофрагмент: энергия заряженного конденсатора.

Цель: Получить новые знания   об электроемкости, о конденсаторах , познакомиться с формулой для электроемкости плоского конденсатора.

Ученики смотрят, рассуждают, анализируют.

Записывают в тетрадь с доски формулу C = q/U  и единицу электроемкости в системе СИ – фарад  1Ф = 1Кл/1B.

Записывают определение конденсатора и его схематическое изображение.

Ученики смотрят.

Ученики записывают формулу:  C = ɛ ɛ0S/d

Записывают формулу.

 Слушают и записывают.

20

4

Обобщение и закрепление полученных знаний

Развивающая цель:

Научить применять полученные теоретические знания.

Развивать логическое мышление, выявлять причинно-следственные связи и развивать устную речь.

Фронтальный опрос.

Что называется электроемкостью?

В каких единицах она выражается?

Как устроен конденсатор?

Их использование?

Решение задач

Какую емкость имеет конденсатор, если он получил заряд 6*10-5Кл, от источника с напряжением 120 В?

Какой величины заряд сосредоточен на каждой из обкладок конденсатора емкостью 10 мкФ, заряженного до напряжения 100 В?

Цель: закрепить полученные знания.

Ученики отвечают на вопросы , используя опорный конспект

Ученик решает на доске, остальные в тетрадях.

15

5

Подведение итогов, запись домашнего задания

Выставление оценок учащимся.

Критерии: активность, правильность и полнота ответов, с учетом индивидуальных особенностей учеников.

Указание к выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание:

 §99-101,  упр.18(1)

Упр.18(2) для сильных учеников

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1.  Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал,  необходимый  для  изучения  н...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...

Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".

Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...