Исследовательский подход в конструировании современного урока.
статья по теме

В современном мире, где  процесс появления новых знаний ускоряется настолько, что  возникает потребность в новых профессиях, от педагога требуется готовность  к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию уровня  своих профессиональных  качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st.rol_issled_deyat_v_rab.direktora_shkoly.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Михайлюк Л.Г.

 директор МОУ «Калитинская СОШ»

                                                                                Волосовского района Лен. области

Роль исследовательской деятельности в работе директора школы.

«Модернизация образования – это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны»…(1) Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Необходимо изменение мировоззрения людей, занятых в сфере образования, изменение их отношения к своей профессиональной деятельности. М.М.Поташник, рассматривая  вопросы управления профессиональным ростом учителя в современной школе (2), особое внимание уделяет созданию условий, обеспечивающих эффективный профессиональный рост учителя. Отмечает, что на сегодняшний день эта проблема недостаточно проработана, более того, к решению этой проблемы не готовы сами руководители образовательных учреждений. Причиной этого, по мнению М.М.Поташника, является отсутствие специально продуманной и построенной целостной системы управления. Следовательно, возможно рассмотрение  данного вопроса с точки зрения формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, что, в свою очередь, связано с совершенствованием умений анализировать, прогнозировать, моделировать ситуации, с уровнем готовности к ведению исследовательской деятельности. Рассматриваемая проблема тесно связана и с проблемой субъективного развития, саморазвития и творческой самореализации руководителя школы в профессиональной сфере, его внутренней потребности не только обслуживать инновационные процессы, но и самостоятельно решать управленческие педагогические проблемы методами научного творчества. 

В.П.Топоровский в своей работе «Управленческая компетентность директора развивающейся школы» обращает внимание на особенности   исследовательской деятельности директора школы. «Исследовательская позиция – это деятельность, предполагающая интегративное, системное, аналитическое видение своей практики, при которой основой становится постоянное прогнозирование, мысленное проигрывание и моделирование различных вариантов образовательных и управленческих воздействий, оценивание эффективности и результативности…» (3)

Управленческая культура руководителей школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. В таком случае компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. Ценности управления педагогическими системами многообразны. Это могут быть:

  • ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей управления целостным педагогическим процессом на разных уровнях иерархии: цели управления системой образования, цели управления школой, цели управления педагогическим и ученическим коллективами, цели управления самовоспитанием и саморазвитием личности и т.д. Личностное принятие таких целей, их признание и оценка делают ценности-цели своеобразными регуляторами управленческой деятельности;
  • ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школоведческих знаний в сфере управления: знание методологических основ управления, внутришкольного менеджмента, знание особенностей работы с учениками и учащимися городских и сельских школ, знание критериев эффективности управления педагогическим процессом и др.;
  • ценности-отношения, раскрывающие значимость взаимоотношений между участниками педагогического процесса, отношения к себе, к своей профессиональной деятельности, межличностных отношений в педагогическом и ученическом коллективах, возможности их целенаправленного формирования и управления;
  • ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидных, личностных, коммуникативных, поведенческих качеств личности руководителя-менеджера как субъекта управления, отражающихся в специальных способностях: способности прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способности соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способности к сотрудничеству и соуправлению и др.

Исследовательская и последующая за ней проектировочная деятельность по созданию образа новой модернизированной школы может  представлять собой систему управленческих шагов, имеющую ресурсы, процесс их использования и конечные результаты. «Среди источников важнейших ресурсных ходов системы проектирования особое место уделено исследованию системы внутришкольного управления.» (4)

Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического-анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач. Еще одной составляющей технологического компонента является умение работать с информацией. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.

В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразовывает, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

Для оптимизации образовательного процесса исследовательская деятельность руководителя образовательного учреждения может представлять собой совокупность следующих действий:

  • обеспечение системности и упорядоченности в организации деятельности по диагностике субъекта образования:постановка диагностических целей и задач, определение способов фиксации результатов, четкое распределение обязанностей;
  • Формулирование на основе диагностических данных социального заказа на деятельность муниципального образовательного учреждения;
  • Участие в руководстве и проектировании развития муниципального образовательного учреждения;
  • Обеспечение интеграции образовательной среды села, города, микрорайона, района (в зависимости от местонахождения) на основе диагностики потребностей и интересов образовательного учреждения и социальной сферы на муниципальном уровне.

Актуализация у руководителей образовательных учреждений способности диагностирования потребностей местного социума, региона и страны в целом в социальном заказе к подготовке выпускника школы, педагога, учащихся, родителей в образовательных услугах, необходимых для его реализации, способствует формированию объективного видения  реального состояния дел в школе, районе, регионе. Поэтому очень важным становится необходимость овладения директором школы методами исследования, диагностирования и проектирования, так как это способствует принятию как положительных, так и негативных выводов диагностики, способствующих правильному выбору управленческих решений.

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. М.: АПКиПРО, 2002, с.20.
  2. М.М.Поташник «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе», М., Центр педагогического образования, 2009г., с.280
  3. В.П.Топоровский «Управленческая компетентность директора развивающейся школы», СПб, ЛОИРО, 2001, с.75.
  4. А.М.Моисеев «Проектирование систем внутришкольного управления»/Пособие для руководителей ОУ и территориальных образовательных систем., М.Пед. об.России, 2001, с.29
  5. В.Н.Куровский  «Приоритетные направления научно-педагогических исследований образовательных систем сельской местности»/Ж-л «Директор сельской школы»№ 3 2007г. с.18
  6. А.А.Петренко «Проектная деятельность руководителя образовательного учреждения» / Ж-л «Директор сельской  школы»№ 1, 2007г. с.36
  7. И.И.Садовникова «Использование исследований – путь развития школы» / Ж-л «Директор школы»№ 10, 2008г. с.43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...

Конструирование современного урока.

Статья содержит размышления о современных требованиях к уроку....

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)...

Конструирование современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода к обучению как условие реализации

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельного подхода в обучении. Учителей сегодня олнует множество вопросов, ответы на которые предлагает автор....

Современный подход к конструированию проведению уроков.Презинтация

Обзор учебников а также, методических пособий для проведения занятий с юными шахматистами....