Конструирование современного урока.
статья по русскому языку по теме

Статья содержит размышления о современных требованиях к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_lozina.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_lozina.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_lozina.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_lozina.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_lozina.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_lozina.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование современного урока

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошо учить; если учитель имеет только любовь к ученику, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если он соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л.Н.Толстой.

Современный урок русского языка. Попытаемся разобраться, что значит современный урок. Совершенно очевидно, что «современный» употребляется не во временном, а в качественном значении. Современный – соответствующий уровню своего века. Современная техника, современный человек, современный урок. Урок, отвечающий требованиям своего времени, современной парадигме образования.

Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся основ наук. Сегодня же мы чаще и чаще говорим о личносто-ориентированом обучении и задачу школы видим прежде всего в том, чтобы научить школьников учиться, развивая его познавательные и сознательные возможности.

Значит, современный урок русского языка – урок эффективный, действенный, урок на котором развивается личность ученика.

Каждый ребенок по окончании  школы должен не только владеть набором определенных знаний, но и обладать целым рядом универсальных учебных действий. Это то, что мы называем сейчас компетентностный подход в обучении. Что относится к универсальным учебным действиям? Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. личностные (наши уроки должны способствовать формированию позитивного отношения к умению учиться, желания и стремления расти, развиваться, положительно оценивать себя, свою деятельность. Поэтому так необходимо на уроке создавать, подмечать, поддерживать ситуацию успеха для каждого ученика);
  2. регулятивные (каждый ученик на уроке должен учиться регулировать свою учебную деятельность, т.е. поставить  цель своей работы, определить пути реализации этой цели, уметь производить самоанализ работы и сравнивать запланированное и конечное);
  3. познавательные (ученики должны самостоятельно работать с учебным материалом, находить главное и второстепенное, анализировать и систематизировать материал; должны уметь пользоваться различными, каталогами, библиографическими списками, таблицами. Одним словом, все то, что поможет ему получать знания в любой нестандартной ситуации);
  4. коммуникативные (мы должны на уроках учить общаться, учить правильно воспринимать получаемую информацию и интерпретировать ее. Ученик должен научиться высказывать свое мнение и аргументировать его).

Учитывая все это, понимаешь, какая сложная задача стоит перед нами, учителями современной школы. Мы должны на своих уроках, обучая, развивать личность, формировать гуманистического мировоззрение ученика на основе владения им знаний науки о языке, развития всего комплекса универсальных  учебных умений, т.е. ставится задача сделать преметное знание  не целого, а средством развития личности.

Как добиться максимальной эффективности урока? Этим вопросом мы задаемся постоянно. Михаил Трофимович Баранов на этот вопрос отвечал следующим образом:

«На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение этой режиссуры, т.е. своего плана».

Традиционные требования к уроку:

  1. дидактические;
  2. психологические;
  3. воспитательные;
  4. гигиенические.

Наряду с этим к уроку современному предъявляется еще ряд требований:

  1. На уроке должно осуществляться диалогическое взаимодействие учителя и учащихся.

Ученик не пассивный объект, которому учитель передает некую сумму знаний. Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне–  и я запомню, дай сделать – и я пойму».

  1. Ученик должен знать «маршрут» совместного с учителем продвижения от начала урока к его концу. Ученик  должен чувствовать, как вместе с учителем продвигается к поставленной цели.

Для этого в начале урока определяется цель и задачи , по мере реализации которых проводятся промежуточные итоги и к концу урока достигают поставленной цели. Ученик всегда должен знать, понимать куда он идет и в каком листе маршрута находится.

  1. Урок должен быть эмоциональным. Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем он говорит на уроке.

Радость познания.

  1. Урок должен доставлять удовольствие и учителю и ученику, т.е. на уроке должно быть интересно. Архисложная задача.

Здесь может помочь выделение в языковом материале интересных , занимательных  фактов, использование проблемных и игровых знаний, иллюстрированного материала: рисунков, схем, таблиц и т.д.

Главное в уроке, наверное, все-таки его содержание. При всех новых тенденциях, подходах, принципах  неизменной остается форма обучения русскому языку в школе – урок. И только четкая структура урока  позволяет реализовать содержание его за счет рационального использования времени и оптимального сочетания различных приемов и методов обучения.

Структура урока характеризуется его составом, последовательностью и взаимообусловленностью составных частей, их внутренней и внешней связью.

Все мы прекрасно знаем, из каких структурных элементов, состоит урок. Это остается неизменным.

Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции и содержание в виде таблицы.

Тема

(дана в программе, определяет содержание урок)

Цели

(определяют тип урока)

Тип урока

(определяет структуру урока)

Структура урока

(совокупность структурных элементов)

  1. Организационный момент – разминка.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Наблюдения над языком (дается материал для наблюдений).
  2. Формулировка выводов.
  3. Чтение теоретического материала по учебнику.
  4. Составление схемы, алгоритма, таблицы.
  5. Первоначальное закрепление.

  1. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений).
  1. Упражнения на опознавание изучаемых явлений.
  2. Упражнения на трансформацию, классификацию.
  3. Упражнения на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях.

  1. Задание домашней работы.

  1. Подведение итогов урока.

Структурные элементы урока

Структурный элемент

Функции

Содержание

Методы и приемы

Орг. момент

Мобилизация уч-ся, создание у них рабочего, творческого настроения

Разминка, обсуждение темы (формулировка), постановка цели, выяснение задач, мотивация учебной деятельности        уч-ся

Слово учителя, беседа, упражнения

(орфоэп разминка,

блиц-опрос,

грамм. задача,

аукцион,

рубрика «Это интересно» и т.д.)

Проверка д/з

Выявление степени усвоения пройденного, проверка правильности выполнения д/з

Ответы на вопросы, требующие обоснования, применение знаний к данным примерам, составление таблиц, связное сообщение уч-ся

Беседы (опрос), цепочка, взаимопроверка, самопроверка и т.д.

Объяснение нового материала

Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений. Обучение умению применять на практике полученные знания

Ознакомление с новым  языковым явлением. Формулировка выводов. Усвоение алгоритма применения.

Первоначальное закрепление

Слово учителя. Исследование языкового явления по материалу для наблюдений. Чтение учебника, беседа

Формирование умений и навыков

Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями

Выполнение различных заданий, упражнений (коллективное, выборочное, индивидуальное, самостоятельное)

Упражнения (на опознавание изучаемых явлений, на трансформацию, классификацию, на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях)

Задание домашней работы

Подготовка к восприятию д/з, разъяснению его сути

Задания теоретического материала и практической работы (задания на выбор, индивидуальные, групповые, общие)

Слово учителя

Подведение итогов

Выяснение степени осознанности усвоения нового учебного материала

Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа. Тестирование

Беседа, тесты

Р.С.

Структура урока, как и  тип урока, определяется его целями, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся. Поэтому структура урока не есть что-то застывшее: возможны различные комбинации.

Так, например, на уроках формирования умений и навыков, повторения и обобщения отсутствует элемент объяснения нового материала.

А урок объяснения нового материала, если с его начинается новый раздел, может не включать проверку домашнего задания.

Проверка домашнего задания может быть проведена не обязательно сразу после организационного момента. Мы все это хорошо знаем. При всем при этом, каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней связью, единой логикой  развертывания деятельности учителей и ученика.

Я воспринимаю урок как разноцветные бусы. Каждый элемент урока, как бусинка, нанизанная на единую нить.

Еще один важные принцип в планировании урока: на уроке должны работать все разделы языкознания и все единицы речи от простого к сложному  (от слова к тексту).

Успех  в обучении, конечно же, связан с творчеством учителя. Мы все ищем новые эффективные формы, методы, приемы. И мы, и ученики хотим испытывать  чувство удовлетворения и результатами, и самим учебным процессом. А неизменной единицей этого процесса и является наш урок, режиссурой которого, говоря словами ученого-методиста, мы занимаемся каждый день. И каждый день, конструируя наши уроки, мы должны помнить, что каждый ребенок, пришедший к нам в класс, это уже личность, а наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать успешным в жизни  человеком.



Предварительный просмотр:

Конструирование современного урока

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошо учить; если учитель имеет только любовь к ученику, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если он соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л.Н.Толстой.

Современный урок русского языка. Попытаемся разобраться, что значит современный урок. Совершенно очевидно, что «современный» употребляется не во временном, а в качественном значении. Современный – соответствующий уровню своего века. Современная техника, современный человек, современный урок. Урок, отвечающий требованиям своего времени, современной парадигме образования.

Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся основ наук. Сегодня же мы чаще и чаще говорим о личносто-ориентированом обучении и задачу школы видим прежде всего в том, чтобы научить школьников учиться, развивая его познавательные и сознательные возможности.

Значит, современный урок русского языка – урок эффективный, действенный, урок на котором развивается личность ученика.

Каждый ребенок по окончании  школы должен не только владеть набором определенных знаний, но и обладать целым рядом универсальных учебных действий. Это то, что мы называем сейчас компетентностный подход в обучении. Что относится к универсальным учебным действиям? Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. личностные (наши уроки должны способствовать формированию позитивного отношения к умению учиться, желания и стремления расти, развиваться, положительно оценивать себя, свою деятельность. Поэтому так необходимо на уроке создавать, подмечать, поддерживать ситуацию успеха для каждого ученика);
  2. регулятивные (каждый ученик на уроке должен учиться регулировать свою учебную деятельность, т.е. поставить  цель своей работы, определить пути реализации этой цели, уметь производить самоанализ работы и сравнивать запланированное и конечное);
  3. познавательные (ученики должны самостоятельно работать с учебным материалом, находить главное и второстепенное, анализировать и систематизировать материал; должны уметь пользоваться различными, каталогами, библиографическими списками, таблицами. Одним словом, все то, что поможет ему получать знания в любой нестандартной ситуации);
  4. коммуникативные (мы должны на уроках учить общаться, учить правильно воспринимать получаемую информацию и интерпретировать ее. Ученик должен научиться высказывать свое мнение и аргументировать его).

Учитывая все это, понимаешь, какая сложная задача стоит перед нами, учителями современной школы. Мы должны на своих уроках, обучая, развивать личность, формировать гуманистического мировоззрение ученика на основе владения им знаний науки о языке, развития всего комплекса универсальных  учебных умений, т.е. ставится задача сделать преметное знание  не целого, а средством развития личности.

Как добиться максимальной эффективности урока? Этим вопросом мы задаемся постоянно. Михаил Трофимович Баранов на этот вопрос отвечал следующим образом:

«На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение этой режиссуры, т.е. своего плана».

Традиционные требования к уроку:

  1. дидактические;
  2. психологические;
  3. воспитательные;
  4. гигиенические.

Наряду с этим к уроку современному предъявляется еще ряд требований:

  1. На уроке должно осуществляться диалогическое взаимодействие учителя и учащихся.

Ученик не пассивный объект, которому учитель передает некую сумму знаний. Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне–  и я запомню, дай сделать – и я пойму».

  1. Ученик должен знать «маршрут» совместного с учителем продвижения от начала урока к его концу. Ученик  должен чувствовать, как вместе с учителем продвигается к поставленной цели.

Для этого в начале урока определяется цель и задачи , по мере реализации которых проводятся промежуточные итоги и к концу урока достигают поставленной цели. Ученик всегда должен знать, понимать куда он идет и в каком листе маршрута находится.

  1. Урок должен быть эмоциональным. Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем он говорит на уроке.

Радость познания.

  1. Урок должен доставлять удовольствие и учителю и ученику, т.е. на уроке должно быть интересно. Архисложная задача.

Здесь может помочь выделение в языковом материале интересных , занимательных  фактов, использование проблемных и игровых знаний, иллюстрированного материала: рисунков, схем, таблиц и т.д.

Главное в уроке, наверное, все-таки его содержание. При всех новых тенденциях, подходах, принципах  неизменной остается форма обучения русскому языку в школе – урок. И только четкая структура урока  позволяет реализовать содержание его за счет рационального использования времени и оптимального сочетания различных приемов и методов обучения.

Структура урока характеризуется его составом, последовательностью и взаимообусловленностью составных частей, их внутренней и внешней связью.

Все мы прекрасно знаем, из каких структурных элементов, состоит урок. Это остается неизменным.

Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции и содержание в виде таблицы.

Тема

(дана в программе, определяет содержание урок)

Цели

(определяют тип урока)

Тип урока

(определяет структуру урока)

Структура урока

(совокупность структурных элементов)

  1. Организационный момент – разминка.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Наблюдения над языком (дается материал для наблюдений).
  2. Формулировка выводов.
  3. Чтение теоретического материала по учебнику.
  4. Составление схемы, алгоритма, таблицы.
  5. Первоначальное закрепление.

  1. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений).
  1. Упражнения на опознавание изучаемых явлений.
  2. Упражнения на трансформацию, классификацию.
  3. Упражнения на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях.

  1. Задание домашней работы.

  1. Подведение итогов урока.

Структурные элементы урока

Структурный элемент

Функции

Содержание

Методы и приемы

Орг. момент

Мобилизация уч-ся, создание у них рабочего, творческого настроения

Разминка, обсуждение темы (формулировка), постановка цели, выяснение задач, мотивация учебной деятельности        уч-ся

Слово учителя, беседа, упражнения

(орфоэп разминка,

блиц-опрос,

грамм. задача,

аукцион,

рубрика «Это интересно» и т.д.)

Проверка д/з

Выявление степени усвоения пройденного, проверка правильности выполнения д/з

Ответы на вопросы, требующие обоснования, применение знаний к данным примерам, составление таблиц, связное сообщение уч-ся

Беседы (опрос), цепочка, взаимопроверка, самопроверка и т.д.

Объяснение нового материала

Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений. Обучение умению применять на практике полученные знания

Ознакомление с новым  языковым явлением. Формулировка выводов. Усвоение алгоритма применения.

Первоначальное закрепление

Слово учителя. Исследование языкового явления по материалу для наблюдений. Чтение учебника, беседа

Формирование умений и навыков

Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями

Выполнение различных заданий, упражнений (коллективное, выборочное, индивидуальное, самостоятельное)

Упражнения (на опознавание изучаемых явлений, на трансформацию, классификацию, на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях)

Задание домашней работы

Подготовка к восприятию д/з, разъяснению его сути

Задания теоретического материала и практической работы (задания на выбор, индивидуальные, групповые, общие)

Слово учителя

Подведение итогов

Выяснение степени осознанности усвоения нового учебного материала

Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа. Тестирование

Беседа, тесты

Р.С.

Структура урока, как и  тип урока, определяется его целями, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся. Поэтому структура урока не есть что-то застывшее: возможны различные комбинации.

Так, например, на уроках формирования умений и навыков, повторения и обобщения отсутствует элемент объяснения нового материала.

А урок объяснения нового материала, если с его начинается новый раздел, может не включать проверку домашнего задания.

Проверка домашнего задания может быть проведена не обязательно сразу после организационного момента. Мы все это хорошо знаем. При всем при этом, каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней связью, единой логикой  развертывания деятельности учителей и ученика.

Я воспринимаю урок как разноцветные бусы. Каждый элемент урока, как бусинка, нанизанная на единую нить.

Еще один важные принцип в планировании урока: на уроке должны работать все разделы языкознания и все единицы речи от простого к сложному  (от слова к тексту).

Успех  в обучении, конечно же, связан с творчеством учителя. Мы все ищем новые эффективные формы, методы, приемы. И мы, и ученики хотим испытывать  чувство удовлетворения и результатами, и самим учебным процессом. А неизменной единицей этого процесса и является наш урок, режиссурой которого, говоря словами ученого-методиста, мы занимаемся каждый день. И каждый день, конструируя наши уроки, мы должны помнить, что каждый ребенок, пришедший к нам в класс, это уже личность, а наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать успешным в жизни  человеком.



Предварительный просмотр:

Конструирование современного урока

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошо учить; если учитель имеет только любовь к ученику, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если он соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л.Н.Толстой.

Современный урок русского языка. Попытаемся разобраться, что значит современный урок. Совершенно очевидно, что «современный» употребляется не во временном, а в качественном значении. Современный – соответствующий уровню своего века. Современная техника, современный человек, современный урок. Урок, отвечающий требованиям своего времени, современной парадигме образования.

Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся основ наук. Сегодня же мы чаще и чаще говорим о личносто-ориентированом обучении и задачу школы видим прежде всего в том, чтобы научить школьников учиться, развивая его познавательные и сознательные возможности.

Значит, современный урок русского языка – урок эффективный, действенный, урок на котором развивается личность ученика.

Каждый ребенок по окончании  школы должен не только владеть набором определенных знаний, но и обладать целым рядом универсальных учебных действий. Это то, что мы называем сейчас компетентностный подход в обучении. Что относится к универсальным учебным действиям? Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. личностные (наши уроки должны способствовать формированию позитивного отношения к умению учиться, желания и стремления расти, развиваться, положительно оценивать себя, свою деятельность. Поэтому так необходимо на уроке создавать, подмечать, поддерживать ситуацию успеха для каждого ученика);
  2. регулятивные (каждый ученик на уроке должен учиться регулировать свою учебную деятельность, т.е. поставить  цель своей работы, определить пути реализации этой цели, уметь производить самоанализ работы и сравнивать запланированное и конечное);
  3. познавательные (ученики должны самостоятельно работать с учебным материалом, находить главное и второстепенное, анализировать и систематизировать материал; должны уметь пользоваться различными, каталогами, библиографическими списками, таблицами. Одним словом, все то, что поможет ему получать знания в любой нестандартной ситуации);
  4. коммуникативные (мы должны на уроках учить общаться, учить правильно воспринимать получаемую информацию и интерпретировать ее. Ученик должен научиться высказывать свое мнение и аргументировать его).

Учитывая все это, понимаешь, какая сложная задача стоит перед нами, учителями современной школы. Мы должны на своих уроках, обучая, развивать личность, формировать гуманистического мировоззрение ученика на основе владения им знаний науки о языке, развития всего комплекса универсальных  учебных умений, т.е. ставится задача сделать преметное знание  не целого, а средством развития личности.

Как добиться максимальной эффективности урока? Этим вопросом мы задаемся постоянно. Михаил Трофимович Баранов на этот вопрос отвечал следующим образом:

«На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение этой режиссуры, т.е. своего плана».

Традиционные требования к уроку:

  1. дидактические;
  2. психологические;
  3. воспитательные;
  4. гигиенические.

Наряду с этим к уроку современному предъявляется еще ряд требований:

  1. На уроке должно осуществляться диалогическое взаимодействие учителя и учащихся.

Ученик не пассивный объект, которому учитель передает некую сумму знаний. Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне–  и я запомню, дай сделать – и я пойму».

  1. Ученик должен знать «маршрут» совместного с учителем продвижения от начала урока к его концу. Ученик  должен чувствовать, как вместе с учителем продвигается к поставленной цели.

Для этого в начале урока определяется цель и задачи , по мере реализации которых проводятся промежуточные итоги и к концу урока достигают поставленной цели. Ученик всегда должен знать, понимать куда он идет и в каком листе маршрута находится.

  1. Урок должен быть эмоциональным. Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем он говорит на уроке.

Радость познания.

  1. Урок должен доставлять удовольствие и учителю и ученику, т.е. на уроке должно быть интересно. Архисложная задача.

Здесь может помочь выделение в языковом материале интересных , занимательных  фактов, использование проблемных и игровых знаний, иллюстрированного материала: рисунков, схем, таблиц и т.д.

Главное в уроке, наверное, все-таки его содержание. При всех новых тенденциях, подходах, принципах  неизменной остается форма обучения русскому языку в школе – урок. И только четкая структура урока  позволяет реализовать содержание его за счет рационального использования времени и оптимального сочетания различных приемов и методов обучения.

Структура урока характеризуется его составом, последовательностью и взаимообусловленностью составных частей, их внутренней и внешней связью.

Все мы прекрасно знаем, из каких структурных элементов, состоит урок. Это остается неизменным.

Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции и содержание в виде таблицы.

Тема

(дана в программе, определяет содержание урок)

Цели

(определяют тип урока)

Тип урока

(определяет структуру урока)

Структура урока

(совокупность структурных элементов)

  1. Организационный момент – разминка.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Наблюдения над языком (дается материал для наблюдений).
  2. Формулировка выводов.
  3. Чтение теоретического материала по учебнику.
  4. Составление схемы, алгоритма, таблицы.
  5. Первоначальное закрепление.

  1. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений).
  1. Упражнения на опознавание изучаемых явлений.
  2. Упражнения на трансформацию, классификацию.
  3. Упражнения на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях.

  1. Задание домашней работы.

  1. Подведение итогов урока.

Структурные элементы урока

Структурный элемент

Функции

Содержание

Методы и приемы

Орг. момент

Мобилизация уч-ся, создание у них рабочего, творческого настроения

Разминка, обсуждение темы (формулировка), постановка цели, выяснение задач, мотивация учебной деятельности        уч-ся

Слово учителя, беседа, упражнения

(орфоэп разминка,

блиц-опрос,

грамм. задача,

аукцион,

рубрика «Это интересно» и т.д.)

Проверка д/з

Выявление степени усвоения пройденного, проверка правильности выполнения д/з

Ответы на вопросы, требующие обоснования, применение знаний к данным примерам, составление таблиц, связное сообщение уч-ся

Беседы (опрос), цепочка, взаимопроверка, самопроверка и т.д.

Объяснение нового материала

Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений. Обучение умению применять на практике полученные знания

Ознакомление с новым  языковым явлением. Формулировка выводов. Усвоение алгоритма применения.

Первоначальное закрепление

Слово учителя. Исследование языкового явления по материалу для наблюдений. Чтение учебника, беседа

Формирование умений и навыков

Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями

Выполнение различных заданий, упражнений (коллективное, выборочное, индивидуальное, самостоятельное)

Упражнения (на опознавание изучаемых явлений, на трансформацию, классификацию, на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях)

Задание домашней работы

Подготовка к восприятию д/з, разъяснению его сути

Задания теоретического материала и практической работы (задания на выбор, индивидуальные, групповые, общие)

Слово учителя

Подведение итогов

Выяснение степени осознанности усвоения нового учебного материала

Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа. Тестирование

Беседа, тесты

Р.С.

Структура урока, как и  тип урока, определяется его целями, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся. Поэтому структура урока не есть что-то застывшее: возможны различные комбинации.

Так, например, на уроках формирования умений и навыков, повторения и обобщения отсутствует элемент объяснения нового материала.

А урок объяснения нового материала, если с его начинается новый раздел, может не включать проверку домашнего задания.

Проверка домашнего задания может быть проведена не обязательно сразу после организационного момента. Мы все это хорошо знаем. При всем при этом, каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней связью, единой логикой  развертывания деятельности учителей и ученика.

Я воспринимаю урок как разноцветные бусы. Каждый элемент урока, как бусинка, нанизанная на единую нить.

Еще один важные принцип в планировании урока: на уроке должны работать все разделы языкознания и все единицы речи от простого к сложному  (от слова к тексту).

Успех  в обучении, конечно же, связан с творчеством учителя. Мы все ищем новые эффективные формы, методы, приемы. И мы, и ученики хотим испытывать  чувство удовлетворения и результатами, и самим учебным процессом. А неизменной единицей этого процесса и является наш урок, режиссурой которого, говоря словами ученого-методиста, мы занимаемся каждый день. И каждый день, конструируя наши уроки, мы должны помнить, что каждый ребенок, пришедший к нам в класс, это уже личность, а наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать успешным в жизни  человеком.



Предварительный просмотр:

Конструирование современного урока

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошо учить; если учитель имеет только любовь к ученику, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если он соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л.Н.Толстой.

Современный урок русского языка. Попытаемся разобраться, что значит современный урок. Совершенно очевидно, что «современный» употребляется не во временном, а в качественном значении. Современный – соответствующий уровню своего века. Современная техника, современный человек, современный урок. Урок, отвечающий требованиям своего времени, современной парадигме образования.

Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся основ наук. Сегодня же мы чаще и чаще говорим о личносто-ориентированом обучении и задачу школы видим прежде всего в том, чтобы научить школьников учиться, развивая его познавательные и сознательные возможности.

Значит, современный урок русского языка – урок эффективный, действенный, урок на котором развивается личность ученика.

Каждый ребенок по окончании  школы должен не только владеть набором определенных знаний, но и обладать целым рядом универсальных учебных действий. Это то, что мы называем сейчас компетентностный подход в обучении. Что относится к универсальным учебным действиям? Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. личностные (наши уроки должны способствовать формированию позитивного отношения к умению учиться, желания и стремления расти, развиваться, положительно оценивать себя, свою деятельность. Поэтому так необходимо на уроке создавать, подмечать, поддерживать ситуацию успеха для каждого ученика);
  2. регулятивные (каждый ученик на уроке должен учиться регулировать свою учебную деятельность, т.е. поставить  цель своей работы, определить пути реализации этой цели, уметь производить самоанализ работы и сравнивать запланированное и конечное);
  3. познавательные (ученики должны самостоятельно работать с учебным материалом, находить главное и второстепенное, анализировать и систематизировать материал; должны уметь пользоваться различными, каталогами, библиографическими списками, таблицами. Одним словом, все то, что поможет ему получать знания в любой нестандартной ситуации);
  4. коммуникативные (мы должны на уроках учить общаться, учить правильно воспринимать получаемую информацию и интерпретировать ее. Ученик должен научиться высказывать свое мнение и аргументировать его).

Учитывая все это, понимаешь, какая сложная задача стоит перед нами, учителями современной школы. Мы должны на своих уроках, обучая, развивать личность, формировать гуманистического мировоззрение ученика на основе владения им знаний науки о языке, развития всего комплекса универсальных  учебных умений, т.е. ставится задача сделать преметное знание  не целого, а средством развития личности.

Как добиться максимальной эффективности урока? Этим вопросом мы задаемся постоянно. Михаил Трофимович Баранов на этот вопрос отвечал следующим образом:

«На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение этой режиссуры, т.е. своего плана».

Традиционные требования к уроку:

  1. дидактические;
  2. психологические;
  3. воспитательные;
  4. гигиенические.

Наряду с этим к уроку современному предъявляется еще ряд требований:

  1. На уроке должно осуществляться диалогическое взаимодействие учителя и учащихся.

Ученик не пассивный объект, которому учитель передает некую сумму знаний. Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне–  и я запомню, дай сделать – и я пойму».

  1. Ученик должен знать «маршрут» совместного с учителем продвижения от начала урока к его концу. Ученик  должен чувствовать, как вместе с учителем продвигается к поставленной цели.

Для этого в начале урока определяется цель и задачи , по мере реализации которых проводятся промежуточные итоги и к концу урока достигают поставленной цели. Ученик всегда должен знать, понимать куда он идет и в каком листе маршрута находится.

  1. Урок должен быть эмоциональным. Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем он говорит на уроке.

Радость познания.

  1. Урок должен доставлять удовольствие и учителю и ученику, т.е. на уроке должно быть интересно. Архисложная задача.

Здесь может помочь выделение в языковом материале интересных , занимательных  фактов, использование проблемных и игровых знаний, иллюстрированного материала: рисунков, схем, таблиц и т.д.

Главное в уроке, наверное, все-таки его содержание. При всех новых тенденциях, подходах, принципах  неизменной остается форма обучения русскому языку в школе – урок. И только четкая структура урока  позволяет реализовать содержание его за счет рационального использования времени и оптимального сочетания различных приемов и методов обучения.

Структура урока характеризуется его составом, последовательностью и взаимообусловленностью составных частей, их внутренней и внешней связью.

Все мы прекрасно знаем, из каких структурных элементов, состоит урок. Это остается неизменным.

Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции и содержание в виде таблицы.

Тема

(дана в программе, определяет содержание урок)

Цели

(определяют тип урока)

Тип урока

(определяет структуру урока)

Структура урока

(совокупность структурных элементов)

  1. Организационный момент – разминка.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Наблюдения над языком (дается материал для наблюдений).
  2. Формулировка выводов.
  3. Чтение теоретического материала по учебнику.
  4. Составление схемы, алгоритма, таблицы.
  5. Первоначальное закрепление.

  1. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений).
  1. Упражнения на опознавание изучаемых явлений.
  2. Упражнения на трансформацию, классификацию.
  3. Упражнения на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях.

  1. Задание домашней работы.

  1. Подведение итогов урока.

Структурные элементы урока

Структурный элемент

Функции

Содержание

Методы и приемы

Орг. момент

Мобилизация уч-ся, создание у них рабочего, творческого настроения

Разминка, обсуждение темы (формулировка), постановка цели, выяснение задач, мотивация учебной деятельности        уч-ся

Слово учителя, беседа, упражнения

(орфоэп разминка,

блиц-опрос,

грамм. задача,

аукцион,

рубрика «Это интересно» и т.д.)

Проверка д/з

Выявление степени усвоения пройденного, проверка правильности выполнения д/з

Ответы на вопросы, требующие обоснования, применение знаний к данным примерам, составление таблиц, связное сообщение уч-ся

Беседы (опрос), цепочка, взаимопроверка, самопроверка и т.д.

Объяснение нового материала

Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений. Обучение умению применять на практике полученные знания

Ознакомление с новым  языковым явлением. Формулировка выводов. Усвоение алгоритма применения.

Первоначальное закрепление

Слово учителя. Исследование языкового явления по материалу для наблюдений. Чтение учебника, беседа

Формирование умений и навыков

Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями

Выполнение различных заданий, упражнений (коллективное, выборочное, индивидуальное, самостоятельное)

Упражнения (на опознавание изучаемых явлений, на трансформацию, классификацию, на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях)

Задание домашней работы

Подготовка к восприятию д/з, разъяснению его сути

Задания теоретического материала и практической работы (задания на выбор, индивидуальные, групповые, общие)

Слово учителя

Подведение итогов

Выяснение степени осознанности усвоения нового учебного материала

Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа. Тестирование

Беседа, тесты

Р.С.

Структура урока, как и  тип урока, определяется его целями, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся. Поэтому структура урока не есть что-то застывшее: возможны различные комбинации.

Так, например, на уроках формирования умений и навыков, повторения и обобщения отсутствует элемент объяснения нового материала.

А урок объяснения нового материала, если с его начинается новый раздел, может не включать проверку домашнего задания.

Проверка домашнего задания может быть проведена не обязательно сразу после организационного момента. Мы все это хорошо знаем. При всем при этом, каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней связью, единой логикой  развертывания деятельности учителей и ученика.

Я воспринимаю урок как разноцветные бусы. Каждый элемент урока, как бусинка, нанизанная на единую нить.

Еще один важные принцип в планировании урока: на уроке должны работать все разделы языкознания и все единицы речи от простого к сложному  (от слова к тексту).

Успех  в обучении, конечно же, связан с творчеством учителя. Мы все ищем новые эффективные формы, методы, приемы. И мы, и ученики хотим испытывать  чувство удовлетворения и результатами, и самим учебным процессом. А неизменной единицей этого процесса и является наш урок, режиссурой которого, говоря словами ученого-методиста, мы занимаемся каждый день. И каждый день, конструируя наши уроки, мы должны помнить, что каждый ребенок, пришедший к нам в класс, это уже личность, а наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать успешным в жизни  человеком.



Предварительный просмотр:

Конструирование современного урока

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошо учить; если учитель имеет только любовь к ученику, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если он соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л.Н.Толстой.

Современный урок русского языка. Попытаемся разобраться, что значит современный урок. Совершенно очевидно, что «современный» употребляется не во временном, а в качественном значении. Современный – соответствующий уровню своего века. Современная техника, современный человек, современный урок. Урок, отвечающий требованиям своего времени, современной парадигме образования.

Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся основ наук. Сегодня же мы чаще и чаще говорим о личносто-ориентированом обучении и задачу школы видим прежде всего в том, чтобы научить школьников учиться, развивая его познавательные и сознательные возможности.

Значит, современный урок русского языка – урок эффективный, действенный, урок на котором развивается личность ученика.

Каждый ребенок по окончании  школы должен не только владеть набором определенных знаний, но и обладать целым рядом универсальных учебных действий. Это то, что мы называем сейчас компетентностный подход в обучении. Что относится к универсальным учебным действиям? Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. личностные (наши уроки должны способствовать формированию позитивного отношения к умению учиться, желания и стремления расти, развиваться, положительно оценивать себя, свою деятельность. Поэтому так необходимо на уроке создавать, подмечать, поддерживать ситуацию успеха для каждого ученика);
  2. регулятивные (каждый ученик на уроке должен учиться регулировать свою учебную деятельность, т.е. поставить  цель своей работы, определить пути реализации этой цели, уметь производить самоанализ работы и сравнивать запланированное и конечное);
  3. познавательные (ученики должны самостоятельно работать с учебным материалом, находить главное и второстепенное, анализировать и систематизировать материал; должны уметь пользоваться различными, каталогами, библиографическими списками, таблицами. Одним словом, все то, что поможет ему получать знания в любой нестандартной ситуации);
  4. коммуникативные (мы должны на уроках учить общаться, учить правильно воспринимать получаемую информацию и интерпретировать ее. Ученик должен научиться высказывать свое мнение и аргументировать его).

Учитывая все это, понимаешь, какая сложная задача стоит перед нами, учителями современной школы. Мы должны на своих уроках, обучая, развивать личность, формировать гуманистического мировоззрение ученика на основе владения им знаний науки о языке, развития всего комплекса универсальных  учебных умений, т.е. ставится задача сделать преметное знание  не целого, а средством развития личности.

Как добиться максимальной эффективности урока? Этим вопросом мы задаемся постоянно. Михаил Трофимович Баранов на этот вопрос отвечал следующим образом:

«На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение этой режиссуры, т.е. своего плана».

Традиционные требования к уроку:

  1. дидактические;
  2. психологические;
  3. воспитательные;
  4. гигиенические.

Наряду с этим к уроку современному предъявляется еще ряд требований:

  1. На уроке должно осуществляться диалогическое взаимодействие учителя и учащихся.

Ученик не пассивный объект, которому учитель передает некую сумму знаний. Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне–  и я запомню, дай сделать – и я пойму».

  1. Ученик должен знать «маршрут» совместного с учителем продвижения от начала урока к его концу. Ученик  должен чувствовать, как вместе с учителем продвигается к поставленной цели.

Для этого в начале урока определяется цель и задачи , по мере реализации которых проводятся промежуточные итоги и к концу урока достигают поставленной цели. Ученик всегда должен знать, понимать куда он идет и в каком листе маршрута находится.

  1. Урок должен быть эмоциональным. Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем он говорит на уроке.

Радость познания.

  1. Урок должен доставлять удовольствие и учителю и ученику, т.е. на уроке должно быть интересно. Архисложная задача.

Здесь может помочь выделение в языковом материале интересных , занимательных  фактов, использование проблемных и игровых знаний, иллюстрированного материала: рисунков, схем, таблиц и т.д.

Главное в уроке, наверное, все-таки его содержание. При всех новых тенденциях, подходах, принципах  неизменной остается форма обучения русскому языку в школе – урок. И только четкая структура урока  позволяет реализовать содержание его за счет рационального использования времени и оптимального сочетания различных приемов и методов обучения.

Структура урока характеризуется его составом, последовательностью и взаимообусловленностью составных частей, их внутренней и внешней связью.

Все мы прекрасно знаем, из каких структурных элементов, состоит урок. Это остается неизменным.

Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции и содержание в виде таблицы.

Тема

(дана в программе, определяет содержание урок)

Цели

(определяют тип урока)

Тип урока

(определяет структуру урока)

Структура урока

(совокупность структурных элементов)

  1. Организационный момент – разминка.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Наблюдения над языком (дается материал для наблюдений).
  2. Формулировка выводов.
  3. Чтение теоретического материала по учебнику.
  4. Составление схемы, алгоритма, таблицы.
  5. Первоначальное закрепление.

  1. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений).
  1. Упражнения на опознавание изучаемых явлений.
  2. Упражнения на трансформацию, классификацию.
  3. Упражнения на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях.

  1. Задание домашней работы.

  1. Подведение итогов урока.

Структурные элементы урока

Структурный элемент

Функции

Содержание

Методы и приемы

Орг. момент

Мобилизация уч-ся, создание у них рабочего, творческого настроения

Разминка, обсуждение темы (формулировка), постановка цели, выяснение задач, мотивация учебной деятельности        уч-ся

Слово учителя, беседа, упражнения

(орфоэп разминка,

блиц-опрос,

грамм. задача,

аукцион,

рубрика «Это интересно» и т.д.)

Проверка д/з

Выявление степени усвоения пройденного, проверка правильности выполнения д/з

Ответы на вопросы, требующие обоснования, применение знаний к данным примерам, составление таблиц, связное сообщение уч-ся

Беседы (опрос), цепочка, взаимопроверка, самопроверка и т.д.

Объяснение нового материала

Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений. Обучение умению применять на практике полученные знания

Ознакомление с новым  языковым явлением. Формулировка выводов. Усвоение алгоритма применения.

Первоначальное закрепление

Слово учителя. Исследование языкового явления по материалу для наблюдений. Чтение учебника, беседа

Формирование умений и навыков

Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями

Выполнение различных заданий, упражнений (коллективное, выборочное, индивидуальное, самостоятельное)

Упражнения (на опознавание изучаемых явлений, на трансформацию, классификацию, на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях)

Задание домашней работы

Подготовка к восприятию д/з, разъяснению его сути

Задания теоретического материала и практической работы (задания на выбор, индивидуальные, групповые, общие)

Слово учителя

Подведение итогов

Выяснение степени осознанности усвоения нового учебного материала

Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа. Тестирование

Беседа, тесты

Р.С.

Структура урока, как и  тип урока, определяется его целями, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся. Поэтому структура урока не есть что-то застывшее: возможны различные комбинации.

Так, например, на уроках формирования умений и навыков, повторения и обобщения отсутствует элемент объяснения нового материала.

А урок объяснения нового материала, если с его начинается новый раздел, может не включать проверку домашнего задания.

Проверка домашнего задания может быть проведена не обязательно сразу после организационного момента. Мы все это хорошо знаем. При всем при этом, каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней связью, единой логикой  развертывания деятельности учителей и ученика.

Я воспринимаю урок как разноцветные бусы. Каждый элемент урока, как бусинка, нанизанная на единую нить.

Еще один важные принцип в планировании урока: на уроке должны работать все разделы языкознания и все единицы речи от простого к сложному  (от слова к тексту).

Успех  в обучении, конечно же, связан с творчеством учителя. Мы все ищем новые эффективные формы, методы, приемы. И мы, и ученики хотим испытывать  чувство удовлетворения и результатами, и самим учебным процессом. А неизменной единицей этого процесса и является наш урок, режиссурой которого, говоря словами ученого-методиста, мы занимаемся каждый день. И каждый день, конструируя наши уроки, мы должны помнить, что каждый ребенок, пришедший к нам в класс, это уже личность, а наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать успешным в жизни  человеком.



Предварительный просмотр:

Конструирование современного урока

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошо учить; если учитель имеет только любовь к ученику, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если он соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л.Н.Толстой.

Современный урок русского языка. Попытаемся разобраться, что значит современный урок. Совершенно очевидно, что «современный» употребляется не во временном, а в качественном значении. Современный – соответствующий уровню своего века. Современная техника, современный человек, современный урок. Урок, отвечающий требованиям своего времени, современной парадигме образования.

Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся основ наук. Сегодня же мы чаще и чаще говорим о личносто-ориентированом обучении и задачу школы видим прежде всего в том, чтобы научить школьников учиться, развивая его познавательные и сознательные возможности.

Значит, современный урок русского языка – урок эффективный, действенный, урок на котором развивается личность ученика.

Каждый ребенок по окончании  школы должен не только владеть набором определенных знаний, но и обладать целым рядом универсальных учебных действий. Это то, что мы называем сейчас компетентностный подход в обучении. Что относится к универсальным учебным действиям? Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. личностные (наши уроки должны способствовать формированию позитивного отношения к умению учиться, желания и стремления расти, развиваться, положительно оценивать себя, свою деятельность. Поэтому так необходимо на уроке создавать, подмечать, поддерживать ситуацию успеха для каждого ученика);
  2. регулятивные (каждый ученик на уроке должен учиться регулировать свою учебную деятельность, т.е. поставить  цель своей работы, определить пути реализации этой цели, уметь производить самоанализ работы и сравнивать запланированное и конечное);
  3. познавательные (ученики должны самостоятельно работать с учебным материалом, находить главное и второстепенное, анализировать и систематизировать материал; должны уметь пользоваться различными, каталогами, библиографическими списками, таблицами. Одним словом, все то, что поможет ему получать знания в любой нестандартной ситуации);
  4. коммуникативные (мы должны на уроках учить общаться, учить правильно воспринимать получаемую информацию и интерпретировать ее. Ученик должен научиться высказывать свое мнение и аргументировать его).

Учитывая все это, понимаешь, какая сложная задача стоит перед нами, учителями современной школы. Мы должны на своих уроках, обучая, развивать личность, формировать гуманистического мировоззрение ученика на основе владения им знаний науки о языке, развития всего комплекса универсальных  учебных умений, т.е. ставится задача сделать преметное знание  не целого, а средством развития личности.

Как добиться максимальной эффективности урока? Этим вопросом мы задаемся постоянно. Михаил Трофимович Баранов на этот вопрос отвечал следующим образом:

«На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение этой режиссуры, т.е. своего плана».

Традиционные требования к уроку:

  1. дидактические;
  2. психологические;
  3. воспитательные;
  4. гигиенические.

Наряду с этим к уроку современному предъявляется еще ряд требований:

  1. На уроке должно осуществляться диалогическое взаимодействие учителя и учащихся.

Ученик не пассивный объект, которому учитель передает некую сумму знаний. Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне–  и я запомню, дай сделать – и я пойму».

  1. Ученик должен знать «маршрут» совместного с учителем продвижения от начала урока к его концу. Ученик  должен чувствовать, как вместе с учителем продвигается к поставленной цели.

Для этого в начале урока определяется цель и задачи , по мере реализации которых проводятся промежуточные итоги и к концу урока достигают поставленной цели. Ученик всегда должен знать, понимать куда он идет и в каком листе маршрута находится.

  1. Урок должен быть эмоциональным. Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем он говорит на уроке.

Радость познания.

  1. Урок должен доставлять удовольствие и учителю и ученику, т.е. на уроке должно быть интересно. Архисложная задача.

Здесь может помочь выделение в языковом материале интересных , занимательных  фактов, использование проблемных и игровых знаний, иллюстрированного материала: рисунков, схем, таблиц и т.д.

Главное в уроке, наверное, все-таки его содержание. При всех новых тенденциях, подходах, принципах  неизменной остается форма обучения русскому языку в школе – урок. И только четкая структура урока  позволяет реализовать содержание его за счет рационального использования времени и оптимального сочетания различных приемов и методов обучения.

Структура урока характеризуется его составом, последовательностью и взаимообусловленностью составных частей, их внутренней и внешней связью.

Все мы прекрасно знаем, из каких структурных элементов, состоит урок. Это остается неизменным.

Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции и содержание в виде таблицы.

Тема

(дана в программе, определяет содержание урок)

Цели

(определяют тип урока)

Тип урока

(определяет структуру урока)

Структура урока

(совокупность структурных элементов)

  1. Организационный момент – разминка.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Наблюдения над языком (дается материал для наблюдений).
  2. Формулировка выводов.
  3. Чтение теоретического материала по учебнику.
  4. Составление схемы, алгоритма, таблицы.
  5. Первоначальное закрепление.

  1. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений).
  1. Упражнения на опознавание изучаемых явлений.
  2. Упражнения на трансформацию, классификацию.
  3. Упражнения на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях.

  1. Задание домашней работы.

  1. Подведение итогов урока.

Структурные элементы урока

Структурный элемент

Функции

Содержание

Методы и приемы

Орг. момент

Мобилизация уч-ся, создание у них рабочего, творческого настроения

Разминка, обсуждение темы (формулировка), постановка цели, выяснение задач, мотивация учебной деятельности        уч-ся

Слово учителя, беседа, упражнения

(орфоэп разминка,

блиц-опрос,

грамм. задача,

аукцион,

рубрика «Это интересно» и т.д.)

Проверка д/з

Выявление степени усвоения пройденного, проверка правильности выполнения д/з

Ответы на вопросы, требующие обоснования, применение знаний к данным примерам, составление таблиц, связное сообщение уч-ся

Беседы (опрос), цепочка, взаимопроверка, самопроверка и т.д.

Объяснение нового материала

Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений. Обучение умению применять на практике полученные знания

Ознакомление с новым  языковым явлением. Формулировка выводов. Усвоение алгоритма применения.

Первоначальное закрепление

Слово учителя. Исследование языкового явления по материалу для наблюдений. Чтение учебника, беседа

Формирование умений и навыков

Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями

Выполнение различных заданий, упражнений (коллективное, выборочное, индивидуальное, самостоятельное)

Упражнения (на опознавание изучаемых явлений, на трансформацию, классификацию, на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях)

Задание домашней работы

Подготовка к восприятию д/з, разъяснению его сути

Задания теоретического материала и практической работы (задания на выбор, индивидуальные, групповые, общие)

Слово учителя

Подведение итогов

Выяснение степени осознанности усвоения нового учебного материала

Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа. Тестирование

Беседа, тесты

Р.С.

Структура урока, как и  тип урока, определяется его целями, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся. Поэтому структура урока не есть что-то застывшее: возможны различные комбинации.

Так, например, на уроках формирования умений и навыков, повторения и обобщения отсутствует элемент объяснения нового материала.

А урок объяснения нового материала, если с его начинается новый раздел, может не включать проверку домашнего задания.

Проверка домашнего задания может быть проведена не обязательно сразу после организационного момента. Мы все это хорошо знаем. При всем при этом, каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней связью, единой логикой  развертывания деятельности учителей и ученика.

Я воспринимаю урок как разноцветные бусы. Каждый элемент урока, как бусинка, нанизанная на единую нить.

Еще один важные принцип в планировании урока: на уроке должны работать все разделы языкознания и все единицы речи от простого к сложному  (от слова к тексту).

Успех  в обучении, конечно же, связан с творчеством учителя. Мы все ищем новые эффективные формы, методы, приемы. И мы, и ученики хотим испытывать  чувство удовлетворения и результатами, и самим учебным процессом. А неизменной единицей этого процесса и является наш урок, режиссурой которого, говоря словами ученого-методиста, мы занимаемся каждый день. И каждый день, конструируя наши уроки, мы должны помнить, что каждый ребенок, пришедший к нам в класс, это уже личность, а наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать успешным в жизни  человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...

Исследовательский подход в конструировании современного урока.

В современном мире, где  процесс появления новых знаний ускоряется настолько, что  возникает потребность в новых профессиях, от педагога требуется готовность  к постоянному обновлению и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования современного урока

Карта- схема планирования современного урока в связи с внедрением в учебный процесс ФГОС...

Конструирование современного урока в рамках ФГОС

Как построить урок в рамках ФГОС?...

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)...