Особенности уроков развивающего обучения (Типы и виды уроков)
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_urokov_razvivayushchego_obucheniya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности уроков развивающего обучения (Типы и виды уроков)

                                  Выступление на РМО

Аянот Е.В.,

учитель русского языка и литературы, руководитель районного методического объединения учителей

русского языка и литературы

Человечество накопило такой потенциал знаний, что невольно на каждом уроке учителю необходимо сконцентрировать внимание на самом важном и значительном, ибо многознание не даёт развития. Но чтобы усвоить это много- знание, нужно научить ребят рациональным приёмам применения знаний не только в учёбе, но и в жизни. Это главная задача развивающего обучения.

Прав был философ, говоря: « Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». (Э.Кант)

Литература - такой предмет, который учит не только вдумчивому чтению, но и заставляет, порой невольно, переживать судьбу героя, задуматься над его поступками, осознать причину их, сделать для себя определённый вывод и, возможно, получить урок.

«Тарас Бульба» - поэма о любви к родине» (В.Белинский). Но как сегодняшнему маленькому читателю донести это, когда понятие «родина» размыто, стёрто и переиначено. Слова великого критика - это интрига, которая заставит ребят искать ответ, задуматься над вопросами:

  • Почему Тарас видел будущее своих сыновей только в Запорожской Сечи?
  • За чью землю погибают Тарас и Остап?
  • Зачем Н.В.Гоголь неоднократно повторяет «Русская земля», «русский характер», «русская сила» в повести о борьбе украинского народа за свою независимость?

Здесь очень важны паузы, которые помогут ребятам осознать важность слов не только В.Белинского, но и самого писателя.

Другой урок «Андрий - предатель или пылкий влюблённый?» строится на коллизии.

Если раньше этот вопрос был недопустим, то сегодня и дети на него отвечают по разному.Но как же тогда общечеловеческие ценности? Приводим довод, что Вальтер Скотт охотно бы подписался под этим «Бульбою». Но герои английского писателя - Ричард Львиное сердце, Айвенго- совершают свои подвиги, когда это нужно для личного блага, Значит, и Андрий из этих рыцарских романов... Вот почему герои Гоголя патетичнее, значительнее, а подвиги их богатырские. Здесь очень важна недосказанность, так вопрос должен остаться в душе ученика, оценившего героя по своим нравственным критериям.

Обобщающий урок по «Медному всаднику» и «Полтаве» А.С.Пушкина даю как урок-сравнение одного героя... - Петра Первого. Автор один и тот же, герой тот же, но редкая тема поможет увидеть царя глазами поэта. В процессе беседы, сравнительной характеристики, подбором цитатного материала, подготовленного группами учащихся, подходим к выводу: «Полтава» - державная поэма, а «Медный всадник» - рассказ о «маленьком человеке». Это помогает вдумчивому чтению, осознанию замысла Пушкина и того, как меняется со временем отношение поэта к своему любимому герою.

Урок - портрет. Заканчивая уроки по «Борису Годунову» А.С.Пушкина, возвращаюсь к «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. Здесь главная задача - работа с текстами, сюжет которых направлен на раскрытие главных особенностей характера Грозного. У Лермонтова царь жестокий, мстительный, несправедливый - «величие падшего» поэт скрыл в поэтической форме. У Пушкина Иоанн Грозный - «усталый от гневных дум и казней», поэтому душа страдающая и бурная. Такие уроки помогают ребятам понять назначение портрета в литературном произведении, отношение разных поэтов к историческому герою...

Интересно воспринимают дети урок - лабораторная работа: «Песня о вещем Олеге» А.С.Пушкина, так как здесь происходит не только осознание богатства родного языка, но и красоты его.

В старших классах, начиная с «Недоросля» Д.И.Фонвизина, прослеживаю

во всех произведениях русских классиков тему семьи и дома. На семинаре «Дом

Кабанихи - это...» ребята размышляют о семье и доме героев, высчитывают,

65

сколько лет Кабанихе, рисуют её молодой, пытаются понять причину ненависти к Катерине и презрения к Тихону...Тогда они сами задумаются над своей будущей семьёй, домом, который они построят.

Урок- реквием Обломову.

Реквием, произведение, оплакивающее погибших, в память о погибших, а при чём тут Обломов? Почему мы назвали урок именно так? Приступим к изучению романа с последних страниц - на могиле Обломова Эти трагические строки помогут увидеть человека, о жизни которого мы ещё узнаем, вызовет интерес к нему. Иначе роман будет не прочитан.

Урок-вступление к Толстому начинает большую серию уроков по творчеству великого классика. И чтобы ребята «не испугались» его романов, знакомимся с выдержками из дневников, которые Толстой вёл почти всю жизнь. Комментарии, записи, а в конце урока предлагаю ребятам сформулировать свои правила жизни. И если они не успеют осмыслить их на уроке, то он оборвётся на вершине... А это заставит думать ребят и дома, обратиться, возможно, и к своим к дневниковым записям.

По такому принципу можно построить урок-откровение по чеховским а- форизмам, которые соберем в процессе работы над произведениями писателя. А на итоговом уроке прозвучит вывод ребят, что главным делом человека является жизнь.

Выбор типа урока играет немаловажную роль в достижении оптимального, общего развития каждого ученика на базе усвоения как знаний, так умений и навыков. Уроки литературы - это движение чувств, эмоциональных восприятий, которые станут нравственными представлениями и принципами для ребят.

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами развития

В последние годы число детей, имеющих проблемы в развити (по данным многих авторов) неуклоно возрастает. Изучение особенностей детей раннего и дошкольного возраста является на...

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)...

Типы и виды уроков

выступление  от 10.04.2018...

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»

В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ

Типы и виды уроков. Современные требования к уроку.План1 Урок, как основная форма обучения2.Типы и виды уроков3. Современные требования к уроку.4.Нестандартные уроки их характеристика. 1. Урок, к...