Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)
статья ( класс) на тему

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни.

Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы».

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию. Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя:

цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД;

предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Типология современных учебных занятий

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

Контрольный урок

Коррекционный урок

Комбинированный урок

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением

технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

1.название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

2.цель освоения учебного содержания;

3.планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

4.метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы;

5.технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и

6. диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

7.контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся УУД;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим

обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования.



Технологическая карта урока музыки в 4 классе

Автор разработки

Катина Людмила Алексеевна

Предмет

Искусство. Музыка

Класс

4 класс

Автор УМК, учебник

УМК «Школа России»

 Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2014 г.

Раздел (4 часов)

В музыкальном театре

Урок  №4

Тема урока

«Восточные мотивы в музыке русских композиторов»

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Цель урока

знакомство с восточной музыкой русского композитора Н.А. Римского – Корсаково.        

Задачи урока:

  1. Образовательные

Накопление первоначальных знаний о музыке

  1. Воспитательные

Воспитание уважения к истории Отечества, музыкальной культуре разных народов

Развивающие

  1. Развитие музыкальной памяти и слуха на  основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения

Результаты освоения учебного предмета

  1. направленные на достижение личностных результатов:
  • - формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;
  • - формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
  • - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
  • - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками
  • - реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования
  • - выражение  положительного отношения к процессу познания; проявление  внимания, желания узнать больше.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения

 (универсальные учебные действия в познавательной и практической деятельности)

  • - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
  • - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
  • - взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
  • - овладение логическими действиями сравнения, обобщения;
  • - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценка своих музыкально-творческих способностей;

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмысливать полученную информацию

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • - знание основных закономерностей музыкального искусства;
  • - формирование основ музыкальной культуры;
  • - умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
  • - развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;

- формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии

Методы организации учебной деятельности

- метод  вживания  в образы искусства;

- словесное рисование;

-вокально-хоровая работа;

- метод размышления о музыке;

- метод забегания вперед и возвращения назад

Методические принципы

Триединство деятельности композитора - исполнителя – слушателя, «тождество и контраст»,  интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру

Форма организации работы

коллективная форма : хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение;

индивидуальная:  задания в буклете, проведение физминутки, вокального упражнения.

Используемые технологии

Технология  системно-деятельностного  подхода

Оборудование и материалы:

  • Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2011 г.
  • Фонохрестоматия. 4 класс.
  • Синтезатор
  • Балалайка
  • Шумовые инструменты
  • Буклет с заданиями
  • Презентация

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация

Задачи этапа:

  1. Включить учащихся в учебную деятельность
  2. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные  учебные действия

Я думаю, что мы сегодня с вами подружимся.Если я вам говорю, Здравствуйте, вы мне отвечаете … . Если я вам говорю Привет. Дай мне на вопрос ответ? Скажи мне как тебя зовут? А меня зовут Людмила Алексеевна. А дальше ребята попробуем, на те слова, которые я вам буду напевать выполнять движения.

Музыкальное приветствие.        

«В небесах вспыхнули

Звёздами слова

Я плюс ты друзья

Мы одна семья» (Слайд 2)

А поможет нам поприветствовать друг друга музыка. Замечательно. Я рада, что нам песня помогла познакомиться и подружиться.

Музыкальное приветствие  «Здравствуйте!»

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задачи этапа:

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и  достаточное  для восприятия нового материала

Можно ли при помощи музыки узнать о культуре других народов. Каким образом? Как мы это сделаем? Совершенно верно, я с вами согласна, но куда приятнее побывать в гостях у других народов и послушать их родные напевы их родной музыки. Обратим внимание на доску и прочитаем. «Через напевы слышится душа народа». Это эпиграф к нашему уроку.

 

Познавательные: 

- сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

Регулятивные: 

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

М/П - овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности

А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие. Путь будет не близким. На чем мы доберемся быстрее всего? На каком виде транспорта? (слайд 3). Что нужно сделать, что бы самолет заработал.

Самолет взлетел. Разрешите мне сейчас назначить командира корабля. У кого самый громкий голос? Командиром будет … .

Твоя задача командовать «Пристегнуть ремни». Пробуй.

И так команда готова. Командуй, заработали моторы, турбины. Ребята мы летим.

 

На самолёте

(I группа – мотор, двигатели II группа – турбины)

(Дети распеваются)

«Пристегнуть ремни»

В мир, какой музыки мы с вами попали? (Слайд 4)

Правильно. Мы попали в удивительный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена! Этот мир пахнет сладостями, фруктами, пряностями, ароматом экзотических цветов! Этот загадочный в чем, то мир привлекал русских поэтов, писателей, композиторов.

Увлек Восток и русского композитора И.А.Римского - Корсаково. Догадались, какая будет тема урока? (слайд 5, 6)

В мир восточной музыки.

Тема: Музыка востока в творчестве Н.А. Римского – Корсаково.

Подумайте вот над каким вопросом. Есть ли здесь, какое - то противоречие, проблема, которую нам следует разрешить. Какое противоречие вы здесь видите?

Вот оно противоречие, вот она проблема. Задача, которую нам надо решить.

Что привлекло Р-К в музыке Востока, какое таинственное очарование, хотел донести до нас композитор?

Сейчас ребята в процессе урока попробуем это выяснить. Проведем исследование. Какие музыкальные действия нам надо совершить?

Давайте попробуем выделить особенности восточной музыки при этом сравнив ее с русской музыкой.

Русские композиторы писали только русскую музыку, а здесь восточная.

1. Послушать музыку.

2. Сравнить.

Этап урока: 3. Построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа:

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Многие русские композиторы писали русскую музыку, но ярче всего восток заиграл в творчестве Римского – Корсаково.

Когда композитор был такой маленький как вы он увлекался морем, читал книги про мореплавателей, а став морским офицером он отправился в кругосветное плавание, где побывал в разных странах, узнал о культуре других народов и, особенно, его заинтересовал Восток. Поэтому восточные мотивы были ярко выражены в его творчестве. Восток заиграл в его симфонической сюите «Шахерезада». (Слайд 7)

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы. 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Ребята, что же означает слово «сюита»?

Сюита – музыкальный жанр, который имеет 1-главную музыкальную тему и сопровождает ее несколько разнохарактерных пьес, но все они связаны с главной темой, с темой нашей рассказчицы Шахерезадой. Схема будет выглядеть так.

Сюита «Шахерезада» была создана по мотивам знаменитых арабских сказок «1 000 и одна ночь», где прекрасная Шахерезада рассказывает могущественному и суровому султану по имени Шахрияр сказки. Сборник восточных сказок не зря называется «1 000 и одна ночь» - в течении этого времени прекрасная Шахерезада рассказывала свои сказки Шахрияру.  Вот как об этом рассказал в программе к сюите сам композитор Н.А. Р-К. «Много чудес рассказал Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». (Слайд 8)

 Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Познавательной и практической деятельности

  • - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

Послушайте тему Шахерезады, и попробуйте определить по характеру музыки, какая она восточная героиня? (слайд 9)

Какому инструменту симфонического оркестра композитор дал тему Шахерезады?

Эту тему исполняет главный скрипач оркестра. Вы, наверное, слышали такое выражение – первая скрипка. Роль такой первой скрипки обычно доверяют самому лучшему скрипачу, это очень ответственно – быть первой скрипкой.

Послушайте ещё раз и подумайте.

Какой темп? Быстрый или медленный? Почему композитор взял медленный темп?

Скрипке

(Прослушивание мелодии)

Медленный

Личностные:

- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования.
  • Предметные:
  • -умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

-Компьютер нам представляем музыкальные звуки графически. Он представляет его в виде осциллограммы. Какая осциллограмма подходит нашей героине Шахерезаде? (Слайд 10)

Иногда не слушая музыку по осциллограмме можно определить какая музыка быстрая, медленная, спокойная.

Вот наша героиня. (слайд 11)

Сейчас я вам сыграю мелодию Шахерезады на инструменте. А вы при помощи руки попытайтесь ее нарисовать. А теперь то, что вы нарисовали рукой, изобразим графически в буклете. Молодцы.

На доске графическую линию изобразит … . Какая линия получилась?

(Волнистая, узорчатая, гибкая)

  • Познавательные:
  • - знание основных закономерностей музыкального искусства;

М/П:

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмыслить полученную информацию.

  • Личностные:
  • - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

Давайте послушаем русскую народную песню на русском народном инструменте.

Споем русскую народную песню «Во саду ли в огороде» - слова в буклете.

Рисуем графически мелодию в буклете.

На доске.

Посмотрим, чем отличаются эти мелодии.

Особенности узорчатой, извилистой, гибкой мелодии и привлекли русского композитора Римского – Корсаково.

Поют с опорой на слова из буклета.

(Плавная, протяжная) 

Русская – плавная

Восточная – извилистая

предметных результатов обучения 

- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

М/П

  • - взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
  • - овладение логическими действиями сравнения, обобщения;
  • - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценка своих музыкально-творческих способностей;

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмысливать полученную информацию

  • Личностные:
  • -развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Продолжим исследование.

Послушаем танцевальный отрывок из этой симфонической сюиты. Закрываем глаза. Какую картину нарисовала музыка в этом отрывке? Услышали новые инструменты? Что представили? Как поменялась музыка? Какие инструменты вы услышали? Как они называются? Зачем были добавлены эти инструменты?

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

  • - формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
  • - формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;

Давайте определим ритм произведения.

Ритм – это пульс музыки.

Несколько примеров на фортепиано.

Мне нужна помощница.

Понравился танец? Теперь я, думаю, вы догадались, зачем композитор добавил шумовые инструменты в танцевальный отрывок.

Ритм – бывает ровный, пунктирный. Русская музыка – ровная. Восточная музыка – упругая, пунктирная.

(Исполнение Восточного танца).

Восточные девушки надевают браслеты, украшения, драгоценности.

  • Познавательные:
  • - знание основных закономерностей музыкального искусства;

М/П:

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмыслить полученную информацию.

  • Личностные:
  • - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

Этап урока: 4. Первичное закрепление.

Задачи этапа:

Зафиксировать изученное учебное  содержание во внешней речи.

Мы собрали всю необходимую информацию, при помощи которой мы можем заполнить таблицу. При заполнении таблицы вы можете обратиться к словам подсказкам. (Слайд 12)

Индивидуальная работа с буклетом (заполнение таблицы).

  1. Просмотр видеофрагмента в презентации

Сравнивают  русскую и восточную музыку

Предметные:

-закрепление  представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Личностные:

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

  • - поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

- умение находить информацию и осмысливать её;

Ребята, мы не забыли, что мы в гостях, а в гости принято приходить с подарками. Давайте сделаем подарок. Скажите, что мы могли бы подарить нашей героине Шахерезаде? (слайд 13)

Какую песню, как вы думаете?

Давайте пошалим. Мы из России. Давайте споём русскую песню в восточном стиле. Мелодия должна стать какой?

Мне нужно 6 человек.

Пробуем ритм на шумовых инструментах.

Песню.

Узорчатой, волнистой

(Девочки исполняют движение руками, мальчики – стучат ритм. Остальные поют)

Ребята, нам пора домой. Командир командуй! Двигатель. Турбины.

Посмотрите в иллюминатор. Давайте полюбуемся красотой и богатством нашей родной страны (слайд 14). Споем 2 куплета песни, повторяя слова за солистом, как эхо.

Музыку и слова написал, выдающийся педагог, наш земляк Юрий Николаевич Таран. (Слайд 15)

 «Пристегните Ремни».

(Встают)

  • Познавательные:
  • - знание основных закономерностей музыкального искусства;

М/П:

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмыслить полученную информацию.

  • Личностные:
  • - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

Этап урока: 5. Рефлексия.

Задача этапа: 

  1. Оценить собственную деятельность на уроке.

Обсудить и записать домашнее задание.

 Ребята, что вы можете рассказать о своем путешествии? С кем вы будите делиться впечатлениями? (Слайд 16)

- Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня, вы были очень активны. Вашу работу я оцениваю ….

- Если вам понравился урок, дорисуйте смайлика. А теперь покажите его мне.

- Я приехала к вам в гости тоже с подарком. (Вручение корзинок)

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии;

-самооценка своих музыкально-творческих способностей;

  • творческая переработка изученной информации

Личностные:

 -самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
  • Личностные:
  • - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • -формирование представлений о необходимости чередования видов деятельности для снятия умственного и физического напряжения.

Домашнее задание.

нарисовать иллюстрацию к симфонической сюите «Шахерезада» или нарисовать эскиз восточного костюма Шахерезады.

  • Познавательные:
  • - знание основных закономерностей музыкального искусства;

М/П:

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмыслить полученную информацию.

  • Личностные:
  • - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

Выставление оценок.

Спасибо за урок.  

Личностные:

-  адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...

Конструирование современного урока.

Статья содержит размышления о современных требованиях к уроку....

Урок - презентация по педагогике "Типы и структура уроков" в системе СПО

Данная презентация с использованием интерактивной доски используется для  ознакомления с  новым материалом. Благодаря такой подачи нового материала студенты узнают  типы уроков, использ...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...