Моделирование урока развивающего обучения
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Антоновская Любовь Аркадьевна

Моделирование урока по стандартам второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

ВИПКРО г. Владимира

План-конспект

урока развивающего контроля

 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

 в 8 классе.

Авторы:

Седова Т. Н. – учитель физики МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа № 1» Вязниковского района Владимирской области, работает по базовому учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений»

Антоновская Л. А. – учитель МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа» Вязниковского района Владимирской области, работает по базовому учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений»

2012 год.

Цель урока:  Способствовать мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода для контроля уровня усвоения материала по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

Задачи:

Образовательная: проверить умения практического применения знаний по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

Развивающая: развитие аналитических способностей через решение задач, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, адекватной самооценки.

Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, упорство в достижении цели.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Формы работы учащихся: 

Самостоятельная индивидуальная работа учащихся по выполнению контрольной работы, которая состоит из трёх частей. . Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа.  В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи, что позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение , сопоставление объектов по предложенным основаниям работа с информацией, представленной в разных формах и др.). Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут). Желательно, чтобы учащиеся подготовили таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ до начала урока. Во время работы школьники могут пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами  «Физических  постоянных». При выполнении работы учащиеся вносят ответы на вопросы части  А  в таблицу для ответов; решение задач частей В и С приводят в полном объёме.

Самоконтроль  - эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта.

Педагогический контроль – эталон находится у педагога.  Способность к самооценке формируется путём согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Необходимое техническое оборудование: тексты заданий для проведения контрольной работы; вспомогательные алгоритмы, опорные конспекты, эталон контрольной работы, алгоритм исправления ошибок школьниками, система заданий для  коррекции ошибок, задания, аналогичные к/р для выборочного выполнения школьниками, дополнительные задания для учащихся, которые без ошибок справились с работой –для проведения урока по анализу к/р.  

Структура урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Конструирование способов возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого школьники сами формулируют цель урока, создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно- коррекционную деятельность(«хочу»), актуализирует требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»).

Принимают участие в диалоге с учителем, отвечая на поставленные им вопросы.

2

Установление тематических рамок контроля.

Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого устанавливает тематические рамки контроля и организует мотивирование учащихся («хочу»-«надо»-« могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированного для контроля; осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата.


Принимают участие в диалоге с учителем, отвечая на поставленные им вопросы.

3

Установление формы и процедуры контроля.

Даёт необходимые пояснения по форме и процедуре контроля, оговаривает критерии выставления оценки.

Воспринимают и осознают информацию. Задают по необходимости вопросы.

4

Контрольная работа

Организует индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы)

Выполняют контрольную работу.

5

Самоконтроль

Организует сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов.

Сопоставляют свои работы по готовому образцу с фиксацией результатов.

6

Самооценка

Предоставляет возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

Оценивают свою работу по заранее обоснованному критерию.

7

Рефлексия.

Проговаривает механизм деятельности по контролю.  

Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого школьники сами формулируют цель последующей деятельности. Предлагает учащимся:

-зафиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности  и её результатов;

- оценить полученные результаты собственной деятельности;

-при необходимости определить задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора)

Принимают участие в диалоге с учителем, отвечая на поставленные им вопросы.

Фиксируют  степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности  и её результатов.

Оценивают полученные результаты собственной деятельности.

При необходимости определяют задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора).

Записывают домашнее задание.

8

Согласование оценок.

(Этап «согласования оценок» проводится (по необходимости) на следующем уроке в индивидуальной форме, если ученик не согласен с отметкой).

Знакомит учащихся с проверенной работой.

Выслушивает собственное мнение некоторых учащихся о своей оценке. Ведёт индивидуальный диалог о сочетании самооценки и педагогической оценки.

Знакомятся с проверенной работой.

Учащиеся, не согласные с оценкой, высказывают собственное мнение о ней.

Участвуют в диалоге с учителем  о сочетании самооценки и педагогической оценки.

Ход урока:

На этапе "мотивации" для определения основной цели урока и создания условий для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу") учителем может быть организован следующий диалог.

Преподаватель (далее – П.): Здравствуйте, ребята. Скажите, что мы изучали на предыдущих уроках?

Ученик (далее – У.): Мы изучали тему «Изменения агрегатных состояний вещества».

П.: Ребята, а мне интересно (и вам, наверное) узнать, как вы усвоили эту тему. И как вы сами оцените эти знания.

Актуализация требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо") может быть такой:

П.: Хорошо, а если нам интересно узнать результаты тех знаний, которые мы получили, чем же мы будем заниматься на уроке?

У.: Мы будем применять знания, которые получили, изучая данную тему, и контролировать уровень их усвоения. А также попробуем дать оценку своим знаниям.

Установка тематических рамок ("могу") может быть реализована в форме следующего диалога.

П.: Ну, что ж, я желаю вам успешной работы на уроке контроля и думаю, что у вас все получится. А вы верите в свои силы?

У.: Конечно! Мы без особых затруднений справлялись с заданиями по данной теме и серьезно отнеслись к подготовке к данному уроку.

На этапе целеполагания контроля можно организовать следующий диалог:

П.: Мне бы хотелось задать вам еще один вопрос: "С какой целью вы сегодня контролируете свои знания?".

У.: Для того чтобы узнать, как мы усвоили тему "Изменение агрегатных состояний вещества".

П.: Каких результатов хотели бы добиться?

У.: Хочется, чтобы не возникало трудностей и все получилось.

П.: Ребята, вы знаете, что существует много видов контроля физический диктант, проверочная работа, самостоятельная работа и др. Но существует еще одна форма контроля, очень актуальная в наше время, которая вам, возможно, пригодится при сдаче ГИА и ЕГЭ. Какая же это форма контроля?

У.: Это – тесты.

П.: Удобна эта форма контроля?

У.: Да, самостоятельную работу должен проверять учитель, а тест мы можем проверить сами, и при этом быстро.

П.: Ну что ж, желаю вам успеха. Надеюсь, что вы добьетесь ожидаемых результатов. Контрольная  работа состоит из трёх частей. Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа.  В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи. Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут).  Таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ мы приготовили на прошлом уроке.  Во время работы Вы можете пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами  физических  постоянных. При выполнении работы  необходимо внести ответы на вопросы части  А  в таблицу для ответов; решение задач частей В и С представить  в полном объёме.  Каждый правильный ответ части А оценивается 1 баллом (всего 7 баллов). Верное решение каждого элемента в задачи В 8 оценивается 1 баллом (всего до 3 баллов). В расчётных задачах части В полное верное решение оценивается в 2 балла, в случае ошибок в математических расчётах – 1 балл, при неверном решении – 0 баллов (всего 4 балла). Решение задачи  С 11 оценивается от 0 до 3 баллов, согласно следующим рекомендациям:

   * приведено полное правильное решение, включающее рисунок, схему (при необходимости), запись физических формул, отражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведены математические преобразования и расчёты, представлен ответ- 3 балла;

    * при правильном ходе решения задачи допущены ошибки в математических расчётах – 2 балла;

    * при правильной идеи решения допущена ошибка (не более одной) в записи физических законов или использованы не все исходные формулы, необходимые для решения – 1 балл;

    * отсутствие решения, более одной ошибки в записях физических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т. д. = 0 баллов. Максимальный балл работы (10 заданий) составляет 14 баллов, (11 заданий) –17баллов.

    Рекомендуемая оценка работ:

     Оценка

       «2»

         «3»

           «4»

           «5»

Части А,  В и С (11 заданий)

Менее 8 баллов

8-10 баллов

11-13 баллов

14-17 баллов

На этапе контрольной работы организуется индивидуальная деятельность учащихся. Им выдается задание, подготовленное учителем по вариантам: первый, второй, третий и четвёртый. Деятельность учащихся на этапе самоконтроля организуется исходя из цели: организовать сопоставление учащимися своих работ с готовым образцом с фиксацией результатов.

П.: Возьмите образец и сравните с вашими ответами. Под каждым правильным ответом поставьте "+".

Предоставление возможности учащимся провести самоконтроль своих работ развивает ответственность за выполняемую работу и снимает негативные эмоции при нарушении системы межличностных отношений ученик – учитель. Обеспечивает информацией учащегося о качестве усвоения знаний. Не рекомендуется дополнять критериальную базу следующей фразой: «При несовпадении поставьте знак  "–"», т. к. необходимо поддерживать позитивное настроение учащегося.

Для создания психологически комфортной ситуации для учащихся следует наряду с образцами ответов предоставлять и эталон для контроля. Использование эталона удлиняет этап по времени, но помогает учащимся выяснить причину своих ошибок и быть готовыми к рефлексивной деятельности. Особое внимание следует уделить и постепенному обучению самоконтролю. Для этого лучше использовать следующий механизм:

предъявление контролируемого варианта;

использование образца выполнения работы;

наличие понятийно обоснованного эталона;

сопоставление проверяемого варианта с образцом и эталоном по необходимости.

На данном этапе урока учащимся, допустившим ошибки в контрольной работе, предлагается сверить свою работу с "эталоном".

На этапе самооценки учащимся предоставляется возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию. Учащимся предлагается поставить себе предварительные оценки в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Если в классе есть ученики, которые без ошибок справились с работой, им предлагается выполнить дополнительное задание.

Организация рефлексивной деятельности учащихся – самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:

Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?

Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?

Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

Если было трудно/нетрудно – почему?

Какие у вас оценки, результаты?

Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

Что необходимо доработать?

Каково ваше домашнее задание?

Этап согласования оценок и отметок проводится по необходимости вслед за педагогическим контролем работы в случае несовпадения мнений педагога и ученика в оценке работы. Данная совместная деятельность решает проблемы формирования адекватной самооценки результатов учебно-познавательной деятельности ученика.

П.: Есть ли среди вас такие учащиеся, кто не согласен с отметкой?

Я готова выслушать каждого и попробовать совместными усилиями решить вопрос.

При необходимости проведения повторной рефлексии педагог после уроков разбирает с учениками вопросы:

Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?

Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?

Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

Если было трудно/нетрудно – почему?

Какие у вас оценки, результаты?

Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

Что необходимо доработать?

Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы.

Контрольная работа представляется в четырёх вариантах. Задания одного порядкового номера во всех вариантах контрольной работы проверяют одинаковый содержательный элемент знаний. Каждая работа состоит из трёх частей. Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа.  В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи, что позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение , сопоставление объектов по предложенным основаниям,  работа с информацией, представленной в разных формах и др.). Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут). Желательно, чтобы учащиеся подготовили таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ до начала урока. Во время работы школьники могут пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами  физических  постоянных. При выполнении работы учащиеся вносят ответы на вопросы части  А  в таблицу для ответов; решение задач частей В и С приводят в полном объёме.  Каждый правильный ответ части А оценивается 1 баллом (всего 7 баллов). Верное решение каждого элемента в задачи В 8 оценивается 1 баллом (всего до 3 баллов). В расчётных задачах части В полное верное решение оценивается в 2 балла, в случае ошибок в математических расчётах – 1 балл, при неверном решении – 0 баллов (всего 4 балла). Решение задачи  С 11 оценивается от 0 до 3 баллов, согласно следующим рекомендациям:

* приведено полное правильное решение, включающее рисунок, схему (при необходимости), запись физических формул, отражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведены математические преобразования и расчёты, представлен ответ- 3 балла;

    * при правильном ходе решения задачи допущены ошибки в математических расчётах – 2 балла;

    * при правильной идеи решения допущена ошибка (не более одной) в записи физических законов или использованы не все исходные формулы, необходимые для решения – 1 балл;

    * отсутствие решения, более одной ошибки в записях физических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т. д. = 0 баллов. Максимальный балл работы (10 заданий) составляет 14 баллов, (11 заданий) – 17 баллов. Рекомендуемая оценка работ:

 Оценка

       «2»

         «3»

           «4»

           «5»

Части А,  В и С (11заданий)

Менее 8 баллов

8-10 баллов

11-13 баллов

14-17аллов

Данный формат контрольных работ позволяет учителю провести поэлементный анализ качества знаний по предложенной теме с целью дальнейшей коррекции содержания и методов обучения.

                              Перечень заданий для коррекции ошибок,

допущенных в контрольной работе

по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

А1.    Повтори опорный конспект «Таблица сравнения агрегатных состояний вещества».

А2.     Повтори опорный  конспект «Парообразование и конденсация»

А3.    Повтори опорный конспект «Тепловые явления» (Конспект по обобщению и систематизации знаний по теме «Тепловые явления»).

А4:  1.Какое количество теплоты потребуется для плавления 3 кг олова, взятого при  температуре плавления?

        2.Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 200г свинца, взятого

 при температуре кристаллизации?

       3.Какое количество теплоты потребуется для превращения в пар 2кг воды, взятой    

 при температуре кипения?

 4.Какое количество теплоты выделится при конденсации 200г водяного пара,

 при температуре конденсации?

5.Для алюминия удельная теплота плавления равна 0,39 МДж/кг.

 Что это означает?

      6.Два тела одинаковой массы, сделанные из разных веществ, нагреты до   температуры плавления. Какое тело расплавится первым при сообщении им одинакового количества теплоты, если удельные теплоты плавления веществ соответственно равны: 0,39 МДж/кг и  0,12 МДж/кг?

А5.    Повторите по учебнику параграф о влажности воздуха.

А6.    Запомни! Удельная теплота плавления вещества и удельная теплота парообразования вещества – есть величины постоянные для данного вещества, их находят в соответствующих справочных таблицах и они не зависят от массы вещества.

А7.    Найдите в тетради график зависимости температуры нагревания льда от времени. Назовите каждый участок графика.

В9. и В10:

Какое количество теплоты потребуется для плавления 3кг олова, имеющего    

температуру 1320 С?

Какое количество теплоты выделится при конденсации 300г водяного пара,

имеющего температуру 1000 С, и охлаждении образовавшейся воды до температуры 200 С?

Какое количество теплоты выделится  при отвердевании 3кг воды, взятой при    

температуре 200 С?

Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 200г эфира,

взятого при температуре 200 С?  

Дополнительные задания

для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.:

 Какая установится окончательная температура, если 500г льда при температуре

00 С погрузить в 4л воды при температуре 300 С?

Сколько дров надо сжечь в печке, КПД = 40%, чтобы получить из 200кг снега, взятого при 100 С, воду при 200 С?

В кусок льда массой 100г и температурой равной -100 С влили 1,5кг расплавленного свинца при температуре плавления. Сколько воды обратится в пар, если свинец остыл до 270 С?

Алгоритм исправления ошибок школьниками.:

Прочитайте текст задания  контрольной работы, в котором Вами допущена ошибка.

Возьмите опорный конспект, в котором говорится о данном физическом явлении, понятии и т. д. и прочтите его.

Если не нашли ответа на поставленный вопрос в опорном конспекте, то откройте учебник, найдите по оглавлению соответствующий параграф, прочитайте его и отыщите ответ на вопрос из контрольной работы

Найдите в «Перечне заданий для коррекции ошибок» похожие задания и выполните их.

Вспомогательный алгоритм для выполнения контрольной работы:

Для выполнения заданий части А 1-7:- прочитайте задание;- вспомните соответствующий теоретический материал;- ответьте на поставленный вопрос;- прочитайте варианты ответов и выберите среди них правильный;- запишите цифру правильного ответа в таблицу для записей ответов.

Для выполнения заданий части В8: - читайте позицию первого столбца; - пользуясь таблицами: «удельных теплоёмкостей некоторых веществ», «температур плавления» и «температур кипения», подберите позицию второго столбца так, чтобы получилось верное утверждение; - запишите в таблицу ответов выбранные цифры через запятую по порядку позиций первого столбца.

Для выполнения заданий частей В9, В10, С11 необходимо представить решение задач в полном объёме.

Можно воспользоваться следующим алгоритмом:

 1)  прочитайте задачу и запишите краткое условие;

2)  переведите все физические величины в основные единицы измерения физических величин системы СИ;

 3)  проанализируйте то, что дано и то, что необходимо найти и текстовое условие задачи запишите в виде математических соотношений (т. е. физических формул), используя в первую очередь:

 а) общие формулировки законов физики (например, закон сохранения энергии…); б) основные формулы (например, формулы для определения количества теплоты  в данном тепловом процессе…);

в) определения физических величин (например, определение плотности или формулы для определения объёма…);

4)  выразите из нужной формулы (или нужных формул) неизвестную величину;

5)  подставляйте в полученную формулу для определения неизвестной величины числовые значения и находите значение получившегося математического выражения (Не забывайте о порядке действий!);

6)  запишите ответ.

                            Структура уроков развивающего контроля

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

написание учащимися варианта контрольной работы;

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

При проведении контрольной работы акцент делается прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.

Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся.

Формы организации уроков развивающего контроля

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;

взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок;

педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля

Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа.

Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности–  выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этого этапа требуется:

определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу");

актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо");

исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий ("могу");

установить форму и процедуру контроля;

предъявить критерии выставления оценки.

Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо:

организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение и пр.) и познавательные процессы (внимание, память и пр.), необходимые для выполнения контрольной работы;

организовать мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

организовать самостоятельную работу учащихся;

организовать сопоставление школьниками своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

предоставить им возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

                                           Анализ контрольной работы

Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов.

Локализация индивидуальных затруднений – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Для этого необходимо:

организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности ("хочу" – "надо" – "могу") и формулирование ими основной цели урока;

воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласовать их оценки с оценкой учителя.

Учащиеся, которые допустили ошибки:

уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

анализируют свое решение и определяют место ошибок (место затруднений);

выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т. д.), в которых допущены ошибки (причина затруднений).

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.

Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений – постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (т. е. какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, 
т. е. установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д. им нужно еще раз осмыслить и понять, и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

Реализация построенного проекта – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этого этапа учащиеся, у которых были затруднения в контрольной работе, должны:

самостоятельно исправить свои ошибки выбранными методом и средствами, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки;

соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т. д.), в которых были допущены ошибки;

решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Обобщение затруднений во внешней речи – закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этого этапа организуется обсуждение типовых ошибок и заданий, которые вызвали затруднение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этого этапа необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки;

провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали результаты;

отметили преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Включение в систему знаний и повторения – применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Рефлексия деятельности на уроке – самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для его реализации учащиеся:

проговаривают механизм деятельности по контролю;

анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

называют способы действий, вызвавшие затруднения;

фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

оценивают полученные результаты собственной деятельности;

при необходимости определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

намечают цели последующей деятельности.

Структура урока развивающего контроля

Этапы урока развивающего контроля

Цели

Мотивация

Определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу").

Актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо").

Установить тематические рамки ("могу")

Актуализация и подготовка мышления учащихся

Организовать повторение контролируемых способов деятельности.

Актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольных работ

Целеполагание контроля

Организовать:

мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля;

осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата

Контрольная работа

Организовать индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы)

Самоконтроль (взаимоконтроль)

Организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов

Самооценка

Предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию

Рефлексия

Проговорить механизм деятельности по контролю.

Наметить цели последующей деятельности.

Фиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов.

Оценить полученные результаты собственной деятельности.

При необходимости определить задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества)

Согласование оценок

Знакомство с проверенной работой.

Выражение учеником собственного мнения об оценке

Этап "согласование оценок" проводится (при необходимости) на следующем уроке в индивидуальной форме, если ученик не согласен со своей отметкой. Желательно, чтобы время проведения данного этапа не превышало 1–2 дня с момента проведения контрольной работы. Особенности организации данного этапа связаны с сочетанием самооценки и педагогической оценки.

Алгоритм для подготовки урока развивающего контроля
Прежде чем приступить к написанию плана-конспекта урока, нужно выделить необходимый материал для контроля, его формы и приемы. Для организации контроля можно использовать форму теста, где задания приближены к части "А" ЕГЭ (задания закрытого типа). Далее создается контрольная работа и разрабатывается объективно обоснованный эталон и конкретизируется алгоритм контроля.

Особое внимание нужно уделить конструированию диалога на этапе "целеполагание контроля". Диалог должен быть кратким, конкретным и четким.

Затем педагог формирует примерный прогноз рефлексивного анализа результатов контрольной работы.

В тематическом планировании урок подобного типа должен занимать определенное место: он проводится в завершении изучения крупных разделов курса, т. к. обеспечивает самоконтроль и самооценку. Количество уроков развивающего контроля определяется существующей системой педагогического контроля.

Урок данного типа требует особого методического сопровождения: должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы, лучше в тестовой форме, с учениками оговариваются критерии оценок.

Особую значимость на уроках развивающего контроля приобретает этап самоконтроля, на котором ученик должен использовать приобретенные им навыки:

при возникновении затруднений – обращаться к учителю за помощью, который должен поддержать его инициативу в направлении самооценки;

при проверке работы – уметь работать с образцом и эталоном;

при обнаружении ошибки – рассуждать по алгоритму рефлексивного анализа деятельности.

Для учащихся, успешно выполнивших тестовые задания, важным этапом формирования системы самооценки является предложение учителя выполнить задания творческого плана. Этот этап моделирует ситуацию реального выполнения заданий ЕГЭ: «Я успешно справился с заданиями частей "А" и "В" могу приступить к части "С"». Подобного рода творческие задания рассматриваются учащимися как дополнительный стимул к дальнейшей успешной работе с тестовыми заданиями ("хочу" – "могу"). Уроки развивающего контроля используются для формирования у обучающихся концепций самостоятельной работы в ситуации "контроля над знаниями" (ситуация успеха).

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ А.  Выберите один верный ответ

Расстояние между соседними частицами вещества мало (они практически соприкасаются). Это утверждение соответствует модели

           1) только твёрдых тел

           2) только жидкостей

           3) твёрдых тел и жидкостей

           4) газов, жидкостей и твердых тел

2. При испарении жидкость охлаждается. Это объясняется тем, что…

жидкость покидают частицы с наибольшей кинетической энергией

масса жидкости уменьшается

жидкость покидают самые лёгкие молекулы

жидкость покидают самые медленные молекулы

   3.Как изменяется внутренняя энергия стали при отвердевании?

          1) увеличивается

          2) уменьшается

          3) не изменяется

          4) сначала увеличивается, а затем уменьшается

 4. Удельная теплота плавления платины равна 110 кДж/кг. Это значит, что при температуре плавления …

               1) для плавления 2 кг платины потребуется 110 кДж теплоты

               2) для плавления 400 г платины потребуется 44 кДж теплоты

               3) при кристаллизации  2 кг платины выделится 22 кДж теплоты

               4) при кристаллизации 1 г платины выделится 110 кДж теплоты

5. При какой влажности воздуха человек легче переносит высокую температуру воздуха и почему?

               1) при низкой, т.к. при этом пот испаряется быстро

               2) при низкой, т.к. при этом пот испаряется медленно

               3) при высокой, т.к. при этом пот испаряется быстро

               4) при высокой, т.к. при этом пот испаряется медленно

6.  Как изменится удельная теплота плавления вещества при увеличении массы тела в 3 раза?

увеличится в 3 раза

уменьшится в 3 раза

не изменится

может увеличиться, может уменьшиться

7.  На рисунке показан график зависимости температуры нагревания льда от времени. Какой участок графика соответствует процессу нагревания воды?

ЧАСТЬ В.

8.   К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.

А. При температуре 100ºС                                           1) Вода

вещество будет только в газообразном

состоянии

Б. При равных массах, остывая                                   2) Ртуть

на 1ºС, выделит наибольшее

количество теплоты

В. При температуре 100ºС                                           3) Спирт

вещество будет только в жидком

состоянии

Решите задачи.

9. Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227ºС?

10. Какое количество теплоты выделится при конденсации 200 г водяного пара, взятого при температуре 100ºС,  и охлаждении образовавшейся воды до 40ºС?

ЧАСТЬ С.

11.Решите задачу.

     При конденсации1 кг водяного пара, взятого при температуре 100ºС, выделяется энергия. Какую массу воды можно нагреть от 0ºС до 60ºС

за счёт выделившейся энергии. Потерями тепла пренебречь. Ответ представьте целым числом килограммов.

                                                  ВАРИАНТ 2

ЧАСТЬ А.  Выберите один верный ответ

1. Атомы и молекулы вещества в любой момент времени расположены в пространстве беспорядочно, на разных расстояниях друг от друга и беспрерывно и хаотично движутся, изменяя взаимное расположение…

                1) в газах

           2) в жидкостях

           3) в кристаллических телах

           4) в любом агрегатном состоянии

2. Какой фактор не влияет на скорость испарения жидкости?  

1) температура жидкости

2)масса жидкости

3) площадь поверхности

4) род вещества

3.Как изменяется температура жидкости от начала кипения до полного её выкипания?

          1) увеличивается

          2) уменьшается

          3) не изменяется

          4) сначала увеличивается, а затем уменьшается

 4. Три тела одинаковой массы, сделанные из разных веществ. Нагрели до температуры плавления. Какое тело расплавится последним при сообщении им одинакового количества теплоты, если удельные теплоты плавления веществ соответственно равны: 0,2 МДж/кг; 0,4 МДж/кг ;

 0,6 МДж/кг.

               1) первое

               2) второе

               3) третье

               4) все одновременно

5.На поверхности земли выпала роса. Это значит, что в этот момент в воздухе содержится             

               1) ненасыщенный пар

               2) насыщенный пар

               3) нет пара

               4) перенасыщенный пар

6.  Как изменится удельная теплота парообразования вещества при уменьшении массы жидкости в 4 раза?

1) увеличится в 4 раза

2) уменьшится в 34раза

3) не изменится

4) может увеличится, может уменьшится

7.  На рисунке показан график зависимости температуры нагревания льда от времени. Какой участок графика соответствует процессу нагревания льда?

ЧАСТЬ В.

  8.   К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.

А. При температуре 78 ºС                                           1) Спирт

вещество будет только в газообразном

состоянии

Б. При равных массах для выпаривания                     2) Кислород

 потребуется наибольшее

количество теплоты

В. При температуре -114ºС                                           3) Ртуть

вещество будет только в твердом

состоянии

Решите задачи.

9. Какое количество теплоты потребуется для плавления 100 г олова, имеющего температуру 32ºС?

10. Какое количество теплоты выделится при конденсации 4 кг  водяного пара, взятого при температуре 100ºС,  и охлаждении образовавшейся воды до 20ºС?

ЧАСТЬ С.

Решите задачу.

В сосуд с водой, имеющий температуру 0ºС, впустили 1 кг стоградусного водяного пара . Через некоторое время в сосуде установилась температура 20ºС. Определите массу воды первоначально находящейся в сосуде.

                                                        ВАРИАНТ 3

        Выберите один верный ответ

Жидкость сходна с газом в том, что как и газ, при небольших внешних воздействиях

Сохраняет форму

Сохраняет объем

Не сохраняет форму

Не сохраняет объем

Энергия при конденсации пара выделяется вследствие

Уменьшения температуры

Уменьшения кинетической энергии молекул

Совершения работы

Теплопередачи

Лед при температуре 0ºС внесли в теплое помещение. Температура льда до того, как он растает

Не изменится, так как вся энергия, получаемая льдом в это время, расходуется на разрушение кристаллической решетки

Не изменится, так как при плавлении лед получает тепло из окружающей среды, а затем отдает его обратно

Повысится, так как лед получает тепло от окружающей среды, значит, его внутренняя энергия растет и температура льда повышается

Понизится, так как при плавлении лед отдает окружающей среде некоторое количество теплоты

4. Удельная теплота парообразования спирта 0,9 МДж/кг. Это значит,   что при температуре кипения спирта

Для кипения 2 кг спирта потребуется 0,18МДж теплоты

Для кипения 200г спирта потребуется 180 МДж теплоты

При конденсации 2 кг спирта выделится 0,45 МДж теплоты

При конденсации 200г спирта выделится 0,18 МДж теплоты

Почему в районах с высокой влажностью трудно переносить повышение температуры воздуха?

Пот испаряется быстро, тело человека охлаждается

Пот испаряется быстро, тело человека нагревается

Пот испаряется медленно, тело человека охлаждается

Пот испаряется медленно, тело человека нагревается

6. Как изменится удельная теплота плавления при уменьшении массы тела в 2 раза?

Увеличится в 2 раза

Уменьшится в 2 раза

Не изменится

Может увеличиться, может уменьшиться

7. На рисунке показан график зависимости температуры нагревания льда от времени. Какой участок графика соответствует процессу конденсации воды?

  8.   К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.

А. При температуре 232ºС                                           1) Водород

вещество будет в двух агрегатных

состояниях

Б. При равных массах, нагреваясь                               2) Олово

на 1ºС, поглощает наибольшее

количество теплоты

В. При плавлении 1кг вещества                                     3) Свинец

поглощает наименьшее количество теплоты

Решите задачи.

9. Какое количество теплоты выделится при отвердевании 2кг воды, взятой при температуре 10ºС?

10. Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 100г эфира, взятого при температуре 5ºС ?

11. Решите задачу.

     Железная заготовка, охлаждаясь от температуры 800ºС до 0ºС, растопила лед массой 3кг, взятый при 0ºС. Какова масса заготовки, если вся энергия, выделенная ею, пошла на плавление льда?

        ВАРИАНТ 4

        Выберите один верный ответ

В каком агрегатном состоянии вещества его атомы и молекулы участвуют в тепловом движении?

Только в газообразном

В газообразном и жидком

В жидком и твердом

В газообразном, жидком и твердом

2. При какой температуре молекулы могут покидать поверхность воды?

Только при температуре кипения

Только при температуре выше 100ºС

Только при температуре выше 20ºС

Только при температуре выше 0ºС

3. В процессе кипения жидкости в ней образуются пузырьки, Внутри пузырьков находится

Ненасыщенный пар

Насыщенный пар

Воздух

Ничего нет

4.Удельная теплота плавления меди 0,2 МДж/кг. Это значит, что при температуре плавления меди

Для плавления 4кг меди потребуется 20МДж теплоты

Для плавления 4кг меди потребуется 0,8 МДж теплоты

При кристаллизации 4 кг меди выделится 0,8 МДж тепла

При кристаллизации 4 кг меди выделится 2 МДж тепла

5.Повышение влажности приводит к нарушению теплового обмена человека с окружающей средой, это связано с тем, что при этом изменяется

Удельная теплоемкость воздуха

Скорость испарения влаги с поверхности тела

Атмосферное давление

Содержание кислорода в воздухе

6.Как изменится удельная теплота парообразования вещества при увеличении массы тела в 5 раз?

Увеличится в 5 раз

Уменьшится в 5 раз

Не изменится

Может увеличиться, может уменьшиться

7. На рисунке показан график зависимости нагревания льда от времени. Какой участок графика соответствует процессу кристаллизации воды?

        

 8.   К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.

А. При температуре 0ºС вещество                                 1) Вода

будет только в твердом состоянии

Б. При кристаллизации 1кг выделит                              2) Ртуть

наибольшее количество теплоты

В. При температуре 0ºС вещество                                   3) Нафталин

Будет только в жидком состоянии

Решите задачи.

9. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 4кг меди и охлаждении ее до температуры 585ºС?

10. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы 30 г спирта, взятого при температуре 28ºС, нагреть до кипения и обратить в пар?

Решите задачу. 11.  Какая масса льда, взятого при температуре 0ºС, расплавится, если ему сообщить такое количество теплоты, которое выделится при конденсации стоградусного водяного пара массой 8 кг?

Варианты ответов.

Ва-

риант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

В8

В9

В10

С11

1

3

1

2

2

1

3

2

312

78кДж

510кДж

9 кг

2

1

2

3

3

2

3

1

213

10,9кДж

10,5Мдж

6,8кг

3

3

2

1

4

4

3

3

213

744кДж

47,05кДж

3,2 кг

4

4

4

2

3

2

3

4

312

1,6 МДж

30,75кДж

54 кг

 Задача № 9 вариант 1.

Дано:                                               Решение:

m=2 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m λ

с=140 Дж/кгºС                     Q1=2кг 140 Дж/кгºС (327-227)=28 000 Дж                    

t2=327 ºС                                 Q2=2 кг 25 000 Дж/кг =50 000 Дж                                    

t1= 227 ºС

λ =25000 кДж/кг                     Q= 28 000 Дж+50 000 Дж=78 000Дж

Q-?                                      Ответ:Q=78 кДж

Задача № 10 вариант 1.

Дано:                                               Решение:

m=0,2кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m L

с=4200 Дж/кгºС                     Q1=0,2кг 4200 Дж/кгºС (100 -40)=50 400 Дж                    

t2=100 ºС                                 Q2 =0,2 кг 2600 000 Дж/кг =460 000 Дж                                    

t1=40 ºС

L=2,3 МДж/кг                     Q= 50 400 Дж+460 000 Дж=510 400Дж


Q-?                                      Ответ:Q=510 кДж

Задача № 11 вариант 1.

Дано:                                               Решение:

m1=1 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m L

с=4200 Дж/кгºС                     Q1=1кг 2300000Дж/кг=2300000 Дж                    

t2=60 ºС                                m2=2300000Дж :(4200Дж/кгº С  60 ºС) =9 кг

t1= 0 ºС

L =2,3 МДж/кг                                                          


m2-?                                                     Ответ: m2=9 кг                                               

Задача № 9 вариант 2.

Дано:                                               Решение:

m=0,1 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m λ

с=250 Дж/кгºС                     Q1=0,1кг 250 Дж/кгºС (232-32)=5 000 Дж                    

t2=232 ºС                                 Q2=0,1 кг  59000 Дж/кг =5900 Дж                                    

t1= 32 ºС

λ =59 кДж/кг                     Q= 5000 Дж+5900 Дж=10 900Дж

Q-?                                      Ответ:Q=10,9 кДж

Задача № 10 вариант 2.

Дано:                                               Решение:

m=4 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m L

с=4200 Дж/кгºС                     Q1=4 кг 4200 Дж/кгºС (100 -20)=1344000 Дж                    

t2=100 ºС                                 Q2 =4 кг 2300000 Дж/кг =9200000 Дж                                    

t1=20 ºС

L=2,3 МДж/кг                     Q= 1344000 Дж+9200000 Дж=10544000Дж


Q-?                                      Ответ:Q=10,5МДж

Задача № 11 вариант 2.

Дано:                                               Решение:

m1=1 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m L

с=4200 Дж/кгºС                     Q1=1кг 2300000 Дж=2300000 Дж                    

t2=100 ºС                                m2=2300000Дж: (4200Дж/кгºС 80ºС)=6,8 кг

t1= 20 ºСº

L =2,3 МДж/кг                                                          


m2-?

                                                     Ответ: m2=3,2 кг

Задача № 9 вариант 3.

Дано:                                               Решение:

m=2 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m λ

с=4200 Дж/кгºС                     Q1=2кг 4200 Дж/кгºС (10-0)=84000 Дж                    

t2=10 ºС                                 Q2=2 кг  330000 Дж/кг =660000 Дж                                    

t1= 0 ºС

λ =330 кДж/кг                     Q= 84000 Дж+660000 Дж=744000Дж

Q-?                                      Ответ:Q=744кДж

Задача № 10 вариант 3.

Дано:                                               Решение:

m=100г=0,1кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m L

с=2350 Дж/кгºС                     Q1=0,1кг 2350 Дж/кгºС (35-5)=7050 Дж                    

t2=35 ºС                                 Q2 =0,1 кг 400000 Дж/кг =40000 Дж                                    

t1=5 ºС

L=400 кДж/кг                     Q= 7050 Дж+40000 Дж=470050Дж


Q-?                                      Ответ:Q=47,05кДж

Задача № 11 вариант 3.

Дано:                                               Решение:

m1=3 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m λ

с=460 Дж/кгºС                     Q1=3кг 460 Дж/кгºС (800-0)=1104000 Дж                    

t2=800 ºС                                m2=1104000Дж:340000Дж/кг=3,2 кг

t1= 0 ºС

λ =340 кДж/кг                                                          


m2-?

                                                     Ответ: m2=3,2 кг

Задача № 9 вариант 4.

Дано:                                               Решение:

m=4 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m λ

с=400 Дж/кгºС                     Q1=4кг 400 Дж/кгºС (1085-585)=800000 Дж                    

t2=1085 ºС                                 Q2=4 кг  210000 Дж/кг =840000 Дж                                    

t1= 585 ºС

λ =210 кДж/кг                     Q= 840000 Дж+800000 Дж=1640000Дж


Q-?                                      Ответ:Q=1,6 МДж

Задача № 10 вариант 4.

Дано:                                               Решение:

m=0,03 кг                                       Q=mc (t2-t1)       Q=m λ

с=2500 Дж/кгºС                     Q1=0,03кг 2500 Дж/кгºС (78-28)=3750 Дж                    

t2=78 ºС                                 Q2=0,03 кг  900000 Дж/кг =27000 Дж                                    

t1=28 ºС

λ =900 кДж/кг                     Q= 3750 Дж+27000 Дж=30750Дж


Q-?                                      Ответ:Q=30,75 кДж

Задача № 11 вариант 4.

Дано:                                               Решение:

m1=8 кг                                       Q=mL       Q=m λ

λ =340 кДж/кг                     Q1=8 кг2300 000Дж/кг=18400000 Дж                    

t2=100 ºС                                m2=18400000Дж:340000Дж/кг=54 кг

t1= 0 ºС

L=2300 кДж/кг                                                          


m2-?                                                   Ответ: m2=54 кг

                                                   

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В

ЧАСТЬ С

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ С

ЧАСТЬ В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развивающего обучения "Простые механизмы"

Интегрированный урок по физике.Используются различные формы: работа в парах, в группах, индивидуальная, фронтальная, театрализация, предварительная подготовка сообщений. Интересным моментом является т...

Презентация к уроку развивающего обучения "Простые механизмы" часть 1

В данной презентации представленны слайды к уроку развивающего обучения по физике "Простые миханизмы" первая часть....

Презентация к уроку развивающего обучения "Простые механизмы" часть 2

Вторая часть презентации к уроку развивающего обучения по физике "Простые механизмы"...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Схема самоанализа урока развивающего обучения (ФГОС)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911365","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 50px; height: 50px;"}}]] 2 схемы самоанализа урока по ФГОС (урок развивающ...