Главные вкладки

    Рабочая программа по физике. 10 кл (базовый уровень)
    рабочая программа по физике (10 класс) по теме

    Сначева Надежда Ивановна

    Рабочая программа по физике в 10 классе (базовый уровень) рассчитана на 2 ч в неделю по УМК Мякишева Г.Я. Календарно-тематичсекое планирование и перечень программных демонстраций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma-fizika-10_kl.doc152 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»


    Рассмотрено на заседании кафедры предметов естественно-математического цикла

    Протокол № 1  от  28.08.2012г.      


    Одобрено на заседании

     НМС гимназии


    Протокол № 1  от 29.08.2012г.      


    «Утверждаю»

    Директор МБОУ «Гимназия»

    __________________

    Т.И. Цыпнятова


    Приказ №138/1   от30.08.2012г.    

    Рабочая программа

    учебного курса физики

    10 Б класс (химико-биологическая группа)

    базовый уровень

    учитель Сначева Н.И.

    2012-2013 г.

    г. Полярный

    Пояснительная записка

             Рабочая программа учебного курса по физике в 10 Б (химико-биологической группе)  классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 5 марта 2004 г. № 1089);  Примерной программы среднего (полного)  общего образования по физике, базовый уровень, авторской программы Г.Я. Мякишева для базового уровня; с учетом рекомендаций «Итогового аналитического отчета о результатах ЕГЭ 2012 г.»

            Учебно-методический комплект:

    •        Мякишев Г.Я. Физика: учебн. Для 10 кл общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008

    •        Степанов С.В. Физика, 10 – 11: лаб. эксперимент: кн. для учащихся– М.: Просвещение, 2005

    •        А.Е.Марон, Е.А.Марон «Физика 10 класс. Дидактические материалы». «Дрофа» Москва 2005

    •        Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профил. уровни: для 10-11 кл. обще-образоват. учреждений / Н.А. Парфентьева – М.: Просвещение, 2007

    Цели обучения:

    1. освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых  явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
    2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, для решения физических задач;
    1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
    2. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
    3. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Задачи обучения:

    1. формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
    2. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
    3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
    4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
    5. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
    6. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
    7. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    Учебный процесс организован по классно-урочной системе.

     

    Федеральный базисный учебный план на изучение физики отводит 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 учебных часа в неделю, региональный базисный учебный план – 68 часов (34 учебных недели).

                     1 триместр – 12 учебных недель – 24 ч,

     2 триместр – 10 учебных недель – 20 ч,

     3 триместр – 12 учебных недель – 24 ч.

    Основное содержание (68 ч)

    Физика и методы научного познания (4 ч)

    Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

    Механика (32 ч)

    Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

    Демонстрации

    Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

    Падение тел в воздухе и в вакууме.

    Явление инерции.

    Сравнение масс взаимодействующих тел.

    Второй закон Ньютона.

    Измерение сил.

    Сложение сил.

    Зависимость силы упругости от деформации.

    Силы трения.

    Условия равновесия тел.

    Реактивное движение.

    Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

    Лабораторные работы

    Измерение ускорения свободного падения.

    Исследование движения тела под действием постоянной силы.

    Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

    Исследование упругого и неупругого  столкновений тел.

    Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

    Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

    Молекулярная физика (27 ч)

    Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

    Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

    Демонстрации

    Механическая модель броуновского движения.

    Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

    Изменение объема  газа с изменением температуры при постоянном давлении.

    Изменение объема  газа с изменением давления  при постоянной температуре.

    Кипение воды при пониженном давлении.

    Устройство психрометра и гигрометра.

    Явление поверхностного натяжения жидкости.

    Кристаллические и аморфные тела.

    Объемные модели строения кристаллов.

    Модели тепловых двигателей.

    Лабораторные работы

    Измерение влажности воздуха.

    Измерение удельной теплоты плавления льда.

    Измерение поверхностного натяжения жидкости.

    Электродинамика (5 ч)

    Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

    Демонстрации

    Электрометр.

    Проводники в электрическом поле.

    Диэлектрики в электрическом поле.

    Энергия заряженного конденсатора.

    Тематическое планирование

     

    всего

    I триместр

    II триместр

    III триместр

    из них

    из них

    из них

    к/р

    л/р

    к/р

    л/р

    к/р

    л/р

    Физика и методы научного познания

    4

    4

    Механика

    32

    20

    2

    4

    12

    1

    2

    Кинематика

    10

    10

    1

    1

    Динамика

    8

    8

    1

    2

    Законы сохранения в механике

    14

    2

    1

    12

    1

    2

    Молекулярная физика

    27

    8

    19

    2

    3

    Основы МКТ идеального газа

    13

    8

    5

    1

    Термодинамика

    14

    14

    1

    3

    Электродинамика

    5

    5

    Электростатика

    5

    5

    68

    24

    2

    4

    20

    1

    2

    24

    2

    3

    Поурочное планирование

    Первый триместр – 12 недель

    № п/п

    Тема урока

    Демонстрации

    Дата

    Физика и методы научного познания – 4 ч

    1.

    Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания.

    2.

    Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов.

    3.

    Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.

    4.

    Основные элементы физической картины мира.

    Механика – 20 ч

    Кинематика – 10 ч

    5.

    Механическое движение и его виды.

    Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

    6.

    Способы описания механического движения.

    7.

    Скорость и перемещение точки при равномерном

     прямолинейном движении.

    8.

    Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Принцип относительности Галилея.

    9.

    Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость при движении с постоянным ускорением.

    10.

    Уравнение движения точки с постоянным ускорением.

    11.

    Свободное падение тел.  Движение тела под углом к горизонту. Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения»

    Падение тел в воздухе и в вакууме.

    12.

    Равномерное движение точки по окружности.

    13.

    Решение задач по кинематике.

    14.

    Контрольная работа № 1 по теме

    «Кинематика»

    Динамика – 8 ч

    15.

    Законы динамики. Первый закон Ньютона. Сила.

    Явление инерции.

    16.

    Законы динамики. Второй закон Ньютона.

    Лабораторная работа №2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

    Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона.

    17.

    Законы динамики. Третий закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

    Измерение сил. Сложение сил.

    18.

    Всемирное тяготение.  Силы всемирного тяготения. Предсказательная сила законов классической механики.

    19.

    Закон всемирного тяготения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

    20.

    Силы в природе: сила упругости, сила трения. Лабораторная работа №3 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

    Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения.

    21.

    Решение задач на законы Ньютона. Границы применимости классической механики.

    22.

    Контрольная работа  № 2 по теме

    «Динамика»

    Законы сохранения в механике – 2 ч

    23.

    Закон сохранения импульса. Лабораторная работа №4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»

    Реактивное движение.

    24.

    Кинетическая энергия.

    Второй триместр – 10 недель

    № п/п

    Тема урока

    Демонстрации

    Дата

    Механика – 12 ч

    Законы сохранения в механике – 12 ч

    25.

     Потенциальная энергия.

    26.

    Закон сохранения энергии в механике.

    Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

    27.

    Изменение энергии системы под действием внешних сил.

    28.

    Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

    29.

    Лабораторная работа №6 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела»

    30.

    Решение задач на законы сохранения импульса и механической энергии.

    31.

    Статика. Условия равновесия твердого тела.

    Условия равновесия тел.

    32.

    Условия равновесия твердого тела, имеющего ось вращения.

    33.

    Решение задач по статике.

    34.

    Решение задач на законы сохранения.

    35.

    Повторение и обобщение темы «Законы сохранения в механике»

    36.

    Контрольная работа № 3 по теме

    «Законы сохранения в механике»

    Молекулярная физика – 8 ч

    Основы МКТ идеального газа – 8 ч

    37.

    Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства.

    Механическая модель броуновского движения.

    38.

    Основные положения МКТ. Модель идеального газа.

    39.

    Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

    40.

    Давление газа. Основное уравнение МКТ.

    41.

    Решение задач на основное уравнение МКТ.

    42.

    Температура и тепловое равновесие.

    43.

    Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

    44.

    Измерение скоростей молекул газа.

    Третий триместр – 12 недель

    № п/п

    Тема урока

    Демонстрации

    Дата

    Молекулярная физика – 19 ч

    Основы МКТ идеального газа – 5 ч

    45.

    Уравнение состояния идеального газа.

    46.

    Газовые законы.

    Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

    47.

    Решение задач на газовые законы.

    48.

    Повторение темы «Основы МКТ идеального газа».

    49.

    Контрольная работа № 4 по теме

    «Основы МКТ идеального газа»

    Термодинамика – 14 ч

    50.

    Насыщенный пар. Влажность воздуха. Решение задач на расчет влажности воздуха.

    Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра.

    51.

    Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха»

    52.

    Поверхностное натяжение жидкости. Лабораторная работа №8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости»

    Явление поверхностного натяжения жидкости.

    53.

    Кристаллические и аморфные тела.

    Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов.

    54.

    Внутренняя энергия.

    55.

    Работа в термодинамике.

    56.

    Количество теплоты.

    57.

    Лабораторная работа №9 «Измерение удельной теплоты плавления льда»

    58.

    Решение задач на расчет количества теплоты.

    59.

    Первый закон термодинамики.

    60.

    Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.

    61.

    Принципы действия и КПД тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

    Модели тепловых двигателей.

    62.

    Повторение темы «Термодинамика»

    63.

    Контрольная работа № 5 по теме

    «Термодинамика»

    Электродинамика – 5 ч

    Электростатика – 5 ч

    64.

    Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

    Электрометр.

    65.

    Закон Кулона. Решение задач на закон Кулона.

    66.

    Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

    67.

    Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Потенциал и разность потенциалов.

    Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.

    68.

    Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия конденсаторов.

    Энергия заряженного конденсатора.

    Дополнительная литература для учителя:

    1. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2002.
    2. Кирик Л.А. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: «Илекса», 2006
    1. Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
    2. Марон Е.А., Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 10 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008
    3. Шилов В.Ф. Физика: 10-11 кл.: поурочное планирование: книга для учителя – М.: Просвещение, 2007

    Дополнительная литература для учащихся:

    1. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. – М: АРКТИ, 2001.
    2. Экспериментальные физические задачи / авт.-сост.: С.В. Турунтаев, Ю.В. Москалёв, И.Ю. Гущин, А.Л. Яковлев – Ярославль, 2006.
    3. Самойленко П.И. Физика в кроссвордах – М.: Дрофа, 2004.
    4. ЕГЭ 2012. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. М.Ю.Демидова, И.И.Нурминский. – М.: Эксмо, 2012.

    Интернет - ресурсы:

    1. Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ http://www.edu.ru/moodle/
    2. Астрофизический портал http://www.afportal.ru/
    3. Готов к ЕГЭ http://www.gotovkege.ru/testfiz.html
    4. Физика. Самотестирование http://barsic.spbu.ru/www/tests/index.html
    5. ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/436.html

    Требования к уровню подготовки обучающихся 10-х классов

    В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

    знать/понимать

    1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,  волна, атом;
    2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
    3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
    4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

    уметь

    1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
    2. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
    3. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетик;
    4. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
    2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
    3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

    Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

    Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс

    Программа  может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....

    Рабочая программа 11 класс Семакин базовый уровень

    Рабочая программа 11 класс Семакин (базовый уровень)...

    Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

    Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин...

    Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 8 класс (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. УМК « Enjoy English») 4 часа в неделю

    Рабочая программа составлена на основе:- государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (английский язык);- примерной программы по учебному предмету Иностранный яз...

    Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 8 класс (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. УМК « Enjoy English») 4 часа в неделю

    Рабочая программа составлена на основе:- государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (английский язык);- примерной программы по учебному предмету Иностранный яз...

    Рабочая программа курса «География. Землеведение» (базовый уровень) 6- класс с региональным компонентом

    Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса «География.  Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч). по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О...