Физический эксперимент как валеологический аспект урока
статья по физике по теме

Орзуева Наталья Анатольевна

 

Иногда новое – это хорошо забытое старое. Когда-то много-много лет назад существовала обязательная производственная гимнастика. К ней относились чаще всего со смехом, и у всех она осталась в воспоминаниях где-то среди коммунистических субботников и сбора макулатуры.

В настоящее время большое внимание уделяется здоровьесберегающему компоненту урока. Задача каждого учителя – сделать физкультпаузу на уроке незаметной для учеников. Помочь в этом учителю физики может фронтальный эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulminutki.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Физический эксперимент как валеологический аспект урока

Иногда новое – это хорошо забытое старое. Когда-то много-много лет назад существовала обязательная производственная гимнастика. К ней относились чаще всего со смехом, и у всех она осталась в воспоминаниях где-то среди коммунистических субботников и сбора макулатуры.

В настоящее время большое внимание уделяется здоровьесберегающему компоненту урока. Задача каждого учителя – сделать физкультпаузу на уроке незаметной для учеников. Помочь в этом учителю физики может фронтальный эксперимент.

Например: Экспериментальное задание «Хронометраж работы сердца» 

Найдите пульс и подсчитайте число ударов за 10 с, затем умножьте на 6 (норма 60 – 72 удара). А теперь встали, попрыгали. Число ударов изменилось. Подсчитаем теперь их число (оно не должно превышать 180).

Всем известно, что школьники, начинающие изучать физику, не имеют достаточно развитого абстрактного мышления, они воспринимают окружающий мир реально, и большую часть информации получают через ощущения, через собственную деятельность.

Физический эксперимент, особенно самостоятельный, хорошо снимает тормозное состояние головного мозга у ребят. В ходе эксперимента ребята принимают в работе активное участие. Это способствует развитию у школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы. Эксперимент позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, а также развивать практические умения и навыки.

Ученический физический эксперимент - это метод общеобразовательной и политехнической подготовки школьников. Он должен быть краток по времени, легок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала.

В течение одного урока абсолютное большинство учащихся успевают выполнить и оформить только одно экспериментальное задание. Поэтому мною были подобраны небольшие экспериментальные задания, которые по времени занимают не более 5 – 10 минут.

Качественное рассмотрение явлений и законов – важная черта изучения физики. Ни для кого не секрет, что не все способны математически мыслить. Когда новое физическое понятие предъявляется ребенку сначала как результат математических преобразований, а потом происходит поиск ее физического смысла, у многих детей возникает и элементарное непонимание, и причудливое «мировоззрение», будто в действительности существуют именно формулы, а явления нужны лишь для их иллюстрации.

Изучение физики с помощью эксперимента дает возможность познавать мир физических явлений, наблюдать явления, получать экспериментальные данные для анализа наблюдаемого, устанавливать связь данного явления с ранее изученным явлением, вводить физические величины, измерять их.

О том, что физика как наука связана с экспериментальным методом исследования, писал еще Г. Галилей. Он считал, что сначала идет чувственный опыт, затем переход к гипотезе, далее осуществляется математическое развитие, и, наконец, опытная проверка следствий.

Физический эксперимент позволяет органично связать практические и теоретические проблемы курса в единое целое, при прослушивании учебного материала учащиеся начинают уставать и их интерес к рассказу снижается. Физический эксперимент, особенно самостоятельный, хорошо снимает тормозное состояние головного мозга у ребят. В ходе эксперимента ребята принимают в работе активное участие. Это способствует развитию у школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы. Эксперимент позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, а также развивать практические умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физического эксперимента на уроках физики

Данный методический материал можно использовать на уроках физики...

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаю...

Валеологический аспект в преподавании иностранного языка

Статья посвящена проблемам валеологии при обучении английскому языку....

Валеологический аспект уроков физики

Валеологический аспект уроков  физики...

Валеологический аспект работы в условиях коррекционной школы

Самое большое счастье - это Здоровье!Цель: Создание условие для формирования ЗОЖ у воспитаников с ОВЗ....