Физика сказку сделала былью
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Разработка вводного урока физики в 7 классе.

Цель  этого вводного урока – показать значимость науки физики, сформировать личную убежденность каждого ученика, что физика-это нужная и очень интересная наука. Я предлагаю провести  урок-презентацию «Физика сказку сделала былью».  Для подготовки урока привлекаются старшеклассники, чтобы стимулировать  желание  семиклассников изучать  физику, быть такими же умными и знающими, как их старшие товарищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока49 КБ
Файл презентация к уроку1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Физика помогает сказку сделать былью (первый урок физики в 7 классе).

Цель урока: формирование личной убежденности каждого ученика, что физика – интересная, нужная наука.

Тип урока: урок-презентация.

Подготовка к уроку:

Фрагмент фильма «Приключения электроника» с песней «До чего дошел прогресс»;

Презентация  «Физика сказку сделала былью»

Старшеклассники готовят справки-сообщения об ученых разных времен и стран(например: Архимед, И.Ньютон, В.Рентген, Пьер и Мария Кюри, М.В.Ломоносов) и изобретениях  (самолет,  холодильник, микроволновая печь, соковыжималка, телевизор, велосипед, автомобиль и т.д.);

Оборудование:

Компьютер,

Проектор;

Экран;

Колонки.

Ход урока:

Организационный момент.

Вводное слово учителя (Притча о красавице ФИЗИКЕ).

Демонстрация презентации «Физика сказку сделала былью».

Заключение.

Организационный момент.

В этом году вы приступаете к изучению новой для вас науки – ФИЗИКИ. И сегодня  ребята 11 класса приглашают вас на урок-презентацию «Физика помогает сказку сделать былью». Внимательно смотрите и слушайте и вы поймете, что физика наука интересная и очень  нужная.

Вводное слово учителя.

А начнем мы со сказки о красавице ФИЗИКЕ:

   В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – ПРИРОДА, а королевой в царстве ПРИРОДЫ  была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица ФИЗИКА.  Из столетия в столетие она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.

     Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим помощником, ни  другом в жизни. Полыхали молнии, гремел гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали почему это происходит и часто погибали.  Это очень сильно огорчало королеву. Тогда-то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе. Армия королевы все увеличивалась, в ней появлялись свои сержанты и командиры, а среди них и колоссы- это ученые-гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы.[2]

    Такие люди встречались королеве ФИЗИКЕ в разные времена по всей Земле, в разных странах мира. Кого-то из них вы знаете, о ком-то немного слышали, а о некоторых впервые узнаете на уроках физики.

Демонстрация презентации «Физика сказку сделала былью».

Слайд 2.

Учащийся11кл: например, древнегреческий ученый АРХИМЕД (ок. 287-212 до н.э.). Родился он в Сиракузах(Сицилия). Научные труды относятся к математике, физике, астрономии. Автор многих изобретений и открытий, например, машины для орошения полей, винтов для подъема больших грузов, рычагов, военных метательных машин. В сочинении «О плавающих телах» исследовал равновесие плавающих тел и вывел условия плавания тел, решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона. Открытый им при решении этой задачи закон сейчас называется законом Архимеда.[1]

Слайд 3.

Учащийся11кл: А это - великий английский ученый Исаак НЬЮТОН (4января 1643-31марта 1727). Работы относятся к математике, механике, оптике, астрономии. Он сформулировал законы движения тел, открыл закон всемирного тяготения, разложил белый свет на семь цветов (спектр), создал физическую картину мира, которая долгое время господствовала в науке.  В его честь назвали единицу измерения силы.[3]

Слайд 4.

Учащийся11кл: Познакомьтесь – это немецкий ученый Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (27 марта 1845 – 10февраля 1923)  Научные исследования относятся  к электромагнетизму, оптике, физике кристаллов. В 1895 году открыл новое излучение, названное в дальнейшем  рентгеновскими лучами, и исследовал их свойства. Рентгену в 1901 году первому среди физиков была присуждена  Нобелевская премия.[3]

Слайд 5.

Учащийся11кл: А теперь перенесемся во Францию. Перед вами  Пьер КЮРИ – французский физик(15мая 1859 – 19апреля 1906). В 1885 г. женился на Марии Склодовской – польский физик и химик. Они вместе работали в лаборатории в Школе  физики и химии в  Париже.  Здесь они вместе изучали радиоактивное излучение урана, открыли новые радиоактивные элементы, исследовали   свойства  их излучения, установили влияние радиоактивного излучения на живую клетку. За свою работу в 1903 г удостоены  Нобелевской премии. [3]

Слайд 6.

Учащийся11кл: богата талантами и наша страна. Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (19 ноября 1711 – 15 апреля 1765)- выдающийся русский ученый. Родился в с.Денисовка Архангельской губернии. Работы посвящены физике, химии, астрономии, горному делу, металлургии, истории, литературе и др. Экспериментально доказал закон сохранения вещества, внедрял физические методы в химию, разработал немало конструкций различных физических, метеорологических и др. приборов(около100), в 1756 г сконструировал зрительную трубу и с ее помощью открыл атмосферу на Венере. Многие идеи Ломоносова опередили науку того времени более чем на сто лет. В 1755 г по его проекту был построен первый в нашей стране университет, который сейчас носит его имя.[1]

Учитель: Благодаря  ученым-физикам всего мира стало возможным превратить сказку в быль.

Можете убедиться в этом сами. Смотрите…

Слайд 7.

Учитель:

Отрывок из сказки «Мальчик-с-пальчик»:

— Ну ладно же! — завопил Людоед. — Вы за это поплатитесь, негодные мальчишки! Эй, жена! Подать мне мои сапоги-скороходы!

Людоед пустился в погоню. Он шагал с одной горки на другую, перепрыгивал через реки, как через ручейки.

Ребята, а как мы с вами можем быстро передвигаться? Какие  изобретения нам в этом помогают? (ребята называют различные транспортные средства)

Верно. А спасибо за велосипед, мотоцикл, автомобиль мы должны сказать науке ФИЗИКЕ и ее хорошим знатокам –изобретателям.

Слайд 8.

Учащийся 11кл: Хотя велосипед воспринимается нами как некое простое и гениальное целое (о чём свидетельствует поговорка «изобретать велосипед»), в реальности его изобрели как минимум в три приёма.

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал первый двухколёсный , самокат,  он назвал «машиной для ходьбы». Он был снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» осталось в русском языке. В 1818 году в Баден-Бадене фон Дрез патент на своё изобретение. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться «денди-хорз».

В 1839-1840 гг  кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным.

В 1845 годуин Р. У. Томпсон запатентовал надувную шину.

В 1862 году  Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями — на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1863 году Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами любимы.[4]

Слайд 9.

Учащийся 11кл: Кто  же изобрел  автомобиль?

Первым наземным самоходным средством для передвижения был огромный трехколесный экипаж с паровым двигателем, построенный в 1769 году французом Никола Куньо.
Он передвигался со скоростью 5 км/час. В 1789 году американец Оливер Эванс построил четырехколесный фургон весом 19 тонн. А первая работающая на бензине машина была создана в 1887 году немцем Готлибом Даймлером. В 1895 году англичанин Ланчестер усовершенствовал автомобиль пневматическими шинами и колесами со спицами.
С этого момента развитие автомобиля пошло очень быстро. Сменилась форма автомобиля, двигатель был перемещен вперед, экипажные колеса сменились более мощными, вместо дерева стала использоваться сталь, и наш современный автомобиль стал реальностью
.[4]

Слайд 10.

Учитель:

Отрывок из сказки «Баба Яга» :

А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется – баба-яга гонится, и уж совсем близко.

 Скажите, а как сейчас можно быстро узнать, кто и где находится; когда мама придет с работы; узнать домашнее задание, если забыл записать его в дневник? (ребята дают ответы на вопросы)

Правильно, для этого у нас с вами есть сотовый телефон.

Слайд 11.

Учащийся 11кл:

3 апреля 1973 года глава подразделения мобильной связи Motorola Мартин Купер, прогуливаясь по центру Манхеттена, решил позвонить по сотовому телефону. Прохожие очень удивлялись и не понимали, что происходит: до появления коммерческой сотовой телефонии оставалось еще 10 лет.

6 марта 1983 года был выпущен первый в мире коммерческий портативный сотовый телефон. В этот день компания Motorola представила аппарат DynaTAC 8000X - результат 15 лет разработок, на которые было потрачено более $100 млн. Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33 x 4,4 x 8,9 см. Заряда аккумуляторов первого мобильника со светодиодным дисплеем хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или часа разговоров. Телефон был первым сертифицирован для коммерческого использования Федеральной комиссией по связи США. В розницу новинка стоила баснословные деньги - $3.995. Однако, по словам представителей Motorola, даже несмотря на высокую цену, сама идея быть всегда на связи настолько воодушевила пользователей, что в очередь на покупку  записывались тысячи американцев. [4]

Слайд 12.

Учитель:

Отрывок из  сказки «Два Ивана»:

Вот тебе скатерть-самобранка - всегда будешь сыт. Только скажи: “Попить, поесть!” - разверни скатерть -и ешь, пей, чего только душа пожелает.

Скатерти-самобранки у нас пока еще нет, но вот помощников у мамы на кухне много - это холодильник, микроволновка, соковыжималка и др.

Слайд 13.

Учащийся 11 кл: Микроволновую печь изобрел американский инженер П. Б. Спенсер. При исследовании работы излучателя СВЧ-волн он обнаружил, что при определенной частоте излучения наблюдается интенсивное выделение тепла. В 1945 году Спенсер получил патент на использовании микроволн в приготовлении еды, а в 1949 году по его патенту в США были произведены первые микроволновые печи для быстрой разморозки стратегических запасов продуктов.

В 1962 году японская фирма SHARP наладила массовое производство бытовых микроволновых печей.[4]

Слайд 14.

Учащийся 11кл: Когда небольшое количество воды или спирта попадает на руку, ощущается похолодание: жидкость испаряется, забирая при этом часть тепла.
Этот принцип испарения применяется в современных холодильниках. В 1823 году Майкл Фарадей открыл, как пары аммиака превращаются в жидкость путем увеличения давления и сжатия его, а затем извлечения тепла. Когда давление увеличивается и жидкость снова испаряется, это требует затрат тепла, и вырабатывается холод.
Как это открытие сделало возможным изобретение холодильника? Все очень просто. Появился путь, когда сначала пар превращается в жидкость - отдавая тепло. Затем мы можем снова превратить ее в пар - забирая тепло. Контролируя этот процесс, делая его непрерывным, мы и получаем современные холодильники.
Первые холодильные камеры, созданные на этом принципе, были построены швейцарским изобретателем Карлом Линдом в 1874 году для охлаждения пива. В 1877 году Линд использовал аммиак в качестве жидкости в своем изобретении, отсюда пошла история холодильника.[4]

Слайд 15.

Учитель:

Отрывок из сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»:


 Стала Машенька  катать яблочко по блюдечку  да приговаривать:«Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне и леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь – матушку»

А какое современное устройство вы увидели в этом отрывке? (ребята, конечно, узнали телевизор).

И за это устройство нужно сказать огромное спасибо ученым-физикам.

Слайд 16.

Учащийся 11кл: 25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния». 9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и приём их с воспроизведением на экране ЭЛТ. Передаваемое изображение было статичным (то есть движущиеся объекты отсутствовали).

В 1908 году армянский изобретатель Ованес Адамян запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов.

В 1925 году шотландский изобретатель Джон Лоджи Берд впервые продемонстрировал телевизионную передачу движущихся объектов. В 1926 году он получил первое телевизионное изображение человеческого лица.

В конце 1920-х основанная им компания Baird Corporation была единственным производителем телевизоров в мире.[4]

Слайд 17.

Учитель:

Разрешите представить вам самую знаменитую героиню русских народных сказок.

Ступа для Бабы-Яги (Оксана Щербатая)[5]

Стонет земля, ветры воют любезные:
В небушке тёмном летит
Баба-Яга - чародейка чудесная,-
К Лысой горе, знать, спешит?...

Ступа для ведьмы - вещь необходимая:
"Транспорт" железный блестит!
"Верная птичка, родная, любимая,-
Ржавчина не замутит

Ступу мою: прослужила - столетия!
Чищена часто песком..."
Баба-Яга - старушонка бессмертная,
Ступа - второй её дом.

Ножки куриные древней избушечки
Топают днём по лесам.
Ночью - занятье весёлой старушечки -
В ступе взмывать в небеса...

В дальнем полёте рулит бабка пестиком,
След, заметая метлой,
Сладко поёт стародавние песенки,-
Нам только чудится вой...

Человек с давних пор мечтал летать и, в конце концов, претворил свои мечты в жизнь – был построен самолет.

Слайд 18.

Учащийся 11кл: Первые попытки построить самолёт предпринимались ещё в XIX веке. Первым самолётом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полёт с использованием двигателя.[4]

Заключение.

Учащийся 11кл: Мы постарались показать вам, как  много сделали для нас с вами ученые и изобретатели разных стран в разное время. Их открытия стали возможными только благодаря знаниям физики. Развитие науки продолжается и сейчас. Современный кинематограф и мультипликация все чаще представляют нашему вниманию людей-роботов. Может быть,  мы с вами скоро увидим их наяву…

Включается видеоролик с песней «До чего дошел прогресс» из фильма «Приключения Электроника». Дети поют вместе с героями.

При подготовке урока использовались источники:

Книга для чтения по физике. учебное пособие для учащихся 6-7 кл средней школы. М., «Просвещение», 1986г.

Лыков В.Я.  Эстетическое воспитание при обучении физике. М., «Просвещение», 1986г.

Храмов Ю.А. Физики – биографический справочник. М., «Наука» главная редакция физико-математической литературы, 1983г.

http://ru.wikipedia.org

http://www.stihi.ru/2009/07/05/6188

Библиотека русской сказки в десяти томах, М., товарищество «Возрождение», 1992г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика сказку с делала былью

Слайд 2

Подъём предметов с помощью Архимедова винта древнегреческий ученый АРХИМЕД ( ок . 287-212 до н.э.)

Слайд 3

великий английский ученый Исаак НЬЮТОН (4января 1643-31марта 1727)

Слайд 4

немецкий ученый Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (27 марта 1845 – 10февраля 1923)

Слайд 5

Пьер КЮРИ – французский физик (15мая 1859 – 19апреля 1906) Мария Склодовская– польский физик и химик (7ноября1867 - 4июля1934)

Слайд 6

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (19 ноября 1711 – 15 апреля 1765)

Слайд 7

— Ну ладно же! — завопил Людоед. — Вы за это поплатитесь, негодные мальчишки! Эй, жена! Подать мне мои сапоги-скороходы! Людоед пустился в погоню. Он шагал с одной горки на другую, перепрыгивал через реки, как через ручейки.

Слайд 8

Барон Карл фон Дрез

Слайд 10

А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется – баба-яга гонится, и уж совсем близко.

Слайд 11

глава подразделения мобильной связи Motorola Мартин Купер

Слайд 13

6 декабря - День рождения микроволновой печи американский инженер П. Б. Спенсер

Слайд 14

Первые холодильники были построены швейцарским изобретателем Карлом Линдом в 1874 году.

Слайд 16

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТВОРЕЦ ТЕЛЕЭКРАНА Телевизор «17ТН-1/3», СССР, 1939 год Б.Л.Розинг О. Адамян

Слайд 18

Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 года , пилотирует Орвилл , Уилбер — на земле.

Слайд 19

Физика сказку с делала былью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект учебного занятия "Лепим сказку. Жили-были пугала..."

Конспект занятия «Лепим сказку. "Жили - были пугала..." » образовательной программы «Занимательная глина» для воспитанников третьего года обучения направления «керамика» КПЦ имени Е.В. Честнякова, изу...

Программа "Сказку сделаем из глины( теста, пластилина)"

Авторская программа дополнительного образования. Лепка – один из видов изобразительного искусства,  создание скульптуры из мягких  материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умст...

Программа "Сказку сделаем из глины( теста, пластилина)"

Авторская программа дополнительного образования. Лепка – один из видов изобразительного искусства,  создание скульптуры из мягких  материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умст...

Открытое мероприятие « Сказка и быль» ( день открытых дверей в кабинете физики для начальной школы)

Физика – одна из многочисленных наук о природе. С физическими явлениями человек сталкивается ежедневно. Физика вокруг нас, в каждом движении, во взгляде, в дыхании, на кухне, в быту, в природе. Все те...

Внеклассное мероприятие по химии для 8-11 классов "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."

Мероприятие проводится в форме соревнования 4 команд. Цель мероприятия: расширение кругозора обучающихся, стимулирование мотивации к изучению химии через практическую работу, через занимательные опыты...

Конспект урока по литературе "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"

Конспект урока литературы "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"( по литературе 20-х годов) 11 класс...

Творческий, познавательный проект: "Сказку сделаем из глины"

Проект разработан вместе с обучающимися 9 классав с тяжёлыми множественными нарушениями  развития....