Рабочая программа по физике для 9 общеобразовательного класса
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Большакова Анна Александровна

Данная программа  составлена на основе обя­зательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов в году по 2 урока в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_9_klass.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Большакова А.А..,  МАОУ «СОШ №40», г. Томск

Программа по физике для 9 общеобразовательного класса.

Пояснительная записка

I. Нормативная основа реализации программы:

а) Мартынова Н.К.  Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7 – 9 классы. М., «Просвещение», 2007.

б) Закон об образовании// Вестник образования. – 2004. - №12.

в) "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование//Стандарт основного общего образования по физике", Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004 .

г) Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2008/2009 учебный год// Приказ Министерства и науки РФ.

II. Цели изучения курса:

  1. освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;

  3. представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков  и выявлять, на этой основе,  эмпирические зависимости;

  4. применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  1. воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  1. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности;

  1. формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность естественно-научного образования, обладающего  компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


III. Учебно-методический комплект:

    Руководствуясь перечнем учебно-методических комплектов и учебников, рекомендованных управлением образования на 2009-10 учебный год, для сохранения преемственности материала, считаю целесообразным использование следующего учебно-методического комплекта: Перышкин А.В.  Физика: 9 класс.  
  УМК хорошо зарекомендовал себя, используется в работе уже несколько лет. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

   В курсе 9 класса рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.

    Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню  математических знаний у учащихся данного возраста.

IV. Структура курса:

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Законы взаимодействия и движения тел.

23

2

Механические колебания и волны. Звук.

11

3

Электромагнитное поле.

10

4

Строение атома и атомного ядра.

12

5

Резервное время..

12

Итого:

68

V. Перечень обязательных контрольных работ:

Тема контрольной работы

дата проведения

1

Контрольная работа №1 «Прямолинейное равноускоренное движение»

2

Контрольная работа №2 «Законы динамики»

3

Контрольная работа №3 «Механические колебания. Волны»

4

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»

5

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»

VI. Перечень лабораторных работ:

Тема лабораторной работы

дата проведения

1

Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Оценка погрешности.

-

2

Лабораторная работа №2. «Измерение ускорения свободного падения».

-

3

Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

-

4

Лабораторная работа №4. «Изучение явления электромагнитной индукции».

-

5.

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии трека»

-

6.

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

-

VII. Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.

  1. смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  1. смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.

уметь: 

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,

  1. использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.

  1. представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.

  1. выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  1. приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

  1. решать задачи на применение изученных законов;

                              использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

VIII. Система оценивания

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

IX. Тематический план

№ урока

Дата

Проведения

Тема занятия

Количество

часов

I четверть

ТЕМА 1 «Законы взаимодействия и движения тел»

25

1/1

5.09.

Материальная точка. Система отсчёта.

1

2/2

7.09

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

1

3/3

12.09

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач.

1

4/4

14.09

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1

5/5

19.09

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

6/6

21.09

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

7/7

26.09

Лабораторная работа №1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

8/8

28.09

Решение задач на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равноускоренном движении.

1

9/9

3.10

Относительность движения.

1

10/10

5.10

Контрольная работа №1

«Прямолинейное движение. Его характеристики».

1

11/11

10.10

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

1

12/12

12.10

Второй закон Ньютона.

1

13/13

17.10

Третий закон Ньютона.

1

14/14

19.10

Свободное падение тел.

1

15/15

24.10

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач.

1

16/16

26.10

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

II четверть

17/17

14.11

Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

18/18

16.11

Искусственные спутники Земли.

1

19/19

21.11

Подготовка к контрольной работе.

1

20/20

23.11

Контрольная  работа №2 « Законы движении».

1

21/21

28.11

Лабораторная работа №2

«Измерение ускорения свободного падения»

1

22/22

30.11

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

23/23

5.12

Реактивное движение. Ракеты.

1

24/24

7.12

Решение задач

1

25/25

12.12

Контрольная работа №2

1

ТЕМА 2 «Механические колебания и волны. Звук».

11

26/1

14.12

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

27/2

19.12

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

28/3

21.12

Лабораторная работа №3

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

1

29/4

26.12

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

1

III четверть

30/5

11.01

Вынужденные колебания. Резонанс.

1

31/6

16.01

Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн.

1

32/7

18.01

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

33/8

23.01

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

34/9

25.01

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

35/10

31.01

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

36/11

2.02

Контрольная работа №3

«Механические колебания и волны. Звук»

1

ТЕМА 3 «Электромагнитное поле»

15

37/1

6.02

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

38/2

8.02

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

39/3

13.02

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

40/4

15.02

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

41/5

20.02

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

1

42/6

22.02

Лабораторная работа №4

«Изучение явления электромагнитной индукции»

1

43/7

27.02

Электромагнитное поле.

1

44/8

2.03

Электромагнитные волны.

1

45/9

10.03

Контрольная работа №4

«Электромагнитное поле»

1

46/10

14.03

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

47/11

16.03

Электромагнитная природа света.

1

48/12

20.03

Преломление света. Физический смысл показателя преломления .

1

49/13

22.03

Дисперсия света. Цвета тел.

1

50/14

24.03

Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров.

1

51/5

3.04

Поглощение и испускание света атомами.

1

IV четверть

ТЕМА 4 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

12

52/1

5.04

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

53/2

10.04

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

54/3

12.04

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

55/4

17.04

Открытие протона и нейтрона.

1

56/5

19.04

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. Альфа и бета-распад. Правило смещения.

1

57/6

24.04

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

58/7

26.04

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

59/8

3.05

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

1

60/9

5.05

Биологическое действие радиации.

1

61/10

10.05

Термоядерные реакции.

1

62/11

12.05

Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе.

1

63/12

17.05

Контрольная работа №5

« Строение атома и атомного ядра».

1

Обобщающее повторение

3

Резерв времени.

2

X. Литература

Программа "Физика" 9 класс. Гутник Е.М., Пёрышкин А.В. М: Дрофа 2004. 
Учебник Перышкин А.В.  Физика: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений М:. Дрофа 2004
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по физике и входят в Федеральный перечень.
Методические рекомендации для учителя.

  1. Перышкин А.В.Сборник задач по физике: 7-9 класс  Экзамен 2004
  2. Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: К учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник "Физика: 9 класс" Экзамен 2008
  3. Минькова Р.Д. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 9 классы: К учебникам А.В.Перышкина "Физика: 9 класс" Экзамен 2008
  4. Минькова Р.Д. Физика: 9 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник Экзамен 2005
  5. Гутник Е.М.Физика. 9 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник "Физика. 9 класс"  Дрофа 2004
  6. Боброва С.В.Физика 9 класс. Поурочные планы по учебнику Перышкина Учитель 2007
  7. Волков В. Поурочные разработки по физике к уч. компл. А.В. Перышкина: 9 класс  Вако 2005