Главные вкладки

    Рабочая программа по физике. 11 кл (базовый уровень)
    рабочая программа по физике (11 класс) по теме

    Сначева Надежда Ивановна

    Рабочая программа по физике 11 класс (базовый уровень) по УМК Мякишева Г.Я. Календарно-тематическое планирование и программные демонстрации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma-fizika-11_kl.doc151.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «ГИМНАЗИЯ»

    Рассмотрено на заседании кафедры предметов естественно-математического цикла

    Протокол №___    от______________20__г.      

    Одобрено на заседании

     НМС гимназии

            Протокол №____                от______________20___г.      

    Утверждено

    приказом директора гимназии

    №______        от___________20___г.    

    Рабочая программа

    учебного курса физики

    11 В класс, 11 А класс

    базовый  уровень

    Учитель

    Сначева Н.И.

    2011-2012 учебный год

    г. Полярный

    Пояснительная записка

             Рабочая программа учебного курса по физике в 11 В и 11 А классах составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 5 марта 2004 г. № 1089);  Примерной программы среднего (полного)  общего образования по физике, базовый уровень, авторской программы Г.Я. Мякишева для базового уровня; с учетом рекомендаций «Итогового аналитического отчета о результатах ЕГЭ 2011 г.»

            Учебно-методический комплект:

    1. Мякишев Г.Я. Физика: учебн. Для 10 кл общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17-е изд., перераб. и доп. – М.: Провсещение, 2008
    2. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильн. уровни/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008
    3. Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика – М.: Просвещение, 1989
    4. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Физика 11 класс. Дидактические материалы». «Дрофа» Москва 2005
    5. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профил. уровни: для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Парфентьева – М.: Просвещение, 2007

    Цели обучения:

    1. освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых  явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
    2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, для решения физических задач;
    1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
    2. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
    3. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Задачи обучения:

    1. формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
    2. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
    3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
    4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
    5. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
    6. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
    7. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    Учебный процесс организован по классно-урочной системе.

    Федеральный базисный учебный  план на изучение физики  отводит 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 учебных  часа  в неделю, региональный учебный план -  68 часов  (34 учебных недели):

                     1 триместр – 12 учебных недель – 24 ч,

     2 триместр – 10 учебных недель – 20 ч,

     3 триместр – 12 учебных недель – 24 ч.

    Основное содержание (68 ч)

    Электродинамика (30 ч)

    Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

    Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

    Законы распространения света. Оптические приборы.

    Демонстрации

    Электроизмерительные приборы.

    Магнитное взаимодействие токов.

    Отклонение электронного пучка магнитным полем.

    Магнитная запись звука.

    Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

    Свободные электромагнитные колебания.

    Осциллограмма переменного тока.

    Генератор переменного тока.

    Излучение и прием электромагнитных волн.

    Отражение и преломление электромагнитных волн.

    Интерференция света.

    Дифракция света.

    Получение спектра с помощью призмы.

    Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

    Поляризация света.

    Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

    Оптические приборы

    Лабораторные работы

    Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

    Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

    Измерение элементарного заряда.

    Измерение магнитной индукции.

    Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

    Измерение показателя преломления стекла.

    Квантовая физика и элементы астрофизики (28 ч)

    Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

    Планетарная модель атома.  Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

    Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

    Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

    Демонстрации

    Фотоэффект.

    Линейчатые спектры излучения.

    Лазер.

    Счетчик ионизирующих частиц.

    Лабораторные работы

    Наблюдение линейчатых спектров.

    Резерв  (10 ч)

    Тематическое планирование

     

    всего

    I триместр

    II триместр

    III триместр

    из них

    из них

    из них

    к/р

    л/р

    к/р

    л/р

    к/р

    л/р

    Электродинамика

    30

    24

    3

    6

    6

    1

    -

    Законы постоянного тока.

    7

    7

    1

    3

    Магнитное поле. Магнитная индукция.

    7

    7

    1

    1

    Электромагнитные колебания и волны.

    7

    7

    1

    -

    Оптика.

    9

    3

    -

    2

    6

    1

    -

    Квантовая физика и элементы астрофизики

    28

    14

    1

    1

    14

    1

    -

    Световые кванты.

    4

    4

    -

    -

    Атомная физика

    6

    6

    1

    1

    Физика атомного ядра.

    12

    4

    8

    1

    -

    Элементы астрофизики.

    6

    6

    Резерв

    10

    10

    68

    24

    3

    6

    20

    2

    1

    24

    1

    -

                    Резерв учебного времени используется для обобщающего повторения в 11 классе, которое не                         предусмотрено в примерной программе. Необходимость обобщающего повторения обусловлена                 тем, что выпускники классов, изучающих физику на базовом уровне,  сдают ЕГЭ по физике.

    Поурочное планирование

    Первый триместр – 12 недель

    № п/п

    Тема урока

    Демонстрации

    Дата

    Электродинамика – 24 ч

    Законы постоянного тока – 7 ч

    1.

    Электрический ток. Закон Ома для участка цепи

    2.

    Лабораторная работа № 1 «Измерение электрического сопротивления с помощью омметра».  Электрические цепи. Лабораторные опыты  «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

    3.

    Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Лабораторная работа № 2 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

    4.

    Работа и мощность постоянного тока.

    5.

    Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Электрический ток в полупроводниках. Электрический ток в газах. Плазма.

    6.

    Закон электролиза. Лабораторная работа № 3 «Измерение элементарного заряда».

    7.

    Контрольная работа № 1

    «Законы постоянного тока»

    Магнитное поле. Электромагнитная индукция. – 7 ч

    8.

    Магнитное поле тока. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера.

    Электроизмерительные приборы.

    Магнитное взаимодействие токов.

    9.

    Лабораторная работа № 4 «Измерение магнитной индукции».

    10.

    Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца.

    Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука.

    11.

    Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

    Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

    12.

    Энергия магнитного поля тока.

    13.

    Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

    14.

    Контрольная работа № 2

    «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

    Электромагнитные колебания и волны – 7 ч

    15.

    Свободные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний.

    16.

    Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

    Свободные электромагнитные колебания.

    17.

    Переменный электрический ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

    Осциллограмма переменного тока.

    Генератор переменного тока.

    18.

    Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.

    Излучение и прием электромагнитных волн.

    Отражение и преломление электромагнитных волн.

    19.

    Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

    20.

    Повторение темы «Электромагнитные колебания и волны»

    21.

    Контрольная работа № 3

    «Электромагнитные колебания и волны».

    Оптика – 3 ч

    22.

    Законы распространения света.

    Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

    23.

    Линза. Формула тонкой линзы. Лабораторная работа № 5 «Измерение показателя преломления стекла»

    24.

    Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Лабораторная работа № 6 «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза».

    Оптические приборы

    Второй триместр – 10 недель

    № п/п

    Тема урока

    Демонстрации

    Дата

    Электродинамика – 6 ч

    Оптика – 6 ч

    25.

    Волновые свойства света. Интерференция света.

    Интерференция света. Поляризация света.

    26.

    Дифракция света. Дифракционная решетка.

    Дифракция света. Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

    27.

    Дисперсия света.

    Получение спектра с помощью призмы.

    28.

    Контрольная работа № 4

    «Оптика»

    29.

    Постулаты теории относительности.

    30.

    Полная энергия. Связь массы и энергии.

    Квантовая физика и элементы астрофизики – 14 ч

    Световые кванты – 4 ч

    31.

    Гипотеза Планка о квантах. Фотоны.

    32.

     Фотоэффект. Теория фотоэффекта

    Фотоэффект.

    33.

    Применение фотоэффекта.

    34.

    Решение задач на фотоэффект.

    Атомная физика – 6 ч

    35.

    Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

    36.

    Квантовые постулаты Бора. Трудности теории Бора.

    37.

    Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

    38.

    Лазеры. Лабораторная работа № 7 «Наблюдение линейчатых спектров».

    Линейчатые спектры излучения. Лазер.

    39.

    Повторение тем «Световые кванты» и «Атомная физика».

    40.

    Контрольная работа № 5

    «Световые кванты. Атомная физика».

    Физика атомного ядра – 4 ч

    41.

    Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

    Счетчик ионизирующих частиц.

    42.

    Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

    43.

    Закон радиоактивного распада.

    44.

    Строение атомного ядра. Ядерные силы.

    Третий триместр – 12 недель

    № п/п

    Тема урока

    Демонстрации

    Дата

    Квантовая физика и элементы астрофизики – 14 ч

    Физика атомного ядра – 8 ч

    45.

    Дефект массы и энергия связи ядра.

    46.

    Ядерные реакции. Решение задач на ядерные реакции.

    47.

    Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

    48.

    Ядерный реактор. Ядерная энергетика.

    49.

    Термоядерные реакции.

    50.

    Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.

    51.

    Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

    52.

    Контрольная работа № 6

    Физика атомного ядра.

    Элементы астрофизики – 6 ч

    53.

    Солнечная система. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

    54.

    Солнце. Внутреннее строение Солнца.

    55.

    Звезды и источники их энергии.

    56.

    Эволюция звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

    57.

     Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

    58.

    Строение и эволюция Вселенной.

    59. – 68.

    Резерв (10 ч)

    Дополнительная литература для учителя:

    1. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2002.
    1. Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика – М.: Просвещение, 1989
    2. Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
    3. Марон Е.А., Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 11 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008
    4. Шилов В.Ф. Физика: 10-11 кл.: поурочное планирование: книга для учителя – М.: Просвещение, 2007

    Дополнительная литература для учащихся:

    1. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. – М: АРКТИ, 2001.
    2. Экспериментальные физические задачи / авт.-сост.: С.В. Турунтаев, Ю.В. Москалёв, И.Ю. Гущин, А.Л. Яковлев – Ярославль, 2006.
    3. Самойленко П.И. Физика в кроссвордах – М.: Дрофа, 2004.
    4. ЕГЭ 2011. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. М.Ю.Демидова, И.И.Нурминский. – М.: Эксмо, 2011.

    Интернет - ресурсы:

    1. Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ http://www.edu.ru/moodle/
    2. Астрофизический портал http://www.afportal.ru/
    3. Готов к ЕГЭ http://www.gotovkege.ru/testfiz.html
    4. Физика. Самотестирование http://barsic.spbu.ru/www/tests/index.html
    5. ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/436.html

    Требования к уровню подготовки выпускников

    В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

    знать/понимать

    1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
    2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
    3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
    4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

    уметь

    1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
    2. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
    3. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
    4. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
    2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
    3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

    Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

    Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс

    Программа  может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....

    Рабочая программа 11 класс Семакин базовый уровень

    Рабочая программа 11 класс Семакин (базовый уровень)...

    Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

    Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин...

    Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 8 класс (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. УМК « Enjoy English») 4 часа в неделю

    Рабочая программа составлена на основе:- государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (английский язык);- примерной программы по учебному предмету Иностранный яз...

    Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 8 класс (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. УМК « Enjoy English») 4 часа в неделю

    Рабочая программа составлена на основе:- государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (английский язык);- примерной программы по учебному предмету Иностранный яз...

    Рабочая программа курса «География. Землеведение» (базовый уровень) 6- класс с региональным компонентом

    Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса «География.  Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч). по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О...