Главные вкладки

    Урок физики в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.
    методическая разработка по физике (7 класс) по теме

    Чернорубашкина Татьяна Александровна

     

     Конспект и презентация урока в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ( Повторительно-обобщающий (урок-соревнование).)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

    «Большелычакская средняя общеобразовательная школа» Фроловского  муниципального района

    Волгоградской области.

    Урок:     ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.

                                                                            «Мы обязаны Архимеду фундаментом

                                                                                            учения о равновесии жидкостей.»

    Ж.Лагранж

    Тип урока: повторительно-обобщающий.

    Цель  урока: рассмотреть физические основы плавания  тел, судов, воздухоплавания.

    Задачи урока:

    1.Познакомить учащихся  с условиями плавания судов, воздухоплавания и с историей развития отраслей судостроения и воздухоплавания 

    2.Прививать культуру умственного труда, развивать познавательный интерес к предмету.

    3.Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

    УМК:  Физика: Учебник для 7  класса /  Под ред. А.В. Перышкин – М. ДРОФА ,  2010

    Оборудование:  мультимедийный  проектор ,   компьютер., воздушные шары с гелием , модель кораблика, набор тел разной плотности, сосуд с водой, с солёной водой, прибор «Мыльные пузыри», яйца, стаканы

    Дидактический материал:  компьютерная презентация к уроку

    приложение 1, презентации команд приложение 2,3,4;

    карточки  к конкурсу « Морской бой.»

    Демонстрация.

    1.На примере воздушных шариков  ,  заполненных гелием, объяснить причину их поведения.

    2.Демонстрируется опыт по плаванию модели  кораблика.

    3 Демонстрация .  Плавание тел в жидкостях разной плотности.

    4.Компьютерный эксперимент (анимации)1).Плавание тел  разной  плотности   2)Плавание подводной лодки,  3)Плавание  водолаза.4) Корабль без груза и с грузом.

    Структура урока.

    №        

    Этапы урока        

    Деятельность учителя        

    Деятельность ученика        

    Время (мин)

    1

    Введение.

    Сообщение

    Слайд №1

    Запись темы урока в тетради.

    2

    2

     Конкурс «Презентации».  

    Слайд№2

    презентаций учащихся .

     Три представителя команд представляют защиту, свей работы  по заданной теме, (презентации) проводят эксперименты

    -с воздушным шариком заполненным гелием

    - плавание кораблика (детская игрушка) - плавание  тел разной плотности

    15

    3

     Конкурс «Эрудит».

    Слайды №3-12 презентации к уроку

    Выполняют задания.

    Отвечает команда,  первая поднявшая руку.

    5

    4

    Конкурс  «Экологический»

    Даёт задание

    Слайды№13-14 презентации к уроку

    Отвечает представитель от каждой команды

    4

    5

    Задачи на смекалку

    Слайды №15-18

    презентации к уроку

    Решают качественные задачи . Отвечает представитель от каждой команды

    4

    6

    Физкультминутка.

    2

    7

    Конкурс   «Подумай!».

    Слайды №19-22презентации к уроку

    Обсуждают ,  высказывают своё мнение.

    4

    8

    Конкурс   Морской бой  

    Карточки с задачами раздаёт каждой команде Слайд№23

    Решают  расчётные задачи  в тетрадях .

    4

    9

    Домашнее задание

    Запись на доске.

    Записывают д./З.

    1

    10

    Итоги урока

    Подводит итоги

    Слайд№24

    3

                                                                Ход урока:

    1.Введение  Урок проводится в форме  соревнования  между тремя командами: “Мореплаватели” ,  “Воздухоплаватели”   и «Учёные» ,

    конкурсы оцениваются  жюри  (старшеклассники)   по 5-бальной шкале.

    Физика, одна из самых древнейших наук  о природе и,  тем не менее  одна из самых молодых!

    Здравствуй, физика, созданная великими учёными:

    Архимедом, Ньютоном, Ампером!

    Открой перед нами загадки физических явлений,

    Веди нас по пути увлекательных открытий по дороге знаний. Покажи нам уже завоеванные наукой рубежи  и горизонты современных поисков, веди нас в секреты  своих неразгаданных тайн.

     2. Конкурс «Презентации»    каждая команда представляет свою презентацию.   Приложение 2,3,4

    проводят эксперименты

    -с воздушным шариком заполненным гелием

    - плавание кораблика (детская игрушка)

     - плавание  тел разной плотности в воде

    3.Конкурс «Эрудит».  Приложение 1(жюри оценивает по баллам)

    1. сосуд,  который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон.  (Ванна)

    1 балл

    2) На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила?   (1 балл)

    3)В сосуде с водой плавает брусок изо льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает?

    2 балла

    4) Средняя плотность тела человека около 1 г/см3, т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут  в воде?  (5 баллов)

    (Чтобы не утонуть, человек должен погрузиться в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались, только рот и нос. Но такое равновесие очень хрупкое и достаточно вскинуть руку или поднять голову, чтобы оно нарушилось. Тогда рот и ноздри окажутся под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие и желудок.  Тело становится  тяжелее, и человек идет ко дну.)

    5)За одну минуту приведите примеры  использования закона Архимеда в мире живой природы

    ( Например:  плавательный пузырь у рыб. Он обладает заметной сжимаемостью, поэтому рыба легко меняет объем своего тела и, тем самым, среднюю плотность. Так рыба  регулирует глубину своего погружения: пузырь надут – всплывает, сжат – уходит на глубину.)

    кто больше наберёт слов -5 баллов

    6) Взгляните, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? (демонстрация опыта)

    3балла

    ( У подводной лодки есть специальные цистерны. Называются они – балластные. Когда лодка должна всплыть – они должны быть пусты, при погружении – их заполняют забортной водой. В случае ягоды винограда роль таких цистерн выполняют пузырьки воздуха, которыми покрыта эта ягода.)

     

    7)Черный ящик! В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в  каком – соленая. Что находится в черном ящике? 

    (4балла)

    демонстрация два стакана с пресной  водой и солёной водой, варёные яйца

    ( В черном  ящике находится  яйцо. Его плотность больше, чем у пресной воды, но меньше, чем у соленой. Поэтому  яйцо будет  плавать в стакане с соленой водой.)

    8)Почему мыльные пузыри поднимаются вверх? (действует архимедова сила)

    1 балл (Демонстрация с мыльными пузырями)

    4.Конкурс  «Экологический» приложение 1

    1.  Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных, надводных и воздушных транспортных средств.

    2. Предложить альтернативный транспорт.

    Примерными ответами на эти задания могут быть следующие:

    -1.Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и других обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.

    -2.Воздушный транспорт загрязняет воздух, создает шум, расходует кислород атмосферы и топливо. Тем самым экологическая обстановка также ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются аэростаты и дирижабли.

     5.Физминутка.

        Раз — мы встали . Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

    №6.Задачи на смекалку приложение 1

    Воздухоплаватели.

    1.С какой целью воздухоплаватели  берут с собой мешки с песком (балласт)?

     Ответ  Выбрасывая  балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар.

        2.В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар, заполненный горячим воздухом больше : в  холодную погоду или в тёплый солнечный день?

             Ответ Чем больше разница в плотностях воздуха и газа, заполняющего шар, тем    больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух    менее прогрет.

    Мореплаватели .

    1.Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море?

     Ответ.  Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила.

    2.Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела.  Труднее или легче будет опускаться лодке под воду?

    Ответ Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки

    Учёные.

         1.С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами?

    Ответ Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу.

     2.Кит, очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему?

             Ответ. На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает.

    7.Конкурс   «Подумай!»   приложение 1

    В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность, какого тела больше?

    Проведение  виртуального  эксперимента с помощью флэш-ролика «Плавание тел».

    В  атмосфере,  какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом?

    Ответ Атмосфера планеты  должна иметь плотность меньшую, чем плотность воздух  в шарике.

    Почему подводной   лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна.

    Ответ. Архимедова сила  не возникает в том случае , когда вода не проникает между лодкой и дном

    8.Конкурс   Морской бой   решение задач по группам

    Если задача решена правильно, то сбивается корабль, на пересечении, цифр, полученных в ответе. НАПРИМЕР, ответ 24 – сбит корабль, находящийся по горизонтали в точке 2, а  по вертикале – в точке 4.

    1. На какой глубине в пруду давление воды 200000 Па?  (20м)

    2. Определить высоту  ёмкости для хранения, давление  на дно 80000 Па.

    Плотность керосина 800 кг/м3 . (10м)

    3.Чему равна сила тяжести тела, масса  которого 4,5кг? (45Н)

    4. Определите вес парашюта, масса которого 9,4кг? (94Н)

    5.Камень объёмом  0,0051 м3   находится в воде. Определите выталкивающую силу, действующую на него.  (51Н)

    6.Вычислите выталкивающую силу, действующую на предмет объёмом 0,0027 м3  находящийся в воде. (27Н)

    7. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой камень, масса которого 7,2 кг? (плотность камня 2400 кг/м3  ,плотность воды 1000 кг/м3) (42Н)

    8. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой алюминиевый шар массой  5,4кг? (плотность алюминия 2700 кг/м3, плотность воды - 1000 кг/м3) (34Н)

                     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    0

    нечётные                                                                                    чётные

    9.Д. З.  § 51, 52, упр. 26 (1, 2).

    мини сочинение: “ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ БУДУЩЕГО”

    10.Итоги урока

    Жидкости на тело давят,

    Вверх его все поднимают,

    При этом силу создают,

    Что Архимедовой зовут!

    Ее считать умеем мы:

    Надо знать лишь вес воды,

    Что-то тело вытесняет -

    Все закон нам объясняет -

    Открыл его великий грек

    Ему имя - Архимед!

    ( жюри подводи итоги  после каждого конкурса, команда победителей получает  грамоту ), оценки выставляются всем .

    Используемые ресурсы и литература:

    1.Газета «Первое сентября», «Физика»2008-2010 годы.

    2.Книга для чтения по физике 7 – 8 классы/составитель И.Г.КирилловМ.; Просвещение ,1983.

    3.Сборник задач по физике 7-9кл/В.И.Лукашик; М.; Просвещение ,2003.

    4.Сборник качественных задач по физике /А.Е.Марон М.; Просвещение 2006.

    5.Интернет-ресурсы. 

    http://ru.wikipedia.org


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок-соревнование. 1 Тема урока: Плавание тел. Воздухоплавание . Мы обязаны Архимеду фундаментом учения о равновесии жидкостей. Ж.Лагранж

    Слайд 2

    1 . Конкурс «Презентации» . 2

    Слайд 3

    2 . Конкурс «Эрудит». 3

    Слайд 4

    На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила ? 1 балл 4

    Слайд 5

    C осуд , который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон. 1 балл (Ванна) 5

    Слайд 6

    В сосуде с водой плавает брусок из льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает? 2 балла 6

    Слайд 7

    Средняя плотность тела человека около 1 г/см 3 , т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут в воде? 3 балла 7

    Слайд 8

    За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы. кто больше наберёт слов 5 баллов 8

    Слайд 9

    Как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? 3балла 9

    Слайд 10

    Черный ящик! В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в каком – соленая. Что находится в черном ящике? ( 4балла 10

    Слайд 11

    «Белый айсберг плывет по волне, в океан погруженный для верности. На три четверти он в глубине и на четверть всего на поверхности», - такие строчки написал поэт М. Матусовский . Какую ошибку допустил поэт с точки зрения физики? 11

    Слайд 12

    12 Почему мыльные пузыри поднимаются вверх? ( 1 балл )

    Слайд 13

    3.Конкурс «Экологический» 13

    Слайд 14

    Задания. 1. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных , надводных и воздушных транспортных средств. 2. Предложить альтернативный транспорт. 14

    Слайд 15

    №4.Задачи на смекалку 15

    Слайд 16

    Воздухоплаватели. 1.С какой целью воздухоплаватели берут с собой мешки с песком (балласт)? Ответ Выбрасывая балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар. 2.В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар , заполненный горячим воздухом больше в холодную погоду или в тёплый солнечный день? Ответ Чем больше разница в плотностях воздуха и газа , заполняющего шар, тем больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух менее прогрет. 16

    Слайд 17

    Мореплаватели . 1.Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море? Ответ Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила. 2.Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела. Труднее или легче будет опускаться лодке под воду? Ответ Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки 17

    Слайд 18

    Учёные. 1.С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами? Ответ Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу. 2.Кит , очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему? Ответ На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает. 18

    Слайд 19

    5. Конкурс «Подумай!». 19

    Слайд 20

    В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность какого тела больше? A B C Парафин Медь Сосна Масло машинное ПОДУМАЙ ! 20

    Слайд 21

    В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом? Ответ Атмосфера планеты должна иметь плотность меньшую, чем плотность воздуха в шарике. ПОДУМАЙ ! 21

    Слайд 22

    ПОДУМАЙ ! Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна. Ответ . Архимедова сила не возникает в том случае ,когда вода не проникает между лодкой и дном. 22

    Слайд 23

    Конкурс 5 Морской бой 1 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2  3 4   5  6 7 8 9 0 23

    Слайд 24

    Жидкости на тело давят, Вверх его все поднимают, При этом силу создают, Что Архимедовой зовут! Ее считать умеем мы: Надо знать лишь вес воды, Что-то тело вытесняет - Все закон нам объясняет - Открыл его великий грек Ему имя - Архимед! Итог урока. 24


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"

    Урок изучения нового материала с использованием групповой экспериментальной работы....

    презентация к уроку в 7 классе по теме"плавание тел"

    презентация выполнена в виде сказки в стихах....

    Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"

    Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...

    Материалы к уроку на тему:"Плавание судов. Воздухоплавание." (7 класс).

    Данный материал содержит конспект по теме «Плавание судов. Воздухоплавание»,вопросы по данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта..Конспект может быть использован на уроках...

    Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".

    Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...

    Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"

    Интегрированный урок по физике в 7 классе на тему "Все ли тела плавают?". Цель урока: Экспериментально вывести условия плавания тел...


     

    Комментарии

    Калашникова Любовь Михайловна

    Очень хорошая работа! Интересный урок.