Конспект урока по литературе "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Марина Васильевна Волнухина

Конспект урока литературы "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"( по литературе 20-х годов) 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Урок литературы. 11 класс

                                      «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

(Тема революции в литературе 20-х годов)

Цели:

1.Сформировать взгляды учащихся о времени гражданской войны

2.Уметь составлять и подбирать презентационный материал по выбранной теме; выявлять авторское отношение к изображаемым событиям

3.Воспитывать у учащихся патриотизм, активную гражданскую позицию

Вид урока: Урок- обобщение

Форма урока: проблемная технология с использованием ИКТ

Оборудование: мультимедийный проектор, весы, шашки красного и белого цветов, банка с желаниями

Предварительная работа: анкетирование учащихся младших классов, создание презентаций по произведения писателей 20-х годов XX века

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие.

Вступительное слово

Что такое мечта?

Человеку свойственно мечтать, искать идеалы, пути для абсолютного счастья

Вот перед вами банка желаний

Давайте узнаем, что детям, ученикам 2-5 классов, нужно, чтобы быть абсолютно счастливым?

Кто должен исполнить эти желания?

Взрослеют дети- серьёзней становятся желания, мечты

Читают желания детей

Отвечают на вопросы

(человек)

Формулировка идеи, темы урока

Сегодня мы переносимся в 20-е годы 20-го века , когда мечта о новой жизни, о «светлом будущем» объединила всех людей революционной России.  Идеей урока является строчка из популярной песни советских времён: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» Какие произведения вы выбрали для обсуждения?

Называют автора, название произведения:

Е.Замятин «Мы», Б.Лавренёв «Сорок первый», А.Фадеев «Разгром»

Формулировка целей урока

Какие вопросы в связи с идеей урока вы хотите предложить в процессе урока? Что заинтересовало вас в ходе работы над презентациями по данным произведениям?

Формулируют цели урока

Показ презентаций

Демонстрация презентаций по произведениям Б.Лавренев «Сорок первый», Е.Замятин «Мы», А.Фадеев «Разгром»

Обсуждение презентационного материала

Какие темы, проблемы объединяют данные произведения?

Докажите, что все эти произведения построены на приёме антитезы.

Поиск проблем (тема революции, проблема выбора, положительного героя, счастья, будущего, личности…)

Приводят доказательства

Эксперимент

Действительно, само время раскололо мир на две половины: красные и белые, МЫ и ПРОТИВ НАС

Давайте посмотрим, кто победит в этом поединке: идея или душа?

                             Весы

(на чаши весов выкладываются имена-шашки представителей «идеи» и «души»)

Вывод очевиден. Увы, революционная идея является основной движущей силой для приближения и исполнения великой мечты. Все желают достичь мечты, реализовать сказку. Одни жертвуют для этого своей жизнью, другие – чужой. Именно вторые вершат историю, ломают судьбы, крушат всё на своём пути в поисках прямой, короткой дороги, чтобы быстрее приблизить желаемое

А правильно ли это?

И кому, как ни писателям говорить об этом!

Называют представителей «двух сторон» (герои произведений). Делают вывод эксперимента.

Составление лозунгов (групповая работа)

Все эти произведения можно назвать книгами-предостережениями. Составьте это предостережение в виде лозунга

Составление лозунгов

Проблемная ситуация

Услышан ли был голос писателей?

Актуальны ли эти произведения в наши дни?

Нет ничего страшнее, чем борьба против себя

Версии учащихся  1.Судьба писателей: самоубийство Фадеева, Эмиграция Замятина, ярлык «попутчика» у Лавренёва

2.за литературой 20-х следует литература 30-х, которая получила название «расстрелянная»

Место данной темы в системе дальнейших уроков

С темой гражданской войны мы не прощаемся. Впереди писатели 30-х годов выскажут своё мнение по данному вопросу. Это и Шолохов в «Донских рассказах», «Тихом Доне», Булгаков в «Белой гвардии», Платонов в «Котловане»…

Блок дал абсолютно точное определение своему поколению: «Мы дети страшных лет России…»

(читает стихотворение)

Итоги работы учащихся

Оценки, комментирование

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по одной из проблем произведения 20-х годов (по системе части С- ЕГЭ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика сказку сделала былью

Разработка вводного урока физики в 7 классе. Цель  этого вводного урока – показать значимость науки физики, сформировать личную убежденность каждого ученика, что физика-это нужная и очень интере...

конспект урока немецкому языка по теме "СКАЗКИ"

Урок рассчитан на 8 класс, третий год изучения немецкого языка в качестве второго иностранного....

Внеклассное мероприятие по химии для 8-11 классов "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."

Мероприятие проводится в форме соревнования 4 команд. Цель мероприятия: расширение кругозора обучающихся, стимулирование мотивации к изучению химии через практическую работу, через занимательные опыты...

Конспект урока музыки в 3 классе "Сказка в музыке"

Дети входят в мир  сказочной музыкой Норвегии....

Конспект урока по речевой практике "Сочиняем сказку. Придумывание сказки с опорой на вопросный план".

Задачи:Коррекционно-образовательные:расширить словарный запас у учащихся,Коррекционно-развивающие:Коррекция и развитие связной речи через составление связных высказываний.Коррекционно-воспитательные:В...

Конспект урока литературы в 7 классе "Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия"

Конспект урока литературы в 7 классе "Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия" (по сказкам М.Е.Салтыкова -Щедрина)....

Конспект урока по альтернативному чтению "Прослушивание сказки "Колобок" и совместное с учителем элементарное обсуждение сказки

Интегрированный урок. Интегрирован с уроками "Графика и письмо", "Развитие речи и окружающий мир". Формировать умение слушать сказку и понимать ее смысл....