Универсальные учебные действия
методическая разработка по физике по теме

Александрова Наталья Васильевна

фоормировоание универсальных учебных действий на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_rezultaty_planiruemye.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты – опыт специфической для каждой предметной области деятельности, освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Виды универсальных учебных действий

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

виды личностных УУД

характеристика

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – личностное, профессиональное, жизненное.

Внутренняя позиция школьника

Возрастная форма самоопределения в старшем дошкольном возрасте, характеризует изменение социальной позиции ребенка, определяет формирование основных психологических новообразований возраста, центральный компонент готовности к обучению в школе, определяет динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Самооценка

 Когнитивный компонент учебной деятельности. В составе самооценки следует разделять: содержательное представление ребенка о себе и своих свойствах и самоотношение. Чтобы ребенок развивался как субъект учебной деятельности, учитель должен показать ему те изменения, которые произошли в его сознании в процессе обучения; требуется обучение детей дифференцированной самооценке,  позволяющей сравнивать свои сегодняшние результаты с прежними – становление рефлексивности.

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Мотивация учебной деятельности

Важный показатель сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к начальной школе выделяется две группы мотивов:

  1. мотивы учебные и познавательные, связанные с учебной деятельностью и  ее продуктом. Самим развивающимся субъектом учебной деятельности;
  2. мотивы социальные, позиционные, в том числе статусные, узколичные.

Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Моральные нормы

Освоение социальных образцов морального поведения: нормы, выполняющие функцию регуляции морально-нравственных отношений,  оценка поступка; умение подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого; присвоение моральных норм на основе ориентации в их нравственном содержании, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

Конвенциональные нормы

Социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни: школьные правила; предписания школьного Устава; соблюдение правил внешнего вида, норм этикета; нормы, отражающие гендерные различия.

  1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Регулятивные универсальные учебные действия связаны с формированием произвольности поведения, обеспечивают обучающимся навыки самоорганизации учебной деятельности.

виды регулятивных УУД

характеристика

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Оценка 

Выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и  к преодолению препятствий.

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

познавательные УУД

характеристика

Общеучебные универсальные учебные действия

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. моделирование; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  4. структурирование знаний;
  5. осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  6. выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
  7. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов деятельности;
  8. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
  9. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Универсальные логические учебные действия

  1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  2. выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
  3. синтез как составление целого из частей;
  4. подведение под понятия, распознавание объектов;
  5. установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  6. построение логической цепи рассуждений;
  7. доказательство;
  8. выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы (задачи)

  1. формулирование проблемы;
  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают формирование социальной ориентации: учет позиции других людей, партнеров по общению, умение слушать и понимать чужую речь, способность устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми,  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимоотношения со сверстниками, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в группе.

коммуникативные УУД

характеристика

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 Владение монологической и диалогической формами речи

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...